Узункол 78
Узункол
Лагерь Узункол
Чатбаши 3776м.Вид из лагеря.
Курица не птица, значкист не альпинист. Это выражение знакомо всем, кто начинал свои занятия альпинизмом в альплагерях. Я тоже не избежал этой участи. Книжка альпиниста! Для значкиста вожделенная мечта. Весной, придя в ЦС«Спартак», на метро Красносельская, к В.Д.Кавуненко, я попросил путевку в альплагерь «Узункол». «Почему не в «Шхельду»? - спросил он. Я ответил, что в этом лагере я уже был. Он согласился моему аргументу и выдал заветную путевку. Смена была первой, и я в начале июня самолетом полетел в Минводы, от них надо добираться через Черкасск, Карачаевск, и аул Хурзук. В Карачаевске пришлось заночевать в захудалой гостинице. Нас, таких как я, набралось человек шесть. Поселили всех в одном номере. Пришлось натерпеться местного кавказского гостеприимства. Это обошлось в пол - ящика местного плохонького портвейна. Уезжая из гостиницы, я прихватил оставшиеся несколько бутылок с собой, вдруг пригодятся? Они в общем, не помешали…
В лагере. Возле домика "Доломит" Я слева второй, третий Сергей, четвертый Дима. Лариса в тельняшке.
В лагерь приехали на машине, в Хурзуке мне, и еще нескольким ребятам повезло, помогли загрузить лагерный ЗИЛ - 130, и нас шофер посадил в кузов. Остальным пришлось топать последние 8 км пешком. Ущелье Узункол очень красивое, сосновый лес, подлесок, рододендроны, все цветет. Лагерь очень живописен, деревянные домики, зеленые поляны. На склонах растет много черемши.
Наше отделение. Слева направо - Дима, Сергей, Таня, Лариса, Владимир.
9 юня приехали в лагерь. Обычные хлопоты – регистрация в бухгалтерии, получение белья и снаряжения, заселение в домик «Доломиты», в 93 блок. Смена была новичково – значковая, разрядников не было. Быстро сдружился с соседями по комнате, решили ходить вместе. Нам посоветовали напроситься в отделение к инструктору Сенатову, он имел большой авторитет. 10 го сдача нормативов, медосмотр, разбивка по отделениям. Сенатов нам не достался, мы попали к Рифу Имаеву, дубль КМСу из Уфы. Альпинист физически и технически очень сильный! Всего три отделения значков. В нашем отделении Дима Тимошенко и Таня Ксенофонтова из Питера, Сергей из Киева, Владимир из Москвы и Лариса из Северного Кавказа. Вечером лекции, «Опасности в горах» и анализ несчастных случаев за прошлый год.
На скальных занятиях.Татьяна.
Первые два дня занятий – повторение работы с веревкой, бросание чурки, лазание с верхней страховкой, передвижение по перилам, дюльфер. Дима и Сергей показали очень высокую скальную подготовку. Еще один день занятия по транспортировке пострадавшего подручными средствами, полиспаст, спуск на блок – тормозе. В «Узунколе» к обучению подходили серьезно. В разговорах слышим, что лето в горы еще не пришло, очень много снега. Из – за этого у нас не было ледовых занятий.
Спасзанятия.
14 июня вышли в высокогорную зону, в ущелье Кичкинекол, на озеро Нижний Доломит, в этот же день занятия в связках. На ночевках разбросаны огромные камни, есть где полазать.
Доломиты.
Пора на гору, вершина 40 лет без урожая, то есть, Татарской АССР, 1Б. Новички, с командиром отряда Аркиным идут на снежные занятия на перевал Южный доломит, а мы с него по гребню на гору. Простенький гребень, но весь в снегу, карнизы. инструктора вешают перила. На одном из карнизов наш инструктор съехал немного, по снегу, а я, как меня учили, тут же прыгнул в другую сторону. Риф Имаев головой покачал: «Ну ты даешь!» Я по грудь застрял в снегу. Вытащили меня, там до вершины всего ничего. С нее нам показали, где какая гора, видимость прекрасная. Особенно впечатляют вершины Далар, Двойняшка 3839м, Трапеция, Фильтр 3690м. На спуске побазарил с напарником по связке, Владимиром, дважды сдернув его на простом снежном склоне. Ну не может он быстро спускаться! Обида на меня перешла в неприязнь с его стороны, и вернувшись в лагерь он собрал манатки, и отбыл в Москву, придумав какую -то причину.
На Южный Доломит топает отряд новичков.
Отдохнув один день, мы подготовились и вышли в ущелье Гвандры. Заночевали на Нижних Мырдинских ночевках. У Рифа была днюха, и я из своих запасов притаранил бутылку вина. Выпили по сто грамм. Утром пошли на верхние ночевки Мырды, поставили палатки и пошли на снежные занятия, на перевал Ложный Мырды. Вдоволь накупались в снегу, Риф нас заставил серьезно срываться на крутом склоне. Сергей дважды не удержал меня при срыве. Когда пришла моя очередь, я уже был готов к сильному рывку и погасил его, протравив веревку. Мокрые пришли на ночевки.
На вершине 40 лет ТАССР.3480м.
Спустились с горы, На заднем плане Чатбаши 3776м.
Трапеция 3743м и Узункол 3650м.
Дима, Таня и Риф
12 Дима, Владимир, Риф, Лариса, и Таня
Красавец Далар 3979м.
На них очень много снега! Побродил по лагерю, за ночевками балка, а в ней несметное количество ржавых консервных банок, это может скопиться только за десятилетия…Надо идти на гору, на мою первую «двойку», но погоды нет, отсиживаемся. Взялся за постройку иглу, все начали мне помогать. Подошел инструктор из соседнего отделения, быстро нас научил правильно ее строить. День просидели в иглу, жратва кончается. Сбегали в лагерь за провизией.
Кирпич 3800м.
22 го пошли на Сакен – Баши, 2А., через перевал Мырды. Туда через перевал, обратно через него, напахались . Снега по колено. Погода портится, всем отрядом подошли к вершине. Но на нее отправилась только двойка, Дима и Риф. Сняли записку и вниз. Надо лезть на Пирамиду, но опять нет погоды. Сидим, бездельничаем. К нам в гости пришли туры, совсем не боятся нас! Ходят между палаток. Спустились в лагерь, день отдохнули. На разборе восхождения наше отделение выделили из - за постройки иглу. Захаров сказал, что за всю историю лагеря, на верхних ночевках Мырды иглу никто не строил.
Пирамида 3750м.
Вершина Сакенбаши 3500м.
Лавина с Кирпича.
Любопытный.
Смена кончается, а у нас всего две горы, начал волноваться. Неужели я свой разряд не закрою? Ведь это нонсенс, значки обычно всегда закрываются. Пал Палыч Захаров выпускает нас на Трезубец, 2Б, прямо из лагеря. 25 го поперли на него, опять нет погоды, все время что – то сверху сыпет. Но ничего, сходили. Маршрут интересный, гребневой, есть где полазить. На вершину выход через нависание. Сразу начинаешь понимать, насколько ты еще сырой альпинист.
Лезем на Трезубец 3450м.
В день отдыха встреча новичков, уж мы постарались на них отвязаться! Каких только препятствий для принятия их в альпинисты мы не придумали! Нас даже Захаров поблагодарил за интересный спектакль. Там же и стажеры были, их тоже в инструктора принимали. Их по сценарию в бассейн надо спихнуть, но они ребята здоровые, уперлись рогом. Особенно упирался Байбара, но ему наступили на ногу кошками и это решило исход дела…
Я справа, слева Дима, с черепом Сергей.
Справа я, в центре Сергей, слева Таня.
26 Пал Палыч встечает новичков.
В последний день смены, 27 го снова восхождение, на Северный Доломит, 2А. И снова из лагеря в лагерь. Перед горой просушить трикони не удалось, пошел в сырых, натер ноги. Из – за снега на маршруте полазить не удалось, так по гребню, тропя следы, на вершину и зашли.
33 С сигаретой. После правки фото Олегом Коноваловым.
27 Дима Тимошенко
3 Строгий инструктор Риф Имаев. Сзади инструктор Виктор из соседнего отделения. Это он нам помог с постройкой иглу. Здесь тоже Олнг поправил...
31 После горы можно и причесаться...
Прошли, промокли, и радостные вернулись в лагерь! Все же закрыли разряд! Вечером допили оставшееся вино. Разъезжались весело, на самолет билетов не было, пришлось из Армавира уезжать поездом.
Больше я в «Узунколе» не был, но память о нем всегда в моем сердце…
Р.С. Не помню всех фамилий ребят, что сделаешь, время много прошло. У меня в записной книжке были все фамилии и адреса, но книжка пропала в Рогуне, сперли из общаги вместе с деньгами. По тем временам 400 рублей большие деньги! Но зачем книжку забирать? Не понимаю…А из ребят и девчат, может быть, кто откликнется?
Интересно. Спасибо. И это всё по памяти сейчас написано? Или были записи, может дневниковые? .. А что это за мальчата в ушанках на 25 и 26 картинке? Почему в ушанках?
Местные пацаны.Им же любопытно!
Были черновые записи, что, где, когда...
Снега то на вершинах.. Даже не верится...
А сейчас уже нет? Тогда лето задержалось с приходом...
Я с Рифом работал в школе инструкторов пару смен в УМЦ. Кто-то говорил мне, что он уже умер, кажется.
Он умердавно, лет10 назад. Ориентировочно -2007.2008 год.Сердечная недостаточность...
Да, когда же это было? Пал Палыча уже давно нет... Мы там мимо проходили в 80-м... Больше тоже там никогда не был.
Это, по-моему, в лесу около Узункола
А ходили мы там Джалпаколы С. и Ю., Актур. Это верховья Мырды, большая полка под взлетом, по-моему, С. Джалпакола. Здесь на скалах множество теплых озер-луж (это где-то максимальная глубина).
А в 78-м тоже были на Кавказе, но центральном - Тютю, Адырсу, Адылсу, Ненскра... Да, тогда не было никаких проблем с пересечением ГКХ...
В записях далёких воспоминаний, в старых ч/б снимках, потянутых, как сепией, патиной времени, да и в первых робких цветных, скоплено живого тепла, ух, как в нагретом за день камне.
А всйо равно бывает, что к ним грустно прикоснуться. Бывает, что очень грустно
Точное наблюдение. Я с Вами полностью согласен.
Хороший, душевный был Человек Риф! Пил правда в последние годы сильно, шайтан! В 90-м году были вместе под Ханом, сборы были башкирские, совместно с прибалтами, Зеленоградом, хохлами. Я после горы спускаюсь в лагерь и только один Риф поздравил по человечески, где то нашел 100 грамм спирта и пару сигарет, с куревом полный аншлюк был, и так мы душевно посидели...Эх Рифка...
Все правда, его любовь к зеленому змию я не стал в посту афишировать. Это заметно было уже тогда...
. . . Павел Павлович Захаров, Москва, 01.04.1833 — 05.03.2016 . . .
. . . Имаев Риф Гиниятович, Уфа, 25.08.1946 - 06.10.2009 . . .
То есть Пал Палыч чуть-чуть не дотянул до 183 лет?
ну, уж теперь-то все запомнят:
Павел Павлович Захаров, Москва, 01.04.1933 — 05.03.2016 (исправленному верить).
Павел Павлович Захаров (в шляпе справа, здесь ему 15 лет),
а перед ним, его инструктор Нина Ивановна Ступникова.
Западный Кавказ, альпинистский лагерь «Наука».
Отряд альпинистов перед выходом на зачетное восхождение
по выполнению норм 3-го спортивного разряда.
* Фрагмент фото 1948 года. Автор фотоП.Ф.Захаров.
Фото из личного архива П.П.Захарова, прокомментировано им самим
для спец.публикации в geolmarshrut.ru в 2009 году.
Автору поста: простите, пожалуйста, за ошибку и за такую правку.
Костя, класс!!!
Тоже временами вспоминаю дубль 3-го разряда(после Чимгана) в Дугобе...и за хорошую учебу как подарок 2Б на Акташ (почти пятитысячник)...а в заключение еще и 3А на Гл.Замок....
В Дугобе таких природных катаклизмом, что нам достались, не бывает. А если бывает , то очень редко...,
Кавказ есть Кавказ...я про людские отношения...
А инструктора своего помнишь?
10 лет спустя мог Риф Имаев в "Узунколе" ещё работать?
Я в 1988 туда попал новичком.
Вроде был похожий инструктор в другом отделении, не в моём.
Чтобы освежить память, даже просмотрел немногочисленные слайды из той поры -
к сожалению, так пока и не оцифрованные до сих пор.
Ну да, мелькнул в одном кадре будто похожий мужик.
Вполне взможно. Он лагеря,как перчатки не менял.
А у вас Аркин не устраивал вечер воспоминаний?
У нас чуть позже как-то всех пригласили послушать его рассказ о войне на Кавказе - было потрясающе интересно, с массой совсем не общеизвестных подробностей.
Я за время занятия альпинизмом побывал несколько раз в а/л Баксан. Потом Шхельда, Адыл-су, Цей, Торпедо, Алибек, Артуч. Но вот самые яркие воспоминания именно об Узунколе. Дважды там был в 82 и 83. Закрывал там второй, первые восхождения в спортивной группе, первые руководства. Красивые горы и, что не мало важно, близкие подходы. Но самое главное - необычайная атмосфера в лагере. Уверен, что "виновником" такой атмосферы был сам Пал Палыч. Необычный был человек. Впрочем, как и его отец Пал Фил. Довелось с ним вместе поработать инструктором некоторое время.
P.S. А как это вас выпустили на 2Б с одной 2А? Непорядок.
Очень непривычно видеть Трезубец со снегом. Дважды ходил его, как тренировочную, снегом и не пахло.
В альплагерях это допускалось при форсиажоре.У нас такой и был. Смена кончается, а у нас всего две горы.Всех на С. Доломит выпускать, будет давка. Вот и приняли такое решение...
Узункол. 1974 год.
16.Стоят слева направо - Володя, Миша Белый (завхоз) и Виктор Козлов (староста).
2.Вверх по ущелью Мырды.
1.Снежно-ледовые занятия на леднике Средний Кичкинекол.
Спасибо Никита за фото! Чем ты там занимался?
Костя, это провокационный вопрос! Чем-то занимался, но озвучивать не буду, а попутно и значок "Альпинист СССР" получил.
Знаю что ты и альпинист, и горный турист. В лагере занимался чем то одним. Ват я и спросил чем.Чем то одним из трёх...
эх узункол!!!!новичком в 82...
и еще потом))