Было трудно, но мы сделали это! Горная школа "Категория трудности".
Закончилась семнадцатая Новогодняя Школа ледолазания! Девять дней, восемьдесят шесть человек: участники, инструкторы, руководители. Практические и теоретические занятия по 12-13 часов в день без дней отдыха. Организационных проблем невероятно много: размещение, питание, трансфер, состав отделений, места занятий на леднике, места занятий на базе, снаряжение, заболевшие..... Все решено, все прошло продуктивно и закончилось благополучно!
В основном, мы занимаемся на леднике: замерзшие водопады (каскады) по своим свойствам (происхождению, характеру рельефа, твердости льда и др.) очень отличаются от льда глетчерного. А соответственно требует и другого снаряжения, других техник передвижения, другой тактики и пр. Мы занимаемся альпинизмом, на Горе преобладает глетчерный лед, поэтому мы делаем то, что для альпиниста нужнее и полезнее. На каскаде в Тегенекли отрабатывалось только передвижение связки со сменой ведущего.
Приемы ледолазания и выбор снаряжения зависят не только от крутизны льда, но его происхождения (глетчерный, натечный, каскадный), крутизны , состояния (пластичный, твердый, перемерзший, бутылочный), степени опасности.
Какой-то лед легко идется с одним ледорубом (с упором в склон штычком или клювиком), а какой-то - с двумя инструментами. И чередование (последовательность) работы рук и ног может быть разной по тем же причинам. В горах, на маршрутах с ледовыми участками крутизной 50-60 градусов, с болью в душе регулярно наблюдаю, как альпинисты ползком (т.е. чуть ли не ложась на пологий склон) с двумя ледовыми инструментами «борются за существование», считая, что именно так и надо передвигаться по льду этой крутизны. На более крутом льду они переходят на стиль «рука-рука-нога-нога», забивая инструменты параллельно широко на одном уровне, затем подтягиваясь на руках. И тоже уверенны, что лезут правильно.
Лет тридцать-сорок назад эти приемы ледолазания были единственно возможными, и именно так рекомендовалось лазать по льду в старых учебниках альпинизма, например, П.П.Захарова. С тех пор ледовое снаряжение давно вышло на новые уровни, что заставило измениться технику ледолазания, сделав её более экономной, рациональной, надежной. Но большинство по прежнему продолжает лезть по льду в описанных выше стилях.
Обучение мы ведем от простого - к сложному, вначале рассказываем и показываем правильную работу ног, корпуса, рук в разных приемах. Затем демонстрируем все приемы на тренажере и обосновываем эти приемы и действия:
Потом эти приемы отрабатываются на льду с верхней страховкой, тренеры указывают на ошибки и корректируют движения. Следующий этап - научить размещаться на льду для кручения буров так, что бы отдыхать, а не забивать икроножные мышцы в статической позе. После этого - переход к нижней страховке: по прокрученным трассам, затем - с прокручиванием буров. И так на глетчерном льду 45-95 градусов, в разных техниках.
На ежедневных теоретических занятиях курсанты знакомились с жизнью снежно-ледового склона (всевозможные сценарии) выше и ниже снеговой линии, изучали способы формования ступеней в различных видах снега, опасности снежных и ледовых маршрутов и меры безопасности при их прохождении, причины срывов на снегу и на льду, причины возникновения лавин, признаки лавинной опасности, меры и действия по профилактике попадания в лавины, поиску попавших в лавину, жизнь различных ледовых образований в горах, виды льда и многое-многое другое.
Ну и кроме ледолазания - самозадержание при срыве, передвижение связки по закрытому леднику, создание станции при срыве в трещину, подъем провалившегося
В общем, мы сделали Это!
Следующая Школа ледолазания - на Гендерные праздники (23 февраля- 8 марта).
Место: Кавказ, ущ.Адылсу, УМЦ Эльбрус: ледник Кашкаташ, замерзшие водопады Приэльбрусья.
Сроки:
1 смена 23.02.24 (заезд)- 02.03.24 (разъезд)
2 смена 02.03.24 (заезд) – 10.03.24 (разъезд)
ЗАЯВКИ и условия