Исток реки Кия. Сплав от истока.

Пишет Михаил Дорохов, 10.06.2022 19:15

Река Кия одна из крупнейших рек Кемеровской области. Берет свое начала в горах Кузнецкого Алатау. Река не имеет на своих берегах промышленных предприятий, поэтому остается более, менее чистой. Верховья Кии расположены на территории заповедника Кузнецкий Алатау. Многие источники утверждают, что исток находится под горой Чемодан. Но это не так.

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220531_160159

Сплав с истока задуман давно, но были другие дела, как то не доходили руки до него. До этого мы уже пару раз были в истоке Кии. Один раз специально ходили туда, второй проходили мимо другим маршрутом.

Наконец собрались. Купили пакрафты, оформили через РГО экспедицию, понаставили задач и пошли. Заповедник дал разрешения и выделил инспектора для сопровождения. Все складывалось удачно.

В первый день добрались до п.Приисковый в Хакасии. Там нас ждал инспектор заповедника. Он нас сопровождал в пешей части маршрута. Раскидали припасы и пошли.

Прошли первый снежник, там каталась на лыжах куча спортсменов. С трудом пробились по склону промеж гоняющих лыжников. Перешли перевал и ушли краем долины Избасс, к озеру Панфиловскому. Погода не очень, ветер, холодно. Пообедали на озере и пошли по гребню на речку Ивановку. На вершине, над озером, увидел медведя идущего точно к месту нашего обеда. Хороший, крупный медведь бежал вприпрыжку по снежнику в место где мы обедали. Уткнулся в наш след и мгновенно исчез.

Идем дальше по снегу на север к притоку Ивановки. Речка Ивановка достаточно крупная и быстрая. Нашли переправу по завалу и встали на месте нашей старой стоянки. Здесь мы были 6 лет назад. Рядом старая боровая хатка. На месте древних отвалов золотодобычи бобры построили плотину. За день устали, дорога длинная и еще не втянулись ходить по горкам.

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)

Озеро Панфиловское.

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)Озеро Панфиловское.

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220530_165405

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220530_165408

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220530_183933

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)Речка Ивановка

День второй.

С утра прекрасная погода. Кругом весна, кандыки и подснежники, листочки только начинают распускаться. На календаре 31 мая. А мы в апреле как будто. Здесь чуть позже наступает весна. Идем к озеру Открытому по ручью который из него вытекает. Красиво вокруг. Горы, снег, водопады ручьев. По краю снежника видим следы оленей. На озере пообедали. Край озера снесен лавиной. Деревья сломаны и закручены винтом. Поднимаемся в вверх на гору Открытую. Шикарные виды вокруг. Видно на много километров во всех направлениях. Шагаем к безымянной вершине 1461. Там исток реки Кия. Слева гора Медвежья и одноименное озеро. Когда то мы там были, ходили на Становой хребет. Спускаемся к озеру в истоке Кии. Место нашей ночевки. Видим остатки нашего старого лагеря, давно это было.

Сам исток, это каровое озеро диаметром метров 300 частично затянутое льдом. Все это обрамлено высоченными горами с снежниками от которых оно и питается. Северный берег в зарослях золотого корня. Там Кия и вытекает. Немного поплавал по озеру на пакрафте. Глубина жуткая.

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220531_120908

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220531_094614

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220531_104156

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)Гора Открытая

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)

Озеро ОткрытоеИсток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)Озеро Открытое

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)Озеро Медвежье

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)Озеро исток Кии.

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220531_191037

День третий.

1 июня. Начался день дождем со снегом. Туман, горы, каменистые осыпи. Красива природа в горах.

Выходим с озера и идем до той части Кии где мы можем проплыть, не рискуя убиться. Отходим прямо из точки где вытекает Кия. Река быстро набирает мощь за счет множества мелких ручьем. Само русло часто ныряет под снег. Вокруг тает снежный панцирь и болота добавляют ручьев в поток реки. Через пару км несколько крупных речек уже формируют хорошую воду. Но в русле много камней и уклон реки большой, не рискуем плыть. По берегам массивный кедровый лес. Низкий, но толстый. Деревья растут в основном по правому берегу. Левый, это болота и курумник с зарослями березки. Само русло, каменное ложе с крутыми берегами. Где то выше горы Чемодан, пойма реки становится шире и Кия растекается на множество проток. Тут появились первые бобры. Суровые местные бобры строят хатки из камней. Не хотел бы я встретиться с этими монстрами. К вечеру проходим все эти нагромождения плотин, зарослей, прижимов и встаем на ручье Простоквашном. Странное название. Отсюда у нас начинается следующий этап путешествия, сплав.

Весь следующий день шел дождь и снег. У нас дневка. Спим, едим. К вечеру разъяснило.

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)Первые метры реки Кия.

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220601_102157

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220601_104738

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220601_111110

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220601_142245

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220601_150243

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220601_160100

День пятый.

Собрались быстренько. Морально настроились на сплав. Мы впервые на таком бурном течении.

Пакрафты у нас «Иволга» ТПУ двухсекционные с вставным надувным дном. Защита дна очень хорошая, баллистический капрон. Специально делали под это мероприятие.

Поплыли. Камни, завалы, быстрое течение. Все смешалось в кучу. Летим как сумасшедшие по валунам. Останавливаемся на спокойном течении поснимать на камеру. Кия дробиться на множество проток уходящих в завалы. Частенько перетаскиваем пакрафты через валежины.

Понемножку привыкаем к этому сумасшествию. Часто приходится останавливаться слить воду, бултыхает не хило.

Встречается брошенное оборудование золотодобычи, до 1989 года здесь велась добыча золота. Это еще до формирование заповедника. Какие то бочки, железо, гидромонитор. Вросший в берег металлический балок. Все поросло и затянуло лесом.

После устья реки Татарка, становить Кия чуть полноводнее. Еще ниже, ближе к реке Бобровка, глубина больше и берега выше. Попадаются небольшие скалы. В Кии лежит натянутый трос, на конце, посреди реки, лежит металлическая люлька. Слегка завалена топляком. Раньше геологи переплавлялись по тросу, на люльке, с берега на берег.

Открываются шикарные виды на гору Большую Церковную. Мы ее обплываем вокруг. К вечеру прибываем на кордон заповедника Кузнецкий Алатау. Нас там ждали на день позже. Река очень быстрая и полноводная. Успели раньше.

Ужин и ночь в тепле на кордоне. Это многого стоит.

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220603_100604

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220603_105901

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220603_133832

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220603_160255

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220603_144642

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)гора Большая Церковная.

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220603_204008

День шестой.

Начался сплав от кордона на р.Безымянке. Это довольно известный туристический маршрут доступный каждому.

Выплыли к 10 утра. Попрощались с инспектором приютившем нас на кордоне. Потихоньку двигаемся. Погода пасмурная, река полноводная, плыть одно удовольствие. Любуемся местными видами. Еремееевская скала, памятник природы с краснокнижными растениями и птицами. Проплыли реку Растай, широкая и мелкая река с разветвленной системой притоков, в верхней части. Обедали на Федоровском кордоне. Это граница заповедника, дальше начинаются общедоступные места.

Постепенно стали попадаться высокие скалки. Проплыли Бандитский перекат. Когда то тут встречали золоторей в лихие дореволюционные годы бандиты. Узкое место с высокой скалкой, которое никак не обойти.

Речка Громатуха со своей историей и остатками ТЭЦ постройки 30 годов. К вечеру добрались до устья р.Талановой. Ужин и спать.

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220604_093613

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)IMG_20220605_154744

Исток реки Кия. Сплав от истока. (Вода)гора Большой Таскыл

День седьмой.

Последний день нашего путешествия. Видим первых людей. Вокруг шныряют мощные лодки. Сюда доберется не каждый. Проплыли реку Шалтырь, Тулуюл. На берег выскочил медведь и пошел не видя нас. Удалось подплыть метров на 50 к нему. Не чуял, ветер встречный. На мой вопрос что он тут делает, убежал в кусты. Вплываем в петлю перед д. Московка. Самые высокие и массивные скалы находятся здесь. Разрушенные и поросшие кустарником возвышаются на сотню метров вверх. Подплываем к мосту. Здесь нас заберет машина.

За шесть ходовых дней насмотрелись всякого. Впервые совершили сплав от истока реки Кия. Измерили размеры озера. Определили верхнюю границу заселения бобров на Кии. Оценили степень восстановления растительности на старых полигонах золотодобычи. Подтвердили данные о разведки золота в 19 веке в верховьях реки. Нашли старые разведочные шурфы. Приобрели хороший опыт пешеводных походов.