Поход по южному Дагестану (Куруш-Смугул-Рутул) - сентябрь 2020. Часть 1

Пишет marycats, 08.05.2021 23:47

В сентябре прошлого года мы вдвоем - я и Игорь - ходили по южному Дагестану. Маршрут начался в Куруше, дальше проходил через Ихирский перевал (1А), заброшенный аул Ихир, потом через Мазу, Смугул, Хнов, перевал Цейлахан (1А) и закончился в городе Рутуле. Выглядело это вот так:

Посмотреть маршрут со всеми подробностями можно вот на гуглокартах:

Для составления карты я использовала наши слегка подредактированные треки (убрала топтания на месте, парочку своротов не туда и глюки гармина в ущельях). Обязана предупредить, что маршрут содержит несколько опасных мест, по которым стоит ходить только с осторожностью и очень уверенным в себе людям. Скажем так, второй раз я бы по некоторым местам не пошла ни за какие коврижки) Но хорошая новость - все эти места можно обойти. Как - обязательно расскажу ниже.

Длина маршрута получилась около 100 км и на прохождение потребовалось 6,5 дней. Поход оказался значительно более трудным, чем мы предполагали заранее, не сколько физически, сколько морально, однако несмотря на все сложности - офигенно красивым и насыщенным! Горячо рекомендую его, но только опытным людям.

Пропуск

Внимание! Весь маршрут проходит по приграничной зоне и требует наличия пропусков. Приграничные пункты встретятся 6 раз на протяжении пути, избежать их невозможно, пограничники в любой момент времени знают, где вы находитесь. К счастью, пропуск можно сделать бесплатно на Госуслугах, но делать его нужно хотя бы за месяц. Районы, которые нужно указать:

1. Курушский
2. Ахтынский
3. Рутульский

Благодарности

Огромное спасибо Петру Леонову и парку приключений Каспиан за помощь в организации похода, за приют, помощь с пропусками и консультации. Также большое спасибо Алексею Белугину за консультации, карты и очень полезные посты. Обещала поделиться с вами треками и фотографиями - простите, что так долго.

Как мы выбрали этот маршрут

Прошлым летом настало время определяться с отпуском. С Игорем мы тогда были знакомы не очень долго, но я знала, что и он, и я любим горы, поэтому как-то раз написала ему что-то вроде:

- Как ты смотришь на то, чтобы недели две пошариться по горам?
- Давай
- А куда?
- Может Дагестан?

Это сейчас каждый второй друг из инстаграма уехал на майские в Дагестан. А тогда я ничего не знала об этих местах, ну кроме того, что ни за что не поеду туда без веского повода. Поэтому я не нашла ничего умнее, чем спросить:

- А в Дагестане есть горы?
- Есть
- Тогда поехали

Это был максимально идиотский вопрос: “Дагестан” переводится как страна гор.

Билеты на Победу обошлись в 8000 с багажом, настало время определяться с маршрутом.

Быстрый гуглинг показал, что:

- В Дагестане невероятное количество очень красивых мест
- Еще больше красивых гор
- Очень много разных туристических туров
- Почти никакой информации про горные походы

Довольно быстро я нашла сайт парка приключений Каспиан, узнала про то, что под Курушем проходят альп-сборы и соревнования, что там огромное количество маршрутов для восхождений, там ходят радиалки и короткие маршруты, но ничего длиннее 50 км. Но уже в тот момент я поняла, что очень сильно хочу именно в Южный Дагестан.

“Там же самая южная точка России, представляешь? Там большой Кавказский хребет!” - уговаривала я Игоря. А он в свою очередь нашел книгу К. Э. Ахмедханова "Путешествие по Дагестану".

В книге обнаружился вот такой маршрут:

Он выглядел очень соблазнительно, но дважды пересекал границу с Азербайджаном, что и в доковидные времена было непросто, а теперь стало невозможно совсем.

А что если вырезать из него все перевалы через БКХ, пройти вдоль Мазы до Смугула, а оттуда вдоль Ахтычая выйти обратно на маршрут? Звучит как план!

С разочарованием я смотрела на оставшийся “обрубок”. Да тут даже на сотню не наберется… Да это максимум пять дней ходу… Как вы могли догадаться, я ошибалась, причем очень сильно. В конечном итоге придумали, что если останется время, потратим денек на восхождение на Деавгай (забегая вперёд - не пошли).

О нас

Меня зовут Маша, Игоря зовут Игорь. Мы оба любим горы, но не спортсмены. Физическая форма прямо скажем не выдающаяся, а у меня так совсем слабая. Короче говоря, мы ходим медленно, часто отдыхаем, много фоткаем и наслаждаемся процессом. Так что описанный тайминг можно смело применять для детей, пожилых, и собак. Впрочем детей и пожилых в этот поход лучше не брать, да и собак я бы не стала (на всем пути попадаются пастушьи собаки, и они очень суровы).

У Игоря за плечами несколько походов по Алтаю, Фанам, но все с гидом. Я ходила соло по Доломитам, но только по размеченным тропам. Игорь изучал горный туризм, у меня за плечами пара смен в Туюк-су. В общем совсем новичками нас не назовешь, но и особо опытными - тоже.

Что брали с собой

Свое содержимое рюкзака с традиционно фоткаю перед сборами, на этот раз еще и взвесила:

У Игоря было все примерно то же самое, кроме палатки + сублиматы.

Хотя базовыми навыками страховки мы обладаем, главное требование к маршруту было таким, чтобы страховка на нем не пригодилась. Но несмотря на это мы все равно несли каски (пригодились неоднократно), четыре кордалеты и карабины (чуть было не пригодились, но обошлось).

Из еды брали сублиматы и перекус (вяленое мясо, помидоры, орехи, сухофрукты). Также случилось внеплановое пополнение на середине маршрута.

Для воды были: литровый термос для чая, пол-литровый термос для кофе, двухлитровая питьевуха для меня, литровая фляга для Игоря и три пустые “полторашки” из-под минералки. Думаете, перебор? Как бы не так! Однажды за переход по солнцу я выпила пять литров воды в одно лицо. Дважды мы оказывались в ситуации, когда кончалась вода. В целом в осеннем Дагестане правило такое: видишь воду - наливай. Нужно обязательно иметь запас воды хотя бы три литра на человека и тщательно планировать места пополнения (в ручьях вода хорошая, но они часто пересохшие, в реках мутная).

День перелетный

В назначенный день сели в самолет до Махачкалы. Аэропорт находится ближе к Каспийску, после выхода мы взяли Яндекс-Такси до Спорт-Мастера в Махачкале (стоит рублей 400).

Закупились газом и оставшимся снаряжением, выпили кофе и на том же Яндекс-Такси уехали в Дербент (вышло около 2000 рублей). Заселились в отель, погуляли, посмотрели на самый южный маяк в России в сильнейшую грозу.

Забавно, что на выходе с маршрута нас тоже поджидала гроза, а мы успели проскочить как раз между ними.

День подготовительный

Рано утром выселились из отеля, вызвали Яндекс-Такси до Усухчая. Водитель предложил отменить заказ и перекинуть ему оплату на сбер. Это распространенная практика в Дагестане - согласились.

Ехать что-то около двух часов. Дорога проходит вдоль границы с Азербайджаном, в одном месте прямо метрах в ста, красота невероятная!

Поход по южному Дагестану (Куруш-Смугул-Рутул) - сентябрь 2020. Часть 1 (Путешествия)Вон прям за этой рекой (Самур) уже начинается Азербайджан

Удивительно, что для проезда по этой дороге никакие пропуска не нужны. Почти до самого Усухчая идет хороший асфальт, лишь в самом конце появляются куски грунтовки.

В Усухчае нас подхватил любезно организованный Петром Георгиевичем трансфер до Куруша. Дорога хоть и короткая, но занимает те же самые два часа, потому что разбитая и идет огромный набор. Без специального трансфера в Куруш не добраться, мало кто согласится туда ехать.

По пути яркое солнце сменяется густой облачностью и дождем. Заметно холодает, кардинально меняется ландшафт. Внутри все ликует…

Автомобиль проезжает Куруш - самое высокогорное поселение Европы (2560). Жителей там осталось мало, и хотя магазин там по описанию есть, я бы все же на него не рассчитывала. Магазины в таких селениях обычно находятся в частных домах и работают по свободному графику. Мы всем закупились заранее.

Приют Петра Леонова находится на 200 метров ниже Куруша, на берегу реки Чехычай. Петр встречает нас очень гостеприимно - в тот день нам посчастливилось быть единственными гостями, но обычно в приюте все забронировано очень плотно. Внутри есть все удобства, кухня, кровати, и самое главное последний на пути интернет, а также телефон (звонили в МЧС, доложили о выходе на маршрут).

Выходим на прогулку - осмотреться и размяться. Из густых облаков выглядывает золотистая стена Ерыдага, на зеленых полях пасутся коровы. Красота!

Ужинаем и спать - утром ранний подъем.

День 1

Встаем в 4 утра - Петру Георгиевичу нужно в город, выходит пораньше. Да и в целом он рекомендовал не затягивать с выходами, чтобы не идти по палящему солнцу - и оказался, разумеется, прав. Еще раз горячо благодарим Петра за оказанную помощь и расходимся. Сумерки, холод, хочется спать. Отходим от приюта и тут я вспоминаю, что забыла скачать важную карту.

Про карты

Хороших актуальных карт по Дагестану, к сожалению, нет. Ну или я не нашла.

Под хорошими картами я подразумеваю что-то такое, как в Альпах - с размеченными тропами, все такое. Самое лучшее, что на данный момент есть - это подборка маршрутов сайта Каспиан, и тропа 6, отмеченная на это карте, первой половиной совпадала с нашим маршрутом. Вот ее я и забыла скачать.

Что же у нас было с собой? Был Garmin Inreach, с помощью которого мы оповещали родных, что с нами все в порядке, и с которым идет приложение с картами Earthmate. Карты в нем неплохо отражают ситуацию по рельефу и высотам, но на них отсутствуют многие реки, а тем более их названия (которые критически важны, так как описание маршрута из книги Ахмедханова очень сильно привязано к ним). Троп никаких нет.

Примерно та же самая ситуация обстоит с OsmAnd: хорошо с рельефом, плохо с реками и тем более с тропами.

Maps.me так же полезен в этом регионе, как белый лист.

В основном мы ориентировались по топографическим картам кавказского региона: раз, два и три . В отличие от современных электронных карт на этих нанесены тропы. Проблема этих карт только в том, что они, во-первых, крайне маленького масштаба, а во-вторых - устаревшие. К сожалению, горы Кавказа постоянно разрушаются и многих троп уже просто не существует. Есть еще карты генштаба, но они еще более мелкие, а тропы там те же.

Самым главным открытием этой поездки стало приложение Peak Visor. Раньше я пользовалась им только для того, чтобы делать красивые фоточки с подписями, вот такие:

Но внезапно в них обнаружилась приятная функция 3d-карт, которые очень пригодились при прохождении перевалов в отсутствии троп: можно было прокладывать оптимальный маршрут не тратя много сил на изучение местности пешком.

И последний инструмент, которым мы активно пользовались - это приложение Alltrails. В нем я заранее составила карту маршрута, руководствуясь описанием из книги Ахмедханова и картами с сайта парка Каспиан. В целом по этому маршруту мы плюс-минус и шли.

А вот чего у нас не было с собой, а стоило бы иметь - это закаченных гуглокарт со спутника. Да, многих троп на них нет, зато можно было бы найти кое-какие дороги, которые я разглядела уже после поездки сидя дома.

Все еще День 1

Итак, пять утра, сумерки, холодно и хочется спать. Медленно топаем по тропе, которая вьется вдоль реки Чехычай, иногда взбираясь на пригорки и спускаясь обратно. Вообще эта тропа на самом деле дорога, хоть и не для каждого автомобиля.

Вокруг кружат огромные благородные птицы: мы называем их орлами и переходим на шепот.

Через полтора километра доходим до первого пограничного поста - нас уже ждут. Проверка документов - паспорта, пропуск, рассказываем, куда и откуда, передают информацию следующему посту и предупреждают: “На днях в ущелье разбился охотник, аккуратнее, ходите только по тропам!”. Обещаем ходить только по тропам.

Сразу за постом я замечаю грунтовку, уходящую куда-то в горы. “Наверное, куда-то в Куруш”, - думаю я. Включить бы тогда голову…

К 8 утра мы добрались до красивой зеленой поляны, от которой начинался подъем на перевал, погрелись на солнце, перекусили и стали думать, что делать дальше.

В описании маршрута было следующее:

“От фермы к перевалу идет крутая тропа, которая после пересечения зачастую сухого, но глубоко врезанного ручья зигзагами поднимается к перевалу”.

Так, вот ручей, вон перевал. Где тропа?

На другой стороне ручья мы увидели легкие следы тропы, перешли на противоположную сторону и начали подъем. Тропа то и дело пропадала и в конечном итоге исчезла совсем, заставив нас траверсировать хоть и не очень крутой, но и не самый пологий склон.

“Что-то мы делаем не то… Должен быть путь проще” - такая мысль будет приходить мне в голову каждый день. Мы остановились на вершине холма, снова перекусили и решили, что забрели куда-то не туда.

Если бы я в тот момент просто присмотрелась к вот этой нитке за моей спиной, я бы увидела дорогу, но вместо этого мы спустились обратно к нашей зеленой поляне, потеряв час.

Решили попробовать пройти вдоль ручья, но идея оказалось довольно идиотской: ручей действительно глубоко врезан и тропы вдоль него нет.

Пришлось экстренно эвакуироваться наверх по крутому осыпному склону. Так мы снова оказались на вершине того самого холма, с которого мы спустились в первый раз, но к счастью в этот раз мы уже заметили дорогу и вышли на нее. Радости не было предела! Да тут же камаз проедет, вот мы дураки!

Разумеется, эта дорога оказалось “той самой грунтовкой после пограничного поста”.

Поход по южному Дагестану (Куруш-Смугул-Рутул) - сентябрь 2020. Часть 1 (Путешествия)Красным - наш путь, справа дорога, на которую мы в итоге и вышли

Некоторое время мы шли по дороге и радовались жизни. Потом наткнулись на обвал, после которого дорога превратилась в тропу. Встретили пару знаков разметки тропы от Алексея Белугина, некоторые почему-то был зачеркнуты.

А потом тропа пропала. Это было так странно. Вот только что была и больше ее нет.

Карты показывали, что до перевала осталось набрать 200 метров по довольно пологому склону, что делать, начали траверсить, используя кочки с травой как ступеньки. Хорошо, что не было дождя.

За 50 метров до перевала тропа материализовалась обратно и вывела нас на долгожданную точку: было два часа дня.

Обнялись, пофоткались, посмотрели на ухудшающуюся погоду и быстро побежали вниз.

Описание маршрута гласило, что нужно траверсить вправо до упора и спускаться направо от хребта к реке Ихир (понять бы еще, кто из них Ихир...).

Дотраверсили до ручейка, долго думали, набирать ли воду, решили набрать - правильно сделали, потому что ночевать пришлось на склоне.

Тропа естественно как обычно пропала, спуск оказался очень крутым. Разведка показала, что спуск вправо от хребта, к сожалению, невозможен - обрывы. Пришлось идти левее хребта, спускались медленно, потому что было страшно.

За каждым перегибом спуск становился все круче, поэтому когда мы нашли более-менее ровную площадку, решили встать на ночевку: было уже довольно поздно и не хотелось застрять на спуске в темноте.

Гору затянуло облаком, дул приличный ветер. Растянули палатку, приготовили ужин, стемнело в 6, легли спать.

И тут я поняла, что то, что площадка ровная - это была иллюзия :D Игорь еще хоть как-то держался на своем терморесте, а я с надувастика как с горки в спальнике уехала вниз. Пришлось в темноте под дождем переставлять палатку, попутно вырубая колючки ножом. Переставились перепендикулярно уклону, я скатилась на Игоря, на том и уснули.

Продолжения рассказа о походе будет в следующей части. Вас ждут медведи, броды, обрывы и пастух на белом коне.