Забытое искусство спуска лазанием

Пишет Чапай, 29.11.2008 10:38

Забытое искусство спуска лазанием (Альпинизм, скалолазание, тренировка, climbing.com, tech tips)

Навыки спуска лазанием никогда не будут лишними, а в таких ситуациях как “приспуститься на трудном участке” или объективно опасный спуск с горы, и даже просто тренировка (тренировка спуска лазанием вообще довольно важна), ты будешь рад, что умеешь спускаться.

Началось все на заре альпинизма. В Европе, в Доломитах альпинизм представлял собой соло-лазание по маршруту, а затем соло-спуск. Тогда навыки спуска лазанием ценились куда выше чем сейчас.

Как лезу я. Обычно я лидирую. На трудных участках я кладу точку, затем приспускаюсь чтобы немного отдохнуть (по-моему, лучше сделать пару шагов вниз, чем пролететь значительно больше). И вот как я это делаю:

Найди свой центр
Перед восхождением стоит примерно определить свой центр тяжести, а также положение, в котором он наиболее “прижат” к стене. Именно в этом положении отдыхать будет максимально удобно, и ты сэкономишь кучу сил. Так что на поиски не жалко потратить драгоценное время.Далее...

Сдвиг в сознании
Из всех возможных средств страховки самое эффективное - мозг. Поэтому его в первую очередь надо приучить к спуску лазанием. Предупреди страхующего чтобы страховал внимательно, не надо кричать “ААААА, Я щас упаду!!!”; Затем подумай, как это ты попал в такое положение, что надо приспуститься. Последние шаги наверняка еще свежи в памяти, и их несложно восстановить. Сделай глубокий вдох, продумай, спускаться непрерывно, или где-то можно передохнуть. Представь себе каждый зацеп и перехват, насколько это возможно, уделяя внимание наиболее удобным положениям.

Техника
Умение стоять на ногах также важно как и при лазании вверх. Может быть, благодаря силе притяжения, а может быть из-за другого положения тела, или ракурса, но при спуске лазанием, куда легче хорошо поставить ногу. Так что не бойся вставать на то, что при лазании вверх казалось вам слишком маленьким. Откидка и распорка отлично работают при спуске, также не забывайте про лоустеп (обратный аналог хайстепа - максимально высокого шага вверх). Сосредоточься (не забывай про положение равновесия), и начинай двигаться вниз.

Положение тела
Спускаясь, не забывай, что в положении блока (рука на зацепе примерно на высоте подбородка, локти согнуты) и на прямых руках, тратится меньше всего сил. Это, конечно, в идеале, но попытайся избежать промежуточных положений, или хотя бы снизить время зависания на согнутых руках. Если надо откинуться и посмотреть, что же там ниже - это лучше делать на прямых руках, затем вернуться в положение блока и перегруппироваться для спуска.

Тренировка, тренировка…
То, что ты прочитал это, ничего тебе не даст. Все надо тренировать. Я вот вообще спускаюсь лазанием почти со всех трасс на скалах - отлично тренирует координацию. Кстати иногда перспектива искажается, и кажется что зацепы дальше, чем на самом деле. И я порой приятно удивлен тому, что делаю шаг вниз на зацеп, казавшийся таким далеким. Так что стоит потренироваться, чтобы не пугаться этих рабочих моментов.

Худший вариант
Очень хорошо, когда у вас внимательный страхующий, правильно выбирающий веревку при спуске. Хотя когда я спускаюсь до точки, я обычно прошу, чтобы страхующий просто закрепил страховочное устройство - во избежание короткого статического рывка при падении, тут лучше пролететь чуточку больше.

Но не надо пугаться перспективы повисеть и отдохнуть на точке, ну разве что если тебя волнует “чистый стить”. В случае, когда альтернативы нет, это будет самым разумным выбором.
Мик Фэйрчайлд, автор статьи, занимается скалолазанием уже 30 лет, и кое-что в этом понимает. Он установил рекорд скорости на Bastille Crack в Eldorado Springs Canyon как при лазании вверх (5:33) так и вниз (10:42)

Автор - Мик Фэйрчайлд (Mic Fairchild)
Иллюстрации - Майк Ти (Mike Tea)
Перевод - Чапай
статья взята с сайта climbing.com

Спасибо автору статьи - такие "древние" методики есть история скалолазания, - без нее как-то беднее. Да и нужно это знать :)). Громадный респект Чапаю, который взял на себя труд перевести статью на русский и вывесить на сайте.

Ой ну мне прям аж как-то неловко стало )

Также скажу отдельное спасибо!!!
методы вовсе и не древние, но редко озвучены.
Спасибо автору, что напомнил истины!!!
Чапай респект!!!!!

Крайне полезная публикация. Молодые как то стали забывать то, что для них же полезно. А тут такое классное напоминание! Молодец!

а мне понравились два термина: лоустеп и хайстеп) надо будет употребить на скалодроме, кому-нить крикнуть чтоли..)
главное не перепутать))
спасибо:)

Ну хайстеп это вообще из ИТО, а аналога lowstep я очевидного не нашел, перевел втупую.

лоустеп - это типа "мелко семени ножками, чувак"

Нет, это типа шаг вниз по максимуму)

Лично я на скалодроме всегда старался спускаться. Во-первых он не высокий, а во-вторых так намного сложнее. Мои сверстники почему-то только вверх лезут.

Потому что они не правы )

я всегда на разминочных трассах на стенде стараюсь хоть пару раз спуститься лазанием.включаються ноги.улучшаеться баланс.врабатываються более глубокие мышцы спины.РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