Восхождение на перевал Амфулапча и спуск в цивилизацию.

Пишет Дмитрий Синицын, 03.06.2021 11:25

Не так страшен чёрт … В этом видео рассказ – какой же он, перевал Amphulapcha в 2021 году на самом деле. После того как год здесь никого не было.
Для тех, у кого нет времени смотреть на видео нудные восхождения и спуски – под катом краткое описание и лучшие фотки с маршрута.

Утром я как-то даже боялся выглянуть из палатки, но сон оказался вещим и предчувствия меня не обманули! Солнце уже встало из-за горизонта: там у Эвереста и Лхотце, но находилось пока за перевальной стеной, освещая только Чамланг, Барунтце и Хунку.

Восхождение на перевал Амфулапча и спуск в цивилизацию. (Альпинизм)

Вы когда-нибудь просыпались один, на высоте, выше главной вершины Эльбруса, когда нет ни ветерка, ни звука, и слышно только ваше дыхание и стук сердца? Когда у вас хорошая акклиматизация, вы полны сил и выражение «готов свернуть горы» - не кажется вам фигуральным, особенно, вылезая из палатки и оглядываясь по сторонам. Когда все сомнения, страхи и тревоги остались в темноте ушедшей ночи и вам хочется начать жить «Здесь и сейчас», начать двигаться к вашей цели и начать наслаждаться этим движением.

Нет? Значит вам – в Непал.

Из всех звуков в этом мире было слышно только урчание керогаза, и я поспешил к палатке шерпов.

Восхождение на перевал Амфулапча и спуск в цивилизацию. (Альпинизм)

Вы когда-нибудь видели кулинарное шоу на высоте 5750 м?

Нет? Значит вам – в Непал.

Пемба уже замесил тесто и, сидя на корточках перед открытым входом в палатку ловко формировал и раскатывал лепёшки. То ли Чапати, то ли Тибетан бред. Уанчу руководил обжаркой мучных изделий во фритюре.

Восхождение на перевал Амфулапча и спуск в цивилизацию. (Альпинизм)

Некоторые религиозные люди перед завтраком молятся, а мы отдадим должное шерпам и лично Пембе Тамангу. Чтобы приготовить этот tibetan bread сначала яйца из Луклы вертолётом доставили в Кхаре на 4900, потом Пемба их нёс два дня вместе с другими продуктами, не разбив по дороге и дотащил сюда на 5750.

И благодаря этому я буду наслаждаться вкусной лепёшкой, а главное – процессом её приготовления здесь на снегу, под лучами восходящего солнца.

29-го марта в 8:32 утра мы собрались и выходим на перевал. Солнце уже выглянуло из-за гор, виды фантастические, настроение приподнятое. По крайней мере, нет ни капли сомнения, что у нас всё получится!

Снега немного, но тропу можно запросто потерять. Там, где мы легко шли вчера – сегодня уже не безопасно. И прежде чем мы дошли до начала тросов – в одном месте Уанчу повесил верёвку.

Восхождение на перевал Амфулапча и спуск в цивилизацию. (Альпинизм)

«Перевал Амфулапча сложнее Мера пика и Айленда вместе взятых!» – так говорил мне Сонам Шерпа после восхождения на Меру. Почему же Пемба даже не взял ледоруб? Мне снова это кажется странным…

Изначально мы договаривались с хозяином лоджа в Кхаре, что он даст нам с Уанчу опытного проводника – клайминг Шерпу, который к тому же откроет нам все лоджии и будет готовить.
Заплатил я за проводника через перевал 150 долларов.
Фуд сервис по дороге в эту сумму не входил и стоил отдельных денег – екстра мани, как любят выражаться шерпы в таких случаях.

Фуд сервис был на высоте – Пемба организовал всё по высшему разряду. Сегодня после завтрака, когда пришёл час расплаты он запросил 15 тыс. рупий. Если честно – я призадумался! За двое суток 15 тыс. Это примерно 128 долларов по текущему курсу. Не хило для Непала. Только за фуд… ведь за проводника я уже отдал 150 хозяину.
И тогда я решил спросить Уанчу – ничё Пемба не перепутал…
Уанчу особых эмоций не выразил, но моё предложение разделить эту сумму с ним принял.

В итоге я отдал Пембе 10 тыс. И оставил 5 для Уанчу – если наша авантюра увенчается успехом.

Пемба, после Хай Кэмпа нёс баул и выполнял роль портера, а не проводника. Дойдя до участка покруче он откланялся.

Я попросил его подождать часа три в палатке на случай emergency кейса с нами, но он как-то посмотрел на меня не обнадёживающе, сделав вид что не понимает.

Восхождение на перевал Амфулапча и спуск в цивилизацию. (Альпинизм)

После его ухода мы продолжили подъём вдвоём. Скалы были покрыты десяти сантиметровым слоем снега, но несмотря на это все тросы, которыми были провешены опасные участки, легко находились. Этакая виа-ферата по непальски: перестёжка через каждые 10-20 метров

Было несколько крутых участков, на них Уанчо поднимался, сбрасывал верёвку, я крепил баул на неё… Ведь с баулом, особенно как носят его шерпы (лямка на голове) – много не полазаешь.

Камни были покрыты натечным льдом, что делало некоторые участки опасными. Но тросы выручали – мы двигались быстро, не отвлекаясь на обустройство страховки!

Восхождение на перевал Амфулапча и спуск в цивилизацию. (Альпинизм)

В конце скального участка трос идёт круто на ледник. Но в этом месте целесообразно повернуть влево, что мы и сделали. Фоток нет, но в видео я всё подробно снял и можно посмотреть – где поворачивать. Ссылка в начале поста.

Уанчу пошёл налегке вперёд – проверить путь, а я остался отдохнуть и поснимать красоту. Амадаблам, ледник, безымянные шеститысячники…

До перевала осталось полчаса неспешного подъёма.

Уанчу нашёл самый лёгкий путь на перевал – по краю ледника.
Дальше можно было не париться - спокойно идти, наслаждаясь видами и не забывая при этом доставать телефон для сториз и селфи.

Из опасностей - на пути встретилось два серака, угрожающе наклонённых в сторону нашего пути, под которыми мы старались пробежать настолько быстро – насколько позволяли силы на этой высоте.

Всё остальное – ногами.

Восхождение на перевал Амфулапча и спуск в цивилизацию. (Альпинизм)

Фактически ледник Ампфулапча, по которому люди ходят во всех отчётах до 2019 года мы прошли по его моренному краю.

Перед перевалом вдоль тропы висит трос в качестве перил, но он тут без надобности.

В 10:45 вышли на перевал.

Все получилось как в хорошей русской сказке: «Долго ли коротко ли…»
или скорее: «Не успел он оглянуться…»
в общем путь на перевал из Хай Кэмпа занял у нас 2 часа 15 минут.

Панорама в сторону долины Хунку:

Южная стена Лхотце с перевала:

Тут нам по уму расслабится бы, посидеть, помедитировать, достать карту и идентифицировать окружающие горы, отснять эпичное видео со штатива, в общем посвятить этому волшебному месту пару часов своей жизни, да не тут-то было!

Уанчу начал нагонять, что идёт облачность, а путь в низ - это лёд и верёвки, это very difficult. Что до Чуккунга 5-6-7 часов!

В итоге мы на скорую руку пофотались и пошли на спуск.

Восхождение на перевал Амфулапча и спуск в цивилизацию. (Альпинизм)

На перевале мы пробыли всего 11 минут.
ВНИМАНИЕ! 11 минут на ключевой точке, ради которой весь поход и затевался. В следующий раз буду планировать ночевать под перевалом, чтобы никуда не торопиться.

Тропа с перевала сначала идёт метров 20 влево и вниз, потом поворачивает вправо на 90 градусов. Всё как было в описаниях. Всё провешено металлическими тросами, которые находятся высоко и снегом не засыпаны.
Я иду по правилам – на скользящем карабине, аккуратно перестёгиваясь.

Склон довольно крутой, но с тросами - вполне безопасный. Через 5 минут я спускаюсь к площадке, от которой начинается крутой участок.

Конечно, можно было повесить верёвку и спуститься на 8-ке одному с рюкзаком, потом принять на верёвке баул, потом спуститься Уанчу. Но тогда нужна ещё одна верёвка, чтобы сдёрнуть основную.
Второй верёвки у нас не было, и я предложил идти длинным путём, высвобождая тросы из-под снега, чтобы Уанчу мог потом по ним налегке спуститься без верёвки.

Так и сделали – я полез первым, не снимая рюкзака страхуясь за тросы и придерживаясь за верёвку.

Фоток снова нет, зато в видео – всё подробно. Ссылка – в конце поста.

После второй верёвки, взгляд назад на перевал:

Вниз, после третьей:

Кали Химал 6985:

Спустившись вторую верёвку я принял баул и дождался Уанчу, прошли третью, перекусили, попили чаю…
По описанием тут всё, но не для нас – троп не видно, снега местами по колено, так ещё час с лишним выбирались на бесснежный участок.

И тут нас стало накрывать туманом. Хорошо, тропы уже читались и шансов плутать не было.

Фотать там было нечего, разве что – указатель:

Восхождение на перевал Амфулапча и спуск в цивилизацию. (Альпинизм)

Пол шестого, заиндевевшие мы пришли в Чуккунг

Тут в лодже был народ! Целых два! Девушка из Финляндии и её парень из Австрии. Собрались на Эверест без кислорода и ждали погоду, чтобы сходить для акклиматизации на Айленд. Но об этом – в следующей серии.

Ш`орт паб`йеры! Как дивно, Дима!
И так-то - дОбро, так Вы ещё и нОвое дыхание в блог свой привнесли: Начали воздействовать на незаменимое ощущение: теперь не только видеть и слышать, но ещё и смаковать образы словомыслей в написанном виде нам подарили. Это -щедро! Такое я много люблю!

Некоторые моменты про Пембу - на вкус были несколько с горчинкой. А?

Спасибо, Спасибо...
А Пемба - нормальный мужик! Только повар, а не проводник )))

:) Ну, дай-то бог, чтобы денешковые нестыковочки не бередили никогда душу.
квартирный вопрос и товарно-денежные отношения - вещи довольно-таки щекотливые...

Пост очень хороший. Видеофильм пока не посмотрел, - увы, напряжённый рабочий день. Но обяз-но посмотрю в лижайший поздний вечер! Удачи! Будьте счастливы и благополучны, и добычливы на впечатления открывателя!

. ... дубль. пора мышку в химчистку или под пресс во вторцветмет (((

Хорошее видео.

То, что Вы считаете Амадабламом, при подъеме на Ампхулапчу, это, на самом деле, Пема Даблам 6430. Вот он же с юга (Вы видите с востока) крайний справа, левее Омбигайчен, а за перевалом - и сам Амадаблам:

Прикольно, Это мне шерпы сказали ((( т.е. Амадаблам не видно оттуда?
Может тогда это Омбигайчен?

Для выяснения видимости предложил бы в Google Earth поставить метки на вершины, а потом в режиме 3D посмотреть с уровня земли из той же точки, откуда снято фото или видео.

Нет, Омбигайчен (6340) справа от перевала Мингбо Ла и он ниже Пема Даблам (на вашей карте 6402), соответственно невидим с Ампхулапчи (где Омбигайчен - я написал выше). Вот подробная карта:

Amphu - Westcol - Ostcol Karte

Гиды и шерпы могут быть не местными, и точные названия не знают, а картой пользоваться не умеют. У нашего гида на Меру я спрашивал местные названия, т.к. есть разночтения в написаниях, так он даже известные безбожно коверкал, например Кьяшар называл Цесар. Вряд ли это верно, т.к. "шар" это шерпское слово "восточная", часто используемое в названиях вершин. А Затрва Ла он называл Ца Труа Ла, не уверен, что и первое правильно. Но в этом случае, кстати, может он и прав, т.к. "Ца" по-тибетски значит "соль" и такое слово характерно в названиях перевалов, через которые транспортировали соль (один из основных экспортных товаров Тибета первой половины ХХ века)

Вот еще карта:

Map Khumbu-Rolwaling_3840

Спасибо. Нашёл её вот тут https://www.himalaya-info.org/images/Images%20Landkarten/Map%20Khumbu%20+%20Rolwaling_5000.jpg
В разрешении 5000*3500 но с водяными знаками.