И еще про парапланеризм в Кыргызстане. Сары-Булак. Новое летное место на Юге
Команда Fly.KG выехала на Юг 1 мая утром. Доехав до нашей базы на Сусамыре, мы отдохнули там, отметили начало летного сезона 2009 года и, переночевав там, наутро двинулись в сторону города Джалал-Абад, около которого один из наших пилотов разведал хорошую гору для полетов.
Цель нашей поездки - облетать эту гору, разведать возможные старты и посадки и оценить ее с точки зрения возможности полетов. Забегая вперед, сообщу, что гора превзошла все наши ожидания по потенциальной летности, колоритности и красоте!
Итак, проснувшись в 6-00 2 мая и неспешно собравшись, мы выехали с нашей сусамырской базы. Дорога прямой стрелой начала возносить нас к первому перевалу на нашем пути - Ала-Бель. Несмотря на внушительную высоту перевала - более 3 тысяч метров, подьем на него достаточно прост и прямолинеен. Здесь нет головокружительных серпантинов перевала Тоо-Ашуу. Зато снега здесь в избытке.
Даже сейчас в мае там постоянно идет снег. Вот и мы попали в волшебную зиму - вокруг падал самый настоящий снегопад, а дорога петляла среди прорезанных лавинных языков. Через час мы оказались в ущелье Чичкан. Пейзаж вдруг превратился из снежно-белого в ярко-зеленый, зацвели деревья, трава покрыла склоны величественных гор.
Снег постепенно уступал свои владения весне. Хотя иногда перекрывал дорогу лавинами, в которых были прорезаны коридоры для машин. В одном месте сошла просто огромная лавина - более 1200 кубометров. Коридор в ней был прорезан буквально на ширину 2 машин. Когда едешь внутри этого коридора, то снежные стены с боков закрывают небо на высоту 2-этажного дома - жуткое ощущение!
Весна цвела в Чичкане буйным цветом. Река Чичкан бурно набирала силу по мере нашего спуска к Токтогулу, деревья уже налились зеленью и здесь мы сделали нашу первую остановку, чтобы пройти по висячему мосту через Чичкан и полюбоваться необыкновенными "сырными скалами" вокруг. Каприз природы сделал камни скал округлыми и гладкими, испещренными огромным количеством дырок - точь в точь, как в голландском сыре. Только масштаб такого сыра был увеличен в тысячи раз.
Сам переход по висячему мосту сопровождался немалой дозой адреналина, поскольку мост весь извивается и качается, когда по нему идешь, а под тобой бушует горная река. Олег даже расчехлил удочку и сделал несколько забросовв надежде на поклевку форели, которая водится в этой реке.
Вскоре перед нами открылась широчайшая панорама Токтогульского водохранилища - рукотворного моря обьемом почти в 20 миллиардов кубометров. Удивительно зрелище такого огромного водоема среди гор. Один минус - воды в нем реально было мало - не более трети от максимального обьема. Если учесть, что Токтогульская ГЭС дает большую часть гидроэлектроэнергии в Кыргызстане, то прогноз на зиму выглядит весьма плачевным. Будем сидеть зимой без света...
Обьехав озеро, мы начинаем подьем к городу энергетиков - Каракуль. Здесь мы встретились с великой горной рекой Нарын, воды которой и крутят турбины всего каскада электростанций. Потрясающей красоты зрелище глубоководный Нарын, величаво несущий свои воды в ущелье. Местами кажется, что это не река, а огромное синее озеро, вытянувшееся на сотню километров вдоль ущелья.
Дальше мы остановились на дороге, чтобы поглазеть на удивительную картину великой горной реки, закованной между стенами ущелья. Когда стоишь на дороге, а под тобой скальная стена высотой в сотню метров, а там, внизу раскинулась колоссальная река, доходящая до километра в ширину, картина эта впечатляет до глубины души. Противоположная скальная стена возвышается над темно-синей водой на километр в высоту и выглядит буквально монолитной скалой.
Следующая остановка - Курпсайская ГЭС. Это монументальное сооружение конечно же уступает Токтогульской, однако впечатляет не меньше. Когда видишь гигантскую бетонную стену, поверх которой блестит верхний уровень воды, становится просто жутко от мысли, какое титаническое давление оказывает вся эта масса воды в миллиарды тонн на эту рукотворную стену.
С обзорной площадки прекрасно виден весь комплекс ГЭС со всеми его каналами, сбросами, турбинными залами и кучей проводов ЛЭП. Постоянно слышен внушительный гул работающих турбин. Вдоволь налюбовавшись и пофотографировавшись, мы едем дальше - в Таш-Кумыр
Проехав еще через две станции Нарынскокого каскада, миновав 5 туннелей, прорубленных в вековых скалах, мы наконец приближаемся к Джалалабаду - второму южному городу Кыргызстана. Саша, открывший новые горки вокруг Джалабада, встречает нас на трассе и проводит нас к себе на базу. У него здесь есть свой углекислотный завод и прекрасная территория, на которой мы и разбиваем наш палаточный лагерь.
Вскоре мы трогаемся на гору Сары-Булак - к цели нашего путешествия. Буйно цветущая весна встречает нас при подьезде к горам. По пути с нами случился веселый казус. Когда мы выехали на трассу, нас обогнал автомобиль ГАИ с мигалкой. Саша пристроился за ним на своем ЛэндКрузере, а следом пристроился Олег - и тоже на Лэндкрузере.
Мы включили фары и понеслись за машиной ГАИ, благо нам было по пути с ней. Менты, стоявшие на дороге, вытягивались в струнку и отдавали нам честь! А встречные легковушки старательно торомозили и прижимались к обочине, завидев нашу импровизированную колонну. Даже местные жители делали нам "КУ!" и приседали нам вослед.
И вот, наконец гора! Крутые склоны, поросшие деревьями, выглядят в точности, как в Бире. Между ними петляет узкая АСФАЛЬТОВАЯ дорога на верх. Выглядит до боли знакомым и родным, очень похоже на дорогу на старт Биллинг в Гималаях. Только, в отличие от них, в низовьях горы - прекрасные зеленые холмы, покрытые практически гольфовой травкой - широчайшие площади для посадок, если улет не удался.
Гора имеет склоны на три стороны света и позволяет стартовать практически при любом направлении ветра. Наличие асфальтовой дороги на вершину делает заезд на старт легким даже для легковой машины. Стартов - множество. Мы нашли 3 великолепных поляны для старта и решили попробовать полетать здесь завтра.
Вечером Саша пригласил нас на плов. Плов из узгенского риса, приготовленный настоящим мастером при соблюдении всей рецептуры и технологии - это просто чудо кулинарии! Наша команда радостно уплетала поданный плов, причмокивая и похваливая этот кулинарный шедевр.
Наутро мы поехали на гору несмотря на плотную облачность, окутавшую все небо. В этот день нам нужно было уезжать, поэтому мы решили хотя бы слететь с горы, если и не улететь. Мы приехали на полянку на высоте 1860 метров и поставили колдун, чтобы понаблюдать за развитием погоды. Осмотрев склоны, мы выяснили, что находимся рядом с какой-то строящейся гостиницей.
Как выяснилось, строил гостиницу один из братьев президента страны. Узнав о том, что мы собираемся здесь полетать, строящие предложили забросить нас еще выше на самую верхушку горы, куда дороги мы не знали. На наш вопрос, а на чем собственно они хотят нас забросить туда, мы услышали ответ: "А на ТАНКЕ!"
Вскоре мы действительно услышали дизельный рокот мощнейшего мотора, треск ломаемых кустов и деревьев и лязг гусениц! Весь этот шум, зародился метрах в 300 от нас в стороне и выше по склону и начал стремительно приближаться к нам. Земля под нашими ногами вибрировала и дрожала, когда из-за кустов к нам выскочила огромная гусеничная машина! Густой черный дым выхлопа окутывал стального монстра, а в окошках улыбался нам чумазый экипаж.
Мастодонт с грохотом остановился, дым рассеялся и мы наконец увидели, что это был не танк, а огромный гусеничный артиллерийский тягач. Размером он был не меньше среднего танка. Но у него имелась низкая кабина и кузов в задней части. Пилоты погрузились в кузов, я сел в кабину и высунулся в круглый танковый люк на крыше.
Тягач рявкнул двигателем и бешенно помчался вверх по склону, ломая сучья и разбрасывая гусеницами комья грязи. Мне пришлось спрятаться в кабину, чтобы укрыться от проносящихся мимо веток, а народ в кузове пригнулся и спрятался за кабиной. Минут через 15 мы оказались на высоте 2060 метров на прекрасной обширной поляне, на которой можно было разложить не менее ста крыльев.
Пилоты разложили свои крылья и начали стартовать один за другим. Несмотря на облачное небо, Термичка была. Парапланы то поднимало, то опускало. Слава, вылетев первым, увидел вдали тройку орлов и помчался к ним в надежде на термик. Однако, распугав орлов, он так ничего и не нашел и полетел вниз, на посадку. За ним стартовал Олег, который полетав по окрестностям гребня, отправился на обусловленную посадку.
Когда я был уже в воздухе, то обнаружил небольшую завязку в стропах Д-ряда на правой консоли. Крыло тянуло вправо, было очень некомфортно лететь, сколько я не старался растрясти завязку, мне это не удалось и я решил сливаться к Олегу на его посадку.
За мной летел Саша. Он полетел в направлении нашей дальней обусловленной посадки, где он оставил зараннее свою машину. Его перло вверх практически всю первую треть пути, однако, он решил не крутить ничего, а гарантированно долететь до назначенной точки. Он пришел над точкой посадки с превышением в 200 метров! К нему полетели также Антон и Виктор.
Полеты над такими чудесными пейзажами доставили нам немало наслаждения и адреналина. Местами долбило не по-детски, Чувстовался теримческий потенциал этого места. Думается, если бы была солнечная погода, мы сумели бы сделать вполне приличные маршруты в направлении Джалал-Абада, который раскинулся в 18 километрах от нас и в 1300 метрах ниже нас.
Когда мы все собрались в одной точке, уже было 13 часов. Наскоро перекусив, мы решили двигаться назад, на Сусамыр. Нам предстояло до вечера пройти 450 километров по горным дорогам. Вновь мы ехали назад вдоль реки Нарын и ее гидрокаскадов и водохранилищ. Выше Курпсайской ГЭС Денис разведал спуск к самой реке. Мы преодолели крутой 50-метровый спуск на джипах и оказались в красивейшей гавани на берегу огромной горной реки.
Олег тут же закинул пару удочек и начал колдовать над снастями. Остальные пилоты принялись готовить стол и швырять плоские камешки "блинчиком" в реку. Широчайшее зеркало реки утыкалось на противоположном берегу в грандиозную каменную скалу высотой с километр. Впечатляющая стена камня буквально нависала над нами, приводя нас в восхищение своими масштабами.
Поев и пофотав, мы тронулись в обратный путь. Остаток дороги прошел в начавшемся дожде. Мы останавливались на берегу Токтогульского водохранилища и покупали рыбу. А уже вечером в ущелье Чичкан мы поели в кафе царскую рыбу - жаренную форель. Около полуночи мы наконец вернулись на свою базу в Сусамыре, где и заснули великолепным горным сном до утра.
Резюме:
Гора "Сары-Булак" в Джалалабаде потенциально шикарное летное место. Практически гималайские условия в Киргизии. Очень близко и дешево. По сравниению с Гималаями имеет массу плюсов - множество стартов под разные направления ветра. Широкие и удобные поляны стартов. Прекрасная дорога на старт, Легкий подбор, легкая и негораниченная посадка.
Хребет имееет в длину более 100 километров и имеет массу отрогов - потенциал кросс-кантри просто огромен. Высота старта 2060 метров, долина - на уровне 800 метров. Ближайший город с хорошей больницей - 36 км от старта (18км по прямой) - 120 тысячный областной центр Джалалабад. Имеется аэропорт и ежедневное сообщение с Бишкеком. Везде работает мобильная сеть GSM. Еда и проживание здесь очень дешевые. Русский язык понимают все.
Жаль не сумели полетать маршрутов из-за погоды, однако, мы надеемся в скором времени вновь поехать туда и сделать хорошие маршруты в этих местах.
В общем, место стоит пристального внимания.
42
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий