Баллы в уплату за жизнь

Пишет Irina Morozova, 29.09.2008 13:13

Очень много за последнее время говорилось высокопарных слов о том, что Чемпионаты и их спортивная элита должны быть примером подражания для всей остальной альпинистской массы.
При этом тут же делались обвинительные заявления: «Какой дурной пример эта самая элита показывает своими «гонками без правил».
Давно уже известна истина, что человек видит то, что он способен увидеть. И учится у других тому, чему он способен научиться. Хорошему ли, плохому ли – это смотря что он разглядел.
Несколько жизненных зарисовок.

Баллы в уплату за жизнь (Альпинизм, фар, узункол, фестиваль альпинизма, фестиваль узункол 2008, чемпионат россии, спасработы, далар)

История первая
Цей, июль 2007г. Чемпионат России по альпинизму. Базовый лагерь на Уилпатинских ночевках. Часть команд отдыхает или готовится к выходу.
На спуске с Мамиссона в команде Екатеринбурга ЧП – один из участников проваливается в трещину. Абсолютно ВСЕ, кто был в тот момент в базовом лагере, собираются и бегут на помощь. Ни один из участников не сказал, что им завтра на гору, что им надо отдохнуть, чтобы быстрее всех потом пролезть маршрут.
Собралось человек 15 – столько и не нужно было – тащить-то до базового лагеря всего ничего, меньше получаса по ровному плато ледника. Но никто не уходил. А вдруг вертолета не будет, а вдруг придется нести вниз до самого Цея, а это уже не полчаса, а часов 12 через перевал Хицан, по ледникам, осыпям, моренам, тропам. Поэтому все молча ждали. Только гонцы бегали к палаткам за теплыми шмотками и термосами с горячим питьем для пострадавшего. Ну про шмотки – это отдельная история. Об этом и про Васину пуховку уже Иван Темерев рассказал в своем интервью перед Чемпионатом. Да только никто не обратил на это внимание. Посмеялись, сказали, что не по существу интервью, не о том. Что мы, мол, про команду хотим услышать – сколько раз отжимаетесь, сколько раз подтягиваетесь. А вы нам тут про сожженные пуховки рассказываете. Но вот эта история гораздо больше говорила о команде, о ее человеческих качествах, чем все остальное.

История вторая
Тот же Цей. Тот же Чемпионат.
Томская команда попала на спуске с Чанчахи в грозу. И хоть капитан и передавал по связи бодрым и веселым голосом, что у них, мол, все в порядке, что встали на ночевку. Но опытных спортсменов не проведешь. Было обронено несколько неуловимых фраз, достаточных для того, чтобы усомниться, а точно ли у них все в порядке. И даже когда главный судья дал отбой по связи, даже после этого многие рации в соседних командах были включены всю ночь. А иркутская команда утром самостоятельно без всяких просьб и распоряжений вышла помочь томичам на спуске, поднявшись к ним навстречу на перевал.

История третья. Которую я постоянно всем рассказываю, как очень показательную, каковы нынче массовые альпинисты.
Уллутау, август 2007г. Сразу после Чемпионата в Цее.
Подходит ко мне утром Ким Кириллович, начспас.
– Ты, – говорит, – жетон получила? Получила. Спасатель теперь? Спасатель. Ну вот давай – отрабатывай. Надо набрать 8 человек для помощи транспортировочному отряду. Там уже люди работают, спускают с Фрешфильда. Нужно подойти к развилке на Райские и Кичкидарские и там ждать.
А в лагере палаток вокруг речки немерено, ступить некуда, чтобы на чью-то палатку не наступить. «Ну, – думаю, – тут делов-то на пять минут. Сейчас я в первых же палатках этих восьмерых парней и наберу легко. Сбегать-то до развилки и помочь дотащить не долго – до обеда управятся».
Не тут-то было. Больше часа ушло на то, чтобы набрать всего 8 человек добровольцев. Я обошла ВСЕ палатки, где были люди. И все эти люди находили веские аргументы для отказа: кто-то уезжал, кто-то приезжал, у кого-то плановый выход на занятия, у кого-то уже рюкзаки на подход собраны. И только один инструктор открыто сказал: «Да пошли вы… сами туда…». Ну не так, конечно, но смысл был такой.
В общем нашла я в итоге этих восьмерых парней. Половина из них были мои друзья, половина ребята Монаенкова. И два каких-то молоденьких мальчика из Киева, которые сначала было робко сказали, что им на подход выходить, но в итоге все-таки пошли помочь.
И это к сожалению не единственный случай. Эта история очень показательна. Потому что повторяется она сейчас из года в год в разных вариациях. Это давно уже стало «естественным» среди обычных массовых альпинистов, которые регулярно отказываются помочь, если речь не идет об их сборах. И этому они явно не у спортсменов учатся.

История четвертая
Там же в Уллутау, тот же август 2007г.
Собиралась я с участниками на Виатау, 2Б. И тут ко мне стали еще напрашиваться двое парней. Их инструктор сходил с ними на Чотчат и собирался еще сводить 2А Виатау и все – больше никуда идти не хотел. Вот и просились они ко мне: «Мы, мол, сходим 2А, а на следующий день с вами на 2Б».
Выхожу с отделением на подход. На ночевках ливень, гроза, все по палаткам спрятались. И вдруг в мою инструкторскую палатку ребята стучатся.
– Ирина, – говорят, – там те двое ребят вернулись, которые завтра с нами собирались пойти. Они прибежали раньше всех, чтобы успеть отдохнуть, потому что остальные медленно спускаются. У кого-то там травма ноги. Они уже на морене появились. Можно мы к ним на встречу выйдем? Вдруг там помочь надо.
Риторический вопрос: с каких таких спортсменов те бегунки пример брали, чтобы бросить отделение и товарища с травмой и бежать скорее отдыхать, дабы успеть наутро с другими так же «сбегать».

История пятая. Самая свежая.
Узункол, июль 2008г. Чемпионат России по альпинизму.
В отличии от прошлого года, по нынешним условиям надо было набрать как можно больше баллов, сходив как можно больше маршрутов. А значит каждый день был для команд решающим, каждый день на счету.
Но несмотря на это, когда в команде Красноярск-4 на Даларе произошло ЧП, то не дожидаясь и не расчитывая ни на какие вертолеты, ни на какие высокогорные отряды, тут же в базовом лагере под Даларом сформировался головной спасотряд из судей и участников команд Питера, Иркутска и Башкирии, которые на тот момент находились там в базовом лагере и планировали собственные выходы.
А ведь это было не то что на Уилпатинском леднике под Мамиссон сбегать в 20-ти минутах ходьбы от лагеря. Это почти двое суток работы. И каждый день у команд был на счету в их наборе баллов.
Ну, конечно, им же не на занятия выходить и не на учебно-тренировочные выходы, как всем тем в Уллутау «правильным не спортсменам». Да и что они в самом деле корову что ли проигрывают? Эти самые спортсмены, которых все обвиняют кругом, что для них важны не горы и люди, а баллы и клеточки. Только что волнует тех простых альпинистов в альплагерях, которые нынче отказываются пойти на спасы, мотивируя это тем, что у них свои планы, свои занятия, свои выходы? Наверно, не баллы и клеточки, а что-то более возвышенное.

Но и тут не обошлось без добрых слов досужих наблюдателей, любителей делать выводы по обрывкам информации и опускать всех до своего узкого мирка. И вот пошли, полетели слухи что эти, мол, спортсмены бросили, ушли, свою шкуру спасать стали. Видимо те, кто сделал подобные выводы, по себе всех судят.
Так вот, коротко факты.
ЧП произошло, когда четыре команды работали вместе: Красноярск-4, Красноярск-2, МК и Томск. Всего 11 человек, т.е. их было достаточно, чтобы начать спуск своими силами, не дожидаясь спасателей, что и было вначале предпринято. Но Полина стала жаловаться на сильные боли в спине, в результате чего заподозрили перелом позвоночника. А это означало, что спускать надо только в акье.
И будь там даже не 11 человек, а в два раза больше, но вот акьи у них с собой как-то не было припасено.
Поэтому поставили палатку прямо там, где смогли. Олег Хвостенко остался с Полиной. А больше там и не требовалось кому-то оставаться, чтобы поддерживать ее до подхода спасателей.
А остальные начали спуск вниз, чтобы провесить для головного отряда, несущего акью, перильные веревки, ускорив тем самым поднос акьи и подход к Полине врача.
И после этого сами ушли вниз, чтобы не мешаться спасотряду, т.к. большое количество народа там бы только осложнило работу. А тем более там были не нужны вымотанные грозой и холодной ночевкой люди. Подошедший снизу головной отряд из судей и участников соседних команд, которые вышли со свежими силами, и присоединившаяся к ним команда Саратова, которая шла маршрут Порохни следом за Красноярск-4, сработали и спустили Полину гораздо быстрее, чем это сделали бы уставшие, промокшие и вымотанные люди.
О спуске. Я могу сказать, что на моих глазах было множество спасработ, но такого скоростного спуска акьи я еще не видела.
Когда наутро следующего дня стало ясно, что вертолета не будет и пострадавшую наконец уложили в акью и стали спускать, то из Узункола вышел транспортировочный отряд из МЧС и Академии гражданской защиты. С ним же я отправила и своих волонтеров. Когда ребята спрашивали, что нужно брать с собой, то я им сказала помимо снаряжения захватить с собой маленькую палатку, горелку и что-то перекусить, зная, что спуск по стене может затянуться до темноты и даже до ночи.
Каково же было мое удивление, когда не прошло и двух часов, а Глебыч мне сказал, что наверху все в порядке, что отработали 10 дюльферов, т.е. половину спуска. В итоге парни спустили 17 дюльферов по стене на ледник за 4 часа. Получилось что дольше утром вертолет ждали, чем потом спускали.

История шестая
Узункол. Тот же Чемпионат.
Заключительный день соревнований. Самый решающий для всех команд. Некоторые из них именно на этом восхождении могли получить то самое преимущество в сотые баллов.
Около 7 утра происходит срыв у Питера-6 и Наташа улетает в трещину.
Первая утренняя связь с базой в 9 утра. Но еще не дожидаясь связи, не дожидаясь никаких указаний и просьб снизу, все команды, которые оказались рядом, подошли на помощь. И даже девчонки из Ростов-1, уже пройдя две веревки маршрута, спустились вниз. А ведь именно команда Ростов-1, пройдя этот маршрут, получала то самое преимущество в баллах и выходила вперед Питера на 3 место. Но тем не менее они вернулись с маршрута, они спустились с него, чтобы помочь своим соперницам – Питеру-6.

PS. Предвижу возражения, что мол, на Чемпионате так поступают, потому что больше некому спасать на таких сложных маршрутах, вот и приходится спасать друг друга. Могу сказать, что с теми кто участвует в Чемпионатах я пересекалась и в альплагерях и лично видела, как они не задумываясь идут на спасы, с кем бы что ни произошло – со своими или с «чужими», и не только к альпинистам, но и к туристам.
Миша Шиляев из Башкирской команды даже в прошлом году в Цее под Мамиссоном, мне с улыбкой сказал: «Ну вот, Ира, снова мы с тобой вместе на спасработах».
Печальный черный юмор – «место встречи изменить нельзя…». И во всех лагерях, во всех горах на спасах те же лица и те же люди, хотя альпинистов у нас тысячи.

Далар. Фото: А.Абисалов

Ира, спасибо что подняли эту тему, к сожалению в местах массового скопления альпинистов это сплошь и рядом, хотя удивлятся нечего, это только в глазах романтиков все альпинисты - сплошь герои, а на самом деле - те же люди, только все гипертрофированно...

Встречались с вами в Уллу-Тау в 2006, я у вас калибас стрелял пару раз:)))

Сергей Недосеков, Киев.

Ага, как калебас стрелял помню :)) не так часто попадаются стрелки калебасов :) сейчас я посмотрела на Фестивале - все больше в моде кальян :)

Ага, везде - гламур:)

Люди то те же, но контингент, по сравнению с 80-ми и ранее, изменился кардинально. Общался тогда, общаюсь сейчас. Просто небо и земля.

Ровно на сколько поменялись люди в обществе, на столько и в альпинизме. Ведь не с другой планеты они в горы попадают:))

Ирина, не соглашусь с Вашей фразой - "Это давно уже стало «естественным» среди обычных массовых альпинистов, которые регулярно отказываются помочь, если речь не идет об их сборах". Это, по моему, как раз не естественно. За всю мою альпинистскую практику ТОЛЬКО ОДИН РАЗ был свидетелем прямого отказа в ответ на просьбу о помощи, и то это было не среди наших "массовых" альпинистов, а во время коммерческих восхождений на пик коммунизма - трое поляков отказались помочь при спуске латыша с фирнового плато (2006год). Самого один раз тащили в безенгах, ребята с донецких сборов тащили, обычные массовые альпинисты. Может, конечно, я не знаю чего, может времена настолько изменились, но мне кажется, что такие ситуации с отказом в помощи скорее исключение, чем правило.

Видимо вам везло. Сама была свидетелем несколько раз. Причем отказывались помогать корифеи, мотивируя тем, что приехали отдыхать.
Но, мне кажется, тенденция не в сторону ухудшения, а наоборот. Сейчас, благодаря новейшим технологиям, мир становится уже.

Согласна Юля, что к счастью сейчас тенденция идет к улучшению.
Самый пик подобного манкирования пришелся на начало 2000-х годов, так называемая перестройка в сознании. Тогда вообще было стандарно услышать фразы типа: "Вон там есть профессиональные спасатели, МЧС, они за это деньги получают. А мы платим за то, чтобы самим в горы ходить, а не на спасы бегать".

Радует, что есть люди, осознающие ценность человеческой жизни!
Слава Богу, что для них не существует проблемы выбора - гора или человек.

Не пойму, Ир, в чем мораль? Конечно, в чемпионатах участвуют серьезные альпинисты , в Уллу-Тау контингент гораздо случайнее. Как это относится к формату ЧР «гонки без правил»?

Да никак. Это относится не к формату, а к морали.

Солидарен с Veterok 23:07 29.09.2008

Я бы не стал так однозначно говорить - вот эти пошли на спасы, они герои, а эти отказались - они плохие. Очень разные в действительности есть причины. Мне за последние годы пришлось два раза собирать людей на спасработы и оба раза я получил мгновенный отклик, один раз в Безенги, второй раз в июле этого года в Уллутау. Люди оставили свои дела и пошли тащить поломанных. За что им огромное спасибо. Были ли это высокие спортсмены или новички - не знаю. Очевидно, что были и те, и те. И я рад, что моя лично вера в людей не пропала. Могли ли они отказаться? Конечно, и я бы их не осуждал, потому что не знал их состояние, а может они настолько устали, что их участие в спасах может быть опасным? В том же Безенги мы спускались утром после холодной ночевки, вечером в тумане промазали мимо кулуара и спустились не туда. При подходе к ночевкам нас попросили поднести вниз рюкзаки, у группы погиб участник и им некому было спускать вещи вниз. Я взял рюкзачек, а девочке запретил помогать, незачем ей было рисковать своей жизнью. Да и сам на себя был зол, что не смог отказать.
Есть универсальное жизненное правило, которое действует везде, не только в горах : "никакое доброе дело не остается безнаказанным". Нужно это помнить. Почему же мы делаем эти добрые дела, несмотря на это правило? Потому что иначе не можем.

Неужели такое возможно? По 14 минут на дюльфер. Я обычно беру для группы по часу на дюльфер(без больного!) и почти всегда не ошибаюсь. Редко когда быстрее получается. Как мы все-таки далеки от народа...

Как оказалось такое возможно :)
В 10 часов пришел ответ по связи, что вертолета не будет. И начали спуск по стене. Еще задолго до ужина Полина была в лагере и ее на скорой отправили в больницу.
Я хочу опубликовать потом полный список фамилий головного отряда. Но пока не могу найти среди файлов с документацией. Все фамилии Андрей Афанасьев куда-то на бумажку записал и в судейскую коллегию отдал. И видимо на комп не перепечатали. Но я восстановлю эту информацию и выложу на сайте Фестиваля.

Так вот, может быть с этого и надо всем начинать. И для начала просто сравнить уровень технической подготовки тех, кто участвует в Чемпионатах и свой собственный уровень прежде чем выносить какие-то суждения (или осуждения) об их "стиле хождения".
Это не к вам лично Анатолий. Это риторически к оппонентам.

Спустили ,действительно, за 4 или 4,5 часа. Очень помогло, что станции спусковые пробитые были. Но главное, что компания подобралась очень сильная. Работали очень профессионально.
Согласен с тем, что нельзя терять веру в людей, хотя иногда это тяжеловато.
Сердечный привет всем кто был тогда на горе!!! Неважно кто что делал. Душевно время провели!

За хорошие станции надо сказать спасибо группе Кочеткова-Савельева.

ого! как клево, что у нашей элиты есть и положительные качества - они остаются отзывчивыми Человеками!
вы это имели ввиду?!

мне то казалось, что в нашем обществе это еще пока норма...
а выходит, что помощь соседу - это мало того, что Подвиг, так еще и оправдывает гонки без правил в ущерб безопасности!
(если конечно таковые были, лично мне это так и осталось неясным по результатам склок на риске).

а вообще: точка зрения зависит от точки сидения :)

Очевидно что на чемпионатах нет случайных людей. А в массовом альпинизме они конечно всегда будут и на риске тоже теоретиков хватает.

Это так.
Но случаи игнорирования просьб участвовать в спасах есть. Они не единичны (иначе бы и разговора не было). И я бы не сказал, что тенденция ведет к уменьшению, а не наоборот.

Как правильно тут было замечено, какое общество - такие и альпинисты.
За примерами даже далеко ходить не надо. Вон, форум горного сайта на букву М - там такие чудаки на ту же букву регулярно появляются и гнезда вьют.

Конечно зависит. И помощь иногда действительно подвиг.
Просто помочь могут не все.
Да, ещё раз спасибо Кириллу Гоголинскому и Мише Терехову, которые, несмотря на пламенные радио-призывы Юрия Сергеевича к горовосхождению помогали нам спускать с безенгийского Урала нашего поломанного товарища. Ребята просто шли на гору, мы просто шли на спасработы - случайно встретились и пошли спасать вместе.

Оч. сомнительная фраза... Из того, что некто поучаствовал тут, тут и там, такой вывод делать никак нельзя.

Абсолютно согласен с Veterok 23:07 29.09.2008.

На самом деле, статья оставляет странный осадок. C одной стороны, не так, что бы совсем не правда, но, с другой стороны, из нее следует, что "не спортсмены" в горах очень часто ведут себя как не очень хорошие люди. Не хочется с таким взглядом на жизнь соглашаться. Не так ведь это.

а кто такие "не спортсмены" в вашем понимании?

В моем? Да не в моем понимании, а в понимании, скорее, автора статьи. Но интуитивно понятно - участвующие в соревнованиях. Впрочем, это определение верно для любой другой активности, хоть бокса, хоть шахмат. Без соревнований - фитнес, физкультура, все что угодно. Но не спорт :)

Ну что за дикость?! Читайте дважды, если с первого раза не понятно. Очевидно же, что главный посыл статьи:

"Не правы те, кто считают, что спортсменов интересуют только баллы и очки. Это не так.

Не правы также и те, кто считают, что ходящие в горы "для себя", "для души" непременно и есть ТЕ САМЫЕ, не утратившие истинный дух альпинизма! Бывает и по-другому".

Главный посыл - да. Но есть и второстепенные. Порой настроение определяют именно они - это же не формальный текст.

Отчего же дикость, кроме того? В крайнем случае - "недалекость" - ну вот такой у меня остался осадок, уже простите за глупость. :)

To M.I.rise: "Ваше величество, - сказал Мюнхаузен, - не идите против своей совести. Я знаю, вы благородный человек и в душе тоже против Англии!"

opus 13:28 30.09.2008:
"какое общество - такие и альпинисты. Достаточно появилось таких, что именуют себя альпинистами, но не имеют никакого представления ни об альпинистской культуре, ни о культуре вообще. За примерами даже далеко ходить не надо"

Пример: http://alpfederation.ru/newsite/index.php?option=com_content&task=blogsection&id=33&Itemid=60
п. 20.1.3. Правил восхождений и соревнований:
Участник восхождения обязан:
- оказывать помощь терпящим бедствие участникам из своего АМ....
в принципе, по правилам получается, что отказ тащить коллегу с соседних сборов вобщем то, "правомерен" и это нормально....

Разговор же не об обязанности, а о своем личном отношении к проблемам других, а не только своей группы. Никто не заставляет тащить кого-то.
Это твое дело - будешь помогать или нет.

да конечно, каждый для себя решает сам (и про своего участника тоже)
но как то дико звучит этот пункт. все-таки это правила для членов не такой уж маленькой организации.
возможно, стоило бы его переписать в более общечеловеческом и этичном варианте))) без слова "обязан"
к томуже, как тут недавно справедливо упоминалось, ответственность за неоказание помощи никто не отменял.

по этому пункту много спорили, насколько мне известно.
но было признано, что при проведении соревнований помощь своему участнику - есть, действительно, обязанность. и этот пункт заставляет участников соревнований заранее думать о том, как они его будут выполнять, если что.
(и этот акцент еще раз подтверждает реальность проблем в комплексе спасательных работ)

если каждая команда решит эту проблему, то, вроде, как нет необходимости, дергать другие команды.

но в практике так не получается - дорого с собой спасотряд возить.

поэтому было какое то решение перед этим сезоном по чемпионатам - точно не помню формулировок - о взаимопомощи.

а вот, что касается несоревновательного альпинизма - там только от личных моральных установок всё зависит, а не от "правил соревнований"

Под термин "несоревновательный" альпинизм попадают также и все новички, третье- и второ-разрядники, да и вообще все альмероприятия, не включающие соревнований, аьлплагеря, например.
А это все работает по этим Правилам восхождений и соревнований.

Так что вы хотите понять\выяснить?

Нет никаких механизмов, которые бы обеспечивали какое то наказание для отказавшихся пойти помочь в спасработах.
И если у вас едет сбор клуба из нескольких отделений разной квалификации во главе которого стоит нормальный тренер, то там, как правило, проблем с взаимопомощью не возникает. Ни внутри своих сборов, ни относительно не своих. И работают тут не "правила", а нормальное чувство дружеской взаимовыручки.

А когда на поляне десяток лагерей, где вперемежку стоят все, кто в эти горы попал и преднамеренно, и случайно - да - возникают вопросы проблемы.
Потому что возникают вопросы - например, почему люди, которые поехали в горы втроем-впятером и пошли, куда им вздумалось, о безопасности вспомнили только когда одному из них камень башка попал?

Ир,
я совсем запутался. Ходить на спасы или всё-таки лучше отказаться?
Вот тут Инцидент с командой Красноярск-4 ты мне резонно написала: "...на "жетоне" нам прекрасно объяснили, что по закону все российские граждане не являющиеся аттестованными спасателями вообще не ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРАВА оказывать помощь.
Т.е. если ты завтра приедешь к нам в Россию, пойдешь на гору, а там рядом с тобой кто-то будет загибаться. ты ему по доброте душевной окажешь помощь. А он возьмет и подаст на тебя в суд. например за то что ты испортил ему его красивые штанишки пока волок по камням. или (утрируем) он может хотел там сдохнуть, а ты взял и не дал ему это сделать. То вот тут-то тебе и предъявит наш закон: парень, а ты не имел права вообще проводить никаких спасательных акций - у тебя на это нету полномочий.
Так что теперь, у нас приходится выбирать - либо совесть, либо закон. ну или пойти на сборы жетон "Спасение в горах" и получить корочки аттестованного спасателя. тогда можешь смело всех спасать - и совесть будет чиста и перед законом чист"

Поскольку мой жетон, как видно устарел лет 15 назад, что ты порекомендуешь?

Шура, а ты про совесть и человечность или про закон и юридические права? :)
Тут уже даже привели цитаты из "Правил горовосхождений"

Ну а выбор как и всегда в жизни каждый делает для себя свой. И в жизненном выборе ничей совет и рекомендации не действуют. Нельзя прожить за другого его жизнь.

Кстати ни мой новый ни твой старый жетон не имеют юридической силы. Юридически имеет силу только книжка спасателя МЧС и аттестация в МЧС, которую кстати надо проходить раз в три года. Поэтому все жетонисты через год тоже будут недействительными спасателями, если не решат проблему с переаттестацией.

Отношение к спасам - лишь одна из граней отношения людей друг с другом в альпинизме. Я давно не езжу в альпинистские лагеря, но слышу постоянно со всех сторон, что отношение молодых альпинистов к окружающим, инструкторам, спасателям , обслуге лагерей стало заметно более потребительским (последний свежий пример - сборы питерского клуба Горняк в Ала Арче). Это закономерно - люди выросли в другой стране, им во многом непонятны те традиции, которые нам естественны. Но вполне нормальных, адекватных и этичных людей хватает и среди молодых альпинистов, этому тоже много подтверждений, к счастью.

Ира вполне реально обрисовала ситуации в Цее, в Уллутау и в Узунколе. И я понимаю ее беспокойство. Мне только не нравится сравнение между ними. И ключевой момент здесь (как правильно заметил Efrem) то, что на ЧР не едут люди случайные.
ОДно дело поляна в Уллутау, где Ира искала помощи среди жителей палаток. У Васи Пупкина, живущего в палатке пятой с краю, есть выбор идти или отказаться от участия в спасах, и он этим выбором пользуется. У него могут быть разные причины, но факт: его не волнует репутация, и это один из фактрорв влияющих на его выбор. Может и послать...

НА ЧР другое дело. Нет сомнений, что у ребят все в порядке с этикой, но не надо опускать факт, что у них и ВЫБОРА НЕТ. КАждая команда знала еще до фестиваля, что на спасотряд МЧС рассчитывать не стОит, случись что, спасать будут команды сами друг друга. Благо, технически и физически готовы к этому. К тому же, на кону в ЧР не только (и не столько!) баллы, но и РЕПУТАЦИЯ. Не только собственная, но и команды, тренера, города...

А вообще-то... с тем, что кто-то идет на спасы, а кто-то нет, проблема была и в советские времена, только не так явно.

История седьмая.

Уллутау, 2006 год. Спускали мы парня с Юнома с переломом ноги, на леднике подошел тренспортировочный отряд из лагеря. Еле еле на две смены с натяжкой хватало людей. Все ждали и запрашивали по рации когда навстречу подойдут еще люди на смену, которых Ким Киррилович обещал отправить. но так до самого низа никто больше не подошел. Парни матерились, ругали начспаса. но как показала моя печальная практика потом, что мог начспас сделать? Даже приказать никому не мог, поскольку уже было сказано что по закону не имеет он таких прав заставлять кого-то идти на спасы, а на просьбы народ слабо реагирует.

Так вот. В том малочисленном транспортировочном отряде были Саша Козлов и Миша Шиляев из Башкирской команды. Они только что перед этим спустились с 5Б с Уллутау и сразу же не снимая башмаков побежали по просьбе Кима на спасы, причем вышли в ночь и в непогоду. Транспортировочный отряд с доктором к нам на ледник подходил ночью в тумане и крупном снегопаде. Такая непогода была, что они даже мимо нас проскочили и ушли выше по леднику.
О какой репутации они думали? Кто их там знал тогда, они никому были не известны, как спорсмены и команда. Да и причины для отказа у них были объективные - они сами только с 5Б спустились и явно не были свеженькими как огурчики.
Оправдать всегда можно себя в своих глазах и в глазах окружающих. Оправдать можно правилами, законом, усталостью, объективной опасностью и т.д.
Я давно уже никого в этом не сужу - все мы человеки со своими слабостями и самооправданиями. Просто жизненные зарисовки о том, как поступают те или иные люди. и статья была о том, какие примеры и с кого надо брать.

Ира, обрати внимание на слова "Нет сомнений, что у ребят все в порядке с этикой" - иллюстрация как раз Уллутау 2006 год.

Да, я заметила. Я и не спорила :) Я просто нарисовала очередную картинку.
Я просто не согласна, что те парни спорстмены, которых я вижу на Чемпионате, что они это делают потому что у них нет выбора и ради репутации. Да нифига их репутация не пострадает, если они не пойдут. Они так же могут сказать, что есть спасотряд, есть ходячие судьи в судейской бригаде, которые могут пойти, ну и так далее...
Иркутяне в прошлом году утром когда все спали вышли помочь томичам на перевал из-за репутации что ли? Да никто об этом особо и не знает что они ходили помагать. даже большая часть судей этого не заметила.
А если вспомнить печальный пример Безенгов, то ни у кого там никакая репутация не пострадала из тех, кто послушался "приказов и пламенных призывов".

Ирина, поправочку внесу, Мишаня тогда был с Сеней ( Москалев Семен ). Они тогда только что с Абалакова спустились - это точно. И потом Сеня опоздал на автобус и кажется на поезд, хотя про поезд не уверен. Я через пару дней приехал. Привет!

Привет, Саша. Ну ты ж понимаешь что в такой момент всех не рассматриваешь и не запоминаешь :) Не до того в тот момент. Просто там кто-то был среди парней тоже такого высокого роста, как ты, и потом позже мы с тобой в лагере общались и видимо у меня это наложилось одно на другое.

Это зависит во многом от воспитания в альпинизме. От авторитета тех инструкторов, тренеров, которые занимаются с альпинистами. И только в том случае, если инструктор - авторитет для начинающих альпинистов, они по его просьбе пойдут спасать, тащить и т.п. Так как у нас Правила участники начинают читать пробыв уже довольно долго в горах, то от личности инструкторов (именно инструкторов, а не гидов!) зависит все. Должен быть какой-то кодекс чести, что ли.
Еще история: в разгар Чемпионата в Узунколе приезжает Юрий Кошеленко, как почетный гость. На следующий день с утра начинается спасаловка на Кирпиче. Суета, непрерывная радиосвязь. Юра тихо подходит и говорит: "ну, я пошел". На вопрос "куда пошел ?", - отвечает; "как куда? на спасработы в Мырды, конечно". Только своим примером, заставляя делать выбор "плохо - хорошо" возможно воспитание "подрастающего поколения" в альпинизме. Именно тут должна работать такая вешь как общественное мнение . И мнение это должно быть гласным. Сейчас есть для этого технические возможности.

+300!!!
Единственное замечание: Гиды тоже участники воспитательного процесса :-)), послать своего клиента он конечно не может, но сам-то пойти вполне...

гиды - это обязательно.
как же про гидов то мы забыли?!
это испокон веков - педагоги и учителя наши.

Скажите, а может все дело в обычном воспитании?

"Так может быть вот этому стоит поучиться у спортсменов – их высоким человеческим качествам, тому, что они, когда необходимо, готовы пожертвовать баллами, местами, в отличие от обычных альпинистов, которые не готовы жертвовать банальными клеточками и разрядами ради чьей-то жизни."

Просто нет слов, вы сколько людей одним махом с говном смешали?
Давайте еще по форме черепа будем определять (как фашисты) высоту человеческих качеств!
Спортсмен - значит высокие качества, обычный - значит не готов жертвовать! Бред!!!
Есть хорошие люди, а есть плохие, а спортсмены они или чайники - это тут причем???

Согласна. Перед хорошими людьми приношу извинения.
Просто возможно не правильно сформулировала.
Надо было сформулировать:
"Так может быть вот этому стоит поучиться у спортсменов – их высоким человеческим качествам, тому, что они, когда необходимо, готовы пожертвовать баллами, местами, в отличие от многих обычных альпинистов, которые не готовы жертвовать банальными клеточками и разрядами ради чьей-то жизни."

ойойой....

А ЕЩЕ МОЖЕТ БЫТЬ
так же этому стоит поучиться у МНОГИХ обычных альпинистов - их высоким человеческим качествам, тому, что они, когда необходимо, готовы пожертвовать своими клеточками, единственным отпуском, временем, эгоизмом и т.д. и т.п., в отличии ОТ МНОГИХ спортсменов, которые ИНОГДА не готовы жертвовать своими баллами, местами и призами
ради чьей-то жизни!!!

вы, как идеолог женского кубка, должны больше других должны понимать, что нельзя делить людей на группы так грубо и так резко ставить штампы.

p.s. и еще мне все же очень хочется повторить.
помощь человеку человеком - это не Чудо и не Подвиг! это норма!
а норму не надо так рьяно доказывать, она и так видна и очевидна!

исключения бывают, когда один человек не помогает другому,
но скорее всего вы в них видите те причины поступка, которые хотите увидеть - в своем благом порыве (действительно благом!), а настоящих причин даже не знаете.

и меня лично очень сильно удивило, что вы так активно стараетесь защитить спортсменов чемпионата в узунколе и всем показать, что они хорошие, вот например спасали друг друга)))
может они там че намухлевали???))))))))))))))))

успехов и доброты вам :)

Многих???
По моему у вас депрессивное восприятие действительности...
Даже с сегодняшним уровнем коммерциализации в горы тянет романтиков,а они - люди отзывчивые...
Встречаются гнилые люди, но случаи единичные.

На моей практике "любителя" на спасы ходили и коммерческие группы, и туристы. Да, руководили опытные люди (в вашей классификации - спортсмены).

И еще многое зависит от самого человека, который собирает группу. Если он не авторитетен, то никто за ним не пойдет, это уже вопрос лидерства. И чтобы человек, который ходит в горы, и знает, что такое спасы, и как это важно, ответил «Да пошли вы… сами туда…» - значит может вопрос в самом спрашивающем????

Особенно если в привычке выходить на публику и поливать всех (извините, многих, и заочно) грязью.

Хе хе, дискуссия навеяла гораздо более интересный формальный вопрос, все таки свяязанный со спасами и вопросом ходить не ходить. А звучит вопрос так: Некто Петя пошел на спасы, пошел не разговаривая и не обсуждая, в результате опоздал на свой самолет Бишкек-Петербург к примеру, денег на обратную дорогу нет, как вы думаете сколько народу из проживаюших в легере сбросяться Пете на проезд? Сами подойдут пердложат? Займут денег с отдачей? Пошлют далеко?

Просто со спасами чуть меньше очевидно чем с зашитой отечество но вполне очевидно как надо правильно поступать, а вот с вышеописанной ситуевиной все гораздо размытей.

Даю предполагаемое решение: если Петя будет гордо молчать- он в лагере зазимует однозначно. Если он обратится "по команде" к руководителям групп ,если таковые найдутся ,или просто к народу- (мадам и мсье, гебен зи мир , битте..он однозначно денег получит, причем, скорее всего просто так , хотя, разумеется не от всех (ну какая взайма, право... потом бегать через полстраны отдавать) .Другой ворос, хватит ли ему этих денег... из Бишкека-то... :-)) На телеграмму домой хватит точно!
ПС можно еще продать часть снаряги "несознательным личностям"

Зачем бегать через пол страны? Нынче технологии хорошие.
И Петя-то как правило не один приехал, а со-товарищи, которые помогут. Я сама давала деньги человеку, когда у него было ровно на плацкарт оставлено, а в кассах только купе было. И мне потом этот человек из дома деньги на счет переводил.
Да и даже если Петя один, то его всегда подбросят до ближайшего города, где он сможет у родных попросить выслать денег из Бишкека.
У нас была во Франции ситуация, когда мы там остались без денег, т.к. не могли их снять с карточки по причине проблем у банка (когда половину банков в Москве арестовали). А билетов вообще не было никаких заранее. Потому что мы перемещались спонтано с места на место не планируя дальше следующего дня свое местоположение. И ничего - выручил ВестернЮнион.

Но согласна, суть ситуевины не в этом. Но это редкая ситуация. Чаще всего отказываются то не по причине билетов на поезд.

D`t talk, just climb!

Мы обсуждем "нечто" и пытаемся оценивать несовершённые поступки :) незнакомых :) людей.

Stop it!

Господа, если кто-то нашел для себя ЛИЧНО что-то оскорбительное словах статьи, то значит эта статья про него, значит он чувствует себя не очень "хорошим" (как выразился серж12) человеком. Потому что человека, у которого его совесть спокойна, невозможно полить никакой грязью, он никогда эту грязь на свой счет даже не примет. Это банальная истина - читайте философов.
А если из жизни и опыта, то мне 40 лет, и я ни разу не видела ни одного хорошего и ни одного плохого человека.
Может надо прожить еще раз десять по столько же чтобы увидеть такую утопию?

Идея замечательная! То есть, раз Ваша совесть спокойна, о Вас можно говорить любые гадости. И вы не должны обижаться. А если обидитесь - значит, сказано было по делу. Ладно, учтем.

Мдаа... финиш...
То есть ваша философия дает право обливать всех грязью, но к настоящему Человеку она не пристанет!
"я ни разу не видела ни одного хорошего и ни одного плохого человека." - неумение отличить добро от зла? отстутствие жизненной позиции?

Пожалуй действительно D`t talk, just climb!

В каждом человеке присутсвует и хорошее и плохое
поэтому нет абсолютно хороших и абсолютно плохих людей
возможно когда-нибудь вы поймете эту истину...
а пока... слава Богу что у вас есть жизненная позиция :)
надеюсь она вам помогает в критической ситуации :))))

Это объективный взгляд на живых людей.

"Те, кто умеют только любить или только ненавидеть, - завидно примитивны"

Если описанные Ириной случаи отказа участвовать в спасах единичны, то они не стоят обсуждения. Если это уже "тенденция к увеличению случаев отказа от участия в спасах", то есть повод задуматься. Но из данного поста как раз и непонятно, тенденция или нет...
В форумах альпинистов и туристов сообщения об отказах мелькают нередко.
Вопрос (я , конечно, понимаю, что никаких цифр тут привести невозможно, никто статистику не собирал) к тем, кто участвует в обсуждении:

действительно ли на ваш взгляд, такая тенденция существует? Вызывает ли она у вас опасения?

Увы, она существует, но причины ее - не только в современных людях (хотя и в них тоже).
К стати про современных альпинистов (к коим и я в принципе отношусь по молодости лет) - мы в основном жители мегаполисов, с соответствующей культурой - ведь очень часто бывает что в городе вы видете что кому-то нужна помощь - и очень часто люди проходят мимо, предпочитая не вмешиваться. И в городе это иногда бывает оправданно. Только эта позиция потом переноситься в горы.
Было верно подмечено что те кто приезжают в горы - приезжают не одни, и зачастую организованными сборами. И руководят этими сборами люди строй закалки, только они тоже часто предпочитают не вмешиваться. хотя отлично знают что такое спасы.
Я бы сказал что рыба гниет с головы, это вопрос воспитания, очень мало людей попадают в горы сами по себе, обычно через клубы/секции.
Возможно имеет смысл институт "третейского суда" в рамках ФАР/ФАиС У, для начало не публичный, а решения - публиковать. И тогда те кто без весомых причин отказались помочь будут известны широкой общественности. Я понимаю что взвесить весомость/невесомость причин не просто, но думаю возможно. А тем кто ратует за свободу выбора - так она есть но стоит помнить что сегодня ты отказался помочь другому - завтра откажутся спасать тебя - ведь никто не застрахован.

Пишу возможно слегка эмоционально - просто доводилось с этим сталкиваться, увы.

ЗЫ - про Узункол
2005 год, парень улетает на дюлфере (обьективно - вина инструктора - все сразу дюлферяли по двойной). Перелом руки, подозрение на внутренне кровоизлияние (упал на живот). Своими силами (было две группы значков) его сносят на п. Глоубева. Подходим с напарником с Кругозора Мырды - мы как раз с него спускались, организовываем спуск. В это время парень из нашей группы спускаться в узункол для того чтоб запросить помощь. Из лагеря (где было несколько сборов по мимо наших) выходит Макс Панков и еще по моему два человека из его компании, больше - никого. Так же помогли пограничники - выслали на верх пару человек и врача (правда при этом рацию нашу спионерили, но это лирика:)). Все. В результате 12 человек спускали акью 12 часов. Двое из них ни разу не сменились (один из них - солдат-пограничник, здоровый такой парень из средней полосы Росии). Внизу опять же погранцы дали машину. вот такая вот иллюстрация.

Я последние 8-9 лет общаюсь в основном с "неорганизованными" или как их тут еще обзывали "черными","интернетными",и.т.д. альпинистами и туристами.Может я такой везучий,но за это время не столкнулся ни с одним отказом пойти на спасработы.Охоты и жажды бежать у более опытных не наблюдалось-все представляли что это такое.Но уж если надо,то надо.Русские мужики они такие. Для примера спасработы нескольких лет назад.Мы уж собирались по домам,когда от пограничников поступил сигнал что на заставу вышли люди с просьбой о помощи.Тут ,кстати,стоит еще раз напомнить о необходимочти регистрации в МЧС.Из-за того что точное местонахождение группы было неизвестно,на поиски ушли лишние сутки. Когда добрались до группы,рядом уже находились ребята из Питера и Киева.Перед нашим приходом они приготовили жерди на носилки и "подштопали" пострадавшего.Решено было нести пострадавшего через перевал по соседнему ущелью.Пока перепаковывались рюкзаки,часть народа налегке понесла носилки наверх.Ребята не совсем опытные,но как тяговая сила на осыпи и некрутом снежнике-очень даже ничего.С перевала спуск по довольно крутому снегу,и первых носильщиков,поблагодарив,отправили назад к своим палаткам.Часть ребят поопытнее остались спускать носилки в долину до тропы.Провесили веревки и поехали... Внизу опять прощание и пожелания "болезному" выздоравливать.От такого отношения он,по моему даже взбодрился и стал выглядеть веселее.Дальше уже понесли своими силами и частью участников группы.Спасибо девушкам пострадавшей группы-они "на рысях" убежали до предполагаемой ночевки и организовали бивак и еду. На следующий день нас догнала группа запорожцев и моментально поняв ситуацию,часть людей послала вперед на организацию переправы,а часть помогала в транспортировке.После переправы,теперь уже женская часть запорожцев отпаивала нас чаем и чем то кормила. Заключительные 300 метров,плюнув на тропу по крутяку(заходила гроза),бежали по руслу реки,по колено,а где и выше по воде.8 человек с носилками,8 параллельно им поддерживали.И такой мокрой,галдящей толпой ввалились на территорию заставы,переполошив часовых.Пришла машина и распрощавшись с помощниками мы уехали вниз.А запорожцам еще час нужно было идти назад к лагерю.Да и гроза,собиравшаяся целый день,наконец вылила на нас все накопившееся. И уже ночью,отпаиваясь пивом мы с благодарностью вспомнили всех кто нам помогал.За эти двое суток ни от кого я не услышал кривого слова. Были еще спасаловки.Приятно вспомнить о них нельзя,но вот о людях из Воронежа,Мариуполя,да даже какой либо там Хацапетовки приятно.Пока мне везло.Может я просто хожу в других местах или среди других людей. А может просто организация "мероприятия" нормальная.Тут у меня ответа нет. P.S.Таки заметил за последние 5 лет возросший технический уровень "самопальных" групп.Хорошее снаряжение,средства связи,карты и описания.А главное-желание общаться,обмениваться информацией,координировать между собой действия.Культура растет.

бред какойто можно было просто нормально написать статью о взаимовыручке ...ирина как я понимаю просто неумеет правильно выражать мысли

Эта статья не только о взаимовыручке.

Ирина отлично выражает свои мысли. Просто не сглаживает острые углы. Имеет право.

Поэтому каждый ее пост вызывает не менее 90 комментов.

если тут каждый начнет "не сглаживать углы" и прямотой кичиться, очень скоро начнется то, что уже не раз начиналось на сайтах разной тематики - сплошная прямота

:))) Я просто рыжая, бесстыжая и страстная :)))))
дарю всем кто рядом бесконечную массу тепла и огня, но могу так же как огонь сжигать все кругом...
поэтому всегда такой всплеск эмоций :)

хм... правда сейчас перекрасилась в бело-черный цвет
может поможет охладить острые языки пламени? :))))

Пару месяцев назад люди, которые ходят в горы только "для себя", с пеной у рта обвиняли спортсменов, что те ради "баллов и очков" по головам пойдут.
Как то не припоминается в таких формулировках. Если даже, то стоит из-за пары чьих-то коментов творить нетленку?
Альпинисты, бегущие на спасы, готовы пожертвовать своим здоровьем; я понимаю твою мысль, но стоит быть поточнее (хоть это и народная журналистика).

Тю-ю-ю... Вить... вот про здоровье давай оставим
ВСЕ альпинисты жертвуют своим здоровьем когда идут на гору
и чем серьезнее восхождение тем сильнее они своим здоровьем жертвуют
так ты считаешь, что личные амбиции, личный крутой проект стоят твоего здоровья, а помощь кому-то и чья-то чужая жизнь оного здоровья не стоят?

Как-то ты мне приписываешь...говорю же, поточнее. А потом, любители клеточек и разрядов суть те же спортсмены /пониже уровнем любителей баллов и мест/.
Жду ещё фоток.

Во многом согласен с Ириной.К сожалению.Сам работая спасателем не раз сталкивался с ситуацией,когда люди оказываются глухи к просьбам о помощи!Понимаю конечно,что я "за это деньги получаю"!И Узункол очень порадовал в этом плане.Людей не надо было ни о чем просить!Когда тащили из-под кирпича лагерь опустел,все ушли на спасы и,в итоге получилось 6 смен!Редкость это сейчас.В 2007 в Цее один из наших сотрудников вышел на спасработы один!!Хотя сборы внизу были,просто пострадавший был как раз из так называемых "черных альпинистов"и никаким боком к ним отношения не имел.А всем,кто работал на Даларе еще раз респект и уважуха!Только в одном я не согласен с Ирой-дело не в спортсменах и не спортсменах!Дело в общем воспитании современных альпинистов.А оно,к сожалению,сейчас не на самом высоком уровне.Честь и хвала тем ребятам и девчатам которые могут забить на свои амбиции,баллы,разряды,деньги и прийти на помощь попавшему в беду!Вот только с каждым годом таких все меньше и меньше.