Немного о спортивной авиации

Пишет katty, 21.12.2008 17:17

Немного о спортивной авиации (Воздух, самолет, история, спортивная авиация)

Самолетный спорт представляет собой захватывающий вид воздушного спорта, включающий в себя такие виды, как высший пилотаж на поршневых и реактивных самолетах, групповой пилотаж, авиа-ралли, скоростные гонки, полеты на точность посадки, установление различных рекордов.

Программы соревнований по самолетному спорту постоянно совершенствуются. Проводятся Чемпионаты мира и Европы, кубковые и международные соревнования. Авиа-ралли и высший пилотаж на поршневых самолетах были включены в программу Всемирных воздушных игр, проходивших в Турции в 1997 г. и в Испании в 2001 г.

Высший пилотаж является самым зрелищным и технически сложным видом самолетного спорта, требующим использования предельных возможностей как самолета, так и летчика. Программа чемпионатов мира и Европы включает несколько комплексов фигур высшего пилотажа, а чистота выполнения различных эволюций оценивается судьями с точностью до градуса. Каждая фигура пилотажа представляет собой совокупность различных линий (горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых и частей окружностей в прямом и перевернутом полете) и вращений (штопоров, управляемых, фиксированных и штопорных положительных и отрицательных бочек). Например, вираж с бочками представляет собой разворот на 360° в горизонтальной плоскости (вираж) с одновременным вращением самолета вокруг продольной оси (одна бочка - 360°); бочек может быть от двух до четырех, они должны быть выполнены с постоянной угловой скоростью и равномерно расположены по виражу. Штопорные бочки - это аэроинерционные вращения, выполняемые со срывом потока с крыла с положительной или отрицательной перегрузкой, доходящей до ±10. Каждая фигура пилотажа имеет коэффициент сложности. Судейская оценка за фигуру умножается на коэффициент сложности и общая оценка за комплекс подсчитывается по сложной математической программе с использованием статистических методов для избежания необъективного судейства. Одни комплексы отрабатываются спортсменами в течение нескольких месяцев (обязательный известный и произвольный), другие (неизвестные или «темные») составляются непосредственно на соревнованиях из «домашних заготовок» - каждая участвующая команда представляет по одной фигуре. «Темные» комплексы наиболее сложны для спортсменов, так как они объявляются участникам соревнований за считанные часы до полета и могут быть «отрепетированы» летчиком только на земле и представлены судьям в воздухе с первой попытки. Летчик, имеющий лучший результат по сумме всех программ, становится абсолютным чемпионом (победителем).

Весь пилотаж на соревнованиях выполняется в ограниченном пространстве. На земле полотнищами обозначаются оси и углы квадрата со стороной 1000 м, высота пилотирования - от 100 м до 1000 м. Любое нарушение границ пилотажа приносит спортсмену значительные

Первый Чемпионат мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах был проведен в Венгрии в 1960 году, первый Чемпионат Европы - в 1977 году. Чемпионаты мира и Европы проводятся, чередуясь, раз в два года. Советская, а затем и Российская, команда является одной из ведущих в мире. Ее отличает ярко выраженный стиль пилотажа и школа, созданная выдающимися спортсменами. В разные годы абсолютными чемпионами мира в классе unlimited (высший уровень) становились наши спортсмены: Владимир Мартемьянов и Галина Корчуганова (1966), Игорь Егоров и Светлана Савицкая (позднее дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР) (1970), Виктор Лецко и Лидия Леонова (1976), Валентина Яикова (1978), Виктор Смолин (1982), Халидэ Макагонова (1984), Любовь Немкова (1986), Наталья Сергеева (1990), Виктор Чмаль (1996), Светлана Капанина (1996, 1998, 2001, 2003), Михаил Мамистов (2001), Сергей Рахманин (2003).

Неоднократными чемпионами и призерами чемпионатов мира и Европы становились Витольд Почернин, Алексей Пименов, Людмила Мочалина, Николай Никитюк (трижды абсолютный чемпион Европы), Ирина Адабаш, Евгений Фролов (в настоящее время ведущий летчик-испытатель ОКБ им.П.О.Сухого, Герой России), Юргис Кайрис, Александр Любарец, Светлана Кабацкая, Елена Климович, Сергей Рахманин (Абсолютный чемпион Европы - 1999), Светлана Федоренко (Абсолютная чемпионка Европы 1999, 2004), Михаил Мамистов (Абсолютный чемпион Европы - 2004), Николай Тимофеев, Александр Кротов, Олег Шполянский, Валентина Дрокина, Лариса Радостева и другие.

Усложнение программ соревнований заставляет конструкторов постоянно работать над совершенствованием самолетов, что, в свою очередь, позволяет еще более усложнить и разнообразить пилотаж. Таким образом, можно сказать, что соревнования по высшему пилотажу это не только соревнования летчиков, но и конструкторов. Советская и Российская команды летали и летают на отечественных самолетах фирм Сухого и Яковлева. Самолеты Су-26 и Су-31 благодаря современным технологиям и широкому применению композиционных материалов позволяют летчикам выполнять программы соревнований с перегрузками ± 12 и по праву считаются одними из лучших пилотажных самолетов в мире. (Величина перегрузки показывает во сколько раз сила, вжимающая (+) или вытягивающая (-) летчика из кабины, превышает его вес). Наиболее зрелищной программой является фристайл, оценивается эта программа не по-фигурно, а в целом. Эта программа позволяет спортсменам изобретать новые фигуры, применяя все свое мастерство и возможности самолета.

С 1991 года давняя мечта летчиков о полетах под музыку воплотилась в соревнования Кубка мира Breitling, а затем на Гран-при Международной авиационной федерации в 1997 году. Спортсмены выполняют трех- четырехминутную программу фристайла под музыку, а в критерии судейства была включена хореография.

С 1993 г. Российские спортсмены принимают участие и в соревнованиях по высшему пилотажу на планерах. Заслуженный Мастер спорта России Михаил Мамистов дважды становился абсолютным чемпионом мира, чемпионом Европы и Всемирных Воздушных Игр. Сергей Крикалев (летчик-космонавт России, Герой Советского Союза, Герой России №1), Георгий Каминский, Сергей Рахманин, Александр Кротов, Валентин Барабанов и др. неоднократно поднимались на пьедестал почета. В 2001 году Александр Панферов завоевал звание Абсолютного чемпиона мира во Вторых Всемирных воздушных игрaх.

С 1995 г. чемпионаты мира и Европы проводятся в классе advanced (второй по сложности уровень, на самолетах с ограниченными возможностями). Алла Чекалова стала абсолютной чемпионкой Европы 1998 г., Владимир Попов - абсолютным чемпионом Мира 2000 г. Программы соревнований по высшему пилотажу и предъявляемые требования одинаковы для мужчин и для женщин. Многие соревнования не имеют раздельного между мужчинами и женщинами зачета.

В настоящее время чемпионаты России проводятся одновременно по четырем уровням сложности (лигам), что позволяет участвовать в них спортсменам разного уровня подготовленности на разных самолетах. Спортсмены 4 лиги выполняют комплексы из 5 - 6 базовых фигур - петля Нестерова, бочка, штопор и т.д. Спортсмены Высшей лиги соревнуются по правилам и программам чемпионата Мира, выполняя в воздухе сложнейшие комбинации эволюции часто во всех трех плоскостях одновременно.

В 2003 году на Чемпионате Мира (unlimited), Лейклэнд, США, сборная команда России одержала убедительную победу, завоевав высшие ступени пьедестала почета как в командном, так и в личном первенстве. Абсолютными чемпионами Мира стали Сергей Рахманин и Светлана Капанина, чемпионами Мира стали Михаил Мамистов и Елена Климович, вторые места в многоборье завоевали Александр Кротов и Елена Климович, третье место в многоборье заняла Светлана Федоренко. В личном зачете спортсменами было завоевано 8 из 10 золотых, 7 из 10 серебряных и 6 из 10 бронзовых медали.

Немного о спортивной авиации (Воздух, самолет, история, спортивная авиация)


Немного о спортивной авиации (Воздух, самолет, история, спортивная авиация)


В 2004 году на XIV Чемпионат Европы (unlimited), Каунасе, Литва, победа была еще более полной. Сборная команда России стала Чемпионом Европы; все ступени пьедестала почета в личном многоборье были заняты нашими спортсменами: М. Мамистов - Абсолютный Чемпион Европы, С. Федоренко - Абсолютная Чемпионка Европы; 2 место - С. Рахманин и Е. Климович, 3 место - О. Шполянский и Л. Радостева. В личном зачете были «отданы» соперникам только 1 золотая и одна бронзовая медали за отдельные упражнения (без учета фристайла).

Немного о спортивной авиации (Воздух, самолет, история, спортивная авиация)


Спортсмены России выступали на самолетах Су-31 М и Су-26МЗ, оборудованных уникальной катапультной системой, разработанной совместными усилиями ОКБ Сухого и НПО «Звезда». Сборные команды России по высшему пилотажу на самолетах и планерах тренируются на базе Серпуховского АСК РОСТО - аэродроме Дракино. С 1995 года этот аэродром гостеприимно принимает также и Чемпионаты России. Генеральным спонсором сборной команды России является ОКБ Сухого.

81


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru