Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло.

Пишет Viktor4aika, 29.04.2023 02:21

Мне показалось, что монументальность этих территорий, пиков, природы и настроений недостаточно экстремально отражена в мировом искусстве. Решил как-то немного исправить сию несправедливость. Ниже идут картины масло/холст, которые я написал в Теберде этой зимой-весной. Кто-то был на Домбае, кто-то нет, напишу пару сопроводительных слов для тех, кто не был. Итак, поехали...

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)

(На первой картине - Пик Инэ зимним вечером, вид из центра Домбая, там чуть ниже будет про него, он весьма эпичен).

Когда приезжаешь в Домбай в первый раз, да и потом, есть пара-тройка вершин, которые бросаются в глаза сразу. Буду рассказывать, как я это всё себе вижу. Если бы у Домбая была ось, вроде как у нашей планеты, то это была бы Белалакая. Когда едешь с равнин сюда, впервые она появляется на выезде из Теберды, стоя в двадцати километрах к Югу. Визуально чуть левее ее в хребте стоит Мини-Эльбрус - Суфруджу, со своим, колющим глаз, зубом. Мартовским немного туманным вечером на закате это выглядит примерно так:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)А зимней ночью вот так:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Затем она маячит периодически по дороге, по мере приближения проекция меняется. Почти перед самым Домбаем есть отличная неинстаграмная точка (инстаграмные чуть раньше, и потому они менее интересны для мирового искусства). От вертолетной площадки идет 12% горка по шоссе, и когда она заканчивается, где-то в районе рассвета Белалакая выглядит именно так:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)И еще там вдоль дороги на повороте стоят эпичнейшие пихты:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Затем, если подняться на самую тусовочную часть Домбая - гору Мусса-Ачитара, на которую идет канатка, то на закате Белалакая и Суфруджу будут выглядеть так:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)В солнечный зимний вечер, когда лыжная каталка уже потихоньку расходится по барам, а облака приходят греться, если смотреть примерно от пятой пересадочной станции на четвертую, где "тарелка", то вот что получится:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)
Если дождаться ночи, то попадешь в мир облаков и холода, но зато никто не нарушит твой дзен:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)

Спустимся в Домбай. Тут, как ни крути головой, всё равно зацепишься за Зуб Суфруджу. Когда солнце почти зашло за горизонт, побродив какое-то время за хребтами, если посмотреть вверх по ущелью Аманауза (это исток Теберды, центральное из трех ущелий Домбая), то эта дерзкая скала окажется как раз прямо в центре. Зимним вечером это вот так:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Зимней ночью, если каким-то образом забрести туда поближе, то крупным планом зуб вот такой:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Следующее, что требует постоянного внимания, и от чего так запросто не отвернешься, это пик Инэ (заглавная картинка). Чертовски харизматичная геометрия и проекция. Виден прямо из поселка в идеальности линий. Вот он зимой на закате:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Вот он из поселка зимней ночью:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)При подъеме на Мусса-Ачитару в какой-то момент линии всё больше идеализируются, но потом всё рассыпается, когда он оказывается ниже. Но если застать закат в правильной точке, то вот что станет с пиком Инэ:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Ну и перед поездкой в Теберду, вот вид на сам Домбай-Ульген, вершину, дающую название поселку. Вообще, из поселка он не выглядит каким-то эдаким, не особо притягивает внимание, потому что он от него далековато. Но если пойти бродить по этому ущелью поближе, или подойти к нему по хребту Мусса-Ачитары. Тогда все вопросы отпадают - да, он скромно стоит в сторонке, чтобы не заслонять всё остальное, и возможно потому, что у него нет надобности кому-то что-то доказывать. Вон та штука вдали, серебристо-золотистого цвета - это Он:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)А теперь поехали вниз, в Теберду. Название это менее на слуху, чем Домбай. Из личного эгоизма пожелаю ей - пускай так и будет впредь. Я много там исходил, много где поездил на велосипеде. Это классные походы и тренировки, это самодостаточные приключения-разведки-поиск-погружение. Это чистый звук природы, если немного отъехать-отойти от пары-тройки караванных путей. Что я имею в виду под личным эгоизмом. Мне проще это нарисовать, пожалуй. Буквами выйдет не очень: меня бесят печалят случайные люди в горах, их стало слишком много. Самая популярная надпись на майках, кружках, открытках, продающихся в Домбае это: "Горы зовут тех, чья душа им по росту". Человек, который однажды это сказал, боюсь, имел в виду совсем другое. Поэтому дополню: Горы зовут тех, чья душа им по росту, но едут в них все, кому не лень.

Не уверен, что горы вообще кого-то зовут. Им это не надо. У них всё хорошо. Это мы их зовем к себе, и если оно того стоит - они приходят, и тогда это любовь. Но в ином случае - ничто не мешает притащить их к себе силой, денег, тщеславия, социальной значимости, и т.д... Ведь "лучше гор могут быть только горы". Горные горы и такие клёвые МЫ на их фоне, постим фотки еще не успев толком, на них посмотреть, и уж тем более - понять увиденное. Хочу верить, что у тех, кого они хоть немного покорили, со временем меняется понимание и себя и мира. Я тоже носился с этой фразой с пеной у рта когда-то, не совсем отдавая себе отчета зачем я здесь. Но я всегда знал, что я ищу. Так вот, поэтому, немного Тебердинского цветного Джаза.

Река Теберда начинается официально от впадения Гоначхира в Аманауз, но логически Аманауз - это Теберда в истоке. Затем она идет вниз по ущелью и в Карачаевске впадает в Кубань. Если ехать из Домбая в Теберду, то чуть не доезжая можно сойти с дороги к реке, чуть поблуждать по лесу, или кустам, и выйти к большому разливу поймы. Зимой с этого места вид вверх по ущелью примерно такой:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Есть пара-тройка гор, подножие которых спускается к городу. Центаральной можно посчитать Кёльбаши. Прямо от магазина "Мега" виден водопад "Мужские слёзы", который стекает с её склонов, часть дороги по Теберде проходит у ее подножия, из окна у меня был отличный вид на нее, и я видел эти склоны в максимально разных состояниях, закрашивая то один, то какой-нибудь следующий холст. Вот Кёльбаши почти от выезда из Теберды вниз по ущелью:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Я жил на Южной окраине Теберды, это в правой части картины под склоном. Вот некоторые виды из окна. Так она выглядит во время мартовского дождя, который чуть выше становится снегом. Самое важное в этой ситуации - это капли на деревьях, кустах и траве:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)А после дождя, вечером, когда начинают блуждать облака, это как-то так:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Солнечным апрельским вечером, когда от снега почти ничего не остается, и весна начинает своё победоносное шествие:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Из другого окна у меня был виден кулуар, который выходит к перевалу Тала-Баши, на хребет, соединяющий Кёльбаши и Чертову Гору. Он меня однажды слишком раззадорил и я-таки отправился туда месить снега. Вот он, когда в Марте идет дождь пополам со снегом:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Когда луна находится в фазе полнолуния, она выходит как раз над этим хребтом, и тогда они с этой пихтой начинают затевать карнавал:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Когда им совсем весело, то это происходит так:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)А если выйти из подъезда, скажем, во второй половине дня, и посмотреть направо, то как раз будет виден склон Чёртовой Горы и задорные пихты с домиками:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)В мартовский мокрый снегопад склон пропадает, но пихты так просто никуда не уйдут:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Если, не сходя с этого места, дождаться вечера, когда в домах зажигаются окна, и повернуть голову налево, то вот что будет:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Если во время сумерек выйти из двора и обогнуть дом, то при относительно ясном небе над горой Большая Хатипара будет Венера:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)А если это тот самый апрельский день, когда луна в самом начале своего роста сблизилась с Венерой, когда основная ее темная часть тоже видна, то можно застрять надолго, пока они не скроются за хребтом. Тут нужна большая кружка чая:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Про домики. Каждый раз, в сумерках, съезжая с трассы во дворы мимо дома ул.Ленина 63 (я жил в доме Ленина 69б), я слышал сине-оранжевый голос в голове, именно так дом ул.Ленина 63 в Теберде просится в мировое искусство. Что ж. Кому, как не ему, такому задорному вечером:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Без этой мечети коллекция не была бы полной. Мне нравится, как она постоянно проезжает мимо меня, когда я кручу педали, в горку рядом с ней, либо проносясь по виражу вниз. Представим, что кирпич может светиться посреди ночи:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Когда днем заезжаешь в Теберду с равнин, то с какого-то момента начинаешь задаваться вопросом: "А это что за гора?". А это Чёртов Замок. Он виден прямо по курсу, по левую руку ущелья, если ехать через Теберду в Домбай. Непосредственно мимо него проезжаешь уже чуть после выезда из города. Я как-то возвращаясь из Мухинского ущелья, уже от трассы, вечером застал момент, когда он тонет в вечерних облаках:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)А когда облака тонут в нем, а ты едешь мимо Кара-Кёля домой (озеро в Теберде рядом с трассой, там, кстати медузы живут, покажу как-нибудь как это выглядит, если снимать это в глубине на камеру) то тогда это именно так:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)И да, Мухинское ущелье. Это отдельная тема, отдельный мир. Пожалуй, у меня есть пара эпичных видео оттуда. Если не считать Лысой Горы (которая тоже тут же), то это самая лютая трасса для велосипеда (если ее считать трассой для велосипеда) по которой я ездил (шоссер/грэвел, с амортизаторами из рук и ног, 12.5% средний градиент на 15 км грунтовки с промоинами и камнями).

