Бесславное приключение
Это сейчас на вершину Эльбруса затаскивают штанги, велосипеды, мотоциклы и даже пытались целую машину, ставят колонки и кричат о рекордно высокой диджей пати в Европе, рекорд рекордом погоняют, что только не вытворяют с Эльбрусом. Но раньше трава была зеленее. В 1977 году Виктор Овсянников, ленинградский альпинист, совершает первый полёт на дельтаплане с вершины Эльбруса. Мой друг, Дима Чижик решает, что сможет повторить тот исторический полет. Ниже док. фильм об этом, а все что хотелось рассказать, но не поместилось в фильм, расскажу под катом.
Мне сейчас кажется, что он вышел серьезным, в то время как в реальности нас можно было описать как команду из алкоголиков, тунеядцев, бездельников, якобы спортсменов, тогда мы взяли с собой дельтаплан, параплан, бейс систему, кайт, горные лыжи, альп снаряжение, все что угодно, лишь бы не сидеть в офисе, а осуществить задуманное. Для меня до сих пор загадка, как мы умудрились не взять ещё с собой и байдарку. Естественно, что половина из всего этого снаряжения была использована только единожды, а то и вовсе пролежала на дне машины, все же у нас был замысел – запустить Чижика с Эльбруса на дельтаплане.
Сама идея возникла вроде как случайно:
Андрей вел группу коммерческих туристов на Эльбрус и позвал Чижика вторым гидом. Чижик не будь дураком, решил, что раз уж он поедет на Эльбрус, то можно и на дельтаплане с него слететь заодно. Паша идею горячо поддержал, хоть на дельтаплане лететь не хотел, зато там скалы отвесные, можно будет прыгнуть с парашютом с них, а то в городе уже и так опостылело со зданий прыгать, надо говорит и со скал.
Но раз уж затевается такой суп, то и я не переменно должен в нем участвовать с камерой в руках. Как в детстве говорят все мамы: «все побегут с крыши прыгать, и ты тоже побежишь?» Непременно, особенно с крыши!
Одна из сложностей нашего замысла состоит в том, что человек должен одновременно обладать хорошими навыками полёта на дельтаплане и быть не плохим альпинистом, это довольно редкое сочетание. Ну вот, видимо раз в 30 лет такой человек и рождается, сегодня у нас это Дима Чижик.
К этому можно добавить не стабильность погоды, уже приличная высота, требующая акклиматизации, необходимость затащить на вершину габаритный и не легкий дельтаплан, отсутствие нормальных мест посадок, их незнание.
Да и с площадкой старта на вершине тоже много вопросов, она слишком короткая и можно не успеть разогнаться, чтобы встать на крыло. Но тут Чижик заявил, что отпилил/укоротил на пополам горные лыжи и будет в них если что стартовать, чтобы быстрее разогнаться.
Чижик на Склоне Эльбруса. Фото Андрей Громов
Не помню почему, но в то время, как Андрей уже вовсю акклиматизировал группу туристов перед восхождением на Эльбрус, а мы с Чижиком и Пашей были еще в Москве. Это означало, что сами мы не успеем толком акклиматизироваться, чтобы взойти с Андреем.
Для меня с Пашей это было из серии: «ну и ладно, не особо и хочется на вершину, что там делать? Все равно потом туда дельтаплан тащить». Но Чижик, как второй гид, и чтобы не подвести Андрея обязан был там быть. Ну он и пошел, без особой акклиматизации. Мы же с Пашей только «проводили» их до скал Пастухова (4700 метров), предварительно сбегав на обсерваторию для акклема.
Плюс к этому, мы же все такие опытные и крутые, что никто из нас не взял с собой солнцезащитный крем. Лично я на моменте сборов подумал, что стрельну у друзей его. И на высоте, как ты не старайся защитить лицо «тряпками» от солнца, без хорошего (от 50 единиц) крема никак. Именно поэтому у нас в фильме лица у всех опухшие, как будто с бодуна постоянно.
