Фунт лиха. Валерий Поволяев.
В связи с многочисленными упоминаниями и цитированиями (часто дополненными богатым воображением) произведений Валерия Поволяева, по многочисленным просьбам читателей в Библиотеке альпиниста
выложена повесть "Фунт лиха".
Повесть можно скачать здесь
выложена повесть "Фунт лиха".
Повесть можно скачать здесь
Не хочу разбирать многочисленные огрехи, нестыковки и игру богатого авторского воображения, приведенные в повести.
Но вот что интересно. Я попросил оцифровать эту повесть девушку, знакомую с альпинизмом на уровне 95% нашего населения.
И когда я, получая от нее диск, спросил с улыбкой, как ей понравилось произведение, в ответ услышал - "Я плакала, мне этих альпинистов так жалко было..."
А нашими многочисленными рассказами и переводами мы слезу у неискушенного читателя не выжмем. То-то...
Великая сила искусства!
148
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Почти по шлягеру: "ароматами гладиолусов" (кто забыл- гладиолусы, как и эдельвейсы не пахнут)
Виталий, огромное спасибо!!!! Не забудте в треке отпускать бороду- она грееет, а морозы- ого-го!! :-))
меня щас порвет
потому что не мог стрелять Тарасов в спящего усталого орла, никак не мог.
В разделе "Развесистая клюква" таковых уже несколько. "Кусок товарища" - вполне достойный кандидат.
ААААААААААААААААААА !!!!!!!!!!!!
Не знаю правда ли эта байка, но вот статью в его Советском спорте помню. Фраза там было примерно такая "Группа альпинистов рвалась к вершине пика Амангельды". Классик жанра.
Он скинул означенный комплект и вышеуазанный спелик- лоботряс переоделся и проскользнул как намыленный!
А ТЫ ВЗЯЛ С СОБОЙ КОМПЛЕКТ ШЕЛКОВОГО БЕЛЬЯ?!
"..а вечером майор приходил в номер, снимал пиджак, доставал из-под мышки ржавый нечищеный пулемет-самострел марки ТТ и с грохотом отправлял его под койку..."
..."он задумчиво щелкнул собачкой карабина-кольца, перехватывающего портупеи пояса"
"...самое тяжелое в альпинизме- спуск. подъем- куда легче и проще.."
"...один раз им перегородила дорогу лавина, а другой- быстрый как молния сель..."
Но не уверен, что продажи будут успешны и позволят отбить вложенное.
Лихо там у вас в Волгограде с за свой счет :)
Богато живете (а столько разговоров про 500 руб было) %-)
"Любовь к искусству" может обойтись в зависимости от средненького тиража в 100-150 тысяч рублей.
Ей богу, лучше что нибудь современное и интересное напечатать - коли при деньгах, - соединив полезное с приятным.
ЗЫ: на мой взгляд, Поволяев, это хит глубокого ретро, "герой" того времени, от которого, только старперы, вроде нас, могут восклицать ООО-ДААА, восторгаясь то ли прошедшей молодости, то ли потешным строкам. Так сползали со стульев наши родители от Чаплина и Киттона - а на нас этот юмор уже не производил такого сильного впечатления. Юмор времен СССР уже не понятен нынешним поколениям, которым Вы хотите раздавать...
Когда в конце советских времен появились первые юмористические передачи из-за "занавеса", в которых за кадром включался "смех в зале", я думал, неужели они такие тупые, что без подсказки не догадаются, где смешно, где просто треплются. А теперь и в наших кагбе юморных передачах вовсю включают "хохотунчика".
А то что не прочтешь - то ужасы, то лезут куда-то без толку, то старое поминают... Примероподражательных (это я, я придумал, не Поволяев!) восхождений нет.
Где-то была критика этой книжки, кажется, в газет "Сов. спорт" и ответ на критику Поваляева.
Тоже прекрасен. Может быть у кого-нибудь сохранился ответ Поваляева и его представят здесь.
ОБ АДМИРАЛЕ Колчаке написал известный советский писатель В.Поволяев, о генерале Деникине - тоже былой романист и главный редактор журнала «Пограничник» А.Марченко. Казалось, такое только бы приветствовать - личностями белых полководцев на Родине занимаются уже не идеологи, историки, а прозаики. Увы, обречены заслуженные в СССР литераторы их пресловутым «внутренним цензором»! Хотят не хотят, а перо надсаживает «беляков» в изверги, душегубы. Новую серию «ACT» правильнее назвать: «Белое движение советскими глазами».
Роман Поволяева - действительного члена Русского географического общества - сначала подкупает дельным изображением быта полярной экспедиции лейтенанта Колчака в 1903 году. Это добротная «походная» проза, где с колоритом написана даже охота медведя за нерпами, совы - за зайцем. Однако для исторического романа с документальными персонажами глубоких знаний лишь о флоре и фауне мало. И вот элитарный флотский офицер, аристократ Колчак выражается о своем императоре Николае Втором эдак: «...Для него одной войной больше, одной меньше один хрен... Самодержцу от этого только весело становится». Матросы не уступают адмиралу и «фене» XXI века, употребляя и такие современные воровские выражения, как «кантоваться», «корефан».
Собственно Белому движению, провозглашенному серией, в книге из пятисот страниц посвящено меньше сотни. А из них целый десяток отдан подробнейшему изложению расправы колчаковцев на борту ледокола «Ангара» с тридцать одним красным пленником. Мучительством и беспощадностью она никак не уступает ранее запечатленной «ликвидации» белым (!) медведем беззащитных нерп, а совой - зайчика.
Пишу рецензию на повести и рассказы В. Поволяева, предложенные им издательству “Детская литература”. Среди москвичей рецензента, способного отклонить это предложение, видимо, не нашлось. Не портить же отношения с секретарем Союза писателей РСФСР. Я же вот взялся, обещав единственное: напишу, что думаю, — в интересах издательства или нет, все равно. Пожалуй, моя рецензия Поволяеву не понравится, но если он — умный и совестливый человек, то что-нибудь поймет и примет. После сочинений Солнцева и Поволяева я думаю о недержании речи, которое именуется литературой.
классная вещь
что то напоминает "волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом"
Книги В. Поволява давно стали в нашем городке библиографической редкостью и стоят у отдельных старейшин в домах на почетном месте. БОЛЬШОЕ СПАСИБО тем, кто сделал доступным этот маленький литературный шедевр широкому кругу читателей!
А Евражка был бурундуком. На Чукотке так и называют бурундуков.
Например, легкомысленные курортные рюкзачки на одно плече у людей, приехавших на месяц в изолированный район, известное упование "нечем открыть консервы", когда вокруг разбросаны крючья и ледорубы, или строка из песни "ты идешь по кромке ледника, взгляд не отрывая от вершины...( и с чуством неожиданного удивления падаешь в трещину).
А вот над Поволяевым просто язык чешется поиздеваться - в основном из-за возмущения нахальством дилетанта, бесцеремонно лезущего в незнакомые для него области.
помню выдержку- что когда кто-то сорвался, то его надо собирать веником с совком...
The requested object is INFECTED with the following viruses: HEUR:Trojan.Script.Generic
Проверьтесь, коллеги.
Сейчас заняты чисткой и восстановлением, но это займет достаточно времени, нак сайте серьезные повреждения.
Порт-Артур был хорошо укреплен с моря – не подступится: любое судно легко потопят тяжелые береговые батареи, а вот со стороны материка она не была укреплена даже простыми окопами, но строить оборонительную линию было уже поздно – надо было воевать….
(В дальнейшем В. Поволяв, заслуженный работник культуры, автор более сотни книг, сам себе противоречит)
…В середине февраля – миноносцы «Стерегущий» и « Решительный» отправились в разведку – надо было осмотреть восточное побережье Гуаньдуна, узнать, где сейчас дрейфует японский флот и минируют ли миноносцы фарватеры. Вечером уже в сумерках , русские миноносцы нашли японцев. Можно было бы уйти, но «Стерегущий» и «Решительный» поступили по-иному; хоть силы японцы превосходили русские, необходимо было раз и навсегда отбить у них охоту минировать русские фарватеры, и миноносцы остались. Поскольку драка предстояла серьезная , ночь прошла в приготовлениях. Рано утром , едва рассвело , начался бой. Силы японцев за ночь удвоились. Когда стало совсем туго, «Решительный» отправился за подмогой, прорвался через заграждения японцев – скорость у него была выше, чем у кораблей Восходящего солнца, - и понесся в Порт-Артур. «Стерегущий» продолжил борьбу… В это время на помощь к «Стерегущему» шел сам адмирал Макаров, он перенес флаг на легкий крейсер «Новик»… Увидев крейсер под Андреевским флагом , японцы поспешили отступить к своей эскадре, под защиту тяжелых линейных броненосцев…..
Вокруг японской эскадры все время вертелись какие-то странные суденышки- то ли минные заградители, то ли мелкие десантные транспорты – не понять, суденышки эти, случалось, стаей направлялись в сторону Порт-Артура, проскакивали даже в гавань, на внутренний рейд – казалось , вот-вот вцепятся зубами в борт флагманского броненосца или «Новика», но в последний момент стая поспешно разворачивалась и уходила в море…
(Автор увлекся, сам себе сочиняя тактику боя миноносцев, поленившись заглянуть хотя-бы к «единописцу» Степанову, не говоря о серьезных публикациях)
….Рапорт был принят и лейтенант Колчак получил назначение на минный заградитель «Амур». Конечно командовать такой чумазой мыльницей , как Амур, мало чем отличающей от кастрюли с похлебкой, впору мичману, а не лейтенанту, но Колчак, поразмыслив немного на этот счет: мыльница так мыльница, заградитель так заградитель….. На борту заградителя пять мин – круглых рогатых , специально облегченных, что-бы их можно было сбросить в воду перед носом какого-нибудь неповоротливого транспорта….Никого не смыло?- обеспокоенный спросил Колчак, отталкиваясь от переборки… Проверьте боцман, Я пока постою на руле… Через пять минут боцман вернулся, принял из рук Колчака штурвал… Плавая на минном заградителе , Колчак потопил четыре судна, две шхуны и два брандера. В том, что не был перекрыт порт–артурский фарватер, была заслуга и Колчака…
(В данном эпизоде автор идет на поводу у Плотникова, не проверив информацию. Мало того усугубляя свой «рассказ» обидными терминами по поводу в общем неплохого , современного минзага «Амур» – самого результативного корабля РЯВ. Как я понял, сделав Колчака командиром «Амура», он еще и подменяет рулевого.)
Во время ноябрьских боев Колчака одолел ревматизм. Его посетил врач.
…. А Колчак прикидывал про себя – доложит ли врач Сергеев по инстанции , что он сейчас узнает и увидит? Если доложит, то Колчака могут с очередным транспортом раненых отправить домой. Колчаку уезжать не хотелось – он должен быть здесь, здесь! В Порт-Артуре его место, а не КМВ – Кавказских Минеральных Водах …
( Если бы автор знал что из осажденного Артура не вывезли на лечение даже генерала Рознатовского, то за лейтенанта Колчака он бы и не заикнулся. Да и что за очередные транспорты с ранеными? Где он это взял? )
…Револьверы артиллерийским офицерам были положены громоздкие , тяжелые , как мортиры, грохот от их стрельбы не меньший , чем от 120 –мм орудий. Колчак ухватился пальцами за рукоять мортиры, вытянул из кобуры… проверил зарядники патронов: все ли на месте, у всех ли целые капсюли? ....Следом ударили из мосинской винтовки, и у Колчака невольно дрогнуло сердце. Мосинская трехлинейка бьет коротко, хлестко , сильно. Переделана она была из надежной, тысячу раз проверенной в стрельбе берданки, собственно, это та же берданка и есть, только к ней для удобства добавлен пятизарядный магазин. Один хлопок мосинской винтовки съел целый залп арисак…..
( Похоже автор «неплохо» разбирается в ручном оружии, у тому же у него музыкальный слух. Хотя Колчак не был артеллерийским офицером, но мне неизвестно какой револьвер у него был)
…Зимой 1911 года Воеводский загремел со своего кресла…. Новым морским министром был назначен капитан первого ранга И. К. Григорович – впервые в российской жизни на этот высокий стул сел капитан первого ранга, раньше его занимали только адмиралы с несколькими черными орлами на погонах. Впрочем капитаном первого ранга новый министр оставался не долго – ему , как и Брусилову когда-то, чуть ли не на второй день присвоили звания адмирала…..
(Прочитав это я просто не поверил своим глазам, может я неправильно учил историю. Может Григоровича разжаловали , а я не знал, ведь еще в Артуре он был контр- адмиралом, командиром порта. А Поволяев мне глаза открыл. А может такую чушь писал вовсе не Поволяев , а студент заочник аграрного факультета, а уважаемый автор подписался под книгой, которую никто не проверял. А может он нашел уникальные документы о которых никто не знает?)
Никогда не забуду, как Руд (Рудольф Ефимов из Джайлыка) при свечах за рюмкой чая ее сыпал цитатами из нее.. У меня потом пресс болел, ей-богу. И не только у меня...
Короче, я давно , но безответно влюблен... Эх, жизнь..
"...Походили по леднику, хвороста не нашли..."
Есть там такое или нет?! ;)
Желающим могу выслать файл с текстом книги по e-mail.
про Иосифа Кахиани, опубликованной в газете "Правда" 26 августа 1982 г.
…..Отвесную стенку Донгуз-Оруна они брали трудно.
Рвалось дыхание, руки и ноги от напряжения становились вялыми, чужими, В легких что-то клокотало, ярилось, будто там возникали и тут же лопались пузыри, сердце останавливалось... Но не это было главное. На пути попадалось слишком много •«гнилой» - породы - той, что крюк не в состоянии держать: старого иссосанного солнцем льда, выветренных, сплошь в раковинах камней. Вбиваешь в такой «материал" крюк, а он вылезает назад, вышелушивается….
….Эти оставшиеся несколько метров, рискуя собой, одолели буквально в одном прыжке, зависли над глубокой ледовой щелью, прикрытой каменным козырьком. Опоздай они на несколько секунд - погибли бы.
…..Кахиани достал из рюкзака примус, кастрюльку, начал разводить огонь.
А сверху на него в это время уже беззвучно падал грузный обломок льда. Кахиани не успел ничего сообразить, когда его сбросило с лесенки….
…..Неплохо бы сколотить группу из способных ребят, имеющих тягу к горам, научить их тому, что знает и умеет он. И как скальные крючья ковать - вязкие, из мягкого металла, которые, когда вгоняешь их в каменную расщелину, повторяют каждый ее изгиб, и как вязать мертвые альпинистские -«восьмерки» - узлы, что уже ни за что не развязать - их можно только разрубить, а развязать нельзя,
А Tom-у огромное персональное спасибо!