Пишет Nikolai is Taсhkenta, 17.06.2021 14:39

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм) 20210613_165439-1

Семёнов Вячеслав Сергеевич. 9.02.1939- 6.05.2021г.

До середины 90-х жил и работал в Ташкенте.

Вячеслав начал свою трудовую биографию на Ташкентском Авиационном заводе, тогда номерном, в механическом цехе. Но очень активный, искромётный и требующий живости общения характер, привели его в горы и на Чимганскую альпиниаду. Совершив восхождение на заснеженный Чимган-3309м. он нашёл то, что требовалось его душе. И горы навсегда покорили его.

Вячеслав, конечно, постарался попасть служить в горные части Туркво Советской Армии.

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)20210613_164527-1

В 1962г. Вячеслав, продолжает свою службу уже в группе под командованием и руководством Владимира Иосифовича Рацека. В 1963г.,включён в основную или скорее штурмовую группу военных альпинистов.

1964г. 16.08. Восхождение на пик Ленина 7134м. Участник в составе команды Туркво Советской Армии..( далее. С. А.)

1965г. 17.08. Покорение пика Коммунизма 7495м. Участник в составе команды Туркво С. А.

!966г. 07.08. Восхождение на пик Е. Корженевской 7105м. Участник в составе команды Туркво С.А.

В 1969г. Вячечслав в составе сильнейших альпинистов Узбекистана, под руководством Вадима Ашотовича Эльчибекова совершает восхождение на пик. Победы 7439м.

Это было сложнейшее восхождение в самых суровых условиях бурана, который только можно себе представить в условиях самой грозной горы Тянь.-.Шаня

Только узкому кругу альпинистов известно, что буря, разыгравшаяся на Победе, заставила отступить группу китайских альпинистов стремившихся с юга взойти на вершину первыми.

И был приказ нашим альпинистам прекратить восхождение и спускаться. Нарушили, "села или от непогоды отключилась рация"!!! Их было невозможно остановить. Они были сильны и опытны и их объединяло и цементировало одно стремление- покорить Гору. В тех условиях, с тем снаряжением наверное это был подвиг. Да, но это была меньшая часть подвига, потому что нужно было всем спуститься вниз с этой Горы.

Все десять участников команды достигли вершины. И была холодная ночёвка на вершине. И всю ночь они согревали и тормошили друг-друга не давая уснуть или потеряться или замёрзнуть и остаться в снегах Победы. И все десять спустились в базовый лагерь. Это была настоящая Победа над непокорной и порой совсем неприступной и жестокой Победой.

Все десять спустились в базовый лагерь.

Рук. Вадим Ашотович Эльчибеков,. Вячеслав Воронин, Михаил Гиленко,. Зинур Люман, Анатолий Лябин, Валерий Павленко, Александр Путинцев, Вячеслав Семенов, Владимир Уржунцев,. Хамид Яхин.

И я этом же 1969г первые Узбекистанцы- В.А.Эльчибеков,, М.Л.Гиленко и. Семенов Вячеслав , заслужили право носить и им были вручены Почетные знаки-Покоритель Высочайших Гор СССР. -"Снежные Барсы"

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)юзаю20210613_164619-1 ....................................................................................................................................................................... Судьба все-таки есть В том далёком 1969г. я 17 летним парнишкой совершил своё первое восхождение на Кавказе пик.Зимний. И получил значок Альпинист СССР.

Мы познакомились с. Вячеславом, в 1982г, в горах. В горах Болгарии. Это была поездка по обмену опытом спасработ в альпинизме. Мы, кто были помоложе, сходили пару совершенно скальных коротких маршрутов, Один из них 5-б название" Веждите" Перевод-"брови". В горном массиве Рила.. А на поляночке, внизу, нас ожидал спасотряд, состоявший из сильнейших альпинистов-высотников Узбекистана -. П. М. Карпов,. В. К. Ноздрюхин. В. Семенов, и. Г. Г. Тысячная. В. Стенин. И хоть я больше скалолаз, мы подружились. Потом в Ташкенте, часто встречались, иногда во время Майской альпиниады. Меня всегда привлекала доброжелательная искра в его глазах.

В середине 90-х разъехались, общались в основном конечно по телефону.

В конце января, несколько раз, общались подолгу. О детях, о внуках. Он сказал -хожу на работу! И добавил не ради денег. Более 50 лет Вячеслав Сергеевич работал в юридической области. Очень любил свою профессию и это была его жизнь. Опытнейший юрист, заведующий юридическим офисом, был всегда востребован. Я очень порадовался за Вячеслава Сергеевича. И я понимал его... Вспоминали горы, друзей, Ташкент. И было ощущение тепла и благодарность судьбе, за то, что это было .

Мне очень трудно дается это сообщение о том, что не стало Вячеслава Сергеевича.

...................

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)20210613_165344-1-1

Ирбис

Светлой Памяти Вячеслава Семёнова

Бесшумной, гордой поступью уходит Ирбис,
Туда, где ждут высокие Вершины и снега,
Уходит в мир, где только эдельвейсы,
Сквозь белое безмолвие цветами рвутся в небеса.

Высокие и грозные вершины, тайны приоткрыли,
Когда с друзьями, так упрямо, ты тропу наверх торил,
И силе духа, упорству, все Семитысячники покорились,
И на вершинах Вы оставили свои следы.
...
Уходит Ирбис,- светлой памятью мы будем помнить,
С кем просто, но не случайно нас свела судьба,
И в жизни нашей ярко светят звёзды,
Которые нам Ирбис зажигает в небесах.

16 июня 2021 г. Авторское.

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)20210613_165326-1-1

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)IMG-20210614-WA0006

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)IMG-20210614-WA0004

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)IMG-20210614-WA0005

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)IMG-20210614-WA0003

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)IMG-20210614-WA0002-1

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)IMG-20210614-WA0001

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)20210613_135346-2

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)20210613_135458-1

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)20210613_134925-1-1

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)20210613_135123-1

Р. S. Все фото пересланы Элей из семьи Вячеслава Сергеевича Семенова. Великая благодарность от всех нас.

.......................

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)20210316_154106-1ф

Слева направо -Геннадий Чеканов, Вячеслав Семенов, Олег Горбик,. Генрих Вотрин , Борис Юдин. Возможно Чимганская альпиниада.

Это фото из архива музея альпинизма Узбекистана получено от Георгия Калинина.

........

Шестого мая, в Калининграде, ушёл из жизни Семёнов Вячеслав Сергеевич. Снежный барс. Покоритель высочайших вершин СССР, обладатель жетона №12 , 1969г Ташкент . (Альпинизм)20210316_154034-1Слева направо-. Петр Беленков., автор , Вячеслав Семенов. 1982г. Болгария. Фото-слайд автора.

Обязательно исправляю возможные ошибки.

P. S. По официальным спискам Ф. А. Р, спискам, В. Н. Шатаева, и другим , знак Снежный Барс у Вячеслава Сергеевича Семенова номер -11. Сам Вячеслав Сергеевич был очень скромным человеком. В интервью одной газет сказал- 12. Если на знаке есть номер я думаю позже , для исторической точности сообщу.

Источник: Собственные воспоминания.. Списки В. Н. Шатаева. Фото семьи

Получается как 40 дней, на 85 году жизни.
Хорошо отозвались.
RIP.

Николай, примите мои соболезнования. Я Вас понимаю, очень. Это так тяжело терять людей, с которыми дружил целую жизнь. Написали от души, это чувствуется.

Присоединяюсь. Верно сказано.

Вы очень правильно сказали. Спасибо вам и всем. .

Соболезную... (

Светлая память!

Светлая Память... Искренне соболезную..

Спасибо друзья.

Друзья, альпинисты, все кто читает пост. ...У меня есть сведения, -это пара строк из газеты, о том, что в те же годы , или чуть позже, Вячеслав был и на вершине Хан-. Тенгри..... Попытался проверить из доступных мне альпинистских источников. В списках Владимира Николаевича Шатаева , я не смог найти данных. Может быть это было чисто Армейское восхождение?..... На одном из фото Вячеслава Сергеевича, которые пока не могу опубликовать по техническим причинам похоже. Хан- Тенгри. Но может быть есть в каких- альпинистских классификаторах или справочниках.

Я не очень знаю где искать. Если кто знает подскажите.

Светлая память. Уточнения - "Снежными барсами" стали все 10 восходителей на Победу. А на момент восхождения на нее, "барсом" стал и Слава Воронин. Корженеву по - моему узбеки сходили в 1968 году. Из той десятки в живых остался Зинур Люман. Узбеки на Хан сходили впервые в 1973 году, выступая в высотном классе. Взяли серебро. Семенов в том восхождении не учавствовал...

Костя, привет. Конечно про 73г. знаю, что Вячеслав не участвовал. Потому перепроверяю источники. Может быть в той газетной статье ошибка или как-то так... Ищу официальные альпинисткие источники и подтверждения. Зинуру Люману пожелания здоровья.

Костя прав. Рацек с командой, был в том районе в 55-56 г.г., и потом переместились на Памир. И до 73 г. узбеков на Ц.Тянь-Шане не было...Поэтому на Хан-Тенгри не ходили. Всегда цель была Победа.

Были еще две экспы, в 1969 и 1972 годах.

Жаль, не был знаком, земля пухом, соболезнования родным и близким.

Из той курорты остался один Люман,

Рустам , обязательно будет передано родным и близким. Зинуру. Люману пожелания здоровья. И всем кто ходил в те давние времена.

Писал" Из той когорты остался один Люман"

Да Рустам сам иногда попадаю не в те буквы. Все нормально понимается!

Вылетело из головы живут и здравствуют Минайченко К и Пьянков А

Хорошо.

Когстантин. Минайченко может знать хорошо о том периоде.. Но есть ли у него материалы документальные или газетные, знает только он.. Привет и здоровья Константину. Общались немного в 80 к.... .

Коля, передай мои соболезнования родным и близким. Хотя и не был знаком с ним лично, но ко всем членам команды Эльчибекова отношусь с большим уважением.

Да Никита обязательно все будет передано. Спасибо. И благодарю за твое письмо в личке..

Из ежегодников Побежденные вершины.

В 1965-

Коммунизма пик, с ледника Беляева (5Б)

1. В. Некрасов, С. Артюхин, А. Битный, И. Горячев, Б. Живлюк, А. Лаптев, В. Логвинов, Н. Снегирев, А. Тустукбаев, А. Ша­банов (Вооруженные Силы).

2. В. Кочетов, И. Гетман, И. Назаров, В. Семенов, В. Шишкин (Вооруженные Силы).

Выделены узбеки.

В 1966 и 1967 данных по Корженевской на ТуркВО нет.

В 1968, узбеки были под Корженевской и сходили с лед Мушкетова вслед, за группой Сивцова, которая заняла третье место.

Е. Корженевской пик, с ледника Мушкетова

по северо-восточному контрфорсу (5 А)

1. * Б. Сивцов, А. Алексеенко, Б. Иванов, Ю. Заричняк, Л. Залютаев, П. Желоботкин, В. Машков, Е. Радашкевич, В. Русанов, М. Хайдаров («Авангард»).

2. В. Эльчибеков, Л. Бурцева, В. Воронин, М. Гиленко, В. Де­нисов, А. Исайкин, Г. Калинин, Г. Круковский, В. Корчевский, А. Лябин, З. Люман, Г. Овчаров, Л. Овчаров, В. Павленко, А. Смуглеев, С. Усманов, В. Уржунцев, Г. Чеканов, X. Яхин («Мехнат»).

