Две весны одного года
«Домой» - стюардесса сочувственно посмотрела на индивидуума, задыхавшегося от жары в целях экономии средств на сверхнормативном багаже. «В Горы» - ответил индивидуум, повергнув властительницу небес в легкое недоумение. Да-с, из Бишкека тоже можно летать в Горы, да еще и на работу, забавно.
Индивидууму на тот момент было совсем не забавно, ибо после участия в вертолетокрушении он категорически пытается выйти из самолета во время взлета и посадки, стараясь занять место рядом с запасной дверью. Пара банок пива немного сняла напряжение, но полоса все равно была слишком короткой и узкой. К счастью, по соседству оказался общительный боец, какой то охраны из под Красноярска, который жил рядом с Петром Кузнецовым. Как тесен мир! Полет прошел незаметно, и даже посадка на трезвую голову.
Так началось мое путешествие на первые выездные сборы в районе Мунку-Сардык, что находится на монгольской границе, примерно в 350-ти километрах от Иркутска. Занесло, так занесло.
Просто так склалось, что лидеру группы Усть-Илимских туристов, Ромычу Попову, прошлым летом показалось, что сборы под моим руководством, могут быть полезными для сибиряков, желающих приобщиться к альпинизму. Рома - натура деятельная и целеустремленная. Мужественно перемогая вал словоблудства, поднявшийся на местном нет-ресурсе, он двигал свою идею по направлению к реализации; и в результате, вместо одной группы набралось две, и время моего отсутствия в Бишкеке растянулось до полутора месяцев.
Моя любимая загрустила, но по мимо учебных целей, конечно, отросли и чисто шкурные. Побывать в новом районе и не попробовать местных пятерок, как это можно. Эту идею Сани Головина, этакого серого не кардинала, я бы сказал паровоза, иркутского альпинизма, конечно, пришлось безоговорочно поддержать.
Короче, полетели. Бишкек – Новосибирск – Иркутск. По прибытии, настроение было напряженным. Незнакомый район, нездоровая полемика и, конечно, понимание того, что я, как отщепенец, не имею права на ошибку. Я не имею, но одна из моих основных обязанностей, давать рисковать, а значит, и ошибаться моим участникам. Такая вот засада, но без риска учебный процесс в альпинизме бессмысленен.
Во время регистрации в спасслужбе, спасатели слегка расслабили, снега в районе мало. Вообще, спасы произвели очень приятное впечатление. Здравые, толковые мужики, с которыми приятно пообщаться.
По прибытии в район сведения подтвердились, и это было здорово, ибо снег, это не только лавинная опасность, но и убойные подходы, отнимающие силы и время.
Район сразу начал нравиться. Потому как ледовые занятия начались сразу после разгрузки автобуса. Путь на базу лежит по реке Белый Иркут и ее притоку Мугувек, который, стекая по увалам, образует прекрасный простой ледопад, идеальный для обучения правильному использованию кошек.
База расположена на границе леса, и я не без удовольствия вкусил давно забытого романтично-костерного альпинизма с запахом дымка. Досадно было, что весна, втреченная в Бишкеке, снова превратилась в зиму, но опять же, встретить весну в Саянах, тоже очень интересно. Честно говоря, еле дождались. Улыбнулась она нам уже к середине апреля, а в марте, как и положено, по-сибирски давили минуса и палатка, с печкой, была отнюдь не роскошью, а насущной необходимостью.
Нашим ангелом-хранителем на первой смене стал Валера Стройкин. Настоящий турист, обладающий колоссальным опытом выживания в антикомфортных условиях, плюс, заядлый контактер с местным богом Бурханом, благодаря чему проблем с погодой практически не было.
Слушая каждое утро, треск разгорающегося костра, я благодарил судьбу, за то, что она послала с нами этого настоящего мужика, которого я нещадно дрючил на занятиях и восхождениях. Воистину, инструкторское коварство не знает предела.
Удивляюсь, как раньше я мог относиться к туристам с предубеждением. Сейчас наличие «темного» туристского прошлого, гарантия хоть какой то подготовки. Вообще, несмотря на весь альпинистский снобизм, похоже, именно туристам удалось сохранить хоть какую то низовую подготовку. Ребята, прошедшие школу туризма сильнее и духом и телом, что дает им весомое преимущество перед чистыми альпинистами-скороспелками.
Основной задачей на первом этапе был поиск мест для занятий. Если с прекрасным и разнообразным льдом проблем не было, то подходящие скалы нашлись только с третьей попытки под конец первой смены. Но зато какие скалы! Богатейший рельеф, удобные подходы и солнце до вечера!
По ходу получения навыков на занятиях, следовали контрольные выстрелы восхождений. Первый выстрел длился с семи утра до восьми вечера, после чего Саша Финкельштейн, наша хранительница джентльменского уровня и здоровой лексики, отметила, что на Аконкагуа было значительно теплее.
Второй раз бабахнули вообще по полной программе. Да, да, Опасная 3А. С учебно-тренировочным срывом доски и нормальным срывом первого уже на скалах. О, как я ржал, проходя за участников пятерочные участки. Не понимаю, с какими мыслями прокладываются подобные маршруты, но то, что они ставят раком всю ступенчатую систему подготовки, очевидно.
