Стенограмма пресс-конференции ФСТ Москвы и ТССР о трагедии на Юрункаше

Пишет Tusya, 20.10.2007 02:01

Уважаемые коллеги, прошу прощение за задержку у нас сегодня конференция немножко необычная, в августе-сентябре произошло событие довольно важное, много об этом писали и писали разного и решили провести встречу с журналистами, чтобы рассказать глазами очевидцев, участников тех трагических событий. Поэтому я хочу предоставить слово сразу же ведущему, который знает всех участников пресс-конференции. Сергей Минделевич – это главный редактор газеты «Вольный ветер», действующий член трех Российских академий туризма, заслуженный путешественник России, мастер спорта. Попрошу вас с вступительным словом выступить и в дальнейшем представлять участников нашей пресс-конференции. Просьба только телефоны выключить или поставить на тихий звук и когда перейдем к вопросам представляться. Время работы около часа.

Сергей Минделевич:
Добрый день коллеги, прежде всего, я хотел поблагодарить Интерфакс за ту предоставленную возможность донести информацию до СМИ, информацию именно из первых рук от участников похода, от участников спасательных работ, от тех людей, которые организовывали спас работы и в Москве и выпускали эту группу на маршрут. Необходимость этой конференции была вызвана тем, что в средствах массовой информации, в подавляющем большинстве, дается неправильная информация о том, что случилось. На участников группы, прям скажем, ну достаточно много грязи вылито. Пишется о том, что группа была совершенно не подготовлена, что ну, допустим, отказались от спутникового телефона, который им предлагали за 100$, а спасательные работы обошлись в 2млн. долларов. Это пишут Известия. Значит, туристов называют горе-путешественниками - это солидное издание, казалось бы, «Итоги». Что руководитель группы заслуженный мастер спорта Черник, семикратный чемпион России по туризму и называть такого человека горе-путешественником – это, на мой взгляд, просто оскорбительно. Вот я прочитаю из газеты вырезка, вот просто то, что пишут, называется «Дикари на горной речке». Заместитель начальника поиско-спасательного отряда МЧС республики Татарстан, непонятно какое он имеет отношение к этим спас работам, и какую имеет информацию, Адель Азизов, называет неудавшееся предприятие рафтеров преступной самонадееностью. Вообще непонятно почему туристов везде в средствах массовой информации называют рафтерами. Рафт – это надувной плот особой конструкции, таких судов в группе не было. Туристы плыли на катамаранах, и называть их рафтерами, это просто показывать свою не компетентность. Вот, что он говорит: «Спортсмены пошли на покорение неизвестной им реки совершенно неподготовленными, даже маршрут им был практически неизвестен. Хорошее здоровье, опыт покорения подобных рек, всего этого недостаточно для проведения подобной экспедиции. Нужна специальная квалификация, позволяющая совершать такие экстремальные сплавы, которой у них не было. Они же отправились в поход как туристы-дикари». Вот мы, видимо, подадим судебный иск этому изданию в защиту чести и достоинства, как погибших людей, так и оставшихся в живых. Это просто оскорбительно такие выражения и показывают не компетентность. Дальше журналист пишет, что в советские времена в группе были инструктор и проводник, которые несли ответственность за жизнь и здоровье, ну тоже полная чушь. Значит дальше, Центроспас России на законных основаниях может предъявить им счет за поиско-спасательную операцию. Не может, нет такого закона, по которому можно было бы предъявить иск и т.д. Пишут об этом, говорят подобное, к сожалению, не только не компетентные в туризме журналисты, но даже уважаемые люди, уважаемый мной министр МЧС Сергей Кожугетович Шойгу. Например, ставит в вину туристов, что у них не было датчика космической системы Коспас-Сарсат. К сожалению, Сергей Кожугетович не говорит о том, что подобные устройства в России не продаются и законодательно их не разрешено продавать. А взять в прокат в России такое устройство просто невозможно, нет такого проката. Вот как раз и МЧС и должно было организовать, давно уже должно было организовать прокат подобных устройств. Вот там лежит газета, старые две газеты, я положил, в одной из которых интервью с Черником. Можете вы почитать, что это был за человек, как он рассказывает о своих походах, о своей семье, о своей общественной деятельности. А в другой газете, двухлетней давности, наше предложение к МЧС по увеличению безопасности в туристских путешествиях. И в частности говорится о том, что необходимо организовать аренду или прокат этих самых датчиков системы Коспас-Сарсат. За два года так ничего и не было сделано. Значит вторая причина этой пресс-конференции то, что во всей информации, что в прессе появляется и тех, которых дает в частности МЧС не говорится о том, что в спасательных работах не только участвовали спасатели МЧСовские, но и пять туристов-водников, которые делали немало работы. И фактически самую квалифицированную работу выполняли туристы, поскольку имеют именно эту квалификацию по горной реке, плаванье по бурным водам. Значит, очень много в прессе говорится о необходимости введения страхования для таких туристов. Вопрос в том, что для чего это страхование, для чего оно нужно, если для уменьшения затрат МЧС на спасательные работы, оно несомненно нужно. Для повышения безопасности путешествий, для ускорения спасательных работ оно никаким образом не повлияет. Поэтому мы все туристы очень боимся, что последствия этой трагедии, как и других, будут сведены не к каким-то системам мер по повышению безопасности туристских путешествий, о чем мы говорим много лет, и ничего не делается, а именно только к введению страхования туристов. Т.е. только к финансовым вопросам, а люди как гибли, так и будут продолжать гибнуть, по своей вине, по чужой вине, но… Короче говоря, вот сейчас участники пресс-конференции дальше все будут вам рассказывать. Значит и первым, поскольку эта группа была создана на основании людей, которые занимались в турклубе МГУ. В этой группе из шести человек пять было москвичей и один из Казани, которого здесь нет – уцелевший Зверев, участник группы, он находится сейчас в Казани. Первое слово предоставляется Виктору Садовому вице-президенту федерации туризма Москвы, мастеру спорта.
Виктор Садовый:
Добрый день. Чтобы наша беседа была более конкретной, я думаю нам нужно говорить на одном языке. Я очень коротко остановлюсь на том, каким видом спорта занималась эта группа, команда Сергея Черника, под руководством его. Команда выпускалась Маршрутно-квалификационной комиссией Федерацией спортивного туризма Москвы. Федерация образовалась не вчера у нее очень давняя, более чем полувековая история, названия были разные – Союз Туристов Москвы, Федерация Туризма Москвы, но это еще при Советском Союзе. Но одно главное, Федерация – это общественная организация, не коммерческая. Фактически она образована самими туристами, которые занимаются самодеятельным туризмом это любители путешествий и спортивных походов. Федерация – это в принципе организация, которая помогает туристам в организации походов, путешествий, соревнований, чемпионатов, проведении учебных мероприятий. Вся ее работа состоит из работы комиссии, вот члены комиссии, которые фактически проводят эту работу, это методическая работа, аттестационная, кадровая работа, они выбираются самими туристами из наиболее опытных и квалифицированных. Комиссии позволяют организовывать такие мероприятия как спортивные походы и помогают в этом. Основой все-таки работы Федерации является помощь и наиболее значимый вид – это спортивные походы. Спортивные походы – они могут быть пешими, водными, горными, спелео и других видов туризма. Спортивные походы – они позволяют участникам, руководителям и т.д. повышать свой спортивный уровень. Надо отметить, что спортивный туризм единой спортивной квалификацией нашей страны был введен от 1949 года, т.е. разрядники и мастера спорта уже присуждались…. Основой спортивного похода является маршрут, маршруты могут быть от самой первой категории, простой, скажем, и до самой сложной шестой категории. Как вы видите, все-таки основа есть – это маршрут и для сравнения значит в альпинизме это вершина, например, в тяжелой атлетике это штанга. И вот эти вот походы они как раз квалифицируются по сложности маршрута. Надо отметить, что рафтинг, как сказал Сергей Минделевич, никакого отношения не имеет к работе Федерации спортивного туризма. Тем более что есть Федераци рафтинга. Федерация спортивного туризма в Москве аккредитована Москомспорта и является членом туристско-спортивного союза и вот соревнования и все мероприятия, которые проводятся Федерацией спортивного туризма они проходят под эгидой этих двух организаций, одна государственная организация, другая общественная. И вот в один из таких походов, сложных очередных, шестой категории сложности и пошла группа туристов, команда под руководством Сергея Черника. Вот что я хотел сказать.
Сергей Минделевич:
О подготовке и маршруте группы расскажет Николай Рязанский, председатель МКК Федерации спортивного туризма Москвы, заслуженный путешественник, судья всесоюзной категории, мастер спорта. Николай Рязанский является также председателем комиссии по разбору несчастного случая. Задача этой комиссии, которая будет работать, наверное, месяц или два, входит изучение всех деталей происшествия и выработка рекомендаций для того, чтобы такое не произошло в дальнейшем.
Николай Рязанский:
То вот, как сказал Сергей Минделевич, те комментарии, которые были по поводу группы Черника, по поводу этой команды заставляют меня вспомнить и процитировать Галича: «У гроба встали мародеры и несут почетный караул». Это эмоции, дальше чистая тавтология. Сергей Черник, заслуженный мастер спорта России. Заслуженных мастеров спорта по туризму, можно перечислить, наверное, по пальцам одной руки, просто так это звание спорткомитет не дает вообще, а туристам, особенно (их всего восемь человек – C.М.). Сергей Черник занимался спортивным туризмом со школьных лет, с 1976года. За это время им пройдено более 70 маршрутов, это к вопросу о слабой подготовке. Таких спортсменов у нас в России и думаю во всем мире найти не просто, которые за эти годы сделает такое количество путешествий. При этом 23 маршрута пройдено руководителем походов высшей, шестой категории сложности. Это совершенно уникальная вещь. Причем не только водных, но в том числе и горных маршрутов. И не только он был семикратным чемпионом России, что совершенно уникальная вещь, по водному туризму, но он был и призером чемпионатов России по горному туризму и многократным чемпионом и призером чемпионатов Москвы, которые у нас тоже проводятся. Я уже сказал, что Черник не только выдающийся водник сам, но и турист-горник. Им пройдены сложнейшие маршруты шестой категории сложности и на Алтае и на Тянь-Шане и на Памире и с восхождением на Хантенгри и с первопрохождением пика Независимой Киргизии, т.е. это человек очень разносторонний. При этом, к вопросу об инструкторах, у нас он занимался и подготовкой кадров и готовил, проводил школы в университете, он инструктор лыжного, горного туризма и старший инструктор водного туризма, просто к вопросу о… Ну о Чернике можно рассказывать очень много и можно написать книжку. Значит, аналогично и его команда, все ходили вместе с Черником сложнейшие маршруты, ставшие чемпионскими маршрутами России. У всех по 3-4-5 маршрутов шестой категории сложности. Все ребята, кроме, собственно, водного туризма занимались и другими видами и туризма и другими видами спорта, у многих был и достаточно приличный горный опыт. Маршрут. Маршрут этот взялся не с бухты барахты, в свое время Китай был закрытой территорией для путешественников для спортсменов туристов, в последние годы он стал открыт. Сначала в районе появились наши туристы-горники, от них поступила информация, они видели в двух точках эту речку внизу и вверху, видели этот район, в котором они были первопроходцами и два года Сергей Черник вынашивал, готовил этот маршрут. У него была вся существующая доступная информация картографическая, причем наша картографическая информация во многом превосходит ту, с которой удалось ознакомится по иностранным источникам, хотя она тоже конечно не идеальна. В распоряжении команды было, команда обеспечила себя космосъемками и зарубежными, и нашими, естественно они тоже не дают 100% полной информации о маршруте. Вот все это было описано в маршрутных документах Сергея Черника. Группа обладала по китайским справочникам гидрографической и гидрологической информацией по реке. Но естественно это информация по водомерным постам, которые находятся в низовьях. Таким образом, все материалы, которые возможно было получить на тот период по данному маршруту, ими команда Черника располагала. Я хочу сказать только одно, что этот маршрут, эта спортивная экспедиция были первопрохождением принципиально белого пятна. На этой реке не только не было водников, но и кроме двух трех точек там не ступала нога человека. В отдельных точках там выходят тропы, но именно в точках. Естественно любое первопрохождение, будь то первопрохождение гималайских восьмитысячников, первопрохождение полюсов, первопрохождение еще каких-то принципиально сложных маршрутов, любое такое первопрохождение сопряжено с определенной степенью неизвестности, потому что полностью всего знать нельзя, не увидев своими глазами и не пощупав. И, естественно, сопряжено с определенным риском. И история первопрохождений человечества, она это подтверждает, что этот риск есть. Я закончил, если есть какие-то вопросы, я потом всегда готов ответить.
Сергей Минделевич:
Я хочу сказать, что у нас в зале еще находится заведующий департаментом физической подготовки комитета по делам физкультуры и спорта правительства Москвы Андрей Пыжов и также заместитель директора департамента оперативного управления МЧС России Андрей Легошин. Вот именно Андрей Легошин руководил спасательными работами с Российской стороны на реке Юрункаш, и, по общему мнению всех туристов, которые там были, наши спасатели сделали в то время, которое им было отведено, с учетом ограничения китайской стороны, сделали все возможное для нахождения и спасения наших туристов. Этим людям тоже могут быть адресованы ваши вопросы после выступления. Так вот теперь Андрей Паутов, спасенный участник группы расскажет что-нибудь о том, как это проходило. Я просил Андрея, чтобы он не пересказывал, что было написано в пресс-релизе и для экономия времени оставить больше времени на вопросы.
Андрей Паутов:
Я даже не знаю, что именно вы хотите услышать от меня.
Сергей Минделевич:
Ну, например, как тебе удалось выжить в течении 25 дней не имея ни теплой одежды, ни горячего питания, ни возможности развести костер и т.д., на высоте более 3000 метров, по-моему 3200. Вот как удалось выжить, надеялся ли ты, что тебя спасут, ведь фактически река огромная 300км этой реки полностью ненаселенная местность и надеяться на то, что кто-нибудь придет на помощь, мне кажется, было маловероятно.
Андрей Паутов:
Но все равно надежда как бы оставалась и это укрепляло. Сложно как-то сказать, но просто одной надеждой как бы жил, а когда уже увидел первый вертолет, стал сам тоже принимать меры, чтобы пойти навстречу, чтобы как бы с двух сторон, когда тебя ищут и ты ищешь, прикладываешь усилия.
Николай Рязанский:
Я думаю, ему легче будет ответить на вопросы какие-то.
Сергей Минделевич:
Сейчас мы вам покажем фотографии реки Юрункаш, сделанные нашими туристами.
Дмитрий Марчук:
Вот то самое место, где Андрей находился в течение 20 дней, снято с вертолета с высоты 300м.
Стенограмма пресс-конференции ФСТ Москвы и ТССР о трагедии на Юрункаше (Вода, сергей черник, китай)

Более менее виден характер реки, по берегам стоят скалы, высотой достигающие от 300м до 1,5км. Движение пешком вдоль реки невозможно. Это показывает почему люди не вышли из этого района сами и находились там в течение 20 дней. И еще показывает насколько была сложна сама спасательная операция, потому что спускаться в таких местах к реки фактически невозможно. Ну и вертолет тоже туда залететь не может, понимаете, узкое ущелье. Фотографии сделаны с вертолета во время последнего дня спасительной операции, когда были отсняты всевозможные участки нахождения шестого человека. Практически вся река на протяжении 50км была снята сверху. Вот на реке сейчас видны препятствия с большим количеством камней, но уровень воды к этому времени упал метра на три, по сравнению с тем каким был во время прохождения реки группой.
Стенограмма пресс-конференции ФСТ Москвы и ТССР о трагедии на Юрункаше (Вода, сергей черник, китай)

При том уровне воды эти камни были закрыты, но это не говорит о том, что река была легче, совершенно наоборот, там образовывались эти пенные котлы или бочки, как мы их называем, в которых произошли неприятности с катамараном.
Сергей Минделевич:
Надо понимать, что это снято с вертолета, что ширина реки до 40 метров при сильнейшем течении. Группа начала сплав с высоты 4700 метров прошли полмаршрута, по-моему, за 4 дня, да Андрей. Уже полмаршрута прошли и авария случилась на высоте 3200 метров, т.е. 1,5 км было сброшено туристами, т.е. вот это говорит о силе течения, мощи этой реки. Значит ни о какой переправе вброд, речи быть не может.
Дмитрий Марчук:
Вот на этой фотографии видим катамаран двойку, лежащий, выброшенный на берег рекой.
Стенограмма пресс-конференции ФСТ Москвы и ТССР о трагедии на Юрункаше (Вода, сергей черник, китай)

Стенограмма пресс-конференции ФСТ Москвы и ТССР о трагедии на Юрункаше (Вода, сергей черник, китай)

Значит видно, что катамаран лежит сейчас достаточно далеко от воды, но это только потому, что уровень воды упал метра на три. Катамаран в этом месте зацепился сам. Вот еще раз хочу подчеркнуть характер реки, видно, что участок каньона, где потерпела аварию двойка, состоит из сплошных препятствий очень сложных для прохождения.
Стенограмма пресс-конференции ФСТ Москвы и ТССР о трагедии на Юрункаше (Вода, сергей черник, китай)

Сейчас я продемонстрирую видеозаписи, которые были совершенны группой Черника два года назад при прохождении реки Обихингоу на Памире, чтобы можно было оценить вообще, как эта река выглядит на видео при большом уровне воды.
Сергей Минделевич:
Еще раз, эта съемка, которую вы сейчас увидите, была сделана на другой реке. Мы ее взяли, чтобы показать вам, что такое бочка, в которую влетели катамараны. Конечно сила, мощь этой бочки на Юрункаше гораздо больше, бочка держала на реке Юрункаш катамаран 5 часов. Пять часов в ней катамаран крутился, не мог выплыть. Вот что это такое вы сейчас увидите.
Дмитрий Марчук:
Здесь снято уже после киля одного из катамаранов.
Сергей Минделевич:
Картинка исчезла. Чтобы пока время не терять Михаил Селезнев тоже участник спас работ, мастер спорта.
Михаил Селезнев:
Хотел сказать о некоторых технических моментах тех спас работ, которые проводились на реке Юрункаш. Мне довелось лично участвовать в двух вылетах, потому что основное время мы проводили в Хотане в ожидании хорошей погоды и разрешения китайской стороны на вылет, но в основном мы ждали погоду. Погоды не было и те малочисленные дни с хорошей погодой были, на мой взгляд, полностью использованы, на все 100% в качестве поисков. Первый вылет, мы десантировались на место, где был обнаружен катамаран четверка, где собственно по снимкам китайской стороны мы предположили, что кто-то есть. Катамараны лежали на высоте 3500 метров, вертолетная площадка, где удалось приземлиться 4200. И путь от вертолетной площадки до реки занимал около часа, часа двадцати по времени. Накануне, за день до этого китайцы предприняли попытку переправы, но у них ничего не получилось, т.к. не было сплавного средства, чтобы переплыть на левый берег реки. У нас был каяк, у нас была китайская резиновая лодка, благодаря чему мы и переправились на левый берег и обнаружили то, что все потом увидели – это тела Черников и обломки катамараны четверки.
Сергей Минделевич:
Миша скромничает, на самом деле сначала он в одиночку переправился, протащил веревку, по которой потом с помощью этой веревки переправились и другие.
Михаил Селезнев:
И что мне хочется сказать по поводу этого первого вылета, что сначала китайцы не шли на контакт, не шли на ту совместную работу, и только в этот день было понятно насколько мы все вместе Российский МЧС и китайская сторона способны сделать что-то. Потому что именно китайские военные предлагали туда тащить за собой каяк и те же самые вещи, у них был разбит базовый лагерь прямо около того места, напротив четверки. И благодаря всем этим совместным усилиям был сэкономлен целый летный день, на мой взгляд. Потому что буквально в конце следующего дня погода абсолютно испортилась, и потом у нас был перерыв три нелетных дня, мы сидели в Хотане и ждали хорошей погоды. А что касается второго вылета, который был фактически спустя пять дней, мы десантировались ниже второго каньона.
Дмитрий Марчук
Это как раз место, где находится катамаран четверка. Вот в этом месте Михаил помогал организовывать переправу через реку, спасатели находились на ближнем к вам берегу, на правом, а катамараны лежали на левом берегу. Миша с помощью каяка переплыл на левый берег, перетащил туда веревку и помог организовать переправу и доставку туда еще трех спасателей, двух российских и одного китайского.
Стенограмма пресс-конференции ФСТ Москвы и ТССР о трагедии на Юрункаше (Вода, сергей черник, китай)

Михаил Селезнев:
Специально, один тонкий момент, вот на этой фотографии абсолютно незаметны вещи, которые лежат выше катамарана четверки, метрах в 50. Фактически это то, что мы видели, находясь на правом берегу напротив четверки.
Дмитрий Марчук
Вот лежит катамаран.
Стенограмма пресс-конференции ФСТ Москвы и ТССР о трагедии на Юрункаше (Вода, сергей черник, китай)

Вот здесь было обнаружено при переправе большое количество вещей, разбросанных по всему берегу.
Стенограмма пресс-конференции ФСТ Москвы и ТССР о трагедии на Юрункаше (Вода, сергей черник, китай)

Это был маленький рюкзак, штурмовой, два мешка полиэтиленовых каких-то китайских и очень, очень много вещей было разбросано без упаковки, это был ремнабор, это была аптечка. В районе четверке лежал разломанный катамаран, поперечины катамарана, как оказалось, восстановлению не подлежали. Было много веревок, был привязан спасконец за камень.
Сергей Минделевич:
Как раз в этом месте были найдены тела Черников, вот в этом улове, как называют водники. А то что вещи лежат выше, гораздо выше уровня воды, говорит о том, что воды в то время, во время сплава находилась на уровне этих вещей. Т.е. падение воды за 2 недели составило метра три.
Михаил Селезнев:
Эти фотографии сделаны в последний день облета, эти вещи как вы видите приподняты наверх, примерно на метр от того уровня, где они находились, оставленные ребятами. И по поводу вот еще второго вылета, поисковых работ ниже второго каньона, в котором лежал катамаран двойка, что хочется сказать, там мы разбились на 4 группы. Две китайские группы – это китайские военные одна группа, потом два шерпа китайских, тоже с военным, вторая группа, группа МЧС и я, как бы самостоятельная группа. Четыре группы и четырьмя группами исследовали речку. Китайцы шерпы они сразу зашли вверх по тропе и спустились к воде фактически ниже каньона, в точку ниже каньона. Китайские военные просто ушли в гору и обследовали речку видимо с высоты, каких-то полок, я их не видел. И группа МЧС занималась обследованием реки в ближайшем районе около места высадки, примерно 1-1,5км от места посадки вертолета. Я на каяке попытался сделать траверс, пересечение со струей без смещения вниз по течению, траверс на левый берег и поднимался вверх до каньона, там я встретил китайскую группу из трех человек. Дальше я зашел в каньон, как мне показалось метров на 800, максимум на 1км, где уже проход по берегу был невозможен, абсолютно вертикальные, на мой взгляд, гранитные стенки. Потом я спустился вниз на каяке, из обнаруженного мной были только личные вещи, которые лежали на камнях – майка, какие-то веревки, все это лежало на уровне 1,5-2 метра от воды от того уровня воды, который был в момент похода.
Сергей Минделевич:
Т.е. Михаил в одиночку проплыл на лодке вглубь каньона почти километр по этой реке. Значит, о том как организовывались спас работы в Москве из Москвы, какие меры были приняты здесь нам расскажет Сергей Папуш, первый вице-президент Федерации гребного слалома России, чемпион от страны по гребному слалому, мастер спорта.