Ущелье начинается прямо из Теберды, с высоты около 1350 м, и дорога, идущая по нему приводит к озеру Шобайдак на высоте 3000 м. Оно довольно просторное и открытое, хорошо прогревается, много солнца, когда идешь/едешь по дороге, пару первых километров это реликтовый пихтовый лес, а затем начинаешь подниматься, и начинаются сосны, которые создают эффект леса, но не закрывают видов. Через пять километров после начала по левую руку откроется Азгекское ущелье. Там тоже много озер. Если в малоснежную, как эта, зиму пойти по нему гулять, то ближе к закату, когда выйдешь из леса, вид будет таким:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Если же продолжить гулять по Мухинскому ущелью, и дойти до выхода из леса в какой-нибудь весенний, или зимний день, когда снег соперничает с прошлогодней травой, то справа будет вот это место, его ни с чем не спутаешь:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Еще мне нравится ездить из Теберды по правому берегу вниз. От озера Кара-Кёль дорога раздваивается, налево продолжение трассы вниз на большую землю, направо - в Джамагатское ущелье, там тоже полным-полно всего дерзкого и задорного, но если после асфальта продолжить ехать по грунтовке (она ведет к следующему поселению - Верхней Теберде), то почти сразу взгляд попадает в эту ферму. Я тут гонял зимой по снегу (спасибо квадроциклам - протоптали, у них от трассы сюда на Джамагатские нарзаны экскурсии), а потом уже по грунтовке. Когда вечерняя синева ударяет в дальние горы, а солнце - в скалы мраморного карьера (вон он, справа), дерево, как бритва, режет всё это дело на части, а ферма стоит себе и улыбается, то вот что это такое (ну и да, этот пейзаж был бы ничто, без конских какашек повсюду, потому что Карачаево-Черкессия без коней - это не она, кони должны быть где-то рядом, или хотя бы чувствоваться. Не путать конские какашки с камнями!!!):

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Если продолжить ехать дальше по дороге, проезжаешь мраморный карьер, вот дальше начинается оно самое - безлюдность. Локальная, уютная. Когда жизнь где-то рядом, и ты такой уединенный вышел погулять-погонять по полям-лесам. По левому берегу по шоссе в иной день на этом отрезке на велосипеде можно ехать за 70 кмч, здесь по полю в два раза медленней, но зато не заскучаешь. Справа будет сосновый лес с полянками. Потом начнутся заборы и пастбища Верхней Теберды. Потом можно проехать Верхнюю Теберду и двинуться дальше по берегу. Я всю зиму ездил здесь по шоссе, и последняя ферма высоко на правом берегу постоянно меня манила. Когда уверенно сошли снега и просохли дороги, я до нее добрался. Я доехал на велике по правому берегу почти до Нижней Теберды. Поля, холмы, дорога, виды правого берега в этом месте - то самое. На ферму я попал ближе к закату. Там была громкая собака и люди. Были кони по окрестностям, и коровы с колокольчиками, уже начиналась зеленая трава и цветы. Апрельская весёлая ферма Верхней Теберды:

Домбай и Теберда в Мировом Искусстве. Часть 1. Масло. (Горный туризм)Это всё масло на холстах. В Теберде достать холсты оказалось не самым простым занятием. Краски и остальное у меня с собой были. Вменяемого фотосканера я и вовсе не нашел. Но там и без него есть чем заняться. Поэтому 7 из этих 35-ти картин - сфотографированы просто на телефон (они покинули меня еще в Теберде, и находятся теперь в частных коллекциях) а остальные 28 - это вполне себе качественные сканы, хоть ни самым лучшим сканером, ни, тем более, фотоаппаратом, никогда не передашь реального вида картины, особенно масла. Сюда файлы залиты в разрешении 2000 по длинной стороне (оринигалы отсканены в 600dpi), так что можно скачать и поставить, скажем, на рабочий стол, если кому-то окажется близок сего рода экстремизм. Во второй части сказок о Мировом Искусстве я покажу Домбай и Теберду в акварелях. А затем, пожалуй, стоит не обойти вниманием Эльбрус, который я уже давно заношу в андеграунд мирового искусства маслом, акварелью и графикой. Есть, кстати, 4 картины на Северном Склоне, в столовой штурмового Альплагеря "Лакколит" на высоте 3800 м, забавно, что они были написаны прямо там, в момент прокачки интерьера столовой, и ниже не спускались никогда, я сделал и рамы для них, из обоженной сосны, а затем наглухо прикрутил саморезами по периметру к стенам (но не уверен, что люди, они такие люди, решат не посушить на них носки. потому что на всем остальном замечено) а одна в нижнем лагере, тоже в столовой.

Я всегда считал, что если записка с вершины, или фото, или новое время на маршруте, или новый маршрут - это самое главное, что ты нашел, или обрел, скажем, в горах, то ты зря в них ходил...

Так что там с теми, чья душа им по росту?
И серьезно: люди не могут быть лучше гор?
Стань последним человеком на земле, навсегда. Отправься на любую из самых лучших вершин.
Что ты тогда запоешь...

В этом отношении с Белиловским я согласен, а с Высоцким - нет, сколько бы людей эту заезженную строчку ни повторяло...
----------------------
P.S. Возможно, может показаться, что я чуток недолюбливаю людей. Да, это правда. Но не всех, и не всегда. А только, когда они делают всё для этого. Но возможно также, что я их просто перелюбливаю.

-За что ты так не любишь людей?
-За то, что я их люблю, но они меня бесят.
-А горы что же?
-Горы не бесят, но без людей - это просто камни и снег, даже если люди где-то далеко на равнинах..

47


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru