поБЕДА с Дмитрием Павленко

Пишет Игорь Коровин, 22.08.2022 13:37

Это моя история о попытке восхождения на Хан и Победу в 2022 году в составе коммерческой группы с гидом Дмитрием Павленко.

поБЕДА с Дмитрием Павленко (Альпинизм)

Я хожу в горы уже давно, около 10 лет. Был и в коммерческих группах пик Ленина, Ама Даблам, Аконкагуа, Денали т.д. и на учебных сборах типа Дугобы и Архыза и т.д. Восхождение на горы Хан Тенгри и Победу поставил целью достаточно давно. Последний год я активно готовился к этой горе – похудел на 12 кг, начал бегать марафоны, ультрамарафоны и трейлы. Учитывая неоднозначную репутацию Победы я решил выбрать альпиниста профессионала с опытом восхождений на эту гору, с которым я пойду – таких не так уж и много с моей точки зрения: Соколов, Тотмянин, Павленко, Селиверстов и т.д. ( не обижайтесь если кого то не упомянул или просто не знаю). Выбор пал на Дмитрия Павленко – мы лично знакомы – я покупал товары в магазине Спортмарафон, когда он там работал и советовался у него. Я писал ему несколько лет – чтобы, если у него будет группа на Победу, чтобы он взял меня. В итоге он отписался мне и сообщил, что набирает группу на 2022 год Победа с акклиматизацией на Хане 5500 $. Цена меня устроила – но учитывая сложный характер Димы, я решил приехать и позаниматься с ним в Ала Арче до Победы. Чтобы понять подходим мы друг другу или нет. 27 мая 2022 года я прилетел в Бишкек и до 9 июня все время был с Димой. Мы сходили пик Изыскатель 3Б, траверс 2 и 3 короны 3А , пик Свободной Корее ( Лоу) 5А. Поскольку мы жили вместе – могу сказать – каких-то недопониманий не было. Оплаченные средства за июньские сборы были отработаны, и я улетел в Москву. В надежде, что через месяц прилечу и пойдем на обе горы. Прилетев в Бишкек, мы узнали, что Дима уже в лагере Южный Иныльчек и мы добрались до него через пару дней. Прибыв в лагерь, мы узнали, что Дима + Света (в данном контексте второй гид) и один из участников дошли до монумента на Победе и повернули вниз. Дима присоединился к нам, и мы начали акклиматизацию – 3 участников – а Света и 1 из участников остались отдыхать и ждать штурма Хана. В процессе акклиматизации мы поднялись в 1, 2 ,3 лагерь, где совместными усилиями вырыли пещеру на высоте 5850 метров на перемычке на 6 участников. Поскольку мы не связывались за все время восхождения и акклиматизации, то группа растягивалась поскольку темп у каждого участника был разный. Обычно я был замыкающий. Так получилось, что 2 участника шли достаточно бодро ( 1 участник попытки восхождения на победу) и 2 (я и еще один участник медленнее). Группа собиралась в лагерях. По темпу нашего восхождения – даже с учетом того, что часть участников шла медленнее – мы шли быстрее всех коммерческих групп. В штурмовой выход мы поднялись в первый лагерь 4200, далее в пещеру 5850 и на 6400, где установили палатку. Заснули примерно в 00 – поскольку были спускающиеся и заходившие к нам в палатку на чай. В итоге в 3-00 мы проснулись – позавтракали, оделись и собрали палатку. После 5-00 к нам поднялись Дима и Света (они ночевали чуть ниже), все проверили, и мы в 6-ом часу стартанули вверх. Я шел предпоследним – за мной шла Света. Примерно в 9-30 я вылез кулуар и прошёл перемычку с поворотом (не знаю, как она называется) и услышал от Димы, что я иду слишком медленно и, если мы до 12 не будем на горе – он всех развернет. Мы продолжали движение: 2 участника сильно оторвались, 3-ий был в 30-40 метрах передо мной, далее за мной Дима и Света. Хочу заметить, что мы не нагружали двумя участниками одну веревку и каждый ждал, когда пролезет предыдущий участник и только потом лез.

В 11-50 мы стояли на вершине Хана. 2 участника + Света и Дима. 2 других участника начали спуск Сделали фото. Самочувствие было отличное. На вершине пробыли по ощущениям около 30 минут. И пошли вниз.

Дима, как обычно подгонял. Причем почти весь маршрут Дима держался за веревки рукой. Я, зная, что у меня есть усталость, почти на все веревки ставил 8-ку и спускался по ней – аккуратно ставя ноги. Вообще тема быстрого или аккуратного спуска у нас возникла впервые на Свободной Корее, где Дима также меня активно подгонял. Но безопасность и ее ощущение для меня важнее скорости. Мы спустились в нашу пещеру на 5850м около 19-20. Последними я , Света и Дима.

Мы поспали до 3 часов и попив чаю пошли вниз – цель пройти бутылку ночью. Возле 2 лагеря Дима сказал "коронную" фразу: идем так - я, 1 из участников, Света – а вы трое (остальные 3 участника), как хотите – сойдет лавина на бутылке хер с вами. И все пошли таким быстрым темпом, вслед за Димой, который я не видел ни малейшего смысла поддерживать, учитывая, что снег был глубокий – все наше восхождение и ночь бы снегопад. У меня 1 колено было повреждено в подобной ситуации на пике Ленина несколько лет назад, и я быстрым, но спокойным темпом пошел вниз. Когда подошел к бутылке разрыв был метров 100. Я быстро пробежал бутылку – после чего остановился попил чаю. Чуть отдохнул и пошел вниз. Уже далее я увидел, что группа разорвалась по темпу. Я встречал другие поднимающиеся группы (все были связанные) – общался с ними. И на полном позитиве спустился в 1 лагерь. Дима собирал палатку – остальные уже ушли в базу. Дима отправил и меня и через пару часов я был в базе. Успел на завтрак )))))))))

После нескольких дней отдыха Дима собрал группу и сообщил, что на Победу я не иду. По его мнению я медленно двигаюсь. Но дело в том, что Дима меня ждал и в Арче и мой темп движения он знал. Мои аргументы, что я после Хана, куда зашли в непогоду в нормальное время ( это слова самого Димы), акклиматизация есть, состояние здоровья по мнению врача Аксая отличное (кислород 94) - он не принимал. Группа тебя ждать не будет. 3-ому участнику при мне сказали можешь попробовать – но скорее всего 90% тебя развернем. Я говорю я заплатил не за то, чтобы группа зашла на вершину, а за то, чтобы у меня была попытка. Дима твердил про мировой опыт и типа он уверен, что я не зайду – а зачем тогда брать меня.

Поняв, что его невозможно убедить я предложил выплатить мне часть денег – учитывая, что на маршрут к Победе мы даже не вышли, а Хан стоит значительно дешевле. Слушать не про какие возвраты он не стал. Я предупредил, что это как минимум попахивает мошенничеством – он сказал мне плевать. После этого я описал ситуацию и опросил с десяток известных альпинистов, в том, числе наших с Димой общих друзей и получил ответ, что если на гору не ведешь, даже не выходишь на маршрут – должна быть компенсация.

Я подошел к Грекову и видя меня и понимая ситуацию – он предложил пойти мне с DAWA SHERPA за 170 долларов в день. И вначале я согласился. Но потом поняв прогноз погоды и тот факт, что шерпа ни разу не был на Победе, я передумал.

Прилетев в Бишкек, я написал заявление в местное РОВД, полностью описав ситуацию. Заявление приняли.

На сегодня я понимаю, что, желая взойти на Победу во что бы то ни стало Дима сбрасывал лишний балласт, коим был я и 3-ий участник. Забыв видимо, что он взял деньги и не малые за восхождение. Скорее всего беря деньги, он заранее понимал, что откажет, но жажда денег видимо была выше.

На Победу в итоге группа не зашла – дошли до 1 лагеря и развернулись из-за капризов погоды. Судя по посту Димы ребята, приняли решение завершить сезон. Я рад, что все живы и здоровы. Но у них была попытка. У меня нет. И я считаю, что в данной ситуации услуга не была оказана и часть денег Дмитрий должен вернуть. Я не жадный человек, но это вопрос принципа.

Неужели, это нормально, что гид в коммерческой группе берет деньги и отказывается от оказания услуг? Это вообще нормальная практика? Прошу высказать свое мнение, особенно важно мнение профессиональных гидов, которых я знаю здесь на Риске много…

P.S. В качестве напутствия другим желающим воспользоваться услугами «гида» Дмитрия Павленко: если вы не спортсмен и уровень вашей подготовки не позволяет ходит с Павленко на равных ( а это поверьте очень крутой уровень) – будьте готовы к тому, что вам могут отказать и не вернуть деньги. Ваши мечты и планы останутся на бумаге.

P.P.S. Я продолжаю готовиться к следующим горам. Но, под руководством кого готовиться и с кем идти на Победу ума не приложу. Здесь я также готов к советам и рекомендациям.