Коммунизм 2021 (строго 18+)

Пишет Александр Семёнов, 20.09.2021 12:27

Лето прошло, новости с больших гор запомнились трагичностью. Но с поляны Москвина не было вестей. Надо исправить, тем более есть, что рассказать.

Сезон этого года прошёл с намного меньшим составом восходителей, чем обычно, которых принял новый лагерь, более удобный и комфортный. Все работали через нового туроператора.

Большое количество снега в начале лета подзатянуло прохождение команд от лагеря к лагерю и в целом до вершин. На Корженевскую первые поднялись 27 июля, затем 29го и 23 августа. На Коммунизма все зашли в один день 11 августа.

Наверное, сразу дам свою оценку: уровень, подготовка и отношение восходителей находились ни на каком-то другом уровне, а скорее в другой плоскости.

Так получилось, что мы - наша бурятско-украинская команда - пересекались со всеми наверху. Штатных гидов практически не было, команды должны были работать сами. Треть лагеря переболели кто чем мог, остальные били копытом, мчали наверх, но все же значительное большинство пытались отсидеться за спинами впереди идущих, тропящих, провешивающих.

Больше всех амбиций имела и воплощала в жизнь группа иранских восходителей.

Коммунизм 2021 (строго 18+, Альпинизм)IMG_20210729_070220_edit_203957070213148

Далее по Кэмерону или Гаю Ричи, камера выхватывает кадр уже перед вершиной. Двое спускающихся с вершины в районе обеда предупреждают идущих снизу: "Время в районе четырёх дня, уже поздно, темнеть начинает в шесть. Хороший прогноз был на один день, потом ураган, непогода, нужно идти вниз". В ответ: "Да, мы поняли".

Экран темнеет, следующий кадр в темноте, снег кружит, ледяные вихри своими порывами в один миг выдувают тепло вышедших из палатки, чей взор обращен на гору. Где-то там наверху светятся фонарики. Они идут, но видно, что идти очень долго.

Следующее ранее утро. Та же двойка собрала свою палатку, уходит вниз из передового лагеря на Душанбе. Вдруг их окрикивают: "Эй, Джон, у нас проблема. В нашей группе люди не вернулись с горы".

Вот такой тизер.

Коммунизм 2021 (строго 18+, Альпинизм)IMG_20210817_175635_edit_204424716845889

А вышло так, несмотря на все многочисленные предупреждения, что иранская команда не готова к горе ни физически, ни технически, они не обращали внимание на советы, игнорировали все временные сроки, отказались разворачиваться в дедлайн и в итоге схватили "холодную" ночёвку на высоте примерно 7300м.

Четыре человека: три иранца и один россиянин решили "полюбоваться" рассветом на девственном склоне Сомони в штормовую погоду. Естественно, двойка (по сценарию), которая планировала ранний выход с Душанбе вниз в лагерь, вышла на спасработы в одиночестве. Описывать как поднимались, нашли, отогревали, отпаивали и спускали страдальцев не буду, а скажу лишь, что когда через 12 часов вернулись в лагерь, то оставшихся в лагере пятерых иранцев след простыл. В лагере остался лишь один российский гид, который тоже сильно приболел и поморозился.

Из-за затянувшегося подъёма на гору продукты и газ были уже на исходе. По пол баллона в две палатки на отогрев замороженных.

Судя по весёлому утреннему щебетанию все ожили. Та же двойка с чистой совестью выходит вниз.

В очередной раз их останавливают и просят помочь со сбором лагеря и сопроводить. Погода ещё терпимая, ветрено, но солнечно, хотя обещали снегопад на несколько дней. В срочном темпе пришлось всех распинывать и, вот, одна палатка с тремя жителями уже уходит, их сопровождает один, второй ждёт вторую палатку, где спят ещё два хомяка, они там весело собираются, говорят скоро выйдут. "Скоро" затянулось на еще один упущенный час.

Когда из палатки вышла девушка, стало понятно - "спасы" продолжаются. Все, кто ушёл вниз полагают, что идут сегодня "до горизонта", стараются изо всех сил.

Рации у всех групп сели в день восхождения, последний спутник также на ладан дышит и уже ушёл вниз, связи нет никакой.

В этот день эта крайняя группа смогла пройти по высоте примерно 200 метров. Иранский "друг" по разным причинам не принял участие в спуске его же девушки и всегда где-то отставал.

Еды уже не было, горячего питья тоже, внизу все люди уже на плато, пока на плато, но некоторые уже валят дальше, сил спускать "тело" уже нет. Сверху кому-то нужно идти за помощью, за едой, за связью, и это все было на плато. Решено ставить палатку на 6700, страдальцы вдвоём остаются, ещё немного газа есть, а также, как оказалось, еда и теплая одежда.

Коммунизм 2021 (строго 18+, Альпинизм)IMG_20210814_154847_edit_204202233041757

К вечеру двойка спасателей на плато, пятеро иранцев убежали на Груди и далее. Так как эти же иранцы подъели все продукты и чужие тоже, сожгли весь газ и не только свой, пришлось помороженного россиянина и одну из замороженных иранок отправлять дальше на Груди, куда из базового лагеря поднимают продукты, газ.

На плато к спасательный двойке подошли с базового лагеря трое басков и лагерный гид, на следующий день в непогоду они пытаются выйти на помощь, но смогли пробиться лишь до 6300.

Ещё два дня непогоды и стали мысленно хоронить иранцев. На следующее утро погода идеальная, на связь с возможно живой группой пытаемся выйти ногами, которыми вытоптали на снегу гигантские буквы: "GO DOWN".

Чуть позже связь с лагерем: "Мы их видим, точно видим, чётко, двое человек!" В две трубы удалось их разглядеть, они шли вниз очень медленно. К шести вечера были в районе второй трещины на Душанбе.

В семь выход спасательный группы наверх, втроём, присоединился лагерный гид.

В кромешной тьме в районе первой трещины на Душанбе была обнаружена замороженная группа иранцев. Она уже на грани, он сильно ослаблен, ноги уже не держат. Здесь наверху порывы ветра очень сильные, она в тонкой куртке и брюках. Как только их отпоили, её сразу паковать и вниз.

Упряжка из трех лошадей "пронеслась" через плато и к трём ночи вернулась в палатку, не оставив на горе никого.

Коммунизм 2021 (строго 18+, Альпинизм)IMG_20210816_063024_edit_203292405488770

Ночь была долгая, утро раннее как и сборы, но выход как всегда затянулся. Навстречу уже с Грудей шли портеры, несли долгожданную провизию. Встретились посередине. Один из портеров дошёл до палаток за рюкзаком иранки и сразу назад. Перед ним шёл тот же спасенный иранец, остальные уже на Грудях, готовятся спускать его подругу.

Крайний портер, догнав основную группу сообщает, что иранец решил остаться на день-два, заночует в трещине, еда и газ сейчас у него есть в достатке.

На радиосвязи со всеми решено, что спасать в первую очередь нужно иранку, времени много, до лагеря на 5100 далеко. За ним более никто бегать не будет, но для уверенности ждали его наверху ещё около часа, на горизонте его не было.

Глубокой ночью добрались до лагеря, палатка портеров готова, её в тепло, отпаивать. Вторая палатка разорвана, спать негде, её передали в новые руки и вниз.

Уже на равнине, находясь в районе ледника Вальтера был замечен одинокий фонарик, спускаюшийся на 5800. К четырём ночи он дошёл до 5100. На следующий день все были в базлаге.

Коммунизм 2021 (строго 18+, Альпинизм)IMG_20210812_094849_edit_203724047270996

Таким образом, халатность отдельных лиц привела к тому, что группа, ставших невольно спасателями, вместо 4-5 дней на горе провела там 11 дней, а самих страдальцев до 14 дней!

Все живы, но не все здоровы, пять человек хорошо подморозились, один уже лишился пальцев на ногах.

Коммунизм 2021 (строго 18+, Альпинизм)IMG-20210824-WA0035

PS: погибшие на Победе - их друзья

PS2: от себя лично благодарю за самоотверженность (слово громкое, но отражает суть проделанных работ) Батуева Баира, Сергея Миронова, Тюдина Вадима

Опять Иранцы... ну просто потрясающая стабильность! Когда 10 лет назад ходил, то они откололи почти то же самое, только в большем количестве. Пятеро две холодных провели на выходе на гребень. Ноги вроде как у всех остались целы, на руках был шанс на то, что у двоих часть отрежут. На фото их лидер из базового говорит с нашими, сидящими в непогоду в штурмовом на п.Душанбе и вторая часть иранской команды на вершине Корженевы.

g_057

g_081

Саня, молодец, хорошо написал,но сильно сбавил накал,который был, до ,во время и после восхождения.и баскам ещё спасибо

Совершенно так же вели себя их "друзья" на Южном - и по стилю, и по манерам.

Серёга, для Риска большой текст не пойдёт. А так все уже в сетях расписано

Александр, а где расписано? Где можно прочитать подробно?

Да, психология олд скул - старой школы, это не егэ. Интересно что будет когда это перестанет работать. Перестанут спасать волонтеры и... А пока остается сказать им спасибо. Хотя вдруг кто то, что то потерял, медленно ходил или был не совсем толерантен)))

Все, как всегда. Ожидание, кто пойдет первым, повесит перила, протропит. Ничего не меняется. Гора , любой ценой, даже за счет других. Подспудно наверняка есть надежда что "если что...." за нами придут. Не думая что потом кому-то прийдется проявлять мужество и массовый героизм и неимоверными усилиями СПАСАТЬ тех кто .... не буду писать дальше, а то начнется срач. Честь тем парням кто идет и спасает.

Scout,.. гы-гы :) Было дело плавали.Это я про тропёжку .Наверху ,даже если нет снега,всё равно следы засыпает(ну если не альпиниада)ветер делает своё дело.Когда брёл на первый семитысячник ,то очень осторожничал..как ,что ,почему ,ну где накроет наконец. Понаслушался всяких баек про индивидуальный высотный предел и т.д. о чём ,о чём .. ах да - о тропёжке. Вышли на Гору без аклимухи(были правда сборы в Караколе)Ломанулись на Вершину с 6100(половина сборов свалила вниз..время позволяло второй и даже третий штурм) После ножа догнал восходителей ломанувшихся с 6800 .Иду значить иду ,красота красотенная - солнышко светит,ветер свищет ...и тут начинаю понимать ,тот то не то происходит ,ну дисгармония какая то.Потом начинаю понимать ,что иду я по следам впереди идущих и мне хорошо ,а им наверное не очень они же тропят.Вот тут то и началась свистопляска .. они встают и я встаю . Они идут и я иду .. так продолжалось минут тридцать ,может больше .Но настал момент когда эти(вот ведь заразы)встали напрочь. Они стоят и я стою,жду так сказать .Не выдержал и решил грести вёслами .Подхожу значить к попутчикам ,тяжело вздыхая начинаю их обходить..вот тут то и накрыл меня стыд на многие года вперёд ибо повернули свой взгляд на меня две хрупкие и миниатюрные девчушки(иностранки однако оказались)Вот так вот бывало. Серьёзно накрыло на спуске ,хотелось сесть и больше не вставать .. так было хорошо .После этого понял ,как не сложно ,а даже преприятно можно замёрзнуть насмерть

Похоже что "наши" семитысячники потихоньку превращаются в вариант " а ля трекинг Эверест"...

Спасает то, что еще остались люди, способные и готовые спасать!

Парни, молодцы!

Парни - спасатели просто кремни!

прочитал раз, налил еще коньяк, проочитал второй раз, но все равно понять сложно, может автор под градусом писал, заранее извиняюсь, пацанам бурятам горячий привет с большим уважением.

Спасательная эпопея напрягла так , что перенервничал и все болячки от нервов пробудились. Как так можно ходить в горах, я имею ввиду, горовосходителей а не спасателей и других откликнувшихся и пришедших на помощь. КАК? Полез в свой ютюбканал и отыскал там свой любительский фильм 1980года о восхождении по этому же маршруту. Отцифрован он конечно примитивно.Я давно-давно его не смотрел и сопоставил невольно с описанным в посте восхождением. Ужаснулся. Сейчас так ходят и это норма? Это теперь тоже называют альпинизмом... https://www.youtube.com/watch?v=wdTpts4UHUA

Валерий Васильевич, ну неправильно вы ходили! Ни кордалетов, ни миллетов. Еще небось и веревок динамических не было? Ну разве можно после такого так бодренько стоять на линейке и проздравляться! Надо лежать пластом и чтоб речь была дизартричная. Это у вас не альпинизм.

Вот и меня все время "подлая мыслишка" терзает, а на хрена так ходить что после горы приходишь ваще " мертвый". Если проходишь гору в анабиозе и ничего путнего не могешь сказать о восхождении. ЗАЧЕМ!!! Только не надо про не погодь, силы природы. Я о другом. И вообще это я Бороде , Мне показалось что мы с вами Борода об одном и том же подумали.

Была похожая ситуация в августе 2003г когда двое сотрудников компании АльпНавруз-АзияТревел ушли на Коммунизма провешивать стремные места с выходом на вершину на 4 -5 день, но зависли на горе аж на 11 бесконечных дней не из за иранцев а изза своего нашего очень именитого на то время восходителя-халявщика.

Всё это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно. М.Ю.Лермонтов

Имел возможность наблюдать такое явление, как иранский альпинизм с 2008 по 2012 года под пиком Ленина. По количеству клиентов в те годы иранцы наиболее многочисленные, состав самый разношерстный, от более менее тертых с опытом Демавенда до абсолютных чайников, некоторые из них кошки впервые примеряли перед выходом,как правило в большинстве честолюбивые,компетентные, ориентированные на успех на первый взгляд, а на деле со временем просто "клиенты" с завышенной, хвастливой самооценкой, считающих себя лучше всех остальных (типа они арии), хлопот персоналу лагерей доставляли много , понять их сложно с нашей колокольни, другой менталитет, мировоззрение, философия, пожалуй единственная азиатская страна, где альпинизмом занимаются массово. Приятно удивили в 2012г, приехало несколько групп Иран-Азербайджан, Иран- Курдистан и еще пара групп примерно с такими же названиями, молодые ребята с хорошой школой,подготовкой сходили грамотно по советски с аклимухой на гору в короткие сроки . После их отъезда нач. 1го лагеря Аксая репу долго чесал, готовился, как всегда к иранскому сценарию, а получилось наоборот. К сожалению время показало что это очень редкий случай.