Мы провели на склоне Эльбруса три дня, в один из которых Андрей с Чижиком и завели группу туристов на вершину. Вернее, завел Андрей, а Чижику повезло: где-то на Косой полке двум клиентам стало плохо от горняжки, поэтому Чижик, как второй гид, начал их спускать «домой», а не пошел дальше на вершину.
Это его конечно спасло, но от страданий не уберегло: всю последующую ночь он блевал от недостатка акклиматизации, весь опух, и в общем-то выглядел как повидавший не одну жизнь бомж.
Но мне, в эти три дня на склоне, все же удалось покатать на лыжах. Летом! От скал Пастухова (4700м) и до Бочек (3800м). Правда ощущения, конечно, странные, из-за недостатка акклиматизации приходилось после каждых 100 – 150 метров останавливаться с дикой одышкой, отдыхать, ну и катить дальше. Просто закрыл гельштат, правда кайт так и пролежал в рюкзаке, доставать не решился на тот момент.
На этом наша официальная программа с коммерческими туристами закончилась и дальше нас ждал дельтаплан, парашюты и снова Эльбрус, собственно, о чем и фильм. Я с Андреем снимал, ребята прыгали и летали – звучит просто, но на деле все шло с трением.
Для начала — нам просто не удалось договориться с начальником канатной дороги, чтобы он разрешил на ней поднять дельтаплан. С его слов, наша затея была опасной, и он не хотел быть к ней причастен, отвечать, как человек разрешивший поднять дельтаплан наверх.
Это значит, что нам придется разбирать дельтаплан, «тайком» затаскивать в кабинку канатной дороги, а на склоне снова собирать. Или с самого низа, от Азау тащить на себе до вершины, что весьма спортивно, но не очень-то и хотелось.
Для рядового альпиниста, Эльбрус — это простая гора, можно сказать высокий холмик, но одновременно и сложная гора. На ней по нерасторопности, самонадеянности или по «не погоде» легко погибнуть.
Вот, что говорит об этом Чижик в кусочке интервью, которое не вошло в фильм:
«Мы когда первый раз ходили, втроем на Эльбрус (13 лет назад), у нас в тумане двое заблудились и уже под вечер вышли на соседний ледник с трещинами. И они всю ночь петляли по кругу, чтобы не заснуть, не замерзнуть и не уйти ни куда в трещины. То есть они нашли пяточек (5 на 5 метров), где можно безопасно ходить и всю ночь ходили. А утром увидели Приют и туда прибежали»
Но до того, как мы пойдем на сам Эльбрус с дельтапланом, нам надо было облетать местные склоны, по привыкнуть.
И в этом тоже состоял вызов для ребят — местность новая для них, что с посадками неизвестно, никто до них здесь не летал, но друзья Паши прыгали БЕЙС возле поселка Былым. Поэтому прыгать и летать решили тоже там.
Было смешно, как мы все вчетвером, в тумане ходили «по краю» обрыва, высматривали и пытались найти для Паши место безопасного старта, чтобы прыгнуть с парашютом со скалы. Там должен был быть козырек, чтобы стена резко обрывалась. Дошло до того, что Паша звонил своим друзьям и пытался по их словесному описанию найти эту точку. Мы были ежики в тумане.
До этого я никогда не был на Эльбрусе и особо не стремился туда, мы тогда только начинали лазать стены и такие вершины как Эльбрус казались нам не интересными со спортивной точки зрения. Но оказавшись там, ты видишь всю эту красоту, ледники, зеленые холмы, скалы и в общем-то уже и не нужно никаких спортивных целей, просто приятно находиться здесь, в этой природе. Но глаз цепляется за ледник, и ты сразу думаешь, мечтаешь, что вон там модно пройтись на скитуре между трещинами, а вот здесь можно даже попробовать поднять кайт и на нем пойти. Полет мысли, мечтаний среди зеленых лугов и такого большого неба.