Зимой хочу в Ала-Арчу
Ала-Арча - так альпинисты называют район Киргизского хребта горной системы Тянь-Шань. Ала-Арча - самый посещаемый горный район Средней Азии. Для сибиряков - это все равно, что Кавказ для жителей Европейской части России. Ездят туда и летом, и зимой.
В Ала-Арче оттачивали свое мастерство такие монстры альпинизма как Валерий Бабанов , Александр Ручкин, Дмитрий Павленко и многие другие.
Зимой, особенно в феврале, Ала-Арча - прекрасный район для альпинистских восхождений. По сравнению с Кавказом, там зимой стабильная погода, малоснежно, световой день длиннее. Три горные хижины, расположенные вблизи основных вершин района, позволяют ходить маршруты "из хижины в хижину", что особенно ценно зимой.
В Ала-Арче оттачивали свое мастерство такие монстры альпинизма как Валерий Бабанов , Александр Ручкин, Дмитрий Павленко и многие другие.
Зимой, особенно в феврале, Ала-Арча - прекрасный район для альпинистских восхождений. По сравнению с Кавказом, там зимой стабильная погода, малоснежно, световой день длиннее. Три горные хижины, расположенные вблизи основных вершин района, позволяют ходить маршруты "из хижины в хижину", что особенно ценно зимой.
Ущелье Ала-Арча – это чудесное место отдыха. Внизу еловый лес, быстрая речка, а чуть выше – альпийские луга, которые летом расцветают всем великолепием горных трав.
В феврале, в солнечную погоду, в ущелье настоящая весна – тает снег, речка освобождается ото льда, южные склоны уже без снега. Как раз то, что нам не хватает в нашу слякотную зиму.
Но альпинисты внизу долго не задерживаются. Из альплагеря все поднимаются на стоянки Рацека. Именно там, вокруг каменной хижины кипит альпинистская жизнь, оттуда идут на восхождения.
Путь на стоянки Рацека неблизкий и без акклиматизации тяжелый. Сначала надо пройти по лесу, преодолеть первый взлет и подняться на луга.
Тропа по лугам относительно ровная, снега почти нет.
Однако спешить не надо. Передохните на травке, на солнышке, впереди самая сложная часть пути.
Перейдя две замерзшие до дна речки, мы из весны попадаем в зиму. Дальше тропа идет вверх по морене ледника Ак-Сай в тени пика Бокс.
Крутой подъем по морене кажется бесконечным, высота уже начинает «накрывать», непреодолимо желание присесть на камушек и отдохнуть. Наконец за очередным моренным взлетом появляется хижина. Значит пришли!
Хижина Рацека – это каменное двухэтажное сооружение. Зимой в ней минусовая температура, но жить намного лучше, чем в палатке: нет конденсата, защита от ветра, удобно готовить, есть куда положить вещи.
В солнечные безветренные дни на Рацека тепло даже зимой – можно немного позагорать даже в 10-градусный мороз. А уж вещи посушить – первое дело.
Азиатское солнце теплое. Южные склоны после периода хорошей погоды не укрыты снегом даже зимой, несмотря на постоянный мороз.
Однако и в Ала-Арче бывает плохая погода. Обычно в середине дня над ледником Ак-Сай рождаются первые облака, которые растут и постепенно заполняют все ущелье.
К ночи облака обычно рассеиваются, но иногда разрождаются снежным зарядом.
Обильные снегопады начинаются в марте и к маю в районе больше всего снега, становится лавиноопасно. В феврале же снега мало, пещеры копать негде, снегоступы не нужны.
Поднявшись на стоянки Рацека, не рвитесь на восхождения, сначала акклиматизируйтесь. Отличный способ активной акклиматизации – ледовые занятия, заодно привыкнуть к местному льду. До льда, где можно полазать идти полчаса.
После ледовых занятий можно переходить к восхождениям.
Ближайшая к стоянкам Рацека вершина – пик Учитель. Не ясно, почему пик? Учитель – огромная сыпуха, зато самая высокая единичка на территории бывшего СССР – 4527 метров. Идеальный маршрут для акклиматизации.
Если перейти ледник Ак-Сай, на это обычно уходит около часа, то окажешься под северными стенами пика Бокс. Здесь есть три маршрута: 4А, 5А и 5Б. 4А – подходящий маршрут для зимнего восхождения. 5А и 5Б – преимущественно скальные маршруты.
Напротив Бокса находится пик Байчечекей, на него проложено четыре 5А: три скальные и одна ледовая, по узкому кулуару – так называемая «Сопля». Под маршруты от Рацека идти меньше часа, спуск с Байчечекея – пешком по осыпям.
«Сопля» – самая простая 5А в районе. Шесть веревок льда в узком холодном кулуаре,
затем еще две веревки в снежно-ледовом конусе после кулуара,
и простой гребень, где уже можно развязаться.
Одна из самых известных вершин Киргизского хребта – Корона. Корона – это 6 башен, которые, словно пальцы огромной руки загребают лёд коронского плато. На первую башню короны с севера проложено множество маршрутов от 4А до 5Б. Ледовые 4А и 5А – отличные маршруты для зимних восхождений, а вот 5Б – это уже не для слабаков. Под северными стенами Короны на морене ледника Учитель стоит маленькая хижина, откуда удобно идти на маршруты.
Если же от стоянок Рацека подниматься по крутой морене вдоль ледника,
то поднимешься на плато ледника Ак-Сай.
Здесь, на морене, откуда начинается подъем на Коронское плато, находится еще одна хижина – Коронская.
На деле – это покосившийся железный сарай с худым полом и 16 градусами мороза внутри, но зимой, да еще в ветреную погоду – это настоящий отель.
Из Коронской хижины удобно ходить многие маршруты, которые начинаются с Коронского плато – двойки и тройки на башни Короны и пик Изыскатель.
Напротив хижины, через ледник, возвышается красавица Актоо. С севера на нее проложены две 4Б, но это самые опасные маршруты района, ходят их крайне редко, обычно по незнанию.
Левее Актоо возвышается визитная карточка района – Свободная Корея.
От Коронской хижины до стены Кореи идти около часа по леднику. В самом конце пути придется немного потропить. Снег почти не задерживается на крутой северной стене и ссыпается вниз, но и здесь снега по сравнению с Кавказом немного.
Вдоль всей стены Кореи проходит бергшрунд, за ним снег кончается и идет голый лед и отвесные скалы.
От бергшрунда стена Кореи выглядит грозно – видно, как она сильно нависает, видны ледовые ручейки и скальные бастионы, по которым проходят сложнейшие маршруты района.
Левее Свободной Кореи, отделенный от нее ледовым кулуаром торчит пик Симагина, который рядом с громадой Кореи кажется совсем маленьким. Тем не менее, по этому ледовому кулуару между Кореей и пиком Симагина проходит прекрасная 4Б. Говорят, что лед на ней круче, чем на маршруте Барбера на Корею. Маршрут этот ходят только зимой, летом камнепады простреливают весь кулуар.
Еще левее, в так называемом Медвежьем углу – самом дальнем углу ледника Ак-Сай, находится вершина Байлян,
а напротив нее – юго-западные скальные стены пятой и шестой башен Короны.
Сами видите, что в Ала-Арче есть что ходить как зимой, так и летом, а если вместе с альпинизмом вы хотите еще и скалолазанием заняться, то и это возможно, но тогда лучше приезжать летом.
Боулдринг можно полазать, не поднимаясь на стоянки Рацека.
Склоны Учителя усеяны гранитными пальцами, торчащими из сыпух – отличная возможность полазать со своими точками.
Пик Рацека, который по сути является возвышением в гребне, спускающимся с первой башни Короны, тоже поле для коротких скальных восхождений.
Всем спасибо за внимание, а для тех, кто дочитал до конца, небольшой подарок – панорама пиков Симагина, Свободная Корея, Актоо.
160
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Ленка +1
отличная статья! )
По поводу больших фотографий - я что-то не сразу догадался, что можно вставлять картинки больше 500x500 - вот все уменьшил.
Маршруты прорисовать - боюсь ошибиться. Я там даже из простых маршрутов (не выше 5А) ходил не так много. А что ходил - ходил по наитию (куда старший тренер указал - туда и шел), может я неправильно ходил? По Ала-Арче есть книжка с описаниями маршрутов, изданная бишкекскими альпинистами - там многое описано. В Бишкеке продают. Будете покупать газ - и книжку не забудьте.
Давайте еще одну, ага?
;)
И статью в журнал, ок? И фоток туда же...
Ой...
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1772