Восхождение на пик Ленина в 2023 году

Пишет mark.ablov, 01.08.2023 21:32

Небольшой отзыв об успешном восхождении на пик Ленина в 2023 году по программе клуба Руслана Колунина - "Твой гид в мире гор!". В качестве сервис-провайдера выступал Аксай.

Давно хотел попробовать свои силы в высотном альпинизме, и, само собой, начать решил с попытки восхождения на пик Ленина. В анамнезе имел парочку вершин 6000+ и несколько 5000+, так что 7000+ кажется вполне логичной ступенькой. Это был мой первый высотный опыт и исходя из этого решил сходить по лайту - с сервисом базового и первого лагерей, с заброской вещей лошадьми до первого лагеря и с арендованными высотными палатками. Тем более соблазнил супругу присоединиться к путешествию.

Так как есть еще планы на сентябрь, то хотелось бы сходить в эту небольшую экспедицию как можно раньше - в начале сезона. Среди компаний, организующих данное восхождение и имеющих свободные места на начало июля, выбрал клуб Руслана Колунина, о чём, в целом, не жалею, хотя и были кое-какие нюансы.

Восхождение на пик Ленина в 2023 году (Альпинизм)

Прилетели мы в Ош поздно вечером 5го числа (23:00), нас встретил водитель Аксая и довёз до гостиницы. С утра сходили позавтракали и отправились в дорогу до базового лагеря. Большая часть дороги - асфальт, и только последние минут 40-60 тряслись по грунтовке.

Лагерь в этом году очень комфортабельный. Двухместные палатки в полный рост с подведенным электричеством уже были. Душ, туалет, всё как у людей. Но вот что добавилось, так это огромное стационарное здание столовой/кают-компании. Его ввели в эксплуатацию как раз за пару дней до нашего приезда.

Готовят вполне вкусно и разнообразно. Обычно после горных поездок я сбрасываю вес, но в этот раз наоброт набрал 3 лишних килограмма. Увы...

Акклиматизация

Сразу скажу, что программа акклиматизация у Руслана весьма своеобразная. День 1 (приезда) разбирали сумки и отдыхали.

На следующий день, вместо традиционного похода на плечо пика Петровского, мы сходили только до мемориалов на соседнем холме. И начали готовиться к акклиматизационному выходу - собирать вещи для лошадей и набирать себе еду. Руслан привёз экспедиционную бочку, набитую разносолами и каждый мог выбрать что-то себе по душе. Я, зная свои вкусовые предпочтения на высоте, захватил из дома то, что точно мне зайдёт: готовые пакеты "Кронидов" с блюдами из индейки. Да, каждый весит 300 грамм, но зато я был уверен что и на 5400, и на 6100 я вполне с аппетитом их употреблю (так и вышло).

Восхождение на пик Ленина в 2023 году (Альпинизм)

День 3 начался с обильного завтрака и с заброски Шишигой до начала тропы (сэкономили час-полтора). Налегке, с небольшими рюкзачками, бодро дошагали до лагеря часа за 3-4. Тропа в полметра глубиной и не заблудишься. Так как к речке подошли относительно рано, то её форсирование никаких проблем не доставило.

Первый лагерь встертил большим шатром под столовую. Раньше он стоял в базовом, выполняя ту же функцию, но с постройкой капитального здания, шатёр перенесли в первый лагерь. Но даже его не всегда хватало в пиковое время.

Мы проигнорировали пик Юхина и на четвертый день просто прогулялись до начала ледника. А в ночь запланировали выход до второго лагеря. Для таких ранних выходов кухня дополнительно готовит к 3:00 утра - мало кто хочет тащиться по Сковородке в обеденное время, лучше проскочить по холодку. Днём Азамат (наш гид) разведал более оптимальный подход к леднику, без захода в лагерь Гор Азии, поэтому мы немного сократили тропку. Товарищи по группе решили облегчить себе рюкзаки и сдать вещи портерам. Я посмотрел на всё это и решил не отрываться от коллектива - тоже отдал им еду и пару пуховых вещей, суммарно на 4кг. Не знаю, насколько это было необходимо, но моя задача была зайти на гору сначала по лайту, а уже потом можно усложнять себе жизнь, зная свои возможности на высоте.

Восхождение на пик Ленина в 2023 году (Альпинизм)

Под ледником надели кошки и связались. Хотя ледник в нижней части и открыт, а через трещины проброшены лестницы, но связка не помешает. С утра слышно как трещит лёд, а на спуске были заметны изменения в рельефе и новые лестницы. В целом, тропа не сильно петляет и вполне логична.

Перила в этом году крайне простые - 2-3 коротких секции с крутизной не более 50-60 градусов. Брошено две ветки перил - одна попроще и там скапливался народ, вторая немного пободрее и в наши выходы была практически свободна. Однако на спуске после восхождения я обратил внимание на то, что снежный якорь начал вытаивать на правой ветке (если идти со стороны первого лагеря), но его вполне хватало на надежный дюльфер.

После перил ледник закрывается, и надо идти осторожнее вплоть до морены второго лагеря. 7-10 метров между участниками и без провисов веревки между ними. На косой полке перед Сковородкой ловит 4g+ (от оператора O!) так что это хорошая возможность позвонить родным по видео-связи и накачать фильмов для коротания времени во втором лагере. Наш расчет вполне оправдался и мы подошли к одному из самых неприятных участков на маршруте не слишком поздно. Проскочив Сковородку, вышли ко второму лагерю на 5400, а весь переход занял 8-9 часов.

Восхождение на пик Ленина в 2023 году (Альпинизм)

Как обычно и бывает, днём было очень жарко, поэтому дневной сон был проблематичен. Опять же, отступая от канонов (пусть в данном случае и в меньшей степени чем в предыдущие дни), на следующий (шестой) день после приезда в БЛ у нас был радиальный выход до третьего лагеря на 6100 без ночевки на этой высоте.

На этот раз никакого раннего выхода - начали идти когда солнце уже стало припекать (чтоб не мерзнуть!), около 9 утра. Лично у меня самочувствие было неплохое - ничего не болело, не тошнило, голова была ясная. Разве что, как обычно, сгорел нос и губы. Тропа до третьего лагеря хорошо просматривается, промаркирована, и идёт по гребню, поэтому связываться нет необходимости. Первый взлёт сразу от второго лагеря до гребня, затем километра полтора относительно ровного участка и затяжной купол перед выходом на Раздельную.

К сожалению, на этом этапе моя супруга почуствовала недомогание - комбинация обострения недолеченной вовремя болячки и высоты. После первого подъёма она поняла, что не сможет продолжать переход и развернулась в сторону второго лагеря, неся на всякий случай рацию для связи. Здесь следует отметить клиентоориентированность Руслана, как организатора восхождения - он предложил для неё несколько вариантов продолжения программы: набрать акклиматизацию с другой группой и воссоединиться с нашей командой перед самим восхождением; просто сходить на вершину Раздельной без попытки восхождения на пик Ленина; посетить пик Юхина или вообще съездить в Ош на восстановление и вернуться в БЛ с различными опциями. Это весьма достойно - не бросить клиента, сказав что раз не смог, то не смог, а рассматривать другие возможности.

После посещения третьего лагеря мы спустились обратно. Заняло всё мероприятие 4-5 часов вверх и полтора часа вниз. Переночевали и с первыми лучами солнца начали путь до базового лагеря. Шли двумя связками и перед началом открытых трещин я совершил ошибку: не пристегнул к себе рюкзак, когда положил его на склон. К моему сожалению, он начал движение в сторону трещины, но я проявил благоразумие и не стал бежать спасать его - всё-таки пусть лучше только рюкзак улетит вниз, без шансов мне отправиться за ним следом. Сверху обнаружить его не удалось, так что нашей 30м веревки было явно недостаточно для вызволения, но Руслан сделал фото места падения и попросил Степана (начальник первого лагеря) отправить дежурных поискать мой рюкзак. Кроме своих вещей, я спускал в базовый лагерь спальник товарища по его просьбе, поэтому было вдвойне неприятно из-за своей оплошности поиметь проблем. Однако спасибо парням-дежурным, что через пару дней они добыли мою потерю и вернули за небольшое вознаграждение.

Восхождение на пик Ленина в 2023 году (Альпинизм)

Мы с женой из-за её самочувствия решили остаться в первом лагере и набраться сил перед дальнейшим переходом, а ребята пошли в базу полноценно отдыхать. На следующий день (13 июля, восьмой день восхождения) мы к ним присоединились.

Восхождение

После акклиматизации, Руслан нас покинул ради других групп. Вот этот момент я бы отнёс к минусам организации. Изначально в программе было заявленно два гида - Руслан и Азамат, и не было никакой явной информации о том, что Руслан будет нас сопровождать только на акклиматизации, а само восхождение проведёт Азамат. Когда я выбирал с кем поехать на пик Ленина, я в числе прочих факторов учитывал и опыт с квалификацией сопровождающего гида. Так что, здесь я усматриваю пусть и не прямой обман, но некое лукавство со стороны Руслана. Вопрос о том, зачем нужна высокая квалификация даже для относительно простого пика Ленина, здесь подымать не планирую. Просто в следующий раз буду чуть внимательнее к данному нюансу.

Исходя из прогноза погоды, долго сидать в хороших условиях мы не могли. Поэтому вышли уже 14го числа, имея всего две ночи отдыха в БЛ, а я так и вообще одну. Во время акклиматизации, мы оставляли депозиты в первом и втором лагерях, поэтому в этот раз дозаброска груза конями была небольшой. Дошли без проблем до первого лагеря и в ту же ночь вышли во второй.

Восхождение на пик Ленина в 2023 году (Альпинизм)

Как ни странно, но темп был примерно таким же. Выиграли только час. Палаток во втором лагере значительно прибавилось и народу, соответственно, тоже. Понятно, что для значительной доли людей это именно акклиматизация, но, тем не менее, ожидались очереди на переход до третьего лагеря. К счастью, там нет перил, так что если есть силы, то обходи толпу и тропи...

Так как в группе оставалось 4 человека, даже после того как супруга её покинула, то одного Азамата, в качестве гида, было недостаточно. Разворот любого участника означал окончание восхождения для всей группы. Поэтому к нам добавился Аманер в качестве второго гида.

В этот раз вышли немного раньше, ибо планировали пойти на восхождение ночью того же дня, так как погода по прогнозу (уточненному на переходе до второго лагеря) была самой подходящей на предстоящей неделе. Без особых приключений дошли до третьего лагеря, обосновались в палатках, и вот тут я обнаружил недостатки программы. Оказалось, что как минимум у половины группы нет акклиматизации к данной высоте (6100). У меня это проявлялось плохим сном и повышенным пульсом (120 в покое). Кого-то сильно тошнило, у еще одного участника кроме высокого значения пульса, разболелась голова.

Тем не менее, в среднем состояние группы было рабочим, поэтому план оставался прежним - подъём в 02:00, выход в 03:00. Однако проснувшись (если это можно было назвать сном) в назначенное время, выяснилось, что видимости нет и выходить опасно. Кроме нас было пара других команд, включая группу Тотмянина. Посоветовавшись с другими гидами, стали ждать. Прояснилось только к 05:00. У нас был запас по дням, поэтому мы решили не выходить так поздно. И как показало время, это было верное решение - те участники из вышедших групп, кто не развернулся, пришли уже после в сумерках, а то и в темноте. Последний восходитель подошёл уже в 23:00, когда нам оставлось 2-3 часа сна.

Восхождение на пик Ленина в 2023 году (Альпинизм)

На штурм мы вышли на 13 день от заезда в БЛ. Ветровые условия были чуть похуже чем в предыдущий день, но ничего критического - примерно 30-35 км/ч в первые часы восхождения. Хотя группа иранцев перед нами развернулась на 6400, как они сказали - "из-за сильного ветра". После рассвета распогодилось, и было не более 20км/ч.

Шли мы весьма медленно, хотя и укладываясь в контрольные точки. К сожалению, оба гида совершали первое высотное восхождение в сезоне, и поэтому им было так же тяжело как и полу-акклиматизированным участникам. В случае с Аманером (второй гид) это было не так важно, потому что его задача была безопасно спустить участников, если кто-то откажется от восхождения. А вот для Азамата, несмотря на его высотный опыт (несколько восхождений на этот же пик Ленина), схема акклиматизации не очень-то и зашла.

Однако, как я сказал, шли мы не критично медленно, а просто средненько. Непосредственно к провешанному перилами "ножу" мы вышли к 09:00. Кроме нас, на горе была только лишь одна группа, и они даже немного подотстали, поэтому никаких пробок на перилах не было. Да и перила представляли из себя два коротких участка, пусть слегка и покруче чем на леднике. Так что прошли мы их весьма быстро.

После "ножа", в камнях, кто-то из нас оставил беседки, кто-то - ледорубы, а кто-то и вообще пошёл дальше без рюкзаков. Я свой рюкзак нёс дальше (хотя там было то всего-ничего: пуховка, запасные перчатки, маска, перекус, буталка воды, термос, фонарики), но вот нужды в ледорубе и тем более обвязке не видел.

Восхождение на пик Ленина в 2023 году (Альпинизм)

Когда мы стали подходить к плато Парашютистов, Азамат предложил сократить дорогу до вершины. Не идти по скалам слева и затем скакать по холмикам вверх-вниз. А пойти напрямую. Он рассказал, что есть две тропы, в зависимости от того, кто тропит первый раз в сезоне. Если человек знает про короткий путь, то он прокладывает его, и весь сезон ходят напрямую, а вот если нет, то идут в обход. В нашей ситуации, был большой минус в использовании короткой дорожки - нужно было тропить. Я был немного скептичен относительно этой идеи, но не нашёл поддержки, и мы выдвинулись по целине в сторону вершины.

Вот тут и настал неприятный этап восхождения. Если до этого я шёл и получал удовольствие, то теперь недостаток акклиматизации проявился в полной мере. Работоспособность у меня была никакущая. Как оказалось, стабильно тропить мог только один человек - Юра Обухов. Ни гиды, ни остальные участники не были в состоянии обеспечить хоть немного приличный темп. Спасибо Юре что взял 80% тропёжки на себя. Если местами наст был плотным и держал нас, то большую часть тропы с 6900 до 7125 мы проваливались на 20-30 сантиметров.

Эта тропёжка всех нас подкосила, и та группа, которая отставала от нас примерно на полчаса, в итоге взошла на вершину в 14:00, а мы доплелись только к 15:00. И при этом мы еще немного промазали, и вышли аккурат между таджикской вершиной и киргизской. Потом Азамат извинился за этот тактический просчёт, но здесь я его совершенно не виню - трудно предсказать состояние снежного склона. Мы вполне могли и проскочить его, будь снег чутка по-плотнее.

Восхождение на пик Ленина в 2023 году (Альпинизм)

Несмотря на всё это, восхождение прошло успешно - никто не развернулся и на вершине мы были не слишком поздно. Пофотались с флагами, надели на голову Ленина шапочку (которая продержалась буквально пару дней) и побежали вниз. Я сохранил силы на спуск и поэтому в третьем лагере был уже через 4 часа, в 19:00. В течение часа подтянулись все члены группы. На следующий день ушли сразу до базового лагеря.

Заключение

Несмотря на ряд нюансов, я оцениваю поездку положительно, но хотел бы отметить кое-какие моменты:

1. Пик Ленина с использованием сервиса Аксая очень комфортная и относительно нетрудная экспедиция.
2. Акклиматизация. Несмотря на то, что у меня за все 2 недели не было никаких побочек от высоты, на восхождении я чувствовал, что мне не хватает ночёвки на 6100. Тропить на 7000 я мог с трудом.
3. С организационной точки зрения всё было чётко - трансферы, проживание, сервис, логистика, еда, и т. д. В этом моменте Руслан молодец - всегда был на связи и помогал во всяческих вопросах.
4. Не было предварительной информации о том, кто будет вести группу. Да, я и не спрашивал заранее, но когда я вижу на сайте в списке имена гидов, я делаю вывод, что именно эти гиды и будут на восхождении.
5. Клиентоориентированность. Кроме вышеописанной ситуации с супругой, было еще пара обсуждений в которых Руслан предлагал компромиссные или альтернативные варианты.
6. Отсутствие ледовых/скальных занятий. У меня есть кое-какой опыт в горах, но я допускаю, что есть люди, которые не знакомы или подзабыли некоторые базовые вещи. Было бы полезно включить их в программу.