ГИДЫ В РОССИИ: КРУГЛЫЙ СТОЛ С ОСТРЫМИ УГЛАМИ. Часть 1.

Пишет ssh, 06.07.2009 13:19

ГИДЫ В РОССИИ: КРУГЛЫЙ СТОЛ С ОСТРЫМИ УГЛАМИ. Часть 1. (Бэккантри/Фрирайд, uiagm, школа гидов, безенги, uiaa, школа инструкторов, фар)

Одной из главных целей моей июньской поездки в Безенги было участие в заседании, посвященном становлению национальной школы гидов в России.

Гиды в России – он как бы есть, и их как бы нет.
Уже с начала 90-х годов, когда только начали устраиваться рыночные отношения, кое-кто из альпинистской братии сформировали свои команды, учредили турфирмы и начали заниматься тем, что мы сейчас и называем работой горного гида. За эти почти 20 лет они набрались опыта, освоили премудрости аутдортурбизнеса, ухватили свой кусок рыночного пирога (даже на таком непростом участке, как восхождения на Эверест), и в этом смысле стали вполне профессиональными людьми.
Но формально профессия как была, так и осталась вне юридического пространства. В каком то плане это было довольно выгодно – в первую очередь руководителям фирм: нет договора с клиентом – нет ответственности, обороты и прибыль не декларируются и, значит, не облагаются налогами, налоги с зарплаты тоже не платятся – получался доволно неплохой процент экономии.
Есть, конечно, у таких плюслв и минусы: плата гиду в России значительно меньше (раз так в 5-6) ниже, чем на западе – даже от тех же весьма платежеспособных западных клиентов; с пенсией одни вопросы (впрочем, вряд ли это заботит молодых людей, составляющих довольно большую часть гидов).
Сами гиды – несмотря на отдельные попытки – так и не сумели за 20 (!!!) лет создать профессиональное сообщество и договориться об общих правилах игры.
Тому было тоже несколько причин.
Горы, у нас как известно, находятся на Кавказе (Алтае, Камчатке и пр.) и местные гиды считают, что руль должен быть в их руках; москвичи априори считают наоборот. Плюс амбиции, плюс известное российское неумение договариваться и идти на компромиссы – вот и всё уравнение.

Есть и другие соображения и сомнения, которые озвучили читатели журнала ЭКС после того, как в 57 номере появилась статья «Гиды с гор: они уже здесь». Этими соображениями я и хотел поделиться с участниками круглого стола.

Заседание открылось в 15 часов 27 июня. Присутствовало порядка 40 человек, представляющих ФАР, Школу инструкторов, ряд региональных альпинистских федераций, МЧС, прессу и собственно сообщество гидов. Последних назову специально для скептиков: С. Зон-Зам (Альпиндустрия), В. Николаев (Топ-Трэвэл), С. Рунич (Freeski), А. Туляков (Лига фрирайда), М. Балаховский (Русский Хели Проект), Н. Веселовский (Вертикальный мир), Н. Поляков (Мастерская приключений), А. Трубачев (Alexclimb), горные гиды А. Болотов, Д. Савельев. Ну, и наши западные гости – У. Тиннер и Ж. Хагенмюллер (UIAGM), Р. Уайтхед (UIAA)

Модератор круглого стола – Исполнительный директор ФАР А. Овчинников – в своем выступлении продекларировал следующие позиции:
- Два образовательных направления – инструкторы и гиды – будут поддерживаться ФАР и развиваться самостоятельно;
- Становление национальной школы гидов в России займет от 4 до 7 лет;
- Рынок горных гидов в стране оценивается в 100-150 человек;
- Создан Экспертный совет Комитета по горным гидам ФАР, куда сейчас входят 17 специалистов, 11 из которых представляют непосредственно действующих гидов;
- Обучение в российской школе гидов пойдет по модульному принципу (среди которых – обязательно языковой модуль), с привлечением профессиональных гидов-преподавателей из UIAGM.

Приступая к работе в данной теме, ФАР ставила следующие задачи:
- создать профессиональное сообщество горных гидов;
- разработать образовательные программы и организовать обучение;
- вступить организованным сообществом в UIAGM.

Далее слово получили наши западные гости, которые рассказали о том, как сейчас устроена система подготовки гидов в Европе и Канаде, и каковы их впечатления от пребывания в России.

Ж. Хагенмюллер сообщил, что сейчас в UIAGM состоит 8000 гидов (персональный годовой членский взнос – 1000 Евро со страховым покрытием со стороны UIAGM). Каждая национальная школа из 22 стран, входящих в UIAGM, готовит специалистов по общим стандартам, но с учетом национальных особенностей.
Так, во Франции необходимо иметь не менее 3 лет опыта восхождений и быть не моложе 18 лет. Вступительные экзамены содержат очень высокие технические требования в части умения работать на различных видах рельефа. Это нужно для того, чтобы обучение гида сводилось не к повышению его технического уровня, а к умению работать с людьми.
Каждый год примерно 200 альпинистов приходит на вступительные экзамены в Шамони. И только примерно 50 из них проходят этот отбор.
Далее следует 12 недель учебы и последующие 1,5 года стажировки в качестве ассистента гида. Только выдержав этот этап, курсант, наконец, зачисляется в школу гидов.
Типичный зимний день занятий - 4 часа утра, подъем, выход в 4:30, ски-тур с набором не менее 1500 м высоты, завершающий этап включает подъем с инструментами по технически-сложному ледово-снежному склону, возвращение к 13-14 часам, два часа отдыха, с 16 до 19 часов – разбор полетов и лекции.
Умению кататься на лыжах придается значение не менее важное, чем лазать по скалам или по льду. На входе – это примерно уровень нашего КМС по горным лыжам. Объясняется просто: зима длиннее лета – умей зарабатывать ски-туром и фрирайдом.
Базовый курс обучения обходится курсанту примерно в 15000 Евро.
Зарабатывает гид после окончания школы примерно 300 Евро/человекодень при восхождениях среднего уровня. На сложных и стенных восхождениях оплата возрастает до 3000-5000 Евро. Из них 40% можно сразу вычесть в налоги.

В Швейцарии, по словам У. Тиннера, существуют свои особенности. Так претендент в школу гидов должен быть не моложе 20 лет и иметь рекомендацию региональной ассоциации гидов. Так же необходимо иметь дополнительное образование.
В год в школу поступает примерно 45 человек из 150 соискателей. Учеба занимает 18 недель в году и рассчитана на 4 года.

В заключение, оценивая потенциал российских альпинистов, Жан и Урс отметили, что им было весьма интересно наблюдать за работой школы инструкторов ФАР. По их мнению, у нас есть и замечательные горы, и перспективные молодые восходители. Но без должной подготовки они вряд ли смогут продать свои услуги на рынке. Проблемы российских гидов, по словам экспертов, заключаются в отсутствии квалификации. С точки зрения Жана и Урса, ситуация в России напоминает то же, что происходит в Индонезии, Вьетнаме, Пакистане, где рынок гидов самостиен, стихиен и неуправляем. Если не упорядочить, то будет как в Греции или Испании, которые пробовали, но так и не создали национальной школы гидов. Испания начинала с того, что сразу три школы бросились учить гидов; в итоге, сейчас там нет ни одной.
Эксперты высоко оценили горы Безенги, но заметили, что места тренировок слишком далеко оторваны об базового лагеря и хижин.
Жан так же добавил, что нельзя воспринимать гидов, как людей, которые стремятся только заработать денег на любви клиентов к горам и приключениям. Деньги можно заработать более простым способом. Гиды – это большие любители гор.

Вслед за французом и швейцарцев выступил Рон Уайтхэд и рассказал, как образовался, живет и развивается институт канадских инструкторов альпинизма.

На фото С. Шибаева: участники круглого стола А. Трубачев (Москва) и А. Болотов (Екатеринбург)

(продолжение следует)

Но без должной подготовки они вряд ли смогут продать свои услуги на рынке.

На российском? Смогут. Сейчас продают. ОДна из главных причин - в России сейчас спрос на гидов на совершенно конкретных маршрутах (в подавляющем б-ве случаев, а в ничтожно малом количестве остальных восхождений люди покупают услуги хорошо известных или рекомендованных им людей)
На западном? И с сертификатом/подготовкой вряд ли смогут.

я пока сам не очень вижу, в чем острая необходимость влезать ФАР в тему, которая ничего особого не представляет в плане актуальности и необходимости.
возможно, какая то часть российского гид-сообщества считает иначе, иначе почему они не возражают против этого процесса?

Вообще похоже организаторов волнует все что угодно, кроме проблем которые возникают у собственно потребителей услуг гидов, то бишь у "клиентов". Клиенту наплевать есть ли у гида сертификат и кем он выдан. Его интересует уровень сервиса.
И пока "Институт гидов" в России не завоюет авторитета, то никакие законы и ассоциации ситуацию на местах не изменят. Не говоря уже о том ,что гиды нужны не только в восхождениях на "раскрученный" Эльбрус, но и в треккинге на Алтае, Камчатке и т.д. Да и отправлять группы в Непал, Южную Америку неплохо бы с реальными специалистами. Так что спрос все-же есть. Но возникает вопрос - зачем состоявшемуся гиду , с репутацией в узких кругах работодателей, платить немалые деньги за обучение , если он и так востребован. И зачем работодателю брать сертифицированного гида, если он не уверен в его профессионализме.Так что 4-7 лет на всю работу это очень оптимистично.

мне кажется, на это можно посмотреть с другой стороны. для меня, как для "потребителя" имя-звание-квалификации, присвоенные неизвестными мне местными организациями - пустой звук (если я "не в теме" и не пришла по рекомендации) они не дают мне абсолютно никакого представления о профессионализме данного гида и уровне его сервиса. но гид, сертифицированный UIAGM - в любой точке мира показатель конкретного и очень высокого уровня, любому из них я спокойно доверю свою безопасность. поэтому клиент мне видится в этой ситуации как раз более защищенным.
чего не скажешь о тех, кто не дотягивая по уровню к высоким стандартам UIAGM, потеряет возможность называться громким словом "гид".

я сам с деятельностью гидов связан опосредственно - знакомые, друзья из разных регионов, которые много лет этим занимаются, а я наблюдаю процесс со стороны.
поэтому какие то вопросы лучше обсуждать в профессиональной среде.
но в этом - Клиенту наплевать есть ли у гида сертификат и кем он выдан - имхо вы ошибаетесь, как ошибаются люди, прибегающие к глобальным обобщениям - ибо клиенты разные, рынки разные.

поскольку в данном процессе сделан всего лишь первый шаг, вряд ли стоит делать безаппеляционные заявления типа похоже организаторов волнует все что угодно, кроме проблем которые возникают я полагаю, что организаторов волнуют проблемы и гидов, и клиентов в равной степени.

не знают, есть ли такой вопрос: никто никого не заставляет учиться, сертифицироваться - работаешь-востребован - работай на здоровье-востребуйся.
каждый сам себе хозяин.

как я ни пытаюсь представить себе российскую школу гидов, все равно получается школа инструкторов

Егор Анатольевич, это +1!

ну, если курсанты школы гидов будут и французским преподавателям объяснять, что их опыт руководства походами и восхождениями не менее значим, чем десятки лет стажа тех преподавателей - то, действительно, получится что-то вроде того, что ты Егор, представляешь :-)

я не говорю, что это плохо
у нас, как водится, и здесь свой путь
чужие стандарты - это всего лишь инструмент защиты их рынка
хотя у них есть горная медицина, горная авиация, и т.д.
а людей, квалифицированных и достойных звания гида и у нас есть

безусловно есть. Но школа задумывается не для тех, кто уже есть, а для тех, кто хочет прийти в этот бизнес теперь или позже. Да, гиды очень любят горы, и для них это не просто бизнес, а образ жизни, но, принимая решение вложиться в образование, человек имеет в виду прежде всего бизнес. И вот поэтому я хочу понять, как в России, с ее ничтожным спросом на горных гидов даже на технически простых (хотя и небезопасных) маршрутах (Эльбрус, Белуха,...), с микроскопически малым спросом на технически сложные маршруты (который вполне удовлетвлрен в наст время), обоснована в настоящее время полноформатная подготовка гидов типа шамонийской.
Лично мне люди с хорошим образованием внушают уважение. ПОэтому если молодежь его получит - это хорошо. Вопрос в том, какие преимущества это им реально даст? Как мыслят организаторы - откуда возникнет контингент клиентов, которые будут дорого покупать услуги сертифицированных гидов на сложные маршруты? Это ключевой вопрос, без такого контингента школа бессмысленна.

поедут работать гастарбайтерами в Шамони

какие гастарбайтеры? там профсоюз защищает права местных гидов.

В Шамони даже с новозеландским гидовским образованием не устроишься, а на Россию они и смотреть не станут.

Вообще образование гидов - это отдельный бизнес, клиенты которого будущие гиды. И далеко не факт, что оно окупится, потому что не так уж это образование в Европе и в США, и в Новой Зеландии востребовано, чтобы вернуть деньги, которые туда вкладываются. Я знаю, что люди, получившие гида в Нов. Зеландии далеко не всегда в Европе, США могут устроиться (хорошие гиды). А это значит, что один сезон летний сезон выпадает. На что жить? Скитуры в Новой Зеландии не особо идут. Получается работа сезонная. С такими вложениями не оправдывает себя. Конечно, если вы гражданин одной из стран ЕС, то, получив гида, найдете себе работу круглый год - но это уже не к UIAGM, а больше к гражданству:) Там не только гиды социально защищены.

Еще. Знаю некоторых американцев, которые работают гидами в Гималаях. Очень хорошо работают, настоящие профессионалы своего дела. Так многие из них не имеют этого образования и не собираются его получать, потому что на Гималаи европейские и американские законы не распространяются.

Отдаленно похожая ситуация с инструкторскими курсами (горные лыжи и сноуборд). Есть такая ассоциация - ISIA. Не так давно она появилась и в России, можно получить инструктора категории C, потом B, потом A. Тоже надо вкладываться в обучение (не сопоставимо с 15000 евро, но все же) - в итоге никто при получении сертификата вас работой не обеспечит. Конечно, можно сказать, ищите сами, но нет такого спроса, чтобы просто хотя бы тысячу долларов в месяц зарабатывать в среднем за год (сколько можно получать в Мск за практически неквалифицированный труд). Будь ты хоть с категорией А. Да, звучит, круто - ассоциация представлена там-то и там-то, европейские курсы. Но ни в Европу, ни в США, ни в Нов. Зеландию/Австралию (летом) работать с распростертыми объятиями не возьмут. Ну съездишь один сезон - оправдаешь только билеты и проживание. Короче, потусоваться, но зарабатывать этим невозможно. А в России как работали инструкторы, которые не учились на ISIA так и работают - поэтому и с гидами будет также. На законодательном уровне невозможно будет запретить работать без этого образования.

Короче, хорошая вещь, конечно, но чтобы до конца пройти по этому пути надо потратить пару десятков лет, достаточно много денег (причем, заработанных скорее не по профилю). Хотя сколько на Эльбрусе платят сейчас гиду - 50$ в день, да в день восхождения в тройном размере, если не повысилась оплата? Это за месяц можно сколько заработать? Точно только в свое удовольствие можно работать, хотя это и сомнительное удовольствие.

Вы, конечно, очень хорошо описали и проанализировали ситуацию.
Люди, которые возят наши группы в Альпы, НЗ, Юж. Америку, говорят, что везде по разному относятся - где то спокойно, где то и палки в колеса непрочь.
И - разве гид - член UIAGM не имеет равных прав с местными гидами - даже если он англичанин, а приехал с группой в Италию?

Нет, не имеет. В каждой стране свои заморочки, даже в Европе. Профессиональная деятельность в стране определяется не только и не столько наличием сертификата гида UIAGM. Тема гидовства очень интересна сама по себе но, на мой взгляд, она абсолютно не актуальна для России, тем более, для сегодняшней России. Гораздо полезнее подготовка инструкторов. А для продвинутых товарищей, кто желает работать не только инструктором, но и гидом, можно в курс школы инструкторов добавлять что-то типа блока по работе с клиентами. В большинстве стран Азии, Африки или Америки отношение к "корочкам" наших инструкторов такое же как к "корочкам" гидов UIAGM - т.е. никакое. Наличие "корочек" гида или инструктора может быть в какой-то степени важно только для "розничных" клиентов, которые самостоятельно приезжают в какой-то горный район и там на месте нанимают гидов или инструкторов. Для "оптовых" клиентов, которые обслуживаются фирмой, это большой роли не играет, для них гораздо важнее авторитет, надежность и др. характеристики обслуживающей фирмы. А кого привлекать к работе - сертифицированных или несертифицированных "товарищей" - это зависит от фирмы. Нормальная фирма обычно работает только с высококвалифицированными специалистами, которых она прекрасно знает без какой-либо сертификации.

Вопрос с гидами комплексный, понятно, что создать школу гидов и даже профсоюз гидов недостаточно. Нужно еще законодательно запретить оказывать подобные услуги людям без гидовской лицензии. Выработать систему репрессий в отношении "негидов", и методику отделения "негидов" от (к примеру) лидеров альпинистских спортивных групп. Ясное дело все это должно быть востребовано на местах (в основном на Кавказе). Местные из Баксанского ущелья должны этого захотеть, как когда-то шамониарды, собраться и выработать/или поддержать определенные правила игры. Вопрос: созрели они для этого?

вот что нам говорит об этом

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"
Статья 1. Основные понятия
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;

Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

Статья 14. Обеспечение безопасности туризма
Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).
"
здесь гиды только переводчики а инструкторы-проводники это то что мы называем гидами.

так что в законе все есть, только нужно назвать вещи своими именами.

можно было написать просто: законодательство не соответствует :)

Это известно. А вот какими законодательными актами, документами и пр. определяется инструктор-проводник, что это за понятие и кто им является? И какими законодательными документами регламентируется профессиональная подготовка инструктора-проводника? Является ли инструктор альпинизма с удостоверением ФАР таким инструктором-проводником? И как насчет гида с сертификатом UIAGM?

Мне вот непонятно другое. Во всех областях жизни люди, получившие некое стандартное образование (например, закончившие один и тот же факультет универа), получаются одни хорошими другие плохими специалистами. Такими получаются инженеры, математики, врачи, учителя и пр. Такими получаются и инструктора альпинизма. Такими же будут и выпускники школы гидов. Т.е. сертификат будет мало что говорить о надежности того или иного персонажа. И жизнь это подтверждает - вон недавно на Монблане три без пяти минут шамонийских гида (им осталось сдать последний экзамен) по-детски провалились в трещину, двое погили. Шли на одной веревке.
Дело наверное не в том какие экзамены человек сдал, а как он относится к своей работе. ПОэтому серьезный клиент в любом случае наведет справки о том, с кем он собирается идти в горы - и сертификат вряд ли будет основным критерием.

В Шамони есть офис, который распределяем заказы между гидами. Там же следят за качеством их работы. Эпизод с падением в трещину нельзя рассмотривать как пример чего-то такого... Это пример объективных опасностей... Тем более они были без клиентов.

а каким образом следят?

сертификат (диплом, свидетельство, аттестат) говорит ровно о том, что человек получил некую подготовку.
тебе же не придет в голову утверждать, что раз о профессионализме врача, летчика или офицера невозможно судить по диплому, то пусть они без дипломов летают, лечат и стреляют ракетами.

у нас масса людей в начале 90-х поменяла профессии и кем только не стал народ. но люди ведь и учились. а кто нахаляву пролез, блистая верноподданическими талантами - вон, за окном полно примеров мудрого руководства, торжества демократии и рыночной экономики

И все таки прогнозируемые сроки 4-7 лет очень оптимистичны.... реальность говорит о более длительном времени. главное чтобы официальные органы ФАР не слишком отходили от реальности :) хотя это сложно

Вряд ли ФАР ориентируется на платежеспособных курсантов-гидов :) Скорее заказчиками школы будут (или уже есть) организаторы Олимпиады, кому еще понадобятся горные гиды в сроки 4-7 лет? Вряд ли ФАР будет организовывать круглые столы с приглашением прессы только ради хороших идей или потенциальных денег гидов/турфирм. За этим, скорее, бюджетные деньги, выделенные на что-нибудь типа "приведение курортов к мировому уровню". Ведь прессу обычно приглашают, чтобы отчитаться о потраченных на мероприятие деньгах перед спонсорами/бюджетом.
При таком раскладе это выгодно и организаторам Олимпиады, которые " повысят уровень курортов":), и ФАРу (или правильнее ФАРе? :), кот. срубит денег. А вот как это повлияет на гидов - посмотрим.