БЕЗЕНГИ-2009: ИНСТРУКТОРЫ И ГИДЫ. Часть 2

Пишет ssh, 03.07.2009 12:00

БЕЗЕНГИ-2009: ИНСТРУКТОРЫ И ГИДЫ. Часть 2 (Альпинизм, фар, школа инструкторов, школа гидов)

Есть ли на солнце пятна?

Конечно.

Кроме упомянутых 20 дней, которых явно не хватает на освоение всех премудростей будущим инструкторам, есть еще несколько ключевых проблем, существующих все три года работы школы.
Одна из них – стандартизация приемов и методов.

Вечные споры по самым различным поводам привели к пониманию того, что нужны стандарты, по которым будет производиться обучение и тех, кого учат, и тех, кто учит.
Эту работу сейчас должен возглавить Александр Анатольевич Киселев, правая рука Душарина, представитель альпинистского сообщества г. Иваново, мозговой центр ЦШИ. Руководить в этом вопросе он будет, в основном, коллективом из … самого себя. Киселеев, да Душарин – вот и вся мозговая группа: заниматься теорией никто особо не хочет, да и не умеет.
Зато критиков после завершения работы, я уверен, выстроится очередь от Владивостока до Калининграда.

Кадры – это следующая проблема.
С одной стороны, широковещательных предложений по приглашению кадров в ЦШИ руководство школы и исполнительная дирекция ФАР не делает. С другой, информация о том, что желающие могут предложить себя в качестве тренера ЦШИ, по региональным федерациям запускается регулярно.
Отсутствие конкуренции убаюкивает и успокаивает.
Душарин считает, что пришла пора обновления кадров – не все тренеры выдерживают уровень соответствия современным реалиям. Но где взять этих опытных, грамотных и современных?

Тренерам тоже нужно учиться и находить общий язык в приемах и методах преподавания. Кажется, тут не может быть сложных решений – собрать методсбор дней на пять и там договориться по ряду основных вопросов. Но перевод вопроса в практическую плоскость сразу же порождает кучу недоумений – где собираться, когда и на каком финансировании? Вариантов решений, как всегда, несколько, у каждого свои плюсы и минусы.
БЕЗЕНГИ-2009: ИНСТРУКТОРЫ И ГИДЫ. Часть 2 (Альпинизм, фар, школа инструкторов, школа гидов)
группа курсантов готовится к занятиям

…Меж тем уроки Уайтхеда продолжаются и Рон неутомимо повторяет, что основа успешного обучения в планомерности и поэтапном освоении приемов.
Да кто бы спорил?
«Каждый лень – одна идея, - проповедует Рон. – Каждый день сосредотачиваемся на чем-то главном. Вы должны передать своим питомцам большую книгу знаний и должны четко представлять, какую именно страницу из этой книги вы сегодня или завтра хотите преподать».

Замечательный тезис – основательность и постепенность.
Я задаю вопрос, сколько времени занимает у них в Канаде весь скальный курс. Рон отвечает пространно, расплывчато: 2 дня на отработку такой группы приемов, 2 дня такой… Я понимаю, что наши 20 дней с подобными «международными стандартами» не что иное, как «галопом по Европам».
И такое поверхностное изучение позволяет сэкономить не только время (и соответственно, деньги), но и «сэкономить» знания. Не будет ли впоследствии стыдно ЦШИ за такую «экономию»? Ведь, как правильно замечено, твой ученик – твое лицо…

К Рону прикреплена девушка-переводчица. Ей помогают еще несколько курсантов, вполне уверенно преодолевающих языковой барьер.
Влияние заморского гостя зримо ощущается и блокнотах, появившихся в руках отдельных участников, и в «окейенности» - постоянно звучащем из уст курсантов «окэй», заменившем наши «да-хорошо-конечно».
Желтая записная книжка постоянно мелькает в руках Рона…
Да, я тоже много лет на занятиях пользуюсь блокнотом – за день просто физически не упомнишь все плюсы, минусы, особенности характеров и поведения каждого из 5-6 членов твоего отделения. Правда, записи веду не нарочито, а в сторонке, в перерывах занятий.
У Рона же в блокноте таблица, где отмечен каждый прием, каждое действие, за которые он ставит оценки по трехбалльной системе.
За 10 лет работы у Рона скопился целый ящик таких блокнотов. Ведь если с каким-то из его учеников случается ЧП и возникает вопрос в компетентной подготовке его воспитанника, то достается соответствующий журнал и тренер находит запись, что такого-то числа во столько-то часов был проведен урок и подопечный освоил приём. А уж почему он его плохо стал применять, пусть разбирается суд…

И вот пришла долгожданная пора экзаменов.
Волнующе-торжественный момент начался с театрального представления.
Не успели первые экзаменующиеся взять билеты, как их товарищи прямо в зале бара, где шел прием знаний, устроили представление, продемонстрировав приемы страховки и передвижения на коленях по рельефу пола и столов со стульями.

Вопросы, как мне показалось, были сосредоточены почему-то вокруг всяких правил и положений. Оценки я не ставил – просто хотел посмотреть, что же имеется на выходе в головах будущих инструкторов.
По вопросам билета отвечали бойко – было время подготовиться, да и можно пользоваться некоторой литературой. А вот дополнительные вопросы зачастую ставили курсантов в тупик.
У меня в запасе есть десяток-другой вопросов из тех, что уже каждый альпинист должен знать уверенно к уровню третьего разряда. И вот когда люди начинают «плыть» на этом, у меня возникает недоумение.
Все-таки надо бы знать, к примеру, что за узел – грейпвайн, когда он применяется и каковы его плюсы и минусы; чем ребро отличается от гребня, что делать, если у участника случился тепловой удар; из чего состоит процесс акклиматизации, по каким принципам строится станция на льду и т.п.
Дополнительные вопросы вне тем билета вызывают, как правило, небольшой ступор, как если бы я просил прoчитать наизусть биографию В. Абалакова или спросил географические координаты вершины, затерянной в дебрях латиноамериканского континента.
Наблюдая за коллегами, мне показалось, что там, где нужно ставить 4, ставится 5, где нужно ставить 3 - ставится 4 и т.д. К сожалению, за годы работы школы не изменились и условия приема экзамена: в одном зале одновременно 3-4 группы экзаменаторов выслушивали подопечных, часть из которых полагала, что оценка прямо зависит от громкости голоса, и, казалось, главная цель этой какафонии – побыстрее начать да закончить.

Кое-кто был очень расстроен, что получил 4, а не 5. Впрочем, на итоговое заключение и количество стажировок оценка экзамена не имела решающего влияния – тренерский коллектив и, в первую очередь, тренер отделения учитывали впечатления по всему курсу школы.

В заключениях первенствовала практически обязательная «одна смена». Что ж - не мне тут было судить.
Вспомнилось только, как долго спорили в 2007-м по одному весьма спорному персонажу, в результате накатив ему рекордные 4 стажировки.
Так вот, к этому сезону он их все прошел…

В тот же ден, в 3 часа должно было начаться совещание по перспективам становления национальной школы гидов в России …

(продолжение следует)

87


Комментарии:
0
совершенно серьезно кстати. в чем смысл поста? в том что все делается через хм антипод головы? ну ето не новость? каким образом поправить? вроде не прочел, кроме канадских прозрений. тема и в правду, как мне кажется серьезная, так в чем зы смысл? впечатления да понятны

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru