Восхождение на вулкан Камень по 4А

Пишет ksmirnov, 12.05.2021 18:33

Вулкан Камень – это второй по высоте Камчатский вулкан после Ключевской Сопки (4850м) и находится он прямо рядом с ней. Восхождение на вулкан Камень начинается с перевала Вулканологов (3300м). С этого же перевала поднимаются и на Ключевскую. На перевале находится домик Александра Биченко, который служит штурмовым лагерем. Но обо всем по порядку…

Восхождение на вулкан Камень по 4А (Альпинизм)

Вулкан Камень – наверное самая сложная для восхождения вершина Камчатки. Ходят туда далеко не каждый год. В 2018 году Виталий Лазо организовал нам скитур на Корякский вулкан со спуском на лыжах. Следующей целью логично стал вулкан Камень. Но попасть туда я смог только через три года.

Организатором нашей экспедиции стал Иван Бенедык, спасатель Поисково-спасательного отряда Камчатского края и инструктор по альпинизму. В составе спортивных и спасательных работ Иван регулярно посещал Ключевскую группу вулканов и три раза восходил на вулкан Камень. Благодаря Ивану наша экспедиция была хорошо подготовлена.

Вторым участником нашей экспедиции стал Игорь Фадеев – инженер авиакомпании «Витязь-Аэро». Мощный альпинист с уравновешенным характером, Игорь существенно усилил нашу команду.

Ниже дневник нашей экспедиции, которая заняла 12 дней из поселка Ключи и обратно.

22.04.

Заброска на снегоходах из поселка Ключи (высота над уровнем моря 40м). Местный снегоходчик Володя сэкономил нам много часов изнурительной работы, забросив нас на высоту 1900м, немного выше домика Державина. Состояние снега было хорошее, и заброска заняла всего три с половиной часа. Оказавшись выше уровня облаков с отличным видом на Ключевскую Сопку, мы, конечно, сразу же загорелись желанием двинуться дальше. Поскольку снег был жесткий, шли пешком, прикрепив лыжи на волокуши. Вес моего рюкзака был примерно 15кг, волокуша – еще 20-25кг.

Выезд из Ключей в 7 утра

В 11 утра мы уже на озере Державина

К вечеру дошли до места стоянки на 2650м под перевалом Средний. Здесь нам предстоял выбор – палатка или пещера. Решили ставить палатку, поскольку прогноз на ближайшие дни обещал лишь незначительные осадки.

Игорь на перевале Средний (2700м)

На нашу 5-местную палатку Redfox Иван решил выкопать огромную площадку 20 кв.м. на полметра вглубь со сплошной стенкой. Снежные кирпичи готовили пилой. При этом, кирпичи нужно было делать крупными – 10кг и более веса каждый. И стенка должна быть из двойного ряда этих кирпичей – в практике Ивана был случай, когда ветер завалил стенку на палатку в непогоду, поломав дуги и тент.

23.04

Отличная погода весь день. Прекрасный день для восхождения, а у нас ледовые занятия. Вышли под ледовую стену вулкана Крестовский. Поднялись до высоты 3300м, где начинается лед, оценили сложность маршрута. На следующий день планируем подъем по этой стене. Спустились в лагерь пораньше, чтобы укрепить стенку вокруг палатки. Это еще два часа работы. Вроде непонятно зачем, погода же хорошая.

Ледовая стена Крестовского

Вечером укрепляем стенку вокруг палатки

24.04

Восхождение на вулкан Крестовский по северо-восточной ледовой стене (3Б). Выход в 4 утра. Погода утром хорошая, идем бодро. Шесть веревок льда стали для нас испытанием. Жесткий лед и несхоженная группа. Средняя скорость – одна веревка в час. Во время прохождения ледового участка погода ухудшилась и на гребень мы вышли при низкой видимости. Далее продолжили движение по гребню до вершины в 16:00.

Наш маршрут подъема - по стене и далее по гребню до вершины

Траверс гребня и спуск по 1Б. На спуске усиление ветра, из-за плохой видимости пришлось использовать GPS. Важно было не пропустить место схода с гребня вниз на склон. Когда слезли с гребня, решили все-таки разжечь горелку – зачем ее несли? Очень здорово было подкрепиться горячим чаем перед финальным спуском. В итоге в лагере были в 22:00, восхождение заняло 18 часов. Рады, что мы прошли этот новый маршрут вторыми, после первопрохождения камчатскими альпинистами 2014 году. Но они сделали это гораздо быстрее.

Восхождение на вулкан Камень по 4А (Альпинизм)

На спуске появилась видимость, слева вулкан Камень, справа ледовая стена Крестовского

25.04 – 27.04

Три дня пурги. Здесь я понял, зачем мы строили стенку. Непогода оказалась гораздо жестче, чем в прогнозе. По сути, через нас прошел полномасштабный циклон и выпало более 1 м снега. Ветер 40-50 км/ч в течение дня. Откапываем палатку – через полчаса там, где откопали, уже 20см снега. Единственный плюс – относительно тепло. Удается днем высушить спальник в палатке. Иван прорывается на перевал, где ловит Tele2, получает прогноз. Настроение – так себе, но идти куда-то в такую погоду нереально.

Игорь выходит на очередную откопку палатки

Восхождение на вулкан Камень по 4А (Альпинизм)

За нами из поселка выдвинулись две группы на Ключевскую, но они развернулись из-за непогоды. Так что пурговали мы одни в радиусе 30-40 км.

К вечеру третьего дня готовимся к выходу, и здесь я понимаю, что потерял свои волокуши. Их засыпало снегом и непонятно где. Достаем лавинные щупы. Часа два тыкаем без результатов. Щуп уходит на 2.5м в снег. Раскапываем несколько ложных точек. Пусть это будут места для туалета. В конце концов Иван каким-то чудом находит мои волокуши на глубине всего 1м.

Ищем волокуши

28.04.

С утра вроде не дует. Снимаем лагерь и идем на перевал Вулканологов. Через плато прошли нормально, далее начинает задувать, утепляемся. К домику Биченко выходили уже в полной пурге по GPS. Здесь нам очень помог Игорь, он тропил почти всю дорогу к домику.

Видимость – 10м, ветер напоминает гул реактивного самолета. Домик естественно забит снегом. Откапываем его на скорую руку, чтобы можно было поставить палатку внутри. Иначе нас запорошит пургой, от входной двери дует нещадно. Еле втискиваем палатку, пол кривой, но решаем дальнейшее обустройство отложить на завтра.

Домик Биченко на перевале Вулканологов (3300м) - спасение для восходителей.

29.04.

Весь день пурга. Занимаемся обустройством домика. Отсутствие людей из-за коронавируса прибавило нам работы. Под снегом осел толстый слой льда. Используем лом. Убираем палатку, ломаем лед, откапываем нары, заново ставим палатку уже ровно на доски. Иван сообщает состояние маршрута. Снег сдут ветром, так что лавин нет. Это плюс. Но идти придется по жесткому фирну и льду. Это минус.

Пытаемся получить прогноз на завтра у Ф.А. Фарберова, в итоге в 20:00 узнаем, что завтра идеальная погода – мы уже не надеялись. Спешно собираемся на восхождение.

30.04.

Выходим в 4:30. Через три часа подходим к ледовому участку. 6 веревок льда проходим быстрее, чем на Крестовском, часа за 4. Далее фирн и вершинный ледовый гребень.

Камчатское сало - чистая энергия

Восхождение на вулкан Камень по 4А (Альпинизм)GOPR2925

Предвершинный гребень - также весь во льду

Восхождение на вулкан Камень по 4А (Альпинизм)

Идем с одновременной страховкой через ледобуры. В 16:00 мы на куполе. Прогноз погоды на ночь и следующий день благоприятный, так что решаем лезть на вершинный зуб. Траверс на зуб обычно в снегу и проходится без страховки, но у нас ледовое состояние и приходится навешивать перила. В итоге на вершине были в 18:00 и обратно на купол спустились в 19:00. Виды потрясающие и полный штиль. Как на ладони видим вершинный кратер Ключевской, он в снегу, слегка парит. Сверху отлично видно, как пыхтит Безымянный вулкан. Крестовский, Толбачик, в дали вокруг все в снегу – еще зима. Предстоит ночной спуск, но у нас есть запас теплой одежды.

Мы с Игорем на вершине, в центре фото Иван на станции

Вид с вершины на Ключевскую

Восхождение на вулкан Камень по 4А (Альпинизм)

Вид на вулкан Крестовский (4057м), справа сопка Средняя, внизу плато малая Антарктида

На переднем плане активный вулкан Безымянный (2869м), далее потухшие вулканы Овальная Зимина (3080м) и Большая Удина (2920м)

Слева вулкан Плоский Толбачик (3140м), справа Острый Толбачик (3682м)

Восхождение на вулкан Камень по 4А (Альпинизм)

Закат над вулканом Ушковский (3903м)

К ледовому участку мы подошли в полночь. При выходе с гребня на лед «повезло»: два раза застревала веревка, приходилось подниматься, распутывать. Далее три часа затратили на спуск дюльфером по льду. У всех было, что одеть, чтобы не замерзнуть. Поскольку я на восхождение шел в скитурных ботинках, мне пришлось большую часть спуска пройти лицом к склону. Я очень неуверенно чувствовал себя на фирне и тем более на льду. Потом оказалось, что один ботинок у меня заклинило в положении ski. Поэтому я шел медленно, и к домику мы пришли, когда уже рассвело, в 5 утра.

Таким образом, восхождение заняло у нас чуть более 24 часов. До этого самое длинное восхождение у меня было на Ушбу – 22 часа. Так что получается новый рекорд, хотя и не веселый. Но на Камень я взял с собой в два раза больше воды, чем на Ушбу, и идти было ощутимо легче.

01.05.

В этот день, стойкие(!) альпинисты должны были пойти на Ключевскую Сопку, но мы не такие, мы решили отдохнуть. Погода была отличная – просушили вещи. Вечером я погулял по окрестностям. Зашел на лавовый поток с Ключевской, который спускался с нее в январе этого года. Видел свежие следы рыси и старые следы росомахи.

Восхождение на вулкан Камень по 4А (Альпинизм)

Закат над Ушковским подарил нам интересный вид

На фото ниже весь наш маршрут по гребню как на ладони

В домике мы нашли тетрадь с отзывами с восхождений и вписали туда свои впечатления. Судя по отзывам, июль-август наиболее популярный период восхождений на Ключевскую. Основные опасности – камнепады и вулканическая активность. На Камне же, практически все факторы риска (кроме лавин) – субъективные.

02.05.

Это был наш самый приятный день. Спуск на лыжах, даже с волокушей, это все равно спуск. Погода давала сигналы к ухудшению. На вершинах образовались лентикулярные облака, которые образовывали причудливые шляпы, косынки, шарфы и т.п. Все эти формы менялись на глазах. В приподнятом настроении мы доехали до домика Державина и решили двигаться дальше, поскольку домик был занят другой группой.

После циклона со стены Крестовского сошла небольшая лавина

Тут счастье закончилось, начался туман, морось, видимость упала. На высоте 1000м мы выехали из тумана и решили ставить лагерь. Здесь уже брала сотовая связь и впервые за 10 дней мы ощутили себя частью большого мира. Проехали за день 35 км.

Наша последняя ночевка на маршруте

03.05

Последний день был коротким, но весьма тяжелым. Двигались в тумане по GPS, было много некрутых подъемов, которые в конце совершенно изматывают. Плутание по кустам и лесу, черный подтаявший снег, по которому лыжи едва скользят… У меня к концу еще образовались мозоли – мои скитурные ботинки явно не приспособлены для длительных походов. Общий километраж 12 км.

Большое спасибо Володе, который выехал на ЗИЛе Кунг встретить нас к окраине леса. Он сэкономил нам 7 км пути по растаявшим полям и руслу реки. Поразительно как все растаяло в Ключах за две недели.

По продуктам:

Я взял наверх где-то 11кг и вниз привез 3кг. Делился с товарищами, но мы все равно не смогли все съесть. Когда приехал домой, обнаружил, что совсем не потерял в весе. Получается, что лыжи и волокуши – находка для возрастных восходителей.

Что можно сказать в качестве заключения?

Если вы дочитали до этого места, то большое вам спасибо. Возможно, Камень заинтересует вас как объект для восхождения. Гора действительно уникальная. Даже не знаю, с чем сравнить, вроде много, где ходил, а ничего подобного раньше не видел.

Путешествие на перевал Вулканологов в апреле – само по себе захватывающее приключение. Перед экспедицией разумно проконсультироваться в Камчатском ПСО и зарегистрироваться в МЧС. В последние годы на Камне участились несчастные случаи. К сожалению, в них попадают и весьма подготовленные восходители.

Поскольку восхождение протяженное – перепад 1300м по снежно-ледовому гребню, крайне важен благоприятный прогноз погоды. На Камчатке ветер – основная проблема. Буквально за день до восхождения мы не могли нормально сходить в туалет на перевале Вулканологов. Важно иметь при себе спутниковый телефон для получения актуального прогноза погоды, а также и для связи в случае НС, ведь на Камне сотовая связь отсутствует.

Восхождение на вулкан Камень по 4А (Альпинизм)

Прилагаю фильм о восхождении - 24 минуты. Хотел сделать короче, но не получилось)