Восхождение на Эльбрус как акклиматизация перед Азиатскими семитысячниками

Пишет Gid_gor_club, 23.12.2022 09:47

Восхождение на Эльбрус как акклиматизация перед Азиатскими семитысячниками (Альпинизм)IMG_5137 1

В начале каждого летнего сезона высоких гор где-то за недельку до начала экспедиции на Пики Ленина, Хан-Тенгри и Е.Корженевской я слышу от своих участников предложение «съездить на Эльбрус с целью дополнительной акклиматизации». С ходу идея кажется неплохой, но результат от такой «акклиматизации» на практике получается неудовлетворительный!

Почему так? Разбираю в этой статье.

Начну про то, почему именно Эльбрус? Эльбрус – самая высокая гора России (5642м).

Высота у горы значительная для того, чтобы «почувствовать» горную болезнь.

Можно легко и дешево из Москвы долететь до Кавказа и за 2-3 часа добраться до горы.

Есть отличный сервис и подъем на высоты до 5000м не займет много времени и сил. Я, конечно же, имею в виду Эльбрус с Юга.

И для будущих восходителей на семитысячники, как раз Эльбрус с Юга был первой «высокой» горой в их списке, а значит здесь все знакомо и понятно.

Основываясь на вышесказанном, практически у всех возникает «иллюзия», что, мол схожу за недельку на Эльбрус, и до высоты 5600м (а это уже высота Лагеря 2 на семитысячниках) буду чувствовать себя хорошо, буду «акклиматизирован».

И, как правило, вот здесь – на высоте 5600м на семитысячниках и заканчивается путь наверх для этих ребят!

Почему же так?

Акклиматизация – это сложный «инертный», длительный и комплексный процесс. Он включает в себя не только изменение химсостава крови. Это перестройка работы ВСЕГО ОРГАНИЗМА в целом и главное – это ПРИСПОСАБЛИВАЕМОСТЬ его к новым, экстремальным условиям, а это не только высота!

- Солнечная инсоляция

- Влажность воздуха

- Перепады дневных и ночных температур

- Ветер

- Перепады высот

- Часовой пояс (биоритмы)

- Непривычная еда

Вот эти факторы на Кавказе и в Азии сильно различаются, и это отличие не дает возможности даже запустить акклиматизацию, а повергает организм в полный шок.

Вот как это происходит на практике:

Прилетел я с Москвы на Эльбрус со своего офиса. В течение зимы поддерживал форму, бегал кроссы, еженедельно занимался в спортзале. Физическая форма в норме. Часовой пояс Москва – Минводы один, поэтому дискомфорта нет.

Ночь поспал, потом пешочком до Азау, через день на канатке до Гарабаши. Через день-два до Скал Пастухова пешком с Гарабаши.

Потом через день-два на Вершину сходил с 4200м.

И далее вниз на самолет Минводы-Москва-Ош, например. Итого в 7-8 дней уложился.

Организм, как я уже сказал, очень инертная штука. В лучшем случае на 3-4 день (а это половина времени пребывания на Эльбрусе) он начнет запускать процессы по акклиматизации, а к концу Вашего пребывания войдет в нужное русло, подстроившись к климату и перепадам высот. В это самое время у Вас суточный перелёт с ночной пересадкой и добро пожаловать в сухой, жаркий климат со сдвигом часовых поясов и специфичной азиатской кухней!

Плюс ко всему Вы думаете о приобретенной акклиматизации в 5600м, хотя на самом деле она максимально равна ТОЛЬКО ТОЙ ВЫСОТЕ, НА КОТОРОЙ ВЫ ПРОВЕЛИ НОЧЬ и более, (а это 4200м на Эльбрусе). Кратковременное пребывание на высоте до 5600м не дает ожидаемого эффекта, поскольку на этой высоте нужно не только пробыть пару часов, а провести минимум одну ночь.

Процесс акклиматизации можно сравнить с легким течением болезни при простуде, когда у Вас есть легкое повышение температуры тела (до 38 градусов), потеря аппетита, слабость и головокружение. Не зря реакцию организма на высоту называют горной БОЛЕЗНЬЮ!

Так вот, у Вас организм начал этот процесс на Эльбрусе (начал бороться с горной болезнью), а Вы своим ночным перелетом, сменой климата и привычной едой добавляете ему стресса, а через сутки-двое после еще и набираете высоту до 4000м. (Высота Базовых Лагерей). В итоге начинаются проблемы: наступает усталость, хочется спать. При подъеме выше (а график любого КОММЕРЧЕСКОГО мероприятия требует этого в срок), начинает подниматься температура и появляется озноб. Как правило, процесс восхождения заканчивается на этом.

«Хотел как лучше, а получилось как всегда!» Что же делать?

Конечно же, идея более плавной акклиматизации – это большой плюс и если Вы располагаете дополнительным временем и финансами, то лучше этим воспользоваться. Это в разы повысит Ваши шансы на успешное восхождение в КОММЕРЧЕСКОЙ группе.

Ниже я выделил несколько рекомендаций, которые помогут Вам не допускать ошибок:

- акклиматизацию нужно проходить ТОЛЬКО в том районе, где планируется основное восхождение. Поэтому если едете на Ленина, лучшее место – Памиро-Алай (Дугоба). Если на Пик Е. Корженевской – Фанские горы. Если едите на Хан-Тенгри, то съездите дней на пять погулять по вершинам Ала-Арчи;

- Эльбрус можно и нужно сходить перед семитысячниками, но сделать это недели за две до старта основной экспедиции. Однако не стоит рассматривать Эльбрус как вершину для акклиматизации, кроме как для поддержания ОФП, подготовки и проверки снаряжения;

- если Вы все-таки решили акклиматизироваться на Эльбрусе с целью восхождения на семитысячник, то нужно построить график восхождения таким образом, чтобы он был длительностью от 10 дней с обязательной ночевкой или ночевками на высотах более 5000м. А после завершения акклиматизации должно пройти минимум дней пять на равнине, а с перелетами – даже более, прежде, чем начнёте восхождение на 7000+.

Надо дать организму отдохнуть.

Помните, что организм инертен и процесс адаптации организма к высоте не заканчивается сразу, после спуска с горы.

Эльбрус для статьи я взял как самую популярную гору. Такой же эффект будет и при акклиматизации на любой другой горе, которая находится в «другой части света» от главной цели.

Из своего личного опыта приведу пример нашей экспедиции на Мак-Кинли (Денали) в 2013 году. Я проходил акклиматизацию на Монблане, а сразу после полетел на Аляску. Уже на 3300м так долбила горняшка, что лучше бы лежал на печи дома, чем бродил по другим горам.

А вот в 2012 году на Аконкагуа прилете с равнины и спокойно сходил без какой-либо дополнительной акклиматизации.

Конечно же, все индивидуально. Акклиматизируйтесь правильно и тогда впечатления от больших гор будут куда более приятными.