Сергей привет. Открываем страницу. Ф. А. Р.оссии. список восходителей на пик Евгении Корженевской (7105 м.)

Далее- маршруты по классификатор....и.т.л.- раздел 4.1

Далее 1966г первая группа--. Цетлин...и.т.д

Далее 07.08. 1966г. Н. Снегирев. С. Адамов. С. Артюхин. И. Назаров. В. Семенов. Ю. Колокольников. (В. С.)

Далее в след группе. Виктор Попов и .... Сергей Есенин. Я Практически уверен что это Сергей Сергеевич Есенин. Внук поэта Сергея Есенина. Он занимался альпинизмом.

Извиняюсь скопировать и выделить шрифт не сумел. Подтверди пожалуйста здесь о восхождении. Николай

Привет Николай!

Да есть, 1966г. Корженевская, просто в ежегодники не все сведения попадали, особенно по армейским, и в частности по Рацековским экспедициям. Вячеслав Семенов ходил с Икрамом Назаровым, и в 64 на Ленина они были вместе тоже, все под эгидой ВС (ТуркВО) и Рацека. В книге Назарова, Корженевскую он тоже почему-то не вспоминает, хотя понятно, у него все воспоминания построены на встречах с замечательными людьми.

Базы Шатаева хорошие, но тоже не полные. Открыл 1986 Корженевскую, целиком данных по Эльчибековской команде нет...а нас было много, с 10 по 12 августа, почти все участники сбора сходили на вершину, да еще и 9 августа в спасработах поучаствовали с 6600 до 5800....а начиная с 91г. вообще данных мало.

Икрам Усманович Назаров, тоже один из наших узбекских, заслуженных ветеранов, здоровья ему!

__-__.1966 В.Цетлин, А.Ахмеджин, О.Брагин, В.Дубинин, Л.Калачев, О.Куликов, В.Максимов, А.Севастьянов, В.Смит, И.Щеголев («Буревестник») (62, пп)

07-08.1966 Н.Снегирев, С.Адамов, С.Артюхин, И.Назаров, В.Семенов, Ю.Колокольников (ВС)

__-__.1966 Виктор Попов, Х.Бибер, И.Гетман, С.Есенин, Х.Ибатуллин, А.Калуцкий, А.Лаптев, В.Шишкин, М.Шипилов (ВС) (60)

62 -это маршрут Цетлина, 60 -Угарова, Есенин по нему поднялся. Это с другой стороны горы. По всей видимости Вооруженка проводилась в тот год.

Сергей, а по команде Вооруженных Сил? Я ниже написал источник по. Ф. А..Р.

то Николай, Есенин C.C. он самый, внук поэта, он занимался альпинизмом,в начале 90х возглавлял кооператив по промальпу при клубе совсем короткое время потом исчез.

PS. в Таше был дом музей поэта Есенина, сейчас не знаю есть нет.

Сергей Сергеевич. Есенин переехал и жил в Подмосковье на даче у друзей. Это было уже ближе к концу 90-х. Надеюсь все сложилось у них хорошо.

Сергея нет уже, довольно давно. Бывал у них в Подмосковье. Да и сейчас в гости ездим иногда.

А. Джулий, я совсем немного общался с Сергей Сергеевичем. В Ташкенте. Наверное я 90г. Очень запомнилось. Светлая память.

RIP

А не похож ли этот снимок на район Хан Тенгри ?

Фотоаппарат ведь был 60-х годов.?

IMG-20210614-WA0003

Если снежное ребро на этом фото снимать с другой стороны, то на мой взгляд , будет классический снимок Хан Тенгри.

Это классический снимок Хана, а правый гребень на фоне неба, это серебряный маршрут узбеков 1973г.

Это и есть Хан-Тенгри

miraks, вы пишете об этом очень уверенно. Я сразу это заметил, - наверное Хан-Тенгри!!! Это возьмем пока за аксиому- что это великий Хан-Тенгри.

Это фото из семьи Вячеслава Сергеевича Семенова. Делал он сам или кто- то из их группы. Есть основания и уверенность думать - делал сам Вячеслав.

Значит возможность восхождения и покорения очень велика.

Значит где-то еще.есть еще следы и списки состоялось восхождение или нет.

Спасибо.

...может быть по лицам?

Хан

Ну да, мраморное ребро никак не спутать...

Николай, этот снимок сделан со слияния ледников Южный Иныльчек и Звездочка, в те годы с этого места ходили на Победу, а для восхождений на Хан базировались под склонами п Горького. В нынешние времена с этой морены ходят на обе вершины.

Верно. Не факт, что экспедиция на Хан-Тенгри, может и на Победу. Мы ходили с этого места в 92-м и на Хан и на Победу:

kar0479

evgenij3, да снимки практически идентичны с тем wa0003. Потрясающе. Сомнений нет. Значит тот снимок Хана мог быть сделан на пути к Победе-69. Думаю вопрос снят.

Спасибо большое за помощь.

Рустам, верное направление. И еvgenij3 выставил фото ниже .

Все становится на возможно правильные место по фото 69г.

Спасибо.

Николай я выше написал, фото сделано с места слияния двух ледников, добавлю ,на этом месте ставится базовый лагерь, Хан каждый день у тебя перед глазами как на подиуме утром,днем,вечером и ночью ,когда луна светит.

Который слева похож на дядю Хамида Яхина.

Рустам , а на мой взгляд, слева очень похож на Икрама Назарова. Очень похож -фигура, легкая сутулость и даже как в профиль. Но если sau, Сергей не узнает . значит нет!

Который слева на Икрама Назарова не похож, ни спиной ни тем более профилем.

Николай! Семенов был Рацековский, ходил в команде ТуркВО.

Но как я понял, 2-3 раза Эльчибеков его приглашал в сборную...

По воспоминаниям Назарова, в 50-е года они с Рацеком были и на Ц.Тянь-Шане и потом переключились на Памир. Есть вероятность что они с Рацеком в 50-е были и сходили на Хана, но маленькая, а после он был там, на Ц.тянь-Шане, только в команде Эльчибекова, а это уже 60-е...

Глянул еще раз биографию Рацека, навряд-ли они ходили на Хана, была главная задача Победа....

Конечно я 50-к конечно. Вячеслав думаю не сходил.

А так конечно позднее все возможно. Тогда ведь команды Турк.В О., сборная Узбекистана , Мехнатовцы и даже под флагом В. С. было много об.ьединений но это отдельно для специалистов.

Фото Хан-Тенгри было сделано в те годы! Хранится в семье Вячеслава Сергеевича. Чуть позже возможно будет что то еще.

Может быть., что то найдется у Георгия. Калинина

Сможем найти еще точную информацию хорошо. Нет , значит - история сохранит тайну.

Кстати, в списке Старикова, Семенов под номером № 11, № 12 у Эльчибекова...

Это не номера жетонов. Это наверняка список по алфавитном порядку фамилии. Здесь главное год присвоения. А номер жетона , на жетоне!

Сергей, Семенов к Рацеку попал в 62 как я понял.

Да.

Номера наших "барсов" установлены неверно, не по правилам. Правила такие - первым идет руководитель группы, затем по алфавиту. Правильные намера - 10 - Эльчибеков, 11 Воронин, 12 - Гиленко, 13 -Семенов.

Я передаю слова благодарности от семьи Вячеслава Сергеевича Семенова. - Спасибо за соболезнования, за сочувствие и за уважение к памяти.

И я говорю- Спасибо всем за искренние слова и здесь и в личных сообщениях. И конечно всем кто не смог написать, но прочел о Вячеславе Сергеевиче Семенове . Николай.