Восхождение на Северную Ушбу (4690 м)

Пишет Lector, 27.08.2021 17:31

Кавказ. Грузия. Сванетия. Июль 2021г.

Окончание.
Начало смотри здесь

22.07.2021
Зарегистрировались у спасателей и выехали на машине из Местии в 17:00. Приблизительно через час были в начале пешеходной тропы.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)

Минут за 40 дошли от места, где нас высадили, до погранзаставы, где были около 18:30.

Здесь столкнулись с проблемой, что у нас нет пропуска, так как уверены были, что он оформляется непосредственно на месте – на погранзаставе, но как оказалось этим «местом» должно было быть место где-то в Мазери, а не здесь. После переговоров со старшим смены на погранзаставе, который был настроен благожелательно, но без пропуска никуда бы нас дальше не пустил, было предложено одному из нас с нашими паспортами вернуться назад к мосту (это рядом с тем местом, где нас высадили), куда должны были подъехать погранцы из Мазери и оформить нам пропуск. Так как из нас троих лишь Андрей на тот момент был одет в кроссовки, а не в ботинки, то как бы само собой решилось, кто возвращается в Мазери.
Пока Андрей отсутствовал мы с Игорем поняли, что сегодня никуда дальше уже не пойдем. Так как до нормальных стоянок, где можно было бы поставить палатку в лучшем случае еще часа два хода и при этом еще нужно будет преодолевать брод через речушку. Поэтому было решено ночевать сегодня на территории погранзаставы, а завтра пораньше выходить, чтобы успеть дойти до Ушбинского перевала. Я занялся заточкой кошек, так как на Тетнульди мне очень не понравилось, как они себя вели.
Пока мы ждали Андрея, начало заходить на дождь, и памятуя то, что Андрей ушел практически без ничего, я взял дождевик для него и направился к нему навстречу.
Где-то на полпути я встретил Андрея, который возвращался с необходимыми нам бумагами. Как оказалось, Андрей, пока ожидал возле моста погранцов, чудом избежал гостеприимства местных грузин, которые собирались его «наугощать» коньяком.
Пограничники на погранзаставе разрешили нам разместиться в деревянном домике, где было три лежака, чем мы и воспользовались, чтобы не ставить палатку.

23.07.2021
Назначенный на 6 часов утра выход был благополучно сорван начавшимся дождем. И выход по итогу был перенесен на 10 часов. В 10 утра мы решили выходить, не смотря на моросивший дождь, который в скором времени усилился.
Буквально где-то через час мои ботинки от мокрой травы промокли.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
И все последующее восхождение мои ноги постоянно находились во влажно-мокром состоянии, хотя я и предпринимал попытки хоть немного подсушить ботинки, суша по ночам стельки на себе и запихивая в ботинки куртку из прималофта, чтобы хоть как-то абсорбировать из них хоть часть влаги.
Вначале дорога от погранзаставы шла через лес, потом перешла на травянистый склон и углубилась в криволесье.

В 13:00 мы благополучно миновали брод через речку.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
И через некоторое время подошли к памятному камню, посвященному погибшим, о чем свидетельствовали мемориальные таблички.
Все это время шел дождь, который прекращался всего лишь несколько раз минут на 15-20, и один раз, когда подошли к переправе даже появилось ненадолго солнце. Пройдя еще немного, мы вышли на моренные отложения, по которым начали подниматься на ледник, усеянный камнями разных фракций.

Дождь наконец-то прекратился окончательно, но к тому времени мы были уже промокшими. Андрей вообще промок до нитки, так как у него не было дождевика, а его куртку на прималофте можно было выкручивать. У меня же промокли лишь ноги в ботинках, так как от промокания меня спасла новая куртка из Gore-Tex от фирмы Montane, да и штаны из ткани softshell-pro от фирмы Fahrenheit держали воду и высыхали очень быстро.
К 16:00 мы дошли до места, где располагаются Охотничьи ночевки и посчитали, что за сегодня, не зная ледопада, мы не успеем засветло выйти на Ушбинский перевал.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)

Поэтому решили остановиться здесь на ночевку, подыскав более или менее ровную площадку и подровняв ее вручную.

24.07.2021
Вышли мы часов в 9 утра, так как надеялись хоть немного подсушиться на солнце, которое появилось часам к 7 утра.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
Приблизительно через часа два ходу по морене.

Мы подошли под начало ледопада
Где у нас возникла дискуссия как его преодолевать. Игорь предлагал держаться левее поближе к склонам Шхельды, но мы с Андреем отстаивали идею захода справа и пересекать ледопад по диагонали двигаясь от центра справа налево, так как там виднелись вроде бы следы, прошедших ранее восходителей.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)

В итоге нам пришлось немного распутывать ледопад и покрутить буры.

В целом наши похождения через ледопад мне понравились, но, к сожалению, они съели добрую часть светового дня. На прохождение самого ледопада мы затратили 7 часов.

И как позднее выяснилось при спуске, что более правильным вариантом в плане быстроты прохождения ледопада с минимальным количеством трещин был вариант, предлагаемый Игорем.
В верхней части ледопада мы столкнулись с закрытым ледником, где пришлось немного поблуждать между трещин, пока мы не приблизились к подножию Шхельды.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)

Лишь к 19:30 мы вышли к каменным площадкам на Ушбинском перевале (нижнее Ушбинское плато).
И так как там имелись комфортные площадки под палатку, и был уже вечер решили сегодня никуда не идти в сторону верхнего Ушбинского плато и стать палаткой на каменных площадках.

25.07.2021
Ночью выпал снег, который припорошил все камни на площадке, где мы поставили палатку.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
Решено было поискать проход до «подушки» и перенести лагерь на верхнее Ушбинское плато или даже на «подушку», чтобы выиграть пару часов при восхождении.
В 9 часов собрав палатку, мы вышли вверх.

Погода портилась и скоро мы попали в сплошной туман, в котором пропадает уверенность в характере рельефа под твоими ногами. Немного попетляв между трещин и опасаясь возможных лавин, мы начали двигаться по склону строго вверх с целью не подрезать склон. Добравшись до выполаживания, мы из-за плохой видимости ошибочно начали изначально забирать вправо, но потом сообразили, что это путь к сбросам, так как до бершрунда, на верх которого мы должны были подняться с верхнего Ушбинского плато мы еще не дошли, мы вернулись немного и пошли левее, обходя первый бергшрунд.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
Обойдя первый бергшрунд, мы в плохой видимости вышли на верхнее Ушбинское плато. Решили поискать дорогу на «подушку». По описаниям нужно было двигаться вдоль бергшрунда вправо и там должен быть подъем по льду на «подушку», но посовещавшись, мы решили попробовать обойти этот бергшрунд слева и подойти к видневшемуся выше третьему бергшрунду.
Судя по всему позавчера, пока мы поднимались от погранзаставы под дождем, здесь выпало довольно много снега, о чем свидетельствовал слой более белого снега толщиной сантиметров в 20, поверх которого лежало еще сантиметров 5 сегодняшнего ночного снегопада.
Поднявшись к этому третьему бергшрунду, я понял, что это не бергшрунд, а снежная стенка высотой метров в 10.
Присмотревшись, на сколько позволял туман, пришел к мысли, что вроде стенку удобнее обходить слева. Пришедшие ребята высказали мысль, что состояние склона не совсем стабильно и что есть смысл спускаться вниз. Я предложил все-таки попробовать разведать еще немного путь вверх и пошел траверсировать стенку влево до того места, где она, понижаясь позволила бы выйти на нее.
Уйдя на полверевки, я нашел более-менее удобный участок для подъема и вылез на купол, но из-за тумана не мог разглядеть куда дальше нужно двигаться. Видимость была не далее, чем метров на 10. Все остальное пространство поглощала белая мгла.
Связавшись по рации з Андреем и Игорем, снова услышал их призыв спускаться, поэтому договорились установить контрольное время, после которого идем вниз. Решили ждать максимум полчаса.
Минут через 10 видимость улучшилась и даже на некоторое время проявились контуры Ушбы, а Шхельда вообще вынырнула из облаков, и я понял, что стою на «подушке».
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)

Я немного еще прошел в направлении дальнейшего движения и окончательно убедился, что достиг «подушки».
При чем в том месте, где я на нее вылез было достаточно мест под палатки.
Организовав страховку на двух ледорубах и сев на созданную точку страховки, я соорудил перила для ребят, которые вскоре присоединились ко мне.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
Через некоторое время облако, в котором мы находились растянуло окончательно, появилась видимость, и мы начали обустраивать наш лагерь, для чего вырыли углубление под палатку и обложили ее снежными блоками для защиты от ветра.

26.07.2021
Несмотря на то, что часов в 10 вечера была видимость, чему способствовала полная луна, в полночь окружающее снова заволокло туманом.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
Немного посомневавшись, стоит ли идти в тумане, так как для того, чтобы хоть что-тот различать пришлось снять фонарик с головы и светить им от уровня колен, мы все-таки в 2:15 вышли на штурм.
Нам нужно было пройти по «подушке» и подойти под бергшрунд, сбросив немного высоту.
Туман потихоньку стало растягивать. При спуске справа виднелись трещины.
Наш бергшрунд, который нужно было пересекать при подъеме, мы решили переходить справа поближе к скалам, потому что в центре он имел перепад между своими краями приблизительно метров в десять.
Мы шли в связке и по дороге до бергшрунда ребята высказывали опасения по поводу нестабильности склона и невозможностью организовать точки страховки на нем. Поэтому было желание побыстрее убраться с этого склона, перевалив за бергшрунд. Найдя снежный мостик и поковыряв его ледорубом для уверенности в том, что он выдержит мой вес, я перевалил на верхний его край. Тут же попытался сделать точку страховки, но до льда так и не смог докопаться, поэтому продолжил двигаться вправо в сторону скал. Здесь прокопав сантиметров 40 я дошел до хорошего крепкого льда, где и организовал станцию на ледобурах.
После этого принял напарников. Здесь мы разбухтовали вторую веревку (теперь у нас было две веревки: 50 и 60 м длины).
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
Решили, что я продолжаю лидировать и после организации станции выбирать одновременно остальных на отдельных веревках. Но такая тактика оказалась ошибочной, так как 50-тиметровая веревка в отличие от новой 60-тиметровой, уже повидала на своем веку, поэтому промокла и подмерзла, и мне приходилось прилагать колоссальные усилия, чтобы выбирать ее через стакан одновременно с 60-тиметровой веревкой. Поэтому после первой веревки мы поменяли тактику: я выбирал второго, а он в свою очередь дальше через блок-ролик выбирал третьего и параллельно выдавал меня (первого) через страховочное устройство.
До скал Настенка в итоге вышло 3 веревки по довольно крутому склону градусов в 50. Станции и промежуточные точки страховки были на ледобурах, закрученных в лед, который возле скал был не сильно глубоко погребен под снегом (в одном месте бур даже уперся в скалу и немного затупился, о чем свидетельствовал тот факт, что в дальнейшем этот ледобур не хотел с первого же движения врезаться в лед).
На скалы Настенко мы поднялись в правой по ходу движения их части через три часа после выхода.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
И затем по каменной полке двигались влево в сторону «снежной доски».
На улице рассвело.

Саму «снежную доску» проходили попеременно с организацией станций и промежуточных точек страховок на ледобурах.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)

Склон до начала снежного гребня, придерживаясь левого его края, прошли за 6-7 веревок. Крутизна склона около 30-40 градусов.

За это время взошло солнце. Было около 8 утра по местному времени.
Внизу виднелась наша палатка на «подушке».
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
В верхней части «снежной доски» справа к ней подходят скальные выходы.

Оттуда еще одна веревка по снежному гребню. На снежном гребне можно было идти – главное при этом держать равновесие, чтобы не поехать влево или вправо.

Мы продолжали двигаться попеременно с организацией станций.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
Очередную станцию я сделал на каменном уступе. Там же находилось уже пару петель, оставленных предыдущими восходителями.
Приняв ребят, я продолжил движение и, обойдя на передних зубьях кошек снежный бастион-надув, вышел на камни, где организовал еще одну станцию на камнях.

Дальше нас ждал микст каменно-снежного гребня.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
В одном месте нужно было пройти каменную стенку метров в 5-7.
За которой шел снежный взлет, переходящий в снежный нож. Нож я проходил в плохой видимости, понимая, что влево и вправо меня ждет долгий полет в случае срыва.
Дойдя к 11:30 до конца ножа меня ждала дезориентация. За этим взлетом вдруг оказалось, что дальше нет подъема, а виднеется лишь понижение. Из-за плохой видимости, связанной с затянувшим все облаками возникла даже мысль – неужели это уже вершина, хотя умом понимал, что это невозможно, так как вершина по времени должна быть значительно дальше. Немного растянуло и я увидел справа скалы, а прямо за понижением очередной снежный взлет, который так хотелось принять за Южную Ушбу. Рациональное зерно взяло вверх над фантазиями и победило тенденцию выдавать желаемое за действительность. И я вспомнил, что в описании фигурировал Черный каменный жандарм, каменный выход которого и виднелся справа, за которым должен был быть еще один взлет. И что от этого жандарма до вершины еще часа 3 хода. Это мы в полной мере осознали, когда видимость улучшилось и стало ясно как спускаться с жандарма перед очередным видневшимся снежным взлетом.
Организовав страховку на камнях, я, страхуемый ребятами, спустился в провал и держась левой стороны, но не приближаясь к краю, так как там, судя по всему, были карнизы, начал продвигаться к находящемуся впереди снежному взлету.
В небе клубились кучевые облака, норовя затянуть собой все вокруг.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
За взлетом был склон, на котором были трещины присыпанные снегом. Пройдя его и дойдя до скал, я обернулся назад и увидел, что только что траверсировал огромный карниз, который выступал над пропастью метров на 20 (как потом мы рассмотрели на фотографиях, этот карниз в целях безопасности нужно было обходить еще метров на 10 ниже, так как то, что мы приняли за трещину, расположенную ниже нашего пути, могло оказаться линией отрыва всего карниза).
Отсюда дальше шли чередующиеся каменные и снежные участки.
В районе 15:00 я, преодолев последний снежны взлет.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
Я вышел на его вершину и почувствовал вновь дезориентацию, похожую на ту, которая у меня была на Черном каменном бастионе, так дальше не виднелось никаких повышений. Влево и вправо уходили гребни, которые понижаясь переходили в каменные гребни.
Из-за севшего облака нельзя было увидеть, что находится в дальней перспективе. Я пошел вправо, придерживаясь края снежного ножа. За ножом начались каменные россыпи, и я даже нашел сложенный из камней турик.

MapsMe на телефоне вообще сигнализировал, что я зашел за вершину уже метров на 30-40. Я даже несколько раз прошелся вдоль этого снежного ножа туда и обратно.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
Я все никак не мог сопоставить в своей голове картинки, которые я видел в интернете с вершины Северной Ушбы с тем, что я видел в действительности. В разрывах облаков начали проглядываться склоны Ушбы Южной, которые то проявлялись, то снова затягивались облаками.
И тут ко мне начало приходить осознание, что этот снежный нож-надув и есть вершина Ушбы Северная.

Организовав станцию страховки, я начал выбирать парней.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
Таким образом путь от палатки до вершины занял у нас 13 часов. Собравшись вместе, мы сделали фотосессию.

И около 16:00 начали спуск по пути подъема.

Тогда мы еще не знали, что спуск у нас займет еще 16 часов.
Вначале все шло гладко. Первым со станции уходил Игорь, а я шел замыкающим разбирая станцию.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)

На снежный взлет в районе Черного каменного жандарма мы поднялись в районе 19:00 еще при наличии солнца и были полны оптимизма, хотя и понимали, что спустимся к палатке уже в темноте.

Где-то в районе 20:30, когда стало смеркаться погода резко начала портиться и в скором времени разразилась гроза с градом, мокрым снегом и молниями, сопровождаемыми громом, и стало не до фотографий.
К тому времени мы спустились с каменного уступа к началу скального гребня и сбухтовали одну из веревок.
Первым предвестником непогоды стал треск окружающих нас камней. Мы в скором порядке выключили рации и телефоны и стали ускоряться, двигаясь одновременно, благо неровности каменного рельефа это позволяли.
Пару раз мне показалось, что мой налобный фонарик ярко вспыхнул. Я как-то не сразу понял, что с ним случилось, но раздавшийся гром дал понять, что это не фонарик, а молнии, а привязанная к рюкзаку металлическая снежная лопата, которая вполне могла служить громоотводом, как-то не внушала уверенности в безопасности. Игорь, где-то впереди искал место, чтобы хоть немного приспуститься с гребня пониже и пересидеть грозу, я стал поспешно подбирать в кольца веревку, чтобы побыстрее дойти до ребят. Двигаясь так поспешно, в одном месте я был жестко задержан и одернут на промежуточной точке страховке, которую я впопыхах пропустил. Отсоединив веревку и разобрав эту точку, я, при звуке все нарастающего треска камней подбирая в охапку лежащую передо мной веревку, вдруг, поскользнувшись кошками на россыпи камней, полетел со клона влево по ходу движения вниз ногами и спиной к стене. В отличии от Тетнульди, когда я сорвался и молча поехал вниз, в этот раз я успел выкрикнуть: «Срыв!!!». Судя по всему, в раскатах грома это услышал только Андрей, так как Игорь уже ушел вправо с гребня на найденную им полку, расположенную метров на 5 ниже гребня.
Но на тот момент я этого всего еще не знал, я летел куда-то вниз по камням и льду в наступившую темноту, успев развернуться лицом к склону и пытаясь зарубиться ледорубом. Метров через 5 мое падение остановилось: толи я смог зарубиться, толи запутавшаяся веревка остановила мое падение (скорее всего последнее). Остановившись на ледовом склоне между камней, я увидел, что рядом лежит запутанная часть веревки. Каково же было мое удивление, когда, сняв рюкзак, я понял, что веревка каким-то образом умудрилась несколько раз обмотаться вокруг рюкзака, пройдя через его лямки. Мои попытки распутать этот «гордиев» узел не приводили ни к какому результату. Поэтому я вывязал конец из своей страховочной системы и распутал веревку, ввязав ее обратно. После этого подал команду Андрею, чтобы он выбирал. Но у Андрея из-за какого-то «трактора» не получалось выбрать веревку, поэтому я стал самостоятельно подниматься обратно на гребень в три такта и возле выхода на гребень увидел, что веревка, завязавшись в узел «хрень», застряла между камней, из-за чего Андрей и не мог ее выбрать.
На гребне все также продолжали вспыхивать молнии и раздаваться раскаты грома. Игорь к тому времени уже спустился чуть ниже гребня на полку и кипишевал, что мол чего вы там возитесь, нужно мол срочно прятаться, Андрей кричал, что не может к нему подойти, потому что я сорвался и он не может из-за этого вытащить веревку.
Добравшись до Андрея и промежуточной точки страховки, от которой нужно было уйти вправо на спасительную полку, мы побросали снежную лопату, ледорубы возле нее и спустились к Игорю на полку. Во время падения я отделался лишь разорванным рукавом прималофтовской куртки Joker от фирмы Fahrenheit, которую я перед началом грозы одел поверх штормовой куртки для утепления, и протертыми на заднем месте штанами. С неба валил дождь со снегом, по консистенции напоминавший пенопластовые шарики, и время от времени сверкали молнии с сопровождающими их раскатами грома, которые раздавались то вдалеке, то вблизи, то прямо над нами.
Судя по всему, было около 22:00. И у нас маячила на горизонте холодная ночевка. Мы сняли с себя все железо, которое было на себе и отложили его в сторону от себя, одели то, что у нас было из непромокаемого и стали раздумывать над тем, как обустроиться на ночь. Я очень радовался, что у меня на восхождении есть новая куртка из Gore-Tex от фирмы Montane, которую я переодел поверх прималофтовской куртки и благодаря которой я в дальнейшем оставался сухим, невзирая на все капризы природы. В рюкзаке еще лежали штаны-самосбросы из Gore-Tex от все того же Montane.
А непогода все продолжала бушевать над нами.
Так прошло около часа. За это время гроза вроде стала отдаляться, и даже дождь со снегом почти поутих. Мы принимаем решение, чтобы не мерзнуть, все-таки продолжать двигаться дальше, воспользовавшись затишьем.
Мы успешно прошли каменный гребень, обошли снежный бастион-надув. Я шел последним и этот надув, который утром по дороге на верх казался довольно крутым, в этот раз не представлял большого препятствия, так как я спускался уже по хорошо выдолбленным ступеням, хотя обходил его в три такта лицом к склону.
Время перевалило за полночь.

27.07.2021
Впереди до выхода к скалам Настенка нас ждал снежный гребень-нож и спуск по «снежной доске». К тому времени видимость снова ухудшилась из-за опустившегося облака.
Мы продолжали идти в установившейся последовательности: Игорь первый, Андрей вторым, а я замыкающим. После ухода Игоря и Андрея я из-за плохой видимости и крутизны склона, пройдя немного по ножу, сел и, свесив по обе стороны ноги, стал спускаться на пятой точке.
Когда, я подошел к ребятам, стоявших в верхней точке начала «снежной доски» на станции все было уже готова для спуска. Я должен был организовать верхнюю страховку для Игоря, который должен был уйти вниз, расчесав вторую веревку, а внизу - организовать следующую страховочную станцию. Затем Андрей должен был уйти на дюльфере к Игорю на нижнюю станцию, а я разобрав станцию и пропустив сдвоенные веревки через подготовленную Игорем петлю Абалакова тоже уйти на дюльфере. Затем веревки продергивались, и процедура повторялась. До скал Настенко у нас вышло 7-8 дюльферов. При этом при первой нашей попытке продергивания веревка все-таки застряла в скалах недалеко от петли Абалакова и мне пришлось на жумаре возвращаться наверх, чтобы ее освободить. Дальше все шло по отработанной схеме. И все бы было хорошо, но где-то на середине «снежной доски» снова к нам снова вернулась гроза и вспышки молнии стали бить в склон где-то поблизости. И хотя я понимал, что это все бесполезно, но при каждой новой вспышке молнии я прижимался всем телом к склону, попутно сбрасывая рюкзак, в котором лежала лопата.
Еще одним неприятном моментом было то, что, стоя на станции и ожидая, когда ребята уйдут на нижнюю станцию страховки, из-за крутизны склона в ботинках постоянно затекали ноги, а так как ботинки были насквозь мокрые, то они к тому же еще и замерзали.
К скалам Настенко мы спустились к 3 часам ночи и тут у нас возникли разногласия куда дальше спускаться – по склону вниз влево или вправо. Я настаивал, что нужно спускаться вправо, так как утром, когда мы поднялись на скалы Настенко, я ушел влево в сторону «снежной доски», а значит сейчас нужно спускаться вправо. Игорь все же решил разведать спуск влево, чтобы убедиться какая из версий правильная.
К этому времени мной овладела какая-то апатия. И я даже восхитился Игорем, который продолжает действовать. И если до этого, когда мы прятались на полке от молний, я настаивал на том, что лучше двигаться вниз, чем ждать рассвета, то сейчас я был готов уже ждать рассвета, стоя на камнях Настенко, чтобы с рассветом понять - куда двигаться дальше. Осознав это, я понял, что пришло время для приема энергетических гелей. Мы уже были больше суток на маршруте, и за это время я съел всего несколько злаковых батончиков и парочку гематогенов, потому что перекус мы благополучно забыли в палатке при выходе. Да и воды на весь маршрут у нас было взято около литра на человека. Когда работаешь на маршруте порой как-то не до еды и питья. Съев гель, я почувствовал если и не прилив сил, то по крайней мере включенность в происходящее, апатия ушла (в ближайшие несколько часов я съел оставшиеся два геля).
Игорь вернулся и соорудив себе дюльфер из сдвоенной веревки теперь пошел вправо разведывать дорогу.
К этому времени гроза с дождем и снегом вернулась обратно и разыгралась с полной силой. Небо систематически разрывалось яркими испепеляюще-белыми вспышками электричества, молнии ослепляли до боли в глазах. Через какое-то время Игорь крикнул, что нашел станцию из петли и дал добро спускаться Андрею.
Молнии продолжали полыхать. Никогда раньше я не видел такого количества молний в одном месте за столь короткий промежуток времени. В ожидании, когда дюльфер освободится, я отложил чуть поодаль от себя рюкзак с лопатой и стоя под потоками снега с дождем, смотря на молнии, понимал на сколько ничтожны люди перед стихией природы, осознавая, что в данном случае от меня ничего не зависит. Но вот поступила команда, что дюльфер свободен и я забрав рюкзак и перецепив веревки на одну точку страховки, ушел вниз.
Мы теперь находились ниже склона метров на 40 и молнии были не так опасны. Через некоторое время гроза закончилась и просто пошел обильно сыпать гранулированный в виде пенопласта снег. Очередной дюльфер по склону вдоль камней. Где-то ниже должен появиться бергршрунд, который более суток назад мы преодолевали на подъеме. На третьим по счету дюльфере мы как-раз подошли к тому месту, в районе которого и переходили бергшрунд. Ниже дюльферять уже не имело смысла, так как где-то там дальше уже были ледовые сбросы.
По склону текли просто реки из «пенопласта».
Еще одна веревка для перехода через бергшрунд к началу подъема на «подушку». Видимости практически нет, но молоко не сплошное, поэтому мы с Андреем различаем силуэт Игоря, который преодолев бергшрунд и пройдя вдоль него на длину веревки, мечется влево-вправо (у меня с Андреем было множество мнений чем он там занят, но как оказалось он искал место под станцию). Когда станция страховки Игорем была организована мы с Андреем поочередно перебрались через бергшрунд.
Нас со всех сторон окружало молоко, к которому здесь добавились холодные порывы ветра, которые безжалостно хлестали по глазам (я даже думал уже доставать лыжную маску).
Нас ждал еще подъем на подушку и здесь Игорь обратил наше внимание на еще один бергшрунд, который располагался под подушкой и который вчера ночью при выходе из палаток мы приняли за трещины. Оказалось, что подъем на «подушку» идет по небольшому участку между этим бергшрундом слева и обрывом справа.
Еще один подъем и мы вскоре подошли к нашей палатке.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
На часах было 8 часов утра. Таким образом с момента нашего выхода прошло почти 30 часов.
Почти весь оставшийся день мы провели в палатке Отдыхаем. Сушимся.
За палаткой продолжается непогода. Видимость отсутствует. Иногда возникают панические высказывания, что мол все пропало и нужно вызывать спасателей 😊. Хотя смысла в этом всем нет - я себе даже не представляю, что бы спасатели должны были бы делать на наши объяснения, что мы мол сидим в палатке на 4200м, вокруг непогода – помогите нам 😊.
Поели, и нас сморил сон.
Ближе к обеду погода улучшилась и появилась не только видимость, но и солнце.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
Этот факт вселил в нас надежду на возможность завтрашнего спуска и отсутствия необходимости звонить спасателям.

28.07.2021
Проснулись в 3:30. Небо было чистым, но Ушбу то затягивало, то растягивало.
Как-то долго решали, когда начинать спуск, и как следствие долго собирались и упаковывались.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)

Спускаться решили по уже знакомому рельефу – по пути подъема.
Спуск начали в 8:00, к чему подтолкнуло и начинавшееся ухудшение погоды, о чем свидетельствовало небо, которое очень быстро затягивалось облаками от горизонта до горизонта.
Но видимость все же была лучше намного, чем когда мы шли на этом участке на подъем. Снова станции на ледорубах.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)

Приблизительно к 10:30 спустились на Ушбинский перевал к каменным площадкам, где несколькими днями ранее устанавливали палатку.

Переодевшись. Так как вышедшее солнце стало припекать, мы в 11:30 отправились вниз через ледопад.

В этот раз решили держаться той части ледопада, которая подступает к Шхельде.
Я шел первым, из-за возможности провалиться в трещину я постоянно тыкал трекинговой палкой впереди себя, но все же в одном месте наст не выдержал, и я провалился до таза в спрятанною под снегом трещину. Как шутили напарники -первым должен идти тот кого не жалко, вторым самый опытный который знает как делать полиспаст и вытаскивать из трещины, а последним самый сильный, который может всех вытащить. Так мы и шли на «живца».
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)

Спуск по ледопаду занял у нас 2,5 часа.
Затем морена.
Брод через речку, которая раздулась по сравнению с тем, какой она была при нашем подъеме.
Восхождение на Северную Ушбу (4690 м, Альпинизм)
Спуск через «зеленку»: криволесье, травы, кустарники и лес.
К погранзаставе дошли к 20:00. Здесь у нас все тот же старший попросил погранпропуск, но мы так и не смогли вспомнить, где он, так как были уверены, что отдали его погранцам, когда неделей ранее пришли на погранзаставу. В итоге нас отпустили без необходимости отыскать пропуск.
Немного передохнув и созвонившись с водителем с просьбой забрать нас от моста, отправились в сторону цивилизации. Прошедшее ранее ненастье раздуло речку и подмыло берега. В 21:00 мы были у моста, где дождались свой трансфер в Местию.
Приехавший водитель в первую очередь угостил всех нас пивом, до того как посадить нас в машину и отвезти в Местию.
Вот так вот закончилось наше восхождение на Северную Ушбу (4690м) по маршруту 4А.