С солью или без неё?

Пишет Vikzhi, 17.08.2021 18:48

С солью или без неё? (Туризм) С теми, кто идёт в свой первый поход всегда что-нибудь случается! Как давно это было!

Стоял прекрасный солнечный полдень июля, когда команда ставропольских студентов-медиков пустилась из Теберды в ущелье речки Муху. Так для них началась первая горная единичка в туристской биографии. Позади остались полгода тренировок в спортзале, кроссы по аллеям городского парка и лесным оврагам, вязание разного рода узелков на репшнурах, которые постоянно таскали с собой, а на ночь клали под подушки. Ну, конечно была и теория! Наряду со страшилками об опасностях гор, знакомились с Правилами, календарным планом похода, снаряжением, подбором и раскладкой продуктов. Подготовка новообращённых в туристскую веру велась на высоком идейном и техническом уровне, а главное, в абсолютно добровольном порядке!

Но всё разве упомнишь? Даже в самом тщательно подготовленном проекте возникают неожиданности, именуемые «форс-мажором»! Так случилось и здесь, около пяти часов вечера на границе леса началось... Кухонные мужики обнаружили отсутствие химического соединения, обозначаемого как NaCl или «хлорид натрия» (он же столовая или каменная соль) — пищевой продукт. Но все эти названия никак не заменяли одну единственную жменьку соли для традиционного борща первого походного ужина!

Особо умные головы, охочие до приключений, предложили провести так называемый «пресный поход». Но энтузиасты сразу увяли после снятия пробы. Проведённое расследование установило виновных происшествия – того, кто забыл положить запас соли в свой рюкзак и до кучи завхоза, не осуществившего надлежащего контроля. Они, изнывая от желания исправить ситуацию, поскакали обратно вниз, в Теберду.

Ожидание «чумаков» затянулось, наконец мерцание фонарика в просветах между деревьями вдоль лесной дороги прервало трёхчасовую голодную паузу. А через десяток минут кашевары разливали по мискам горячий и в меру посоленный борщ!

Но от принесённой приправы осталось всего половина! Оказывается, в Теберде магазины уже закрылись. Просить у местных взаймы не осмелились, старое поверье гласило, что с солью из дома уходят достаток и счастье. Не мудрствуя лукаво, ребята перелезли через перила веранды какой-то закусочной и оставили для утренних посетителей заведения пустыми солонки на общепитовских столах. С тем и вернулись в лагерь. Утром ушли побыстрее и пораньше, мало ли чего! Всё-таки налицо был факт присвоения чужого без спроса, а сие в никакие времена не поощрялось!

Возле первой же на пути пастушьей кошары под рогожей нашлась россыпь натуральной каменной соли – так называемого лизунца, заготовленного впрок для парнокопытного животноводства. А мы чем не такие или хуже? Турист – существо всеядное! Пакета наскобленной и очищенной крошки тёмно-серого цвета хватило на весь остальной путь до берегов знойного Черноморья. Никто не взмемекал, рога ни у кого не выросли, а варево в котелках было отменным!

Соляной налог и всякого рода народные волнения и бунты, связанные с ним, остались достоянием стародавних времён. Для нас же лизунец во всех отношениях оказался тем, что называлось самой вкусной солью!

Приветствую!

Мы в своих степных просторах находили соль на отгонных пастбищах. Там эти "лизунцы" были из глыб соли размером с человеческую голову и больше. Приходилось откалывать куском камня а потом размалывать. У нас в области был известный на весь Союз рудник "Артемсоль". В отработанных штольнях вылеживалось "Артемовское шампанское". Есть спелеосанаторий. В других хранилось оружие на случай чего. С солью проблем не было. Но вот обязательно на каком выезде, да забудут заветную пачку за 5 коп.

Когда не было никаких проблем, то жизнь буквально становилась пресной! Зато в случае чего воспоминаний вагон и тележка!

Мы пару раз оставались в походе без соли на несколько дней - один раз рассыпали, второй уже не помню, почему - на стоянке забыли, что ли.

Ничего такого страшного, ели и без соли. Не так вкусно, но на минимальной раскладке уже неважно. У вас, наверно, заевшиеся были.

p.s. А, да, еще третий случай был : один парень купил в походе 2 кило риса лично себе - раскладки ему не хватало. Так ему завхоз принципиально соли для риса не давал: "Она у нас раскладочная."

Наворачивал несоленый рис за милую душу.

Феномен прожорливости, из серии "Удивительное рядом..."

Да какой там прожорливости...
Чистый экстремал, однако.
И нервная система была у него, судя по всему, крепкая.
Могли и... (не только соли лишить).

Да нет, ничего феноменального. Просто человек молодой и шел второй сложный поход подряд, без возвращения в Питер -"я здоровый, мне можно."

Оказалось, стартовать повторно, не отъевшись после предыдущего похода - не так-то просто. Естественно, есть ему хотелось совсем не так, как нам.

++Все вокруг небось слюной давились, глядя на процесс поедания риса (даже без соли).++

Никто не давился и не завидовал. Таковы были правила игры, заранее согласованные. Можно было и на всех рис взять, он сначала так предложил - мы отказались, "нам и раскладки хватит". Скорее жалели - видно было, что человек переоценил свои возможности в этом вопросе.

Как-то рассказывал, 87г, поднимаемся на Ленина, остановились на перекус за Раздельной на 6100. Подходит австриец, спрашивает соль, Фред переводит и просит наших дать ему соли, достают из рюкзака полпачки именно вот такой как на картинке у Сергея, австриец в "шоке".... -:)))

А перед этим, на акл.выходе на "сковороде", когда достали 3кг пакет с "соленой по армянски" капусты (это со свеклой)...испанцы выпали в осадок и в благодарность за угощение одарили нас порошками шипучки...

Так что без соленого никуда...

"Никто не взмемекал, рога ни у кого не выросли..."

Хвосты, копыта не проверяли?)))

Какие-то рудименты намечались, но до окончательных выводов довести эксперимент не удалось, поход, а вместе с ним испытательный запас лизунца закончился. Для науки полученные результаты представили бы, конечно, интерес...

А вот бородёнки то наверняка ;))) (вспомнил свою... сгоревшую на солнце, с облупленным носом, непобритую рожу)))

Вполне оправданная гламурность...

Почему обязательно новичков? С Леной Титковой в 84-м в пятерке, уж не вспомню, почему, к концу похода соль у нас кончилась. прикол в том, что шли в общем-то по населенке (летней - по Тушетии), но соли ни у кого не было почему-то. Ну да, закончилась правда, не только соль, а все. Оставалось НЗ - одна пака супа - это под последний перевал (1Б). В поселках на "ангажировали" почти сухими лепешками и луком. А по дороге мы набрали сетку козлят - это чуть ниже классом брат маслят. Ну надо сказать, что без соли блюдо весьма специфичное, но желудок набить можно. Да, без соли все же жили недолго - под перевалом набрели на летовку, где лежал стратегический запас пастухов - мешок соли и мешок муки грубого помола, с опарышами... Напекли хлеба (в сковородке маленькой, которая у нас была)... Ну а еще через пару дней уже отъедались на заброске...

А еще у нас было два похода подряд... Сначала в двойке в 81-м... В поезде обнаружили, что забыли каны - тогда такие кастрюли были, овальные, складывались один в другой, если кто вдруг не знает... Ну, первый раз нам повезло - в Орджиникидзе (Ныне Владикавказ) встретили группу киевлян, закончивших поход, выпросили у них взаймы.

Но история через год повторилась - уже в "тройке". Точно также, недостача была обнаружена в поезде... В общем, забег по рынкам-магазинам закончился покупкой 15-литрового оцинкованного ведра и 3-х литровой железной банки томат-пасты. Начинали мы в Адылсу, и там в те годы выше Джантугана палаточный альплагерь стоял, из армейских палаток, не помню, чей. Возможно, тоже Джантугановсий. Здесь мы избавились от томат-пасты (сдали в столовую), и совершили торжественное обрезание ведра пополам (т.е. где-то на 5-6 л) с помощью треугольного напильника ремнаборе...

Уже вроде как не новички были...

Не зря говорят: "И на старуху проруха!"

"нашлась россыпь натуральной каменной соли – так называемого лизунца, заготовленного впрок для парнокопытного животноводства. А мы чем не такие или хуже? Турист – существо всеядное!"

Как выясняется, это справедливо и в обратную сторону: турист - существо не только всеядное, но и съедобное, даже вкусное, ничем не хуже того самого лизунца ))

Гуляли мы тут намедни по прекрасным альпийским лугам, такие уже, основательно вспотевшие, были атакованы стадом подрощенных телят и основательно ими облизаны, еле отвязались )))

А уж как представители КРС носки любят! Коль зажевал - не отберёшь! На днёвке по кустикам постирушку развесили и зазевались...

Плохо стирали.

И нечего было затевать. Классика: «умывается тот, кому лень облизываться». И носки здесь однозначно в теме.

И раз уж разговор зашёл не только о соли...
Одно из замечательных воспоминаний в жизни.

Сильно голодный и малочисленный транспортировочный отряд тащил поломаного туриста из-под Ушбинского ледопада (доставали из трещины Бершов и Пастух).
И попались отряду на пути чехи-туристы.
Мало того, что они полнокровно влились в транспортировку, но ещё и пытались накормить из своих запасов всю команду.
К чести народа, все понимали, что умять весь их провиант дело минут, и брали символически - чтобы не обидеть ребят.

Ведь вот же совпадение! Наша история тоже связана с чехами, произошла она давно, возле урочища Долры, с южной стороны пер.Бечо.

Случилось ЧП – наш руковод заболел! Сильные боли в районе поясницы не давали ему вставать. Врач вынес вердикт – застужен седалищный нерв. Причиной видимо стало отсутствие сидушки, почему – это уже другой вопрос, или забыл, или потерял, а может совсем не пользовался и садился, как говорится, голой попой на всё подряд. Результат налицо, вернее, на том месте, где у спины кончается её благородное имя… В довершение ко всему навалилась непогода – дождь, снег и туман.

По плану похода сейчас нам надлежало валить по долине Уллуозеня к Хурзуку и через сутки уезжать домой. А вместо этого мы третий день сидели в палатках в ожидании прояснения и думали, как быть с начальником – у него с собой не оказалось документов, настоящий бомж, которого в больнице Грузии могли и не принять. Решили - через Бечо на Баксан и оттуда домой, в Ставрополь. На том и закончили. В течение дня как могли, облегчали жизнь больному, несколько раз со всеми предосторожностями вытаскивали его на спальнике из палатки до кустиков. Происходило это действо под отчаянные матюки, можно было только представлять, что он испытывал.

Следующим утром по-прежнему лил дождь со снегом, но не такой обильный, как вчера. Врач после завтрака стал кипятить шприцы, разовых в то время ещё не было. Смастерили носилки. Погода тем временем стала улучшаться, на тропе снизу послышался шум, появилось четверо туристов из Чехословакии. Увидев носилки и лежащего в палатке человека, они предложили свою помощь. Мы вежливо отказались, считая, что должны справиться сами. Но с благодарностью приняли пару ампул новокаина... Всё потом благополучно разрешилось.
Вот такой был эпизод, когда оказание помощи было естественным, как дыхание и об этом невозможно забыть.

Бойцы вспоминали минувшие дни
И битвы в которых рубились они

Я тоже наброшу, раз уж про чехов. Начало нулевых, Алтай. Приехали с большими планами но погода сказала упс. Сходив в дождь Броню и Акоюк и подождав сколько моглось взяли всю оставшуюся еду и медленно и печально поползли в сторону Белухи. Построили на Борельском седле из снега мощщные стенки вокруг палаток, туалет и стали ждать погоду (если ближайшую трещину было видно погода считалось хорошей - но не для горы). Отогрели пару из Тюмени после холодной под вершиной. Соседние группы, сожрав всю еду махали ручкой и уходили вниз одна за другой.

Наконец распогодилось, рванули наверх. Шли по тройке, по гребню - классический маршрут хоть и сильно проще но соваться туда после того сколько выпало снега за эти дни было сцыкотно. Смотрим, по нашим следам идет пять человек. На вершине они нас догнали, волшебным образом ужавшись до тройки - чехи! Рано утром вышли то ли от австрийких ночевок то ли с пер.Делоне, темп бешеный.
- А можно мы будем спускаться с вами? А то у нас одна веревка на пятерых и еще есть по одному карабину на человека и прусики (показывают что то вроде шнурков от ботинок).
- О_О... А где еще двое?
- На гребне сидят пристегнувшись к выступу, они решили что маршрут для них слишком сложный.
Там веревок 6 по гребню, идется легко но лететь есть куда.

Группа живописная, у одного самодельный ледоруб из костыля. К куску костыля сверху приклепан клювик из чуть ли не кровельного железа сложенного вдвое. Начальница их симпатичная девчонка с ледовым молотком, но остальные...

- Ребят, а чего вы вообще полезли по нашим следам? Вы не видели куда идете?
- Ну мы не знали что что это тройка...
- А как вы планировали спускаться то?
- Ну я бы шла последней - говорит их начальница.

Ладно, начали спускаться. Команд у чехов конечно никаких, мы разбежались по станциям, веселая игра - поставь чеха на дюльфер (делились своим железом благо был запас) - прими чеха - перестегни чеха и т.д. Наша группа тоже была колоритна - я как раз потерял темные очки и заклеили свои обычные пластырем, оставив небольшие щелки по центру. Слава вообще олдскульно ходил в консервах и парандже из марли, Слава шел последним скатываясь глиссером в облаке снежной пыли, парандажа развевается на ветру... Слава у чехов явно вызывал смесь ужаса и восхищения.

Вышли на ледник, чехи сказали "Cпасибо!" - и на бешеной скорости усвистали вниз, назад на австрийки наверное. "Так вот он какой фаст энд лайт" с уважением подумали мы....

У нас тоже как-то была проблема с солью. Алтай вроде, горная четверка. Забыли на первую часть похода, перерыли все дни. У завхоза была заначка. Банка оказалась из картона, а выяснили это, когда она отсырела, и отвалилось пластиковое дно. Соль на земле, банка в руках. Часть собрал обратно, но там где-то на день. Соль есть в заброске, но она будет через пару дней, если погода позволит перевалить (не позволила, потратили запасной день). Осталась ещё собранная соль с землёй и песком - надо как-то сепарировать. Идей было много, у каждого участника своя. Пока шли дебаты, я залил водой, и пропустил через марлю. Перелил в бутылку, и таскал лишний вес))) зато хватило.

Чо то я ничего не понимаю в этой жизни. Уже лет 10 как ничего не солю, ни дома ни в горах - и совершенно не хочется.

Как то девочки забыли чай, было три что ли пакетика на три дня и все. Вот это было мучительно, но с другой стороны - есть люди которые чай не пьют а пьют только кипяток. Им тоже нормально.

Человек не блоха, ко всему привыкнуть может(с)

Если взглянуть шире, соль - это интересный вопрос.
Вот у меня бабушка выросла в посёлках (не в одном, так как переезжали) при сахарных заводах. Её отец, дед и потом муж были главмехами - заводская элита (и почему я не пошёл по линии).
В гражданскую (когда то белые, то красные, то зелёные) соли не было, и сдабривали борщ и остальные блюда сахаром. Так у неё не только отвращения не появилось, а и привычка выработалась.
Вот и сейчас в "исторических" для семьи блюдах сахар занимает заметное место (но уже вместе с солью).

**И ведь шла не ура!**

И таки реально - На ура! ... Наверное поэтому, сейчас ни то ни другое, что называется, на дух не переношу...
...однако, скальные крючья и пр. "кузня", отторжения почему то не вызывают)))