Фунт лиха. Валерий Поволяев.

Пишет Tom, 07.04.2009 22:26

В связи с многочисленными упоминаниями и цитированиями (часто дополненными богатым воображением) произведений Валерия Поволяева, по многочисленным просьбам читателей в Библиотеке альпиниста
выложена повесть "Фунт лиха".

Повесть можно скачать здесь
Фунт лиха. Валерий Поволяев.

Не хочу разбирать многочисленные огрехи, нестыковки и игру богатого авторского воображения, приведенные в повести.
Но вот что интересно. Я попросил оцифровать эту повесть девушку, знакомую с альпинизмом на уровне 95% нашего населения.
И когда я, получая от нее диск, спросил с улыбкой, как ей понравилось произведение, в ответ услышал - "Я плакала, мне этих альпинистов так жалко было..."
А нашими многочисленными рассказами и переводами мы слезу у неискушенного читателя не выжмем. То-то...
Великая сила искусства!

Сейчас начнется разбор на цитаты! Оно того стОит.

Начнётся, начнётся.

прямо с первой строки:"...и эдельвейсами — крохотными кривоватыми цветами невзрачного вида, обладавши­ми таким дивным редким запахом, что у всех, кто когда-либо имел дело с эдельвейсами, запах этот навсегда оседал в памяти. Перед эдельвейсами аромат духов знаменитых парижских фирм «Шанель» или «Кристиан Диор» — не более чем банальный запах рыбной похлебки или подгоревшей гречневой каши."
Почти по шлягеру: "ароматами гладиолусов" (кто забыл- гладиолусы, как и эдельвейсы не пахнут)
Виталий, огромное спасибо!!!! Не забудте в треке отпускать бороду- она грееет, а морозы- ого-го!! :-))

В горах Присыпко бывал цепок, по отвесам лазил проворно

Такие ребята виноваты бывают, когда в девчоночьем люде случается мор

меня щас порвет

Спасибо за книгу! Вспомнила времена когда мы еще закрывали свой 3-й разряд в Безенгах, а на досуге нам книгу эту инструктор читала, было очень весело. Особенно впечатлило название горной болезни - Тутук! И описания старого степенного орла или грифа, что по мнению автора :"грифом-падальником он только по зоологическим справочникам проходит, а так это самый настоящий орел. Да и кто будет в горах грифа от орла отличать, кому это нужно?" Уникальная книга!

Насколько помню, в высокогорье местное население раньше горняшку "тутек" и называло.

прально будет Гриф-педальник :)

А-а-а-а !!!

потому что не мог стрелять Тарасов в спящего усталого орла, никак не мог.

Хиллари, Хиллари. У него только Эверест, а у нас вон сколько пятерок за плечами. И потом слабо было Хиллари взять Чегори.

Я думаю, что задним числом нужно бы на Букера представить!

Уж лучше учредить награду (ну или премию) "Фунт Лиха" им. В.Поволяева. Вручать её писателям и журналистам "особо отличившимся" в освещении событий российского альпинизма.

В разделе "Развесистая клюква" таковых уже несколько. "Кусок товарища" - вполне достойный кандидат.

На самом деле творчество В. Поволяева богато. Кроме ранних произведений про альпинистов (кажется, "На леднике"). есть такие же волнующие произведения про шоферов, нефтяников, геологов и др. романтических профессий. Но шедевром, на мой взгляд, является повесть "Евражка" про барсука, который копил запасы на зиму, да другие жители леса их разграбили. От отчаяния бедный Евражка повесился в рогатине куста.

> От отчаяния бедный Евражка повесился в рогатине куста

ААААААААААААААААААА !!!!!!!!!!!!

Это правда, читал что-то про геологов- такой же шедевр. А еще была байка, что во время одного из отборов сборной Союза на Канченджангу жили они в гостинице на Чимбулаке. И Поволяев туда приехал материала набрать. Так вот через пару дней говорит он кому-то из тренеров - чего ваши альпинисты такие странные. Уже третий подходит и спрашивает - это Вы Валерий Поволяев? Я говорю- да. А они постоят молча, посмотрят и уходят.
Не знаю правда ли эта байка, но вот статью в его Советском спорте помню. Фраза там было примерно такая "Группа альпинистов рвалась к вершине пика Амангельды". Классик жанра.

Еще был рассказ про спасателя широкого профиля. В отпуске ему пришлось занятся делом по специальности- извлекать незадачливого спелика- лоботряса из каменного мешка. Бедняга туда проскользнул на скорости, а обратно- никак. И тут спасатель вспомнил (цитирую!) :".. он всегда брал в горы с собой комплект тонкого шелкового белья, в нем так хорошо отдыхалось в палатке после восхождения..
Он скинул означенный комплект и вышеуазанный спелик- лоботряс переоделся и проскользнул как намыленный!
А ТЫ ВЗЯЛ С СОБОЙ КОМПЛЕКТ ШЕЛКОВОГО БЕЛЬЯ?!

раз уж заговорили о повести"На леднике"- даю цитаты:
"..а вечером майор приходил в номер, снимал пиджак, доставал из-под мышки ржавый нечищеный пулемет-самострел марки ТТ и с грохотом отправлял его под койку..."
..."он задумчиво щелкнул собачкой карабина-кольца, перехватывающего портупеи пояса"
"...самое тяжелое в альпинизме- спуск. подъем- куда легче и проще.."
"...один раз им перегородила дорогу лавина, а другой- быстрый как молния сель..."

Соцреализм всё это однако. Надо же было как то на жизнь зарабатывать, вот и писали, рисовали, симфонии сочиняли. Таких были тысячи бумагомарателей, сейчас их не меньше.

Больше всего понравилось описание колбасы:-) кажется, пора идти обедать

Если бы не бодяга с авторскими правами, за свой счет бы напечатал книжку и раздал желающим. Кругом так мало позитива, а тут - Жванецкий отдыхает!

Уверен, он вам легко передаст права - на эту книгу они никому не нужны. И м.б. за совсем недорого.

Но не уверен, что продажи будут успешны и позволят отбить вложенное.

Какая продажа?... Я так, из любви к искусству.

а мне понравилось

Конечно, для юношества назидательно, концовка правильная.
А то что не прочтешь - то ужасы, то лезут куда-то без толку, то старое поминают... Примероподражательных (это я, я придумал, не Поволяев!) восхождений нет.

Помнится, что тоже зачитывались этой книжкой на сборах.
Где-то была критика этой книжки, кажется, в газет "Сов. спорт" и ответ на критику Поваляева.
Тоже прекрасен. Может быть у кого-нибудь сохранился ответ Поваляева и его представят здесь.

Боже какой бред.....

Рецензия на книгу В.Поволяева "Адмирал Колчак" здесь

ОБ АДМИРАЛЕ Колчаке написал известный советский писатель В.Поволяев, о генерале Деникине - тоже былой романист и главный редактор журнала «Пограничник» А.Марченко. Казалось, такое только бы приветствовать - личностями белых полководцев на Родине занимаются уже не идеологи, историки, а прозаики. Увы, обречены заслуженные в СССР литераторы их пресловутым «внутренним цензором»! Хотят не хотят, а перо надсаживает «беляков» в изверги, душегубы. Новую серию «ACT» правильнее назвать: «Белое движение советскими глазами».

Роман Поволяева - действительного члена Русского географического общества - сначала подкупает дельным изображением быта полярной экспедиции лейтенанта Колчака в 1903 году. Это добротная «походная» проза, где с колоритом написана даже охота медведя за нерпами, совы - за зайцем. Однако для исторического романа с документальными персонажами глубоких знаний лишь о флоре и фауне мало. И вот элитарный флотский офицер, аристократ Колчак выражается о своем императоре Николае Втором эдак: «...Для него одной войной больше, одной меньше один хрен... Самодержцу от этого только весело становится». Матросы не уступают адмиралу и «фене» XXI века, употребляя и такие современные воровские выражения, как «кантоваться», «корефан».

Собственно Белому движению, провозглашенному серией, в книге из пятисот страниц посвящено меньше сотни. А из них целый десяток отдан подробнейшему изложению расправы колчаковцев на борту ледокола «Ангара» с тридцать одним красным пленником. Мучительством и беспощадностью она никак не уступает ранее запечатленной «ликвидации» белым (!) медведем беззащитных нерп, а совой - зайчика.

Игорь Дедков здесь

Пишу рецензию на повести и рассказы В. Поволяева, предложенные им издательству “Детская литература”. Среди москвичей рецензента, способного отклонить это предложение, видимо, не нашлось. Не портить же отношения с секретарем Союза писателей РСФСР. Я же вот взялся, обещав единственное: напишу, что думаю, — в интересах издательства или нет, все равно. Пожалуй, моя рецензия Поволяеву не понравится, но если он — умный и совестливый человек, то что-нибудь поймет и примет. После сочинений Солнцева и Поволяева я думаю о недержании речи, которое именуется литературой.

Какой замечательный дневник Игоря Дедкова 80-го года . Аж морозом по коже.. Прямо как у Кривина: 1980...в этом году умерли Высоцкий и Дассен, но никто в этот год не родился..

:)))))

классная вещь

что то напоминает "волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом"

Ура, ура!! Более 20 лет наш горный клуб живет под знаменем этого бессмертного прозаика! Его читали в электричках и палатках на самых разных ночевках. ПОВАЛИЗМЫ вошли в наш разговорный язык, с ними знакомят начинающих восходителей так же, как с основными правилами передвижения по скальному рельефу.
Книги В. Поволява давно стали в нашем городке библиографической редкостью и стоят у отдельных старейшин в домах на почетном месте. БОЛЬШОЕ СПАСИБО тем, кто сделал доступным этот маленький литературный шедевр широкому кругу читателей!

Купил как-то по случаю на книжном "развале" полное собрание Жюль Верна , всё что он написал за свою литературную жизнь. Кроме известных нам произведений, не буду даже перечислять их, там много чего ещё. Вот это клюква! Так что премию им. Ж. Верна нужно учреждать и первому дать В. Поволяеву. Кстати у меня почти все его книги есть и если не обращать внимания на явные ляпы, читаются достаточно интересно.
А Евражка был бурундуком. На Чукотке так и называют бурундуков.

Мда....Читала я когда-то Поваляева, так сказать, на заре туманной юности....моего альпинизма.....Честно говоря, больше и не хочется....ибо...жалко своего времени...Но один из его "шедевров" запомнила: "...раненный орел полетел умирать в соседнее ущелье"....Жеесть! Думаю, г-н Поваляев составит достойную компанию "гениям от кинематографа", которые сняли "Вертикальный БЕСпредел"...

Так - таки вы не поверите ! А ведь и наш фильм " Вертикаль" из той-же серии, что и "...БЕСпредел", только менее зрелищный. Если бы не песни Высоцкого, то полный отстой. Я думаю, проблема в том, что мы знаем "предмет" и поэтому предъявляем очень высокие требования к его изложению, практически документально всё должно быть. Так же, как лётчики плюются после фильма "Экипаж", помните такой ! Наверное нужно быть более терпимым к авторам и фильмов и книг, они же нас развлекают. Тем более на основе таких произведений, если постараться, получаются замечательные капустники ! А попробуйте сделать капустник по Солженицину например. И почитайте рассказы Поволяева, кто знает, может и понравятся ! Удачи всем!

В фильме Вертикаль каждый отдельный эпизод вполне мог быль ( в отличие от "орлов" Поволяева и нитроглицерина "беспередела"). А что в Верликали все беды свалились на одну команду- (и гроза, и камнепад, и снежная слепота)... ну на то и художественное произведение. Как говорил ПалПалыч- делали художественный фильм-получили учебный... И кстати, кадры прохождения скального участка в кедах там вообще супер! впрочем, не зря Говорухин когда-то ездил в альплагерь:-)

Фильм "Вертикаль" - отличный фильм. Никакого отстоя там нет - ни полного, ни частичного. Он прекрасно выстроен по всем законам кино, поэтому пользуется заслуженной популярностью, и ставить его в один ряд с кинофанитазией "Вертикальный предел" - это... ну, со вкусом не очень.

Есть определенный парадокс - фильм "Вертикаль " и песни Высоцкого про альпинизм, на мой взгляд, воспринимаются посвященными доброжелательно, а неизбежные перлы великодушно прощаются , хотя, конечно, они бросаются в глаза.
Например, легкомысленные курортные рюкзачки на одно плече у людей, приехавших на месяц в изолированный район, известное упование "нечем открыть консервы", когда вокруг разбросаны крючья и ледорубы, или строка из песни "ты идешь по кромке ледника, взгляд не отрывая от вершины...( и с чуством неожиданного удивления падаешь в трещину).
А вот над Поволяевым просто язык чешется поиздеваться - в основном из-за возмущения нахальством дилетанта, бесцеремонно лезущего в незнакомые для него области.

А вроде была еще книга про восхождение альпинистов...

помню выдержку- что когда кто-то сорвался, то его надо собирать веником с совком...

Это брат Поволяева - Миляков

Я бы не стал сравнивать Ж. Верна с Поволяевым, это, извините как ... с пальцем ровнять!

Прошу прощения, но мой "Касперский" при попытке войти на сайт по указанной здесь ссылке заблокировал вход вот с такой надписью:

The requested object is INFECTED with the following viruses: HEUR:Trojan.Script.Generic

Проверьтесь, коллеги.

Я в курсе :-(( Пока я гуляю по горам, нехорошие люди запускают на сайт вирусы.
Сейчас заняты чисткой и восстановлением, но это займет достаточно времени, нак сайте серьезные повреждения.

Начал читать книгу Валерия Поволяева «Адмирал Колчак». Книга поначалу показалась мне серьезной, вероятно благодаря внушительному вступлению (… автор работал много лет, кропотливо изучая в архивах сохранившиеся документы, чтобы достоверно и беспристрастно создать…). Опуская период полярной экспедиции Колчака, о которой я знал лишь поверхностно , во второй части Порт-Артур надеялся почерпнуть интересные факты. Но тут я стал только нервничать когда заслуженный автор (явно не моряк) начал с пафосом выдавать войну на море. Например ;
Порт-Артур был хорошо укреплен с моря – не подступится: любое судно легко потопят тяжелые береговые батареи, а вот со стороны материка она не была укреплена даже простыми окопами, но строить оборонительную линию было уже поздно – надо было воевать….
(В дальнейшем В. Поволяв, заслуженный работник культуры, автор более сотни книг, сам себе противоречит)
…В середине февраля – миноносцы «Стерегущий» и « Решительный» отправились в разведку – надо было осмотреть восточное побережье Гуаньдуна, узнать, где сейчас дрейфует японский флот и минируют ли миноносцы фарватеры. Вечером уже в сумерках , русские миноносцы нашли японцев. Можно было бы уйти, но «Стерегущий» и «Решительный» поступили по-иному; хоть силы японцы превосходили русские, необходимо было раз и навсегда отбить у них охоту минировать русские фарватеры, и миноносцы остались. Поскольку драка предстояла серьезная , ночь прошла в приготовлениях. Рано утром , едва рассвело , начался бой. Силы японцев за ночь удвоились. Когда стало совсем туго, «Решительный» отправился за подмогой, прорвался через заграждения японцев – скорость у него была выше, чем у кораблей Восходящего солнца, - и понесся в Порт-Артур. «Стерегущий» продолжил борьбу… В это время на помощь к «Стерегущему» шел сам адмирал Макаров, он перенес флаг на легкий крейсер «Новик»… Увидев крейсер под Андреевским флагом , японцы поспешили отступить к своей эскадре, под защиту тяжелых линейных броненосцев…..
Вокруг японской эскадры все время вертелись какие-то странные суденышки- то ли минные заградители, то ли мелкие десантные транспорты – не понять, суденышки эти, случалось, стаей направлялись в сторону Порт-Артура, проскакивали даже в гавань, на внутренний рейд – казалось , вот-вот вцепятся зубами в борт флагманского броненосца или «Новика», но в последний момент стая поспешно разворачивалась и уходила в море…
(Автор увлекся, сам себе сочиняя тактику боя миноносцев, поленившись заглянуть хотя-бы к «единописцу» Степанову, не говоря о серьезных публикациях)
….Рапорт был принят и лейтенант Колчак получил назначение на минный заградитель «Амур». Конечно командовать такой чумазой мыльницей , как Амур, мало чем отличающей от кастрюли с похлебкой, впору мичману, а не лейтенанту, но Колчак, поразмыслив немного на этот счет: мыльница так мыльница, заградитель так заградитель….. На борту заградителя пять мин – круглых рогатых , специально облегченных, что-бы их можно было сбросить в воду перед носом какого-нибудь неповоротливого транспорта….Никого не смыло?- обеспокоенный спросил Колчак, отталкиваясь от переборки… Проверьте боцман, Я пока постою на руле… Через пять минут боцман вернулся, принял из рук Колчака штурвал… Плавая на минном заградителе , Колчак потопил четыре судна, две шхуны и два брандера. В том, что не был перекрыт порт–артурский фарватер, была заслуга и Колчака…
(В данном эпизоде автор идет на поводу у Плотникова, не проверив информацию. Мало того усугубляя свой «рассказ» обидными терминами по поводу в общем неплохого , современного минзага «Амур» – самого результативного корабля РЯВ. Как я понял, сделав Колчака командиром «Амура», он еще и подменяет рулевого.)
Во время ноябрьских боев Колчака одолел ревматизм. Его посетил врач.
…. А Колчак прикидывал про себя – доложит ли врач Сергеев по инстанции , что он сейчас узнает и увидит? Если доложит, то Колчака могут с очередным транспортом раненых отправить домой. Колчаку уезжать не хотелось – он должен быть здесь, здесь! В Порт-Артуре его место, а не КМВ – Кавказских Минеральных Водах …
( Если бы автор знал что из осажденного Артура не вывезли на лечение даже генерала Рознатовского, то за лейтенанта Колчака он бы и не заикнулся. Да и что за очередные транспорты с ранеными? Где он это взял? )
…Револьверы артиллерийским офицерам были положены громоздкие , тяжелые , как мортиры, грохот от их стрельбы не меньший , чем от 120 –мм орудий. Колчак ухватился пальцами за рукоять мортиры, вытянул из кобуры… проверил зарядники патронов: все ли на месте, у всех ли целые капсюли? ....Следом ударили из мосинской винтовки, и у Колчака невольно дрогнуло сердце. Мосинская трехлинейка бьет коротко, хлестко , сильно. Переделана она была из надежной, тысячу раз проверенной в стрельбе берданки, собственно, это та же берданка и есть, только к ней для удобства добавлен пятизарядный магазин. Один хлопок мосинской винтовки съел целый залп арисак…..
( Похоже автор «неплохо» разбирается в ручном оружии, у тому же у него музыкальный слух. Хотя Колчак не был артеллерийским офицером, но мне неизвестно какой револьвер у него был)
…Зимой 1911 года Воеводский загремел со своего кресла…. Новым морским министром был назначен капитан первого ранга И. К. Григорович – впервые в российской жизни на этот высокий стул сел капитан первого ранга, раньше его занимали только адмиралы с несколькими черными орлами на погонах. Впрочем капитаном первого ранга новый министр оставался не долго – ему , как и Брусилову когда-то, чуть ли не на второй день присвоили звания адмирала…..
(Прочитав это я просто не поверил своим глазам, может я неправильно учил историю. Может Григоровича разжаловали , а я не знал, ведь еще в Артуре он был контр- адмиралом, командиром порта. А Поволяев мне глаза открыл. А может такую чушь писал вовсе не Поволяев , а студент заочник аграрного факультета, а уважаемый автор подписался под книгой, которую никто не проверял. А может он нашел уникальные документы о которых никто не знает?)

ну, вот.. Какая-то просто неуловимая для меня книга :( Четверть века мечтаю уже прочитать сей шедевр, но каждый раз что-то мешает. На сей раз вирус... Уже не удивляюсь ничему.

Никогда не забуду, как Руд (Рудольф Ефимов из Джайлыка) при свечах за рюмкой чая ее сыпал цитатами из нее.. У меня потом пресс болел, ей-богу. И не только у меня...

Короче, я давно , но безответно влюблен... Эх, жизнь..

Кстати, если есть кто -то с текстом или просто хорошо знает его... Одна цитата из этой книги в исполнении Руда навеки запала в мою память, но мне всегда почему-то казалось, что это уже он сам слегка помог Поволяеву и развил его творчество в правильном направлении... Просто мне кажется, что даже Поволяев не мог додуматься до примерно следующего:

"...Походили по леднику, хвороста не нашли..."

Есть там такое или нет?! ;)

Если имеется в виду его бессмертное произведение под названием "Фунт лиха", то в нем слова "хворост" не обнаружено...
Желающим могу выслать файл с текстом книги по e-mail.

...Сераки падали как скошенные в бою солдаты...

Смешно, но был в моей практике реалный случай, когда собирали хворост на леднике, по-моему, на Алтае. Там язык ледника глубоко входил в лес, пропилив глубоку колею, и деревья падали с осыпающихся краев морены. По льду было легко их таскать.

да уж, поваляевские перлы можно цитировать бесконечно...Ильф и Петров нервно курят в сторонке...))))

Хочу скачать "Фунт лиха". Пишут - не доступен.

Сайт съели вирусы. Руки восстановить не доходят:-((

У Поволяева в каком то рассказе про перевал Терсагар,в какой то момент наклоняется ледовый карниз,но потом медленно становится на место.Более фантастичного я в своей жизни не читал...

Вот здесь можно скачать и улыбнуться:-))

Я тут подобрал выдержки из статьи Валерия Поволяева «ЭРМИЛЕ»
про Иосифа Кахиани, опубликованной в газете "Правда" 26 августа 1982 г.

…..Отвесную стенку Донгуз-Оруна они брали трудно.
Рвалось дыхание, руки и ноги от напряжения становились вялыми, чужими, В легких что-то клокотало, ярилось, будто там возникали и тут же лопались пузыри, сердце останавливалось... Но не это было главное. На пути попадалось слишком много •«гнилой» - породы - той, что крюк не в состоянии держать: старого иссосанного солнцем льда, выветренных, сплошь в раковинах камней. Вбиваешь в такой «материал" крюк, а он вылезает назад, вышелушивается….
….Эти оставшиеся несколько метров, рискуя собой, одолели буквально в одном прыжке, зависли над глубокой ледовой щелью, прикрытой каменным козырьком. Опоздай они на несколько секунд - погибли бы.
…..Кахиани достал из рюкзака примус, кастрюльку, начал разводить огонь.
А сверху на него в это время уже беззвучно падал грузный обломок льда. Кахиани не успел ничего сообразить, когда его сбросило с лесенки….

…..Неплохо бы сколотить группу из способных ребят, имеющих тягу к горам, научить их тому, что знает и умеет он. И как скальные крючья ковать - вязкие, из мягкого металла, которые, когда вгоняешь их в каменную расщелину, повторяют каждый ее изгиб, и как вязать мертвые альпинистские -«восьмерки» - узлы, что уже ни за что не развязать - их можно только разрубить, а развязать нельзя,

Шедевр из серии: ...идти в связке по Военно-Грузинской дороге, да где-нибудь ещё сорваться. Или легко взбежать в белоснежном кителе по шторм-трапу на борт корабля. Доступа к ссылке почему-то нет.

Спасибо.

Вам даже в соцреализме реализма не хватает. Альпинисты хаят Говорухина, Высоцкого!!??, Верт. предел, интернационалисты 10-ю роту и т.д.. Есть смысл перечитать и понять хотя бы учебники по литературе из курса СШ.

У меня какое-то неясное предчувствие, что очень скоро поволяевские "произведения" мы начнем воспринимать с нежностью. Могу ошибаться, но после него "не мемуаров" не писал никто.
А Tom-у огромное персональное спасибо!