Молодым везде у нас дорога.

Пишет vilgeforts, 15.06.2023 09:22

Молодым везде у нас дорога. (Горный туризм)

Что же может напугать бывалого туриста, который в походах пережил немало: и полёт в лавине, и глубокие проваливания в трещины, и восхождение на пик Победы, и последующий банкет в МАЛе... и многое другое... не меньше, чем звук ухающего снежного склона, по которому пролегает путь? Причём, в таком безопасном с точки зрения камнепадов, лавин, селей и прочих горных катаклизмов месте, как дорога в районе южных склонов горы Малый Бермамыт.

На майские праздники решил сводить сына в горы. Сын подрос, тринадцать лет стукнуло, стал большим, ростом с папу, а размер ботинка уже больше отцовского. Так что пара недель проведённых на природе, вдали от планшета и школы пойдут ему на пользу. И хотя объявления об этом походе были опубликованы на просторах сети, но желающих прогуляться по Кавказу не нашлось, так что ходили в узком семейном кругу. Надо же уделить время воспитанию молодого поколения (мы живём в разных городах), да заодно показать ему туризм во всей красе. Это вам не коммерческие походы, возглавляемые людьми с корочкой инструктора, что выдана конторой "Рога и копыта" за прохождение имитации обучения в виде лекций и выездов с зачётным походом... первой категории. Это индивидуальный авторский тур с личным гидом - Снежным Барсом (и прочими спортивными регалиями) , в который он попал благодаря тесным родственным связям.

Но Андрей не очень оценил свалившееся на него счастье. И хоть он занимается спортом, что является одной из производных туризма - спортивным ориентированием, но двухнедельная разлука с его горячо любимым планшетом не внушала ему оптимизма. А он ужасно подсел на онлайн и прочие игры. И это было хорошо заметно: вот три наиболее популярных тем наших разговоров:

1. Игра Мир Танков. В особенности её блиц-версия.
2. Стэндофф 2. Командный онлайн-шутер.
3. Цикл книг сэра Терри Пратчетта, посвящённых "Плоскому миру".

Вечерами в качестве культурной программы мы слушали книги вышеуказанного автора. Книги изобилуют красочными цитатами. Так что я взял на вооружение одно из высказываний патриция Анк-Морпорка - лорда Хэвлока Витинари, которое несомненно пригодится командиру в его походном лексиконе:
"Что вам непонятного в слове тиран?! "

Молодое поколение стойко переносило тяготы отсутствия благ цивилизации и наличие ежедневных физических нагрузок. Хотя некоторые моменты в походе, на которые отец не обращает внимания, сын воспринимал тяжело. Вот один из таких моментов колоритно описывает Тимур Шаов:

"Навозный аромат здесь символ чистоты,
Для знатока приятнее "Шанели".
Мы выростаем из навоза как цветы,
Как Лев Толстой из гоголевской "Шинели".
Для городских навоз - это говно... ".

Но с другой стороны, сын стремился не ударить в грязь лицом, и когда мы по погодным причинам начали отставать от первоначального плана, он настоял, чтобы мы на следующий день ударных темпом догнали график. Мне даже удалось уговорить сына на подвиг. Пройти вместо перевала Каракайский Северный перевал, который находится рядом, и который никак не обозначен на картах сайта nakarte.me или же схемах от Михаила Голубева. Утверждать, что это первопроход я не буду, поскольку сразу после спуска с седловины перевала на локальное выполаживание, из-под снега протаивала выложенная камнями надпись: «МОГИЛЕВ».

Может кто подскажет, что это за перевал. Карта прилагается ниже.

Молодым везде у нас дорога. (Горный туризм)

Маршрут планировался достаточно простым и по относительно знакомым местам. Поэтому самая большая опасность, за исключением форс-мажора типа: "шёл, упал, очнулся - гипс", представляла местная дикая фауна. В прошлогоднем походе примерно по этим же местам в месте одной из ночёвок, на снегу были следы медведя, на автомобильной дороге по ущелью Джаурген валялся поросёнок дикого кабана, а в ущелье ручья Тохана мы видели рысь.

После долгого вступления перехожу к описанию события, затравку которого дал в самом начале поста.

Поход подходил к концу, а мы подходили к южным склонам Малого Бермамыта, где должны по плану были вставать на ночёвку. Погода под конец похода испортилась и сегодня днём нас порошило снегом, а под вечер она накрыла нас плотным туманом в качестве бонуса. Приглядев хорошую зелёную площадку невдалеке от дороги, иду туда ставить палатку, а сына, посылаю за водой, выдав ему бутылки. Где-то впереди должен быть какой-то ручеёк, так что пусть поищет. Хоть видимость сейчас метров 15, но всё же есть дорога, а также порой из тумана проглядывают опоры ЛЭП, что идёт вдоль дороги. Кроме того, он же ориентировщик, так что если что, пусть применит свои навыки. Сам же тем временем ставлю палатку и навожу в ней комфорт. Вскоре возвращается водовоз, и в палатке мы погружаемся в аудиомир книги "Поддай пару!", судя по всему в Небесной Канцелярии прослышали название нашего чтения, но поняли название книги по своему.

Но недолго мы наслаждались литературой. Вскоре за палаткой раздались звуки, которые заставили нас резко выключить аудио и очень сильно напрячься. Хотя " напрячься" - это мягко сказано, а более точнее звучит не то, что нелитературно, а вовсе нецензурно. Для меня этот звук был подобен уханью снежного склона, когда идешь вверх по нему. Там, за палаткой кто-то ходил, храпел и похрюкивал. И похоже он был не один... Я достал нож (но судя по мифам Древней Греции копьё против кабана не всегда выручает, а не то, что какая-то зубочистка) и свисток. Мы замерли словно мыши, учуявшие кота. Сидим, прислушиваемся, приоткрыть палатку и глянуть на пришедший зоопарк страшно. Звуки снаружи не предвещают ничего хорошего при встрече с их источником: кроме храпения и похрюкивания добавляется ещё повизгивание и хрюканье на высоких тонах. Дело совсем плохо, там есть поросята. И подобно Империи наношу ответный удар: дую со всех сил в свисток. От свиста заложило уши, но ожидаемого топота копыт я так и не услышал. Воцарилась тишина, как в палатке, так и за ней. Выжидаем. И даже набравшись смелости приоткрываем внутреннюю палатку и глядим под низ тента... Но тут снова началось похрюкивание, кабаны решили нам добавить нам в кровь адреналина и глюкокортикоидов. Думаю ещё раз свистнуть, но сын шёпотом отговаривает от этого действия. Состояние у меня такое, как будто идёшь по снежному мосту, и не знаешь выдержит ли мост, да и удержит ли тебя напарник в случае срыва. Но вскоре звуки от кабанов затихли, и выждав немного начинаем осторожно выглядывать: сначала из под тента палатки, потом из вентиляционного окна, потом, уже осмелев, открыли молнию входа наружной палатки. Вокруг тишина и туман, а в тумане видимость метров 20. Решив, что опасность миновала, вернулись к ежевечерним делам: отдыху, аудиолитературе, приготовлению ужина, рассказам сына про как он нагибает в Стэндофе или Мире Танков... Сын предложил написать производителю палатки про её высокую кабаноустойчивость. Пользуясь случаем сделаю небольшую рекламу моей палатки:

Палатка фирмы "Нормал", модель "Аризона-2" успешно прошла тест на кабаноустойчивость. Ни один кабан не пострадал. Ни один гоминид не подвергся травмам, инфаркту или острому приступу медвежьей болезни.

Краткие сведения о походе.

Маршрут: 1 к.с. горная (2 к.с. пешая)
Сроки: 01-13 мая 2023. (13 ходовых дней)
Километраж: 148 км (измерено по сайту nakarte.me, без коэффициентов)

Маршрут: пос. Жанхотеко - траверс массива г. Алмалыкая (1А, 2717) - пер. Науджидза (н/к) - пер. [Без названия; между вершинами Бильбичан и Ташлы-Стауат; н/к - 1А) - р. Ташорун - пер. Шаукам (н/к) - р. Шаукол - р. Исламчат - пер. Каракайский? (1А) - мин. источники Джилы-Су - пер. Сирх (н/к) - р. Артыкчал - [пер. Артык Сев. (1А) + рад. в. 3235 (1А) = 1А] - плато Бечасын - район г. Бермамыт - район г. Алебастровая - Беловодская балка - р. Аликоновка - курорт "Медовые водопады".

Ссылка на маршрут:

Участники:
Воробьёв Алексей, 1976 - руководитель.
Воробьёв Андрей, 2009, (13 полных лет).

Сюда же скину ссылки на маршруты походов в этом же районе, чтоб не потерять. Вдруг кому-то ещё они пригодятся.

Май 2022. На троих ;)

Зима 2022-23. Соло.

А в заключении приложу немного фотографий из похода. К сожалению, фотоаппарат немного глючил, и часть фотографий из начала похода не сохранилась. А заключительное фото, которое должно символично продолжать название поста: "Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт." не удалось. А какая же была постановка кадра: шашлык на моём фоне. Классическое окончание похода на Кавказе!