На полях XXVI-й "Вертикали"

Пишет nicko, 23.10.2023 16:59

Завершился XXVI-й фестиваль горных и приключенческих фильмов «Вертикаль-2023». Главное его достижение — что он состоялся. Что несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку народ ходит в горы, занимается экстремальными видами спорта и снимает об этом фильмы. И что кинофестиваль, несмотря на санкции, остался международным — в программе было два зарубежных фильма.

Награждение команды Матвея Шпаро и создателей фильма "Большая Арктическая экспедиция"

Основная борьба за Гран-При XXVI-й "Вертикали" разгорелась между российскими фильмами Николая Зайцева (Хабаровск) "Остров Ионы. Затерянный остров" и "Большая Арктическая экспедиция" Ольги Старокожевой и Натальи Цымбаленко (Москва). Победил фильм из Хабаровска, рассказавший об экспедиции на катамаранах на труднодоступный остров Св. Ионы в Охотском море. Интересная цель — остров — неприступная скала - даже высадка на берег - серьёзная проблема, не говоря уже о подъёме на вершину. Дух первооткрывателей, новое место для путешествий. Из недостатков — местами слабая картинка. Понятно, что это ретро-вставки из старых попыток попасть на остров, но как-то, современными методами, восстановить их можно было бы, и сделать картинку поаккуратней.

Остров Св.Ионы.Кадр из фильма Николая Зайцева (Хабаровск) "Остров Ионы. Затерянный остров"

В фильме "Большая Арктическая экспедиция" картинка отличная. Монтаж на высоте и цель экспедиции — провести лыжный поход по следам первопроходцев с школьниками по Арктике — достойная. И раскручивать мыс Челюскина — самую северную точку России надо. Фильм смотрится на одном дыхании, не скучно. Подвели только "стендапы" с участниками похода. Во время церемонии награждения (фильм победил в престижной номинации "Путешествия, приключения") школьники были естественными, говорили, что думали: «Полярники относились хорошо, один даже дал посмотреть своё оружие». А в фильме фразы звучали несколько заученными, как будто из методички РОНО. И лишним было интервью с чиновником. Понятно, что спонсоры, деньги, отчётность, но хоть из кабинета его можно же было вытащить?

Кадр из фильма"Большая Арктическая экспедиция"режиссёра Ольги Старокожевой (Москва)

Самым качественным в череде показов был фильм "Белый Северный олень" (The White Reindeer) производства Венгрии-Швеции. Огромный бюджет, качественная профессиональная аппаратура, да и съёмки режиссёра и оператора из National Geographic Золтона Тёрёка, как говорят, на высоте. Фильм заслуженно победил в номинации кинофестиваля «Дикая природа». Хотя фильм не только о природе, а о современной этнографии — об исчезающей культуре эвенков, кочующих с оленями по бескрайним просторам Сибири, и живущих в чумах - их настоящих домах. Три поездки автора с общим интервалом в одиннадцать лет дали возможность создать такой наполненный фильм. Слепнущий старик-оленевод, старающийся передать искусство кочевника внукам. Было всё, в том числе и гибель оленьего стада. В канве картины и сбор режиссёром, по личной инициативе, на краудфандинговой платформе, денег со всего мира, чтобы восстановить стадо оленей героя фильма Владимира Удигира, и не дать умереть многовековым традициям культуры эвенков. Заслуженная победа фильма не только на "Вертикали-2023", но на многочисленных других международных кинофестивалях.

Резанули несколько кадров в конце. Счастливые, купающиеся в тёплом море маленькие дети режиссёра (не зря он брал подругу в экспедицию…). Комфорт и масса игрушек. Смотрится как противопоставление детству маленькой эвенкийской девочке из стойбища, которой негде мыться — «ванная комната» - канистра с водой в тундре возле чума… И как-то сразу не веришь закадровым восторгам о настоящем счастье - детстве в дикой природе. Особенно счастью на болоте — подтаявшем верхнем слое вечной мерзлоты с тучей изводящих даже оленей комаров, теперь рано появляющихся из-за глобального потепления. И оживают в памяти некие штампы "о богатой благополучной Европе и бедной грязной России..."

Кадр из фильма «Хранитель Урала» режиссёра Сергея Сомова

На "Вертикали-2023" порадовал победитель номинации «Игровые и постановочные фильмы» — картина «Хранитель Урала» режиссёра Сергея Сомова из Екатеринбурга. Полностью соответствующая тематике фестиваля идея — спелеотуризм, как источник вечной молодости. Фильм снимался в четырёх пещерах Урала, профессионального гримёра пришлось спускать с собой в пещеру: старение актёра, а потом "омолаживание" его в реальном времени после достижения «источника вечной молодости» - ключевая сцена в фильме. Неоднозначная трактовка сюжета, вызвавшая споры даже в жюри, осталась загадкой даже после выступления режиссёра во время награждения.

Очень эффектно смотрелась картинка в работе «На высоте» режиссёра Николая Пиотровского из Москвы. Потрясающе красивые профессиональные съёмки работы на опасных горных склонах профессиональных фри-райдеров, и — заслуженный приз Артёму Калашникову - оператору, пилоту fpv-дрона - "За лучшую работу оператора". Каждая законченная сцена этого фильма - это готовый полноценный клип, а в соединении друг с другом череда сцен формирует некий сюжет - попытку раскрыть философию фри-райда и его поклонников.

Кадр из фильма «Анабарская галка» режиссёра-оператора Андрея Подкорытова

В фильме «Анабарская галка» с сюжетом проблемы нет — вариант роуд-муви — показывается сложнейший зимний соло-поход по труднодоступному плато Анабар. В этих условиях выживать сложно, а не то что снимать кино. Заслуженная победа Андрея Покорытова из Миасса Челябинской области в номинации «Лучший оператор в экстремальных условиях» XXVI-го кинофестиваля "Вертикаль-2023".

Другой вариант походного кино — пройти одному на велосипеде, за сжатый, ограниченный отпуском срок, весьма протяжённый маршрут на Алтае. Причём не по асфальту Чуйского тракта, а чаще всего, по просёлкам и бездорожью, проезжая не менее чем по 120 км в день. На маршруте, и в фильме, чередуются дорожные приключения от поломок велосипеда до атаки яков. Картина «Накатим по 120?" режиссёра и путешественника-велосипедиста Сергея Шонина из Cанкт-Петербурга победил среди "любительских фильмов". Замечания вызывает только вставки в начале и конце игровых эпизодов. Непрофессиональным актёрам трудно быть естественными в кинокадре — чувствуется самодельная постановка и некое недоверие к их эмоциям. Но это дело поправимое: авторы вырастают из "любительской номинации" в профессиональное кино - в этом одна из задач кинофестиваля "Вертикаль".

Порадовал победитель номинации "Спорт-Экстрим" фильм "Набор высоты" режиссёра Юрия Лебедева из подмосковного Королёва. В прошлом году уже был его фильм о попытке заехать на специально оборудованных мотоциклах на Эльбрус. В этом - уже об успехе. В прошлом году фильм был сильно затянутым, а сейчас режиссёр учёл критику и получилось самое то — фильм смотрится на одном дыхании. И спортивная составляющая налицо: впервые в истории действительно гонщики заехали на вершину Эльбруса, а не затащили мотоцикл на себе. Помощь мотоциклисту понадобилась только на спуске с косой полки под Западной вершиной — удивительно что он смог заехать вверх, пусть на грани срыва, но всё-же самостоятельно. Восхождение на мотоцикле - официально зарегистрированный рекорд подъёма на Эльбрус: 57 минут от поляны Азау. И заезд имеет большое практическое значение — после всех необходимых согласований с МЧС спасатели смогут и в нелётную погоду доставлять наверх, на аналогично подготовленном мотоцикле, помощь и баллоны с кислородом, по крайней мере, на самом популярном маршруте.

Огорчает снижение количества профессиональных фильмов о горных походах. В номинацию попали только три фильма, из них два собственно о восхождениях: "Путешествие в край вулканов" и "Аннапурна-4: Гора, которая почти нас победила." Причём победу в номинации «Горные фильмы» одержал фильм «Путешествие в край вулканов» Тимура Салихова из Уфы, где восхождение не получилось, и в кадре его, естественно, не было. Зато отличная картинка и монтаж, эмоции и непосредственность, а это важнее для кинофестиваля. А на Ключевскую сопку герои поднимутся в следующий раз.

Кадр из фильма "Аннапурна-4:Гора,которая почти нас победила"режиссёра Олега Афанасьева (Краснодар)

Лет двадцать назад фильмов о горах было подавляющее большинство. То ли меньше стали ходить, то ли меньше снимать, то ли что?.. Да и желающих попасть в залы кинофестиваля реньше было намного больше - даже не всем находилось место.

С другой стороны — в этом году зрителей было больше чем в предыдущем — прогресс есть. Остался и бессменный ведущий — Евгений Штиль, чей голос стал визитной карточкой «Вертикали». Наверное, кинофестивалю "Вертикаль" нужны ещё спонсоры, и, конечно же, настоящие меценаты - как компания промышленного альпинизма "НАСТ-АЛЬП". Их поддержка позволит фестивалю жить и развиваться.

Полные итоги киноконкурса XXVI-го Московского кинофестиваля ВЕРТИКАЛЬ-2023 можно посмотреть на сайте мероприятия.

62


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru