Кавказ, Узункол, Центральный Доломит, «Книга» 4Б

Пишет Антон Воробьев, 17.10.2021 13:05

В августе этого года сходили маршрут «Книга» (Доломит Центральный по западной стене 4Б). Удивило, что во всех описаниях (на сайте ФАР, в книге Н.Н.Захарова, в учебной части лагеря) одна и та же фраза: «Подъем проходит по рельефу без видимых ориентиров и не имеет определенной линии». Везде упоминается «большой внутренний угол в виде книги», но нет привязки к фото. На стене много внутренних углов, с разного ракурса они видны по-разному. Совершенно непонятно, какой из них назван «книгой». На сайте ФАР есть фото А. Юркина, которое названо «Книжка», но это не та «книга», что у Захарова. «Книжка» Юркина находится высоко (в моих обозначениях – R3), не может служить ориентиром в начале маршрута.

Кавказ, Узункол, Центральный Доломит, «Книга» 4Б (Альпинизм)

Просмотреть заранее маршрут мы не смогли – была плохая погода. Мы взяли консультации разных групп, но они оказались настолько противоречивыми, что в первую попытку мы потратили много времени на поиск пути, много блуждали по склону между R0 и R1 и решили сдюльферять. На следующий день сходили маршрут, но даже в этот раз немного ошиблись. Фраза: «смотри, книга!» - стала дежурной на восхождении – она повторялась много раз, когда участник видел красивый большой внутренний угол с ровными краями. После седьмой примерно «книги» руководитель озверел и попросил эту фразу больше не произносить (безуспешно). На мой взгляд, вообще не стоит искать эту «книгу».

Поэтому решил написать, как мы сходили, с фотками разного ракурса.

Серьезная лазательная часть маршрута начинается с R1. До этой точки можно идти разными способами, но легко нарваться на сложности и потерять много времени. Поэтому лучше заранее наметить маршрут. По нашей нитке встречаются старые крючья и закладки (но и в других местах ниже R1 тоже встречаются).

Кавказ, Узункол, Центральный Доломит, «Книга» 4Б (Альпинизм)

Около R0 небольшой тур. От R0 до R1 лазание примерно троечное – нормально лезть в ботинках. Важно не залезать в черный камин чуть выше R0, а обойти справа. На фото ниже стрелочкой со словом «Ошибка» помечена большая трещина в которой много набито крючьев, они видны издалека, под этой трещиной сложен большой тур. Но туда не надо! Надо, не доходя до тура, свернуть влево, выйти на хорошую горизонтальную травяную полку – там R1.

Начиная с R1 без скальных туфель неуютно.

Ключ маршрута – R4-R5 – есть два варианта:

1. В лоб – ИТО, много набито старого железа.

2. Дойти от R3 до R4’ – там забито несколько крючьев, дальше зайти за угол – там лезть проще, но забито меньше и страховаться сложнее.

После R5 до вершины две-три веревки с лазанием не выше III.

Похоже, что маршрут пообвалился частично (ходили "Книгу" в 1989году). Общее направление было такое же - заход налево, потом переход направо, надо было двигаться косым траверсом и переходить с одного гребешка на другой с пропастью между ногами. Потом запомнилась наклонная плита с трещиной слева и выход на книгу. Похоже, что наша книга - это Ваш участок R3 - R4. Только она была большая (по воспоминаниям метров 15 в ширину и больше веревки в длину) и более правильной формы. Т.е. ее действительно было хорошо видно издалека. Наверное, частично обвалилась. Угол наклона средний, хороший рельеф. Выход наверх не запомнился, наверное был попроще. Весь маршрут лезли в ботинках ВЦСПС.

остается только позавидовать памяти на детали за 30 лет)

Два раза ходил маршрут, в ботинках (вторым) и в скальниках (первым), оба раза по описанию проблем с ориентированием не возникало. Если помню правильно (память не такая хорошая)), даже были цветные картинки в гайде по узунколу.

А обвал действительно имел место быть. Только на соседнем Доломите, над бастионом с маршрутами Миленина и Рыбакова.

по фото просто не понятны размеры.
А так да, метров 15 было, и R3 - R4 - правильно.

Наконец то появились комментарии . Спасибо огромное .

Как то сидели тама и изучали стены . Так вот по этому маршруту лупил солист .. как он красиво шёл .. мама дорогая ... и не описать словами . Я был в восхищении !(Хотя и был уже .. ха ха почти горный Дерсу Узала :D :D :D (Дерсу Узала - это я ;)) Тогда этот маршрут был читаем на раз два . Деталей уже не помню .

Ничего не обвалилось. Ориентиры есть и были всегда. Дважды ходил, все в ботинках.

Кто ходил все в ботинках и читает маршрут "на раз", пожалуйста, покажите, где "книга"

Для меня самое неприятное место было там где вы и говорите , когда прёшь по трещине слева на право вверх.Вроде даже разок использовал что то под ИТО ,но лез в ботинках это точно. Почему "Книга"и где она уже не помню .А так маршрут в голове не отложился ,даже с кем был не помню (нужно альп.книжку смотреть).А трудностей с ориентацией на маршруте не было однозначно,всё было буднично . Вообще эти Узункольские сборы как в тумане...бегали как очумелые по вершинам . Запомнилось только солнечное затмение :) и какой то трешь с погранцами и спецами .Они шугали и отлавливали гостей с другой стороны ,ну и нас строили для порядка .Мы их сладостями с чайком баловали ,а они чем то мясным нас почивали ... нифика не помню

9-я фотография, точка R3, влево и вправо - две плоские монолитные плиты, чем вам не книга?

Написал про это в первом абзаце

А маршрут по плитам левее есть?

Там где то пятёрка А левее ,почти по канту идёт ... но могу и соврать

Книга наверху, перед ключом. Видна отовсюду. А внизу просто странички от нее

Никто не читает первый абзац почему-то

Читали. Просто у всех своя фантазии. Но скорее дадут название по ключу, а он на верху перед ключом. А снизу действительно дорог много. Это и называется опыт. Опытные найдут более оптимальное решение. Так и не сходил туда, но верхняя часть манит...

Ну не знаю, смотришь фотки и всё понятно, и книга однозначно видна и снизу и в процессе подъема.

Это наверное опыт , как правильно, легко и логично подойти под ключ и вообще двигаться по маршруту.

Ходите больше 2-3-4 и т.д. все придет с опытом...