Азиатские записки. Пик Ленина.

Пишет robinsya, 19.12.2006 12:32

Материал опубликован в "РИСК онсайт", № 21.

Азиатские записки. Пик Ленина. (Альпинизм, памир, asia travel, горы)

Вспоминая поезд Москва-Ташкент, так и хочется сказать: «Летайте самолетами «Аэрофлота»» (с). Ночь, день, ночь… и вы попадаете в совершенно иной пространственно-временной континиум – «корабли пустыни», скачущий на фоне закатного солнца конь, «газик», покрашенный в золотой (!!!) цвет… На границе, безусловно, сделают большие глаза, увидев, что в июле вы везете с собой лыжи, и конечно, попросят разворошить баул, чтобы поглядеть и даже примерить пластиковые ботинки и кошки…

Подъезды

На самом деле в Ош (а именно через эти воздушные ворота теперь проще всего попасть в базовый лагерь пика Ленина) летает «S7» (бывшая «Сибирь») и азиатская компания «Алтын-Эйр». Но если вы все же решитесь ехать через казахские степи на поезде в Узбекистан, приготовьтесь встретиться с неизменными карманниками на входе в поезд. Мы еще не успели отправиться с Казанского вокзала столицы, как я осталась без мобильника, лежавшего в застегнутом кармане куртки… Ветровка при этом была на мне, как ни странно. К счастью, телефон оказался единственной потерей этого путешествия. Все остальное – приобретения!

Ночь, день, ночь… и вы попадаете в совершенно иной пространственно-временной континиум – «корабли пустыни», скачущий на фоне закатного солнца конь, «газик», покрашенный в золотой (!!!) цвет… На границе, безусловно, сделают большие глаза, увидев, что в июле вы везете с собой лыжи, и конечно, попросят разворошить баул, чтобы поглядеть и даже примерить пластиковые ботинки и кошки… Но если не нарываться, вы спокойно преодолеете кордоны, отделяющие вас от Ташкента – туристов пограничники-таможенники не трогают, благо, среди других пассажиров гораздо больше интересных им персонажей.

Но Ташкент – далеко не конечный пункт вашего путешествия, если ваша цель – взойти на пик Ленина.
В Базовый Лагерь на Луковой поляне (здесь, на высоте 3800 м расположился лагерь компании Asia-Travel, остальные базы – в нескольких километрах езды вниз, на высоте 3600 м) можно попасть двумя классическими маршрутами: через Бишкек/Ош или Ташкент. Про «самолетный» путь в Ош мы уже сказали. Из Бишкека путь в лагерь также пройдет через этот город. Другое дело, что железнодорожного сообщения здесь нет. Придется воспользоваться заказанным через фирму транспортом или частным извозчиком.
Ангренское водохранилище.
Путь из Ташкента пролегает через живописную Ангренскую долину и перевал Камчик (2170 м), который ведет из основной части Узбекистана в Ферганскую долину. И сама Ферганская долина, жемчужина в культурной короне Узбекистана. Коканд – бывшая столица Кокандского ханства или Маргилан – «шелковая» столица страны. Эти города достойны того, чтобы не только проехать мимо, но и заглянуть в них, побывать в дворце Худояр-хана или на фабрике «Едгорлик» (где через века пронесли и сохранили процесс ручного шелкопроизводства), глянуть, как кокон обваривают в кипятке, разматывают, окрашивают вручную.
Восточный базар – место, куда просто необходимо заехать человеку, никогда не бывавшему в Азии. Сладости, фрукты, пряности… царство вкусов и запахов – аромат Средней Азии.
Лагерь Талдык.
Из Узбекистана дорога приведет вас в киргизский город Ош. Оттуда ваш путь – в Памирские горы… Воистину киргизы называют дорогой то место, где собираются проехать. И чем дальше в горы, ближе к Алайскому хребту, тем дорога будет хуже. Пожалуй, лучший участок – в районе перевала Талдык (3600 м), не доезжая до которого Asia-Travel поставила свой юртовый лагерь – здесь отдыхают в пути клиенты фирмы, сюда спускаются – отдохнуть и восстановиться – ее сотрудники. Очень красивое место посреди облепиховой рощи.

Подъезды к Заалайскому хребту, в район Ачик-Таш, вообще сложно назвать дорогой… Путешественники приезжают сюда на «Урале», «КАМАЗе» или каком-нибудь джипе… Уже на обратном пути после часовой стоянки из-за поломки авто, во время которой нашему попутчику – альпинисту из Омска Георгию Регэцию – пришлось помахать орудием труда пролетариата, «дядя Жора» признался в любви автомашинам, которые можно ремонтировать кувалдой… А водителям такой техники, отправляющимся в путь в ночь – потому что клиентам надо срочно (!!!), можно просто памятник ставить при жизни. Кстати, у одного из водителей даже прозвище соответствующее – Зверюга…
Впрочем, болтанку на последних километрах пути к Базовому лагерю изрядно компенсируют виды, которые открываются из окон машины на подъездах к мосту через Кызылсу – красную реку.
Типичный азиатский транспорт.
Гипотетически на Луковую поляну, на которой действительно в изобилии растет лук, можно залететь вертолетом… если есть много денег… Базируется вертолет в Бишкеке и перегон его оттуда стоит почти 2000 за полетный час, долларов, разумеется. За такие сумасшедшие деньги проще в Непал съездить, чем залететь под пик Ленина. Но на экстренный случай вызвать вертушку возможность есть. Сейчас в Киргизии на гражданские нужды работает два вертолета (после прошлогоднего падения вертушки на Иныльчеке российский МЧС подарил коллегам другую машину). Но на крайний случай есть военная авиация, и в случае серьезного ЧП связаться с военными можно.

Что еще нужно отметить тем, кто хочет без проблем путешествовать по Азии?.. Пожалуй, если вы не российский подданный, стоит учесть, что после развала Союза в Средней Азии появились границы… Многие иностранцы считают, что если есть Киргизская виза, то все в порядке.
Но если по каким-то причинам восхождение не получилось, но есть желание увидеть что-то кроме пика Ленина, что делать? Ехать по древним азиатским городам, конечно! Но проблема в том, что не сделав, например, узбекскую визу заранее, в Бишкеке быстро ее не получить! И в Бухару или Самарканд тогда вы не попадете. Наглядный пример – мои словенские знакомые просидели неделю в Оше, не имея возможности выехать в сколь бы то ни было живописные места! Уехав на 7 дней раньше меня из лагеря, они вылетели со мной в Москву одним рейсом. Очень обидно!
К счастью, визовые проблемы пока не распространяются на россиян. Но в этом мире все меняется быстро, так что советую перед поездкой уточнить все детали в фирме, через которую вы заказываете трансфер.

Лагерь на Луковой поляне

Азиатские записки. Пик Ленина. (Альпинизм, памир, asia travel, горы)
Строительство юрты в Базовом лагере.
Сейчас на Памире жесткая конкуренция. Тех, кто продает программы на пик Ленина – очень много. Это не значит, конечно, что у них здесь есть собственные лагеря. Существует масса посредников, и об этом потенциальным путешественникам лучше помнить! Серьезно здесь работают 4 фирмы, которые пытаются поддерживать инфраструктуру лагерей и обслуживать клиентов на должном уровне.
На этот сезон родным домом под пиком Ленина для меня стала база компании Asia Travel на Луковой поляне. Под крышей юрты этой фирмы я провела 20 дней, подружилась с командой лагеря и отпраздновала свой день рождения дискотекой в Лагере 1 на высоте 4400 (по новым данным Лагерь 1 на морене ледника Ленина «приподнялся» на 200 метров). Кстати, самый высокий в СНГ юртовый лагерь – как раз на высоте 4400 – это ABC Asia-Travel. Выше юрты пока не затащил никто.
Начальник базового лагеря фирмы – Виктор Артамохин – рассказал мне, что компания Asia-Travel родилась в недрах ташкентской секции горного туризма. После развала Союза руководство попыталось заработать денег для клуба. Начали традиционно, с промальпа. Но затем решили зарабатывать тем, что было бы хорошо и для сотрудников фирмы. Сейчас о промальпе уже речи нет – очень много программ: городские туры, трекинги. В Узбекистане: Великий шелковый путь, древние города и другие маршруты по всей Средней Азии.

Asia-Travel обслуживает два больших лагеря: на Луковой поляне под пиком Ленина и совместный с фирмой «Альп-Навруз» – на поляне Москвина, под пиком Коммунизма. Также гиды возят группы на Музтаг-Ату, в Фанские горы….
За счет фирмы существует и горный клуб. Это позволяет привлекать молодежь, проводить занятия, тренировки и выезды в горы.
Чтобы компания могла легально работать в горах Памира, создали «ИркештамТур» – дочернее предприятие в Киргизии. Так что те, кто обещает клиентам Asia-Travel проблемы в лагере, связанные с тем, что «фирма-то узбекская», не правы.
По словам Виктора Артамохина, лагерь на Луковой поляне – это часть истории его жизни: «Когда я пришел в клуб туристов, мы ходили на пик Ленина, из МАЛа, практически бездействующего ныне. Однажды мы вдвоем спустились с горы на Луковую, вымотавшиеся, голодные, и нашли оставленную нами ранее в камнях заброску. Мы сидели и думали, какое шикарное место – Луковая поляна – здесь бы лагерь поставить! Тогда мы не могли себе представить, что когда-нибудь идея воплотится в реальность. Но оказалось, что это – вопрос времени».
Азиатские записки. Пик Ленина. (Альпинизм, памир, asia travel, горы)
Лагерь 1 на высоте 4400 м.
Поначалу Базовый лагерь был небольшой. Стояли палатки, кухня. Люди уходили наверх, там ничего не было оборудовано. Но конкуренция заставляет развиваться… На сегодняшний день Лагерь 1 – наверное, даже более продвинутый, чем база на Луковой поляне. Потому что 2003 году сотрудники Asia-Travel затащили наверх казахскую юрту (настолько большую, что пришлось разрубить огромный тундук (купольная часть юрты), чтобы занести ее наверх). На следующий сезон – затащили еще одну. Там, может, нет туалетов со смывными бачками, как в Базовом лагере, посетовал Виктор Артамохин… Но в остальном созданы комфортные условия для отдыха между выходами на гору.
Правда, в непогоду и большая юрта не может вместить всех желающих погреться у печки (в этом году под пик Ленина приехали около 200 клиентов фирмы из 20 стран) – так что есть планы в следующем сезоне занести наверх еще одну юрту.

Для Виктора Артамохина оба лагеря (Базовый и ABC) – как родные дети, просто у них разные цели. В Лагере 1 – жизнь кипит, люди приходят-уходят, в юрте дискотека, пивной день по пятницам, спутниковый телефон, интернет. Приходят клиенты из других лагерей, и народ отсюда иногда не хочет спускаться на отдых в Базовый лагерь.

Сезон

Сезон здесь скоротечный. В базовые лагеря люди начинают заезжать в конце июня. Разъезжаются – в конце августа, начале сентября.
Пик Ленина
Этот год на Памире уникальный – три недели простояла ясная погода. Восходителям радость. А киргизы, конечно, хватались за голову – дождей нет, жители Алайской долины остались без кормов.
Более привычная погода здесь – недельное окно, в которое пытаются успеть залезть восходители… Этим летом на вершину первые клиенты Asia-Travel зашли 17 июля. А всего на вершине пика в этом сезоне побывали около 100 человек.

Безопасность

От погоды зависит, сколько приехавших восходителей поднимется на вершину. В этом сезоне не взошли только больные и ленивые, точно… И если не было ошибок в тактике акклиматизации, подготовке или каких-нибудь нелепых случайностей, можно было почти гарантировать, что человек рано или поздно взойдет на вершину! А вот в прошлом году процент взошедших был очень маленький (всего человек 15-20), стояла непогода.

Но проблема в том, что многие воспринимают пик Ленина как «простой» семитысячник. Ничего подобного. Технически гора, конечно, проще, чем пик Коммунизма или Хан. Но основная масса приезжающих сюда – это желающие попробовать себя в альпинизме более серьезного уровня, однако при этом многие из них не имеют необходимого снаряжения…
Вопросы безопасности в районе пика Ленина стоят очень остро еще и потому, что далеко не все фирмы, приглашающие сюда людей, могут обеспечить спасработы и спуск травмированного или заболевшего человека вниз. Самая большая и профессиональная команда годов – 12 человек – пока что у Asia Travel. Другие лагеря таким количеством профессиональных альпинистов не располагают.

Для команды лагеря залог спокойствия – чтобы клиенты воспринимали рекомендации по безопасности, дабы не получилось, как в прошлом году, когда погиб иранский альпинист, а его группа отправилась на спуск, оставив его в палатке...
По мнению гидов, самые послушные клиенты – россияне. Они обычно слушают советы по тактике восхождения. Иностранцы – не всегда. Приверженность легкому стилю, разумеется, внушает уважение. Но далеко не все оказываются готовы идти на гору без должной акклиматизации. Яркий пример: немецкая команда Diamir в прошлом году… Приехали 20 человек, со своим гидом, сильным восходителем. Взошло всего трое – не акклиматизировались нормально, сразу по приезду пошли наверх, пережидали непогоду… Как итог – неуспех команды в целом.
И таких историй масса. Почти то же самое случилось с французами. Они дошли до 6100, переночевали и спустились, поняв, что вверх идти нет сил… Они уже собирались уезжать – мол, не получилось… Еле убедили их сходить на Луковую поляну, отдохнуть и попытаться снова. Шестеро решились – и взошли на вершину!

Виктор Артамохин говорит, что на горе нет своих и чужих клиентов. Иногда приходится помогать и «ничьим клиентам». Хотя вот что делать, если даже группа человека бросила? Гиды Asia-Travel иранца в прошлом году сами спускали. Спускали также иностранца, который сам по себе был. Выхаживали его.
К счастью, за 11 лет работы лагеря эпизод с иранцем был единственным, когда человека кинули на произвол судьбы его же друзья.

Традиции

В Азии очень популярно понятие «гость». Гостя всегда посадят на самое почетное место в юрте – напротив дверей. И сделают все, чтобы доставить ему удовольствие.
Азиатские записки. Пик Ленина. (Альпинизм, памир, asia travel, горы)

И в лагере на Луковой поляне восходители на пик Ленина могут почувствовать себя гостями – когда вечером, после спуска на базу, команда лагеря вваливается в столовую-юрту, чтобы поздравить победителя с восхождением сертификатом и настоящим тортом, свежеиспеченным поварами!
Еще одна традиция – провожать и встречать тех, кто пришел с горы или уезжает вниз. Заручившись обещанием, что я снова приеду в лагерь на Луковой, все (!) сотрудники, которые оставались на базе, махали нашей машине. Честное слово, уезжать не хотелось!

Будни

Азиатские будни сотканы из неповторимых деталей – дикого лука, тканых ковров, вкуснейшего плова, песен акына. Этот мир притягивает любознательных путешественников, как магнит.
Дни, проведенные в лагере под пиком Ленина никак нельзя назвать грустными. Здесь традиционно собирается очень веселая компания. Приятно встретить старых знакомых. Новых тоже найти не сложно – люди здесь, как правило, доброжелательные! Некоторые приезжают сюда далеко не в первый раз.
Пик XIX Партсъезда.
Этим летом в Базовом лагере я встретила польского альпиниста, у которого в прошлом году в Лагере 2 на ночь глядя улетела палатка со всеми вещами… К счастью, тогда история для него завершилась благополучно. А в этом году парень вернулся и сходил все-таки на гору!