Впоследствии, для того, чтобы участники могли учиться работать на адекватном рельефе, пришлось пройти два первопрохода 3А и 3Б и насосать вариант выхода на гребень Опасной в обход лавинной полки и никому не нужного на тройке пятерочного лазания.
3А на авиаторов мы прошли с первой группой, а 3Б на Леонова я проштудировал соло, во время заброски второй группы. Получились хорошие учебные маршруты с богатым рельефом и достаточным набором технических сложностей.
Дембельской Горой первой смены стала 2Б на Тыхен –Ардын. Простенькая пешеходная двойка. Интересно, как после нее идти на пятерочную тройку на Опасную.
А между тем в календаре уже стоял апрель. Но вопреки песне В.Цоя, он не принес весну, и свежий межвежий след на нашей тропе, говорил скорее не о том, что пришло тепло, а о том, что у косолапого явно какие то проблемы со сном.
Лед на второй смене был жестче и участники с энтузиазмом скручивали ухи у буров. Ребята подобрались задорные, я бы сказал боевые.
Вторая смена прошла под знаком Леонова и в ожидании Опасной, которая была запланирована под дембель. Первая попытка прохождения ребра Леонова с группой, наткнулась на жесткое сопротивление погоды, и нам пришлось уступить. Во второй раз, ветер смилостивился и, ведомые Женей Тарасовым, мы прочапали 13 веревок и около 200 метров пешкаруса за 7 часов.
Однако самым важным достижением смены, стала разработка классного приема блокировки элементов и станций. Мутодируя на занятиях с Дашей Перетолчинойт над очередной пристанью, я, наконец, совершил те самые рукодвижения, которые привели нас к прекрасному результату. Я был вне себя от радости. Теперь сбор станций, особенно на бедном рельефе, стал значительно проще и надежнее, что мы тут же прочувствовали на восхождениях.
Так сами того, не ожидая, иркутяне внесли серьезный вклад в техническую копилку альпинизма.
Дембельское восхождение на Опасную по новому варианту стало логичным и достойным завершением интересной и поучительной смены и всех сборов.
Забавно, по клеточным ожиданиям, результативность составила порядка 80%, что даже выше, чем у меня в Арче.
А в лагере уже разминалась горячительными группа Сани Головина. Но перед выходом на Гору, нам предстояло выдержать день мобильного отдыха с поездкой в баню за 120 км от нашей своротки. Не помню, успел ли я помыться, но подниматься на следующий день на базу было архитяжело.
Сначала в планах было две Горы, включая попытку первопрохода, но по факту, я вынужден был признать свою полную выжатость и предложить мужикам сходить 5А на уже любимую всеми нами Опасную. Не прогадал, однако.
По удовольствию маршрут превзошел все мои ожидания, даже не смотря на полную обесточенность. Прекрасная, логичная, адекватная 5А, причем по протяженности 15 веревок, уступающая в Арче только пятеркам на Корею.
Сил не было абсолютно, но работа на маршруте питала меня энергией до самого спуска на плато под Горой. Ну а потом был автопилотируемый свал на базу.
Сидя в палатке, я просто не мог поверить, что все так здорово получилось, ибо свои планы я выполнил на 150%.
Конечно же я безмерно благодарен за все моим участникам, ибо без их стремления, желания и терпения ничего бы не вышло. Огромное спасибо Саням и Егору, за прекрасный подарок 5А на Опасную.
Здорово возвращаться к родным, арчинским пятеркам только со светлыми воспоминаниями, без тени мысли «слава богу, что все закончилось».
Очень порадовал настрой иркутских альпинеров и хочется пожелать сбычи всех планов и поменьше «черных воронов» над головами.
110
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А что за способ блокировки точек? Можно подробнее?
Э... это не ново. Сорри.... :-)
Это всё для того, что бы не случилось вот так:
А так, логика понятна. Кстати, а если сделать сперва станцию на комппетле, отрегулировать ее, а затем в элементах стремен понавязать.
Привет!
Тебя тут в академики просят! ;)
С удачной сибирской экспедицией!
Все есть в Сургуте - костры, дрова, а гор по-о-о-ка нет!
Рубим дорогу на Урал...
Ждем тебя на семинар!
В Ваших описаниях почувствовал для себя тепло будущего походного костра, вспомнил душевное единение друзей, и ещё дорогу туда и назад (со взглядами стюардесс, проводниц, милиционеров, егерей,...) Вообщем, задело, Спасибо!
Замечание с которым трудно не согласиться.
За фотоматериал и сюжет о сборах спасибо!
В Роскосмосе очень не любят термин «космический туризм» — предпочитают говорить «экспедиция-посещение».
«По сути, они никакие не туристы, поскольку проходят полный цикл подготовки для работы на орбите. И, находясь там, выполняют какую-то часть этой работы. Вряд ли такой риск можно назвать туризмом», — качают головой эксперты.
============)