Часть первая, спортивная. Каравшин

Пишет Парфёнов Александр, 18.09.2021 10:19

Синонимом моих планов в ковидную эпоху стала спонтанность. Принимать решения и строить планы приходится буквально на ходу: так прошлым летом пришлось ехать в Ергаки, вместо больших гор, так за неделю из дома в дом сходили Караташ в прошлом ноябре, весной удалось за неделю до сборов найти напарников, чтобы походить в Туве. Действовать, полагаясь на удачу пришлось и в этот раз..

Часть первая, спортивная. Каравшин (Альпинизм)

Основной целью нашей команды в сезоне 2021 было прохождение нового маршрута по Север-Восточной стене пика Энгельса. В мае были куплены билеты, по плану расхаживаемся в Каравшине 2,5 недели с Ратмиром, в это время парни осуществляют свои планы: Алексей ходит и гидует на Ленина, Коля участвует в Чемпионате России в техническом классе в Ернаках, Слава-работает. Затем встречаемся в Оше и вместе едем на Большую стену.

Стена и вправду впечатляет: километр с лишним льда и километр скал, даже полуторакилометровый монолит Аксу не так давит. Но этим планам не суждено было сбыться, а сбылось всё по-другому и я даже не знаю что лучше, но получилось как получилось.

Девять мастеров спорта собрались походить в царстве больших гранитных стен – Каравшине, жди крутых восхождений, новых маршрутов и рекордных скоростей!

14 июля все встретились в аэропорту Красноярск-Емельяново: Денис Прокофьев, Хвост, Марина Попова, Надя Оленева, Женя Корулин, Маша Дюпина, Ратмир Мухаметзянов, ваш покорный слуга, и начали отсюда свой путь в Каравшин.

Аэровокзал в г. Ош

Дядя Олег проверяет по списку что будем есть и пить

Ущелье Карасу

У всех свои планы, все истосковались по горам, у каждого своя команда, мой напарник- Ратмир. Мой напарник- Ратмир и поэтому у нас в планах свободное прохождение Русяева в двойке (для Ратмира) и скоростное прохождение Одинцова (для меня), шучу, конечно))

Напарник- Ратмир

Для акклиматизации сходили 5А Савельева на Усен (респект Игорю, Косте и Диме! Замечательный, маршрут с напряженным лазанием), с ночёвкой под вершиной и на пик Сибирский (целый пятитысячник!), с ночёвкой на плече (примерно 4650), до вершины не пошли,- была гроза. Вообще Ратмир не очень любит ходить пешком, а Сибирский не самая ближняя гора, - пришлось уговаривать. Я знаю 400 сравнительно честных способов уговорить человека сходить сходить ту или иную вершину, подействовал 3й или 4й, не помню..

На вершине Усена. За Ратмиром пики 4810 и Ломо

По дороге к пику Сибирский

Асан

Итак, мы выдвинулись в сторону нашей первой цели, - маршрут Русяева на Одессу.

Утро в цирке 4810 и Усена

Раннее утро. Жумарим по провешенным через бергшрунд перилам. Черт, фаст-энд-лайт какой-то недоразвитый, на втором килограмм 19 груза в болтающемся на обвязке бауле. Мысленно пробегаюсь по снаряжению: ничего лишнего: полтора ковра, один спальник на двоих- укрыться, одна тарелка, одна кружка..,- ничего, что бы можно было оставить. Вот бы Sivera шила ещё баулы и делала джетбойлы!))

Ратмир не спеша, делово начинает лезть. Скала ещё холодная и замёрзшие пальцы не дают полной уверенности в сцеплении. После каждой веревки скидывает скальники, разогревает закоченевшие пальцы. Лезем с одновременной: делаю два движения на жумаре, выбираю образовавшуюся слабину, не забывая разбирать точки. Когда же солнце уже хоть чуть-чуть прогреет скалу! Ну ничего, второй маршрут будет как Япония, освещаться самым первым! Ратмир потихоньку входит в рабочий ритм, ведь нам сегодня по плану нужно долезть до второй ночёвки первопроходцев, а это ни много ни мало 700 метров шестёрочного скального рельефа!

Часть первая, спортивная. Каравшин (Альпинизм)

Примерно к середине дня Ратмир подошёл под карниз с выносом чуть больше метра. Похоже это первое серьёзное препятствие: большой вынос и к тому же он залит водой! Ратмир делает первую попытку и.. не находит подходящей зацепки за карнизом, возвращается, отдыхает. Выходит второй раз и.. найденная зацепка не позволяет удержаться на выходе. Возвращается под карниз, «рисует ноги» (*краснояризм- размечает магнезией зацепки). Снова выход за карниз, сушит магнезией зацепку под руку. Отдыхает, делает попытку и.. снова зацепка под руку вымокла и не позволяет удержаться. Потом ещё. Одна. Две. Три..

Ратмир смотрит в мою сторону- «Можно я возьмусь за точку?» Думаю про себя: «А я то что, я бы уже шесть раз встал в лесенки». Произношу иезуитскую фразу: «Давай пролезем эту гору быстро!»- Ратмир с облегчением берется за точку, дальше всё сухо, лезем.

В конце дня нам встретились весьма сомнительные блоки, точнее пол веревки стоящих друг на друге плит. И как тут страховаться? Когда Ратмир пролез плиты без страховки, мы увидели шлямбур справа на стене.

На вторую полку вылезли в сумерках, но план дня выполнили. Сровняли полку, повесили перила в туалет, забились в палатку. Ратмир сегодня за день 700 метров сделал- Ратмир молодец!

Часть первая, спортивная. Каравшин (Альпинизм)

Ратмир стоит на полке первой нашей ночёвки. На заднем плане пик 1000 крещения Руси

Расстелили свой нехитрый бивуак: полтора коврика и один спальник, обвязки не снимаем, - не хочется во время тревожного сна оказаться ниже на 700 метров по склону. И забылись мертвецки. Мне снились то 19 килограммовый баул, то девченки. Ратмира не спрашивал, надеюсь ему не снился баул..

Раннее утро.. Из тумана торчит вершина Усена. Солнце к нам заглянет только после обеда. Ратмир делово развешивает френды. Решили, что полезет снова он, потому что рельеф не мой: предельно сложное лазание без направляющих щелей. Страховка на редких шлямбурах. Ратмир начинает движение от полки, бьёт якорь, вылазит метра на 4 выше точки, слышу крик: «Держи!», пытаюсь выбрать как можно больше веревки и.. Ратмир повис, поджав ноги, где-то в полуметре от полки. Волнительный момент, но рефлексы сработали верно: пролетев метров 10 остановиться в полуметре! По себе знаю: в таких случаях надо пробивать психологический ступор, надо лезть дальше. Иначе неудачный опыт закрепится в памяти.

Ратмир не слишком настойчиво предлагает смениться, я делаю вид что пропустил мимо ушей. Ратмир нехотя, осторожно начинает лезть. Страхуется, конечно, в два раза чаще, скорость упала. Вспоминаю себя на Аксу после полёта. Видимо к этому не привыкнуть: вне зависимости от опыта и мастерства срыв всегда демотивирует.

Часть первая, спортивная. Каравшин (Альпинизм)

Внутренний угол, со стенками, покрытыми рыхлой коркой. Здесь сменились

Ближе к крыше начал появляться нормальный рельеф: пошли щели, размером с кулак; внутренний угол, веревки на полторы. Здесь сменились. Ратмиру пора отдыхать, а я «засиделся» на жумаре. Дорабатываю остаток дня, лезем буквально до темноты, в надежде найти полку на гребне. Нахожу площадку с большей стороны шириной в полтора корпуса, но вариантов особо нет: темнеет, не охото спать на пауке из веревок или сидя на бауле.

Ровняем площадку, на сколько это возможно; в ход пошли скальные молотки, в пропасть полетели камни, лёд. Всё, дальше копать нельзя, иначе срубим всё на чём держится, - на самом деле край площадки- это отстоящий от скалы откол.

Закат, Асан, усен

Ночь была беспокойная: толщины коврика уже недостаточно, чтобы комфортно спать без спальника под спиной, я всё время сползал к краю площадки, в пропасть, затекал бок от предательского камня.

Утро встретило нас первыми, пробивающимися через гребень лучами Солнца! Как долго мы этого ждали! В приподнятом настроении собираемся, - сегодня у нас по плану вершина! Гребень у 4810 совсем не пешеходный. По ходу движения мне несколько раз приходилось менять кошки на скальники и обратно.

Гребень 4810, на заднем плане пики 1000 крещения Руси и Котина

И вот, наконец, радостные фотаемся у вершинного тура. Нас по связи вызывают наши товарищи: Вася и Женя. Они стартанули наш маршрут сегодня, спрашивают про ночёвки и состояние гребня. Наверное, только Красноярцы сейчас способны создать очередь на 6Б))

Часть первая, спортивная. Каравшин (Альпинизм)На вершине

Девять часов дюльферов и мы стоим под горой, в состоянии описываемом как «ни плясать ни петь». Дядя Олег по рации пообещал нам в лагере шурпо, поэтому мы просто обязаны дойти!

Спустились в лагерь. Обещанное шурпо. Коньяк для согрева- народная медицина. С Горой! Да, мы это сделали.

Теперь у нас сложнейшая задача: за 1,5 дня наесть бока, отдохнуть, найти третьего и выдвинуться к следующей 6Б.

По ближайшей радиосвязи вызываю Антона Лежнева, он пошёл с ночевой на Асан с Питерцами:

-Антох, как дела?

- Нормально, 12 дюльферов и мы дома.

-Устал?

-да нет, мне то чё будет, Питера лезут, а я так, с ними для компании..

-Пойдёшь «на Гора»?

-Какую хоть?

-6Б, другого не предложу, извиняй..

-Пойду.

Всё складывается как нельзя лучше: третьего нашли, погодное окно, хоть и непродолжительное обещают.. Нет повода не лезть!

И началась деловая суета: заменить пришедшие в негодность веревки, собрать еду, пошить педаль, взамен утерянного Basic, починить платформу, ведь мы её не доставали с чехла после Аксу.

Часть первая, спортивная. Каравшин (Альпинизм)

Пока отдыхаем не перестаю фотать;)

А вечером нас ждал чудесный концерт от маэстро Хвоста и других традиционных красноярских исполнителей. Денис целый час играл столбовские песни. Антон тоже не остался в долгу, исполнив «Всё идёт по плану» и «Мальчика-бродягу». У всех меланхоличное настроение расставания. Мы завтра уходим в соседнее ущелье под маршрут, Денис уводит девчонок под Блока к не пройденным стенам пика 4818, а пока.. рви душа струны, кричи песню прямо из сердца или просто кимарь у костра, подбрасывая ветки..

Заброска под маршрут Одинцова- это целый небольшой поход, с перевалом и даже сменой климатических зон. На это раз и рюкзаки то вышли не большие, всего по 19 килограмм, вместе с платформой, идём, гуляем.. В конце, перед стеной, начался ощутимый набор. И вот мы в цирке, зажатом с трёх сторон стенами 4810. Я бы сказал, что стена давит, но это слишком избитая фраза в последнее время. Просто стена не оставляет неба на фотографии, вот и всё)) Справа и слева периодически летят камни, но это по Погорелову и Ситнику. На всякий случай встаём на ночёвку под большим валуном. Здесь вроде даже кто-то ровнял площадку до нас..

Часть первая, спортивная. Каравшин (Альпинизм)

Общаемся, пьём душистый чай с чебрецом. Им пах весь сегодняшний день. Давно не виделись, болтаем без умолку. Так и должно быть. Завтра будет страшно. Завтра в очередной раз возможно кто-то преодолеет себя, выйдет за грань. А сегодня общаются молодые парни, вспоминают детство, студенчество и, как проверочное слово возмужания- Горы. Горы для каждого из нас по-своему стали смыслом жизни или его частью. Альпинизм у каждого свой: у кого-то он соревновательный, для кого-то это работа, хлеб, для кого-то как первая любовь, которая не проходит и не забывается и в старости.

Первый день договорились работать так: Ратмир быстренько выскакивает лазовые внутренние углы, потом меняемся, когда начинается глухое ИТО и скайхухи, я дорабатываю до конца дня, стараясь пройти как можно больше. Лезем до темноты.

Сменились. Достаточно разнообразное ИТО, даже с учётом дырок: кое-где нужно привстать, перейти на лазание, пару раз уже вставал на фифу как на рельефный скайхук. Пока страховка надёжная, шлямбура попадаются часто, гудящей корки, которой пугали Хвост и все предыдущие команды нет..

Начало ИТОшных участков

Всё кончается, и халява закончилась: шлямбура пошли всё реже и реже, всё чаще на страховку стали попадаться съёмники, пара съёмников даже вылетела, когда Ратмир начал жумарить. Уже третью веревку нависает. Да, сильные люди были первопроходцы: замолотить такой маршрут в двойке! К концу дня я окончательно свыкся с мыслью, что если съёмник подо мной вылетит или скайхук сколет гранитную корку, то меня ждёт полёт метров на 20. Когда лезу или ИТОшу, я вхожу в знакомое медитативное состояние, когда не задумываешься о последствиях, просто делаешь движения или ставишь точки и всё получается. Нельзя постоянно держать страх в себе. Страх- очень плохой помошник. Движения становятся отрывистыми, с избытком силы, а подбор точек занимает непозволительно много времени. К концу дня прошли 21 участок, почти всё ИТО на маршруте.

Глазами 3го

Спрашиваю у Антона, «Как тебе?. Для Антона это первая шестёрка «бэ», да ещё гора начала нависать в 9 утра и не закончила этого делать к вечеру..

«З@@@ся»,- искренне произносит на выдохе Антон,-«Всё нормально», добавляет он после короткой паузы.

Часть первая, спортивная. Каравшин (Альпинизм)Взгляд 3го

Часть первая, спортивная. Каравшин (Альпинизм) Sweet home

Часть первая, спортивная. Каравшин (Альпинизм)

На следующий день лезть зарядился Ратмир. У нас один день погодного окна. Завтра и далее придёт ж@па на ближайшую неделю. Очень не охота чтобы непогода застала нас на стене. В 2015 мы два дня пережидали в платформе под ливнем на Воронова, сидя мокрыми ж@пами в тазике воды, который плескался по дну платформы. Стена за 5 минут покрывается сплошным сантиметровым слоем воды, который собирается со всей горы. Вчера дождь был нам не страшен, из-за нависания всё что текло со стены пролетало за спиной, метрах в десяти. Прикольно: лезешь, а у тебя за спиной льёт водопад, периодически появляется радуга…

Но это всё лирика. За день доработали до большой полки над мокрыми внутренними углами, весьма живописной, а главное, - ощутили впервые опору под ногами. До вершины, по подсчётам, остаётся метров 300, но рельеф и не думает «ложиться». Прямо от ночёвки уходит стена с шестёрочным лазанием, метрах в 12 виднеется шлямбур.

Третий день был днём ориентирования и сюрпризов.

Дело в том, что все команды копировали в отчёте описания первопроходцев, прекрасное по содержанию, но без указания длин участков. И поэтому откол «слоёный пирог», на который нам нужно было ориентироваться, оказался не 12 метров, а 100-150, стена перед ним не 20, а на полную веревку, на которой, кстати, достаточно сложное лазание и всего две точки.

Ратмир вслед за дядей Олегом, впечатлился уровнем лазания Александра Одинцова, который лез здесь первым.

С обеда пошли все признаки надвигающейся ж@пы: всё чаще через нас начало прогонять облака, небо сделалось свинцово-синим, пошла мелкая крупа, которая затем переходила то в дождь, то в пушистый снег. Да-а.. не позавидовал бы я сейчас лидеру: лезть в мокрых скальниках, с окоченевшими пальцами, отогреваясь лишь на коротких передышках на станции.

К счастью, рельеф становится проще, лидер ускорился, а мы с Антохой так вообще шарашим без остановки: прихожу на станцию, выбираю слабину, вешаю перила, перестёгиваюсь на другую веревку, и, не снимая рюкзака и платформы, жумарю дальше.

Хорошо, что не послушали дядю Олега и взяли кошки. Перед вершиной нас ждал ледовый взлёт и бастион, весь в снегу и выглядели они совсем иначе, чем неделю назад, когда мы вылезли по Русяева.

Да, за неделю мы второй раз побывали на вершине 4810.

Часть первая, спортивная. Каравшин (Альпинизм)На вершине(там же)

На подходе к вершине наш темп сильно замедлился, виной тому нахлынувшая усталость, деморализующая погода и, как следствие, мокрые руки, мокрая одежда, мокрые обледенелые веревки и проскальзывающие зажимы. Решили ночевать на 50 метров ниже вершины, на спуске.

Перед тем как залезть в платформу, фотографирую по просьбе Ратмира скальники La Sportiva, все в снегу и ободранные за 3 дня лазания руки.

Damage

Утро встретило нас чемоданным настроением. Ощущение того, что мы всё-таки залезли этот непростой маршрут, было вторично, главное что нас заботило- надо валить вниз, пока трамваи ходят: по прогнозу нам обещали 2мм дождя, сколько это будет снегом даже думать не хотелось. Благо спуск уже второй раз по Русяева.

Только спрыгнули с гребня, началось. Сначала туман, затем дождь, и вот мы дюльферяем по сплошному потоку воды, покрывающему всю стену, вот мы уже часть этого потока: с веревки вода бежит на ботинки, а тем, кто сбрасывает, Антону с Ратмиром, ещё и в рукава и за шиворот. Спускаюсь первым, нахожу чаще сам, иногда с подсказками Ратмира точки, оставленные нами неделю назад.

Часть первая, спортивная. Каравшин (Альпинизм)

Одна из станций особенно дала прикурить: небольшой карниз, с которого вода льётся прямо на голову! Как будто ты в мембранной одежде решил стать под душ! Висим с Антоном нахохлившись под карнизом, стараясь не касаться телом холодящей одежды, как воробьи на проводах в разгар осени. Ратмир как на зло замедлился, что-то копается на станции, веревкой выше, или это только нам кажется..

Веревки за две до берга дождь прекратился, через перевал между Усеном и 4810 подул свежий ветер, стало холодать. Скорей бы уже на ледник! Мокрыми, в чавкающих ботинках, но двигаться, а не висеть!

Этот спуск занял у нас 7 часов. Ещё два часа до лагеря, где нас ждали аж 3 компании: Барнаульцы (своего предводителя), Казахи (наши друзья, во главе с Максом Теном) и Хвост с Женей, - все кто остался от «9 мастеров». Казахи уже на чемоданах, ждут нас с Ратмиром- завтра выброска. Макс и Ко возвращаются на родину, а мы, - чтобы встретиться в Оше с остальными и отправиться к следующей горе, пока даже не знаю какой. Пьянящая и выносящая мозг неизвестность! Но.. об этом следующая история.