А вот будни работников лагеря не такие веселые – особенно девчат, которые работают в Лагере 1. Десятки клиентов, каждый со своими причудами. Глядя, как тяжело приходится поварам, хочется сказать им большое и искреннее спасибо! За то как с улыбкой и неизменно хорошим настроем они поднимаются в 5 утра, чтобы приготовить завтрах уходящим наверх, а потом до позднего вечера моют посуду.

Жизнь альпинистов существенно облегчают погонщики. Основные поставки в Лагерь 1 идут на лошадях. Восходительский скарб тоже везут они. Животным здесь тяжело приходится. Но это Киргизия, и на это мало обращают внимание, потому что здесь для людей хорошие по киргизским меркам заработки, и попасть в команду погонщиков непросто, большая конкуренция. Киргизы не только возят грузы. Они пробивают тропу в первый лагерь, делая возможным подход под гору. В этом году ледник разорвало так, что дорогу пришлось проложить по склону, лопатами!
Не обойтись без погонщиков и на переправе через реку. Хорошая погода сыграла плохую службу, «раздув» реки настолько, что без лошади переходить ее было трудно и небезопасно.

Маршруты

Их действительно много, если не рассматривать район «узко». Сюда приезжают совершенно разные люди со всех концов планеты. Одних привлекает высота 7000 м и возможность сходить на самый «простой» из семитысячников. Других – красота природы и желание «погулять» среди больших гор. Благо, возможности для этого есть.
Перевал Путешественников
Сюда можно приезжать даже с детьми. Пожить на Луковой поляне, сходить на перевал Путешественников и поляну сурков, прогуляться в Лагерь 1 (4-5 часов прогулочным шагом). Детям это интересно, и такой нагрузки вполне достаточно. Хотя дети сюда приезжают нечасто. В этом году в лагерь впервые приехали подростки (Детский Экстремальный Проект), но они не доставили никому беспокойства. Напротив, волейбольная площадка практически никогда не пустовала…

Для путешественников постарше здесь широкие возможности. Но альпинисты, выбирающие иные объекты, а не пик Ленина, в этих краях на сегодняшний день редкость.
Серьезные спортсмены обычно пытаются поехать на пик Коммунизма, пик Корженевской или на Хан с Победой. А сюда чаще всего приезжают люди со средним уровнем. И если раньше было 2 популярных маршрута на пик Ленина, то сейчас про линию через скалу Липкина вспоминают если раз в сезон – хорошо (в этом году таким маршрутом ходили финны). Сейчас все идут через Раздельную. Поэтому было особо радостно за петербуржца Николая Пимкина и новгородца Илью Галкина, поднявшихся на вершину по маршруту Аркина и съехавших оттуда на лыжах! (В их проекте также участвовали Алексей Нестеров и Сергей Росляков.)
С энтузиазмом в лагере восприняли желание российской тройки сходить траверс, включающий в себя вершины Спартака и Ленина.
И тем не менее, в районе Ачик-Таш можно совершать восхождения на пик XIX партсъезда, пик Спартак, пик Петровского, возвышающийся над Луковой поляной.
С ледника Корженевского можно совершить ряд восхождений и даже первопрохождений. Там также есть интересные линии.
На склонах пика Ленина 16 маршрутов: 7 на северной стороне и 9 на южной.

Память

После переправы через реку на пути в Лагерь 1 лучший ориентир – крест на морене. Неподалеку от него располагаются ABC разных фирм. Этот крест появился после трагических событий 13 июля 1990 года, когда на сковороде в лавине погибли 43 человека.
История пика Ленина полна и других трагических дат. Гибель экспедиции под руководством Эльвиры Шатаевой в 1974 году. Выброска парашютистов на предвершинное плато в 1968 году, четверо из которых погибли… Следы разных трагедий – повсюду на леднике Ленина и снежных склонах горы.
Статистика такова, что каждый год «самый простой семитысячник» забирает жизни двух восходителей. В этом году гора была благосклонна к тем, кто хотел на нее подняться. Всем удалось благополучно спуститься в Базовый лагерь. Но кресты и металлические таблички в районе горы – повод еще раз задуматься о своем опыте и готовности взойти на семитысячную отметку.

Справка

Пик Ленина (7134 м)
– высочайшая вершина Заалайского хребта – самого северного на Памире. Этот хребет высится над Алайской долиной как огромная стена. Средняя высота хребта около 6000 м над уровнем моря. Крупнейшие ледники: ледник Ленина, ледник Корженевского, ледник Октябрьский, ледники Большая и Малая Саукдара стекают со склонов пика Ленина. Общая площадь ледников – около 800 кв. км.
Южные склоны пика Ленина – труднодоступный из-за крутых скалистых склонов район. Северные же склоны пика Ленина, обращенные в Алайскую долину, пологие и переходят в широкие долины.

Этим летом власти Таджикистана решили переименовать пик Ленина в пик Независимости, не согласовав свои действия с руководством республики Киргизия, на границе с которой расположена гора.
Восхождения на вершину совершаются обычно с киргизской стороны: множество маршрутов, самый удобный заезд, минимальное количество границ. Поэтому в данном материале мы называем пик Ленина его традиционным именем.

Добавлю от себя,что фирма Asia-Travel произвела на меня самое приятное впечатление в сезоне 2006г. Сервисом в первую очередь. Отлично оборудованные палаточные лагеря на Луковой Поляне и в АВС выгодно отличались от наших. Питание,транспорт,но самое главное - отношение к клиентам. Мы,к сожалению, связались с другой фирмой(Tour Asia). Особо о людях которые обеспечивали всё это. В первую очередь это Зийод, который оказывал первую помощь нашему пожилому участнику Диме,когда тот после неудачного падения сломал 2 ребра. А потом опекал его до полного выздоровления и отъезда. Это сотрудница Asia-Travel в Ташкенте Ширин, которая организовала нашей группе после восхождения на пик Ленина прекрасное путешествие в Бухару и Самарканд. Короче , они лучшие на данный момент.

Много неточностей в статье, хотя она носит больше рекламный характер, но некоторые моменты сильно режут слух:
"Этот год на Памире уникальный – три недели простояла ясная погода. Восходителям радость. А киргизы, конечно, хватались за голову – дождей нет".

Уезжали с Луковой 17 августа, и слышали от гидов, что весь август был дождливый.
Хотя погода всегда всеми по-разному оценивается.

"В этом году гора была благосклонна к тем, кто хотел на нее подняться. Всем удалось благополучно спуститься в Базовый лагерь."

А как же питерец, которого спускали гиды Asia-Travel с лагеря 5300? А погиб он в десятых числах августа.

Вообще-то, если вы невнимательны, вверху указано "Материал опубликован в "РИСК онсайт", № 21."

21й номер вышел год назад. И в статье речь соответственно про 2006 год.

Да и время публикации очень четко указано "12:32 19.12.2006". Еще вопросы?

Извините, Марина. Но это даже смешно. Если не было б так грустно!.
Я уезжала из лагеря 11 августа... 2006 года. Вы уверены, что правильно посмотрели дату публикации материала?
За весь месяц, что я была на Памире, было: день непогоды в конце июля и два непогодных дня - перед моим днем рождения. Так что в ночь моего ДР мы наблюдали полнолуние и снежные дорожки по всему Первому лагерю!!! Можно было без фонарика гулять!!! Все видно было. У меня ДР 8 августа, для сведения...
И какой же "весь август", когда ВЫ уезжали в середине месяца?!
У меня друзья уезжали в районе 20-го... 2006 года тоже. Погибших не было.
Вот мне сейчас кажется, что ВАШ коммент заказной. Извините.
И что за "море неточностей"??? Если честно, мне не приятно!!! :-)

А про рекламный характер. Извините, я месяц проторчала в районе кухни - помогала поварам, девчонкам в лагере, копала траншеи для проведения электричества по лагерю на Луковой... Да пусть 10 раз рекламный характер. У Артамохина классная команда. Девчонки торты пекут на 4400... для клиентов. Ночами посуду моют. Потому что клиенты до полуночи заседают в кампусе... Я посмотрела за месяц их жизнь изнутри... Если бы вы посмотрели, вы бы не стали говорить про так называемую рекламность. Это просто смешно! Я очень жалею, что судьба меня больше не сводит с этими классными людьми. Мы переписываемся, поздравляем друг друга с праздниками. Для меня это главное - не разлучаться с друзьями (хоть в письмах)! Искренне желаю ВАМ того же!

Я был на Ленине в 2007 году. Еще до поездки читал эту статью. И от своих знакомых слышал тоже положительные отзывы об Азии-Трэвел по опыту 2006.

Однако восторженность автора по поводу работы Азии-Трэвел удивляет и в самом деле придает заметке рекламный оттенок. В интересах нас, клаймеров, было бы более отстраненно сравнить работу различных контор и упомянуть про возможность малобюджетных поездок, ведь основные деньги платятся именно за восхитивший автора сервис в ВС и АВС, а без него вполне можно обойтись. На маунтин.ру есть на этот счет взвешенная статейка.

Помнится, гидша из Азии Трэвел, встреченная на пути в Л1, весьма настойчиво рекламировала их бар и дискотеку по пятницам. В самом деле, из большой юрты в Л1 бухала громкая музыка часов до 11 вечера, мешая спать населению многих окружающих палаток. Желающим гламура на 4400 - в самый раз туда!

В 2007 вешки на классике были поставлены гидами из Pamir Expeditions - конторы, которая работает первый год и (по слухам) откололась от Азии Трэвел.

Было еще ощущение, что на Ленине - как на Эльбрусе - ходят слишком уж огромные толпы народа, из-за чего невозможно нормально общаться с горами. В Л2 как-то насчитали 74 палатки, соответственно и населения в них немеряно ... Вот фотка со взлета на леднике между Л1 и Л2:

Туды не зарастет народная тропа!

Так, между прочим, заметим, что компанию Pamir Expeditions возглавляет Витя Артамохин!
И именно о его команде я и писала в 2006 году:-)))
Кто ж знал, что по завершении сезона у них произойдет раскол?
В 2006 году команда Азии-Тревел отработала в районе просто на отлично. За 2007 год ничего не могу сказать. Не была, не видела.

А у пика Ленина такая вот незавидная судьба - собирать толпы народа. "Самый простой семитысячник"...

Согласна за свою не внимательность: действительно материал за летний период под Ленина 2006 г. Прошу прощения за это.
Но развернутость комментариев robinsya излишни.
Я уважаю труд команды "Азии-Трэвел". И согласна с dzen , который отметил, что вешки на маршруте в 2007 г. проставила только "Pamir Expeditions". Пусть и компания работает на свой имидж, но стоит отдать им должное.
А кто-нибудь вспомнить когда на классике на Ленина последний раз до этого были вешки?

Простите, но я сама решу, насколько развернутые комментарии писать. Ваш выбор - читать то, что вам ответили, или нет. Вы написали мне коммент, я вам на него ответила, как посчитала нужным.

По поводу Pamir Expeditions.... Статья 2006 года - о работе команды Виктора Артамохина! Теперь эта команда называется Pamir Expeditions.