Сергей Папуш:
Мы сразу позвонили Антону Череватенко, председатель центрально-учетной комиссии и друзья этой группы сразу задали вопрос почему? 4-го числа был заместитель Черника, можно так сказать, по Москве в этой группе Сергей Новак позвонил и сообщил об этом. Мы обсудили это с несколькими туристами, ну дело обычное, бывает на день-два группа задерживается, бывает и на неделю и такое может быть и прежде чем тревогу бить или нет мы обсуждали это дело. И, тем не менее, 5-го числа мы решили как-то больше подсуетиться. Федерация гребного слалома, первым вице-президентом которой я являюсь – это Федерация тоже такого бурноводинга, но олимпийской программы, это байдарки и каноэ, которые участвуют в олимпийских играх и чемпионатах мира. Президентом Федерации гребного слалома России является Сергей Викторович Лавров, министр международных дел. Поэтому и потому что я сам лично знал Сергея Черника и являлся его другом. Ко мне обратился Сергей Новак: «Сергей Михайлович, как бы это обсудить уже на таком уровне». Я позвонил помощникам Сергей Викторовича, мы составили с Сергей Новаком бумагу, вот она передо мной эта бумага. И пятого числа, на следующий день, мы пустили ее как в китайское посольство, так и на уровень заместителя министра иностранных дел. Потом мы обсудили эту проблемы с Сергей Викторовичем Лавровым, он со мной обсудил эту проблему, и 7-го числа, так мне кажется это звезды сошлись, что были переговоры в Астралии 21 страны, Азиатско-Тихоокеанского региона и Сергей Викторович рассказал об этом Владимиру Владимировичу, это было одновременно с председателем Хо Дзин Тау, китайским председателем. Получилась такая картина, что шестеро русских терпят бедствие на территории Китая, а здесь два лидера стоят и обсуждают это. Но сразу же на этом уровне было принято решение, что надо русским помогать и русских надо спасать. И второе, что было принято здесь же, правда в устной форме, со стороны китайского председателя это беспрецедентная вещь, это то что китайская сторона согласна принять помощь со стороны России в этой спасательной операции. Одновременно с этим Сергей Новак и я, мы связались, сначала с более низким уровнем министерства по чрезвычайным ситуациям и съездили в спас отряд в город Жуковский и там обсуждали каким образом спасать. А на следующий день, это уже было 8 и 9 числа в субботу- воскресенье, эти консультация с нами и с нашей стороны, и с верхней подачи была продолжена. 9-го числа в субботу уже было такое серьезное совещание в министерстве по чрезвычайным ситуациям, здесь важно было также согласия с китайской стороны и кроме того, такие спасательные операции они организуются постановлением правительства РФ. 9-го числа это все было обсуждено на таком вот техническом уровне, на уровне по чрезвычайным ситуациям. А уже в понедельник с утра вся команда министерства по чрезвычайным ситуациям была готова к вылету. В это время отечественные дипломаты согласовывали с китайской стороной параметры этой беспрецедентной операции, было достигнуто буквально в полдня, никакой ни бюрократии в принципе ничего этого не было, по видимому, по крайней мере для такого постороннего наблюдателя, который не смотрит за этими бумагами. И к вечеру 11-го числа уже этот самолет вылетел в Китай. Ну, собственно, наверное, все. Ну кроме этого министерство по чрезвычайным ситуациям восприняло просьбу-предложение наших общественных организаций двух это Федерация туристско-спортивного союза России - это Сергей Панов президент этой Федерации, и Федерация гребного слалома России, в данном случае как общественник выступал Сергей Викторович Лавров, включили туда специалистов по водному туризму и гребному слалому. Здесь были люди, которые вот Дмитрий Марчук, заместитель как бы Сергея Черника в этой туристской группе и Михаил Селезнев можно сказать от Федерации гребного слалома, который как раз и умел выполнять такие работы типа переплыть с берега на берег на каяке. Я связывался все время со своими водными сотрудниками как это все проходит, что необходимо и все время мы с Сергеем Викторовичем обсуждали эту проблему, и если необходимо было давали какие-то советы китайской стороне и министерству по чрезвычайным ситуациям. В заключении, как мне кажется, такую маленькую оценку и от выживших, и от родственников погибших я думаю, и от нашей Федерации, и от Федерации туризма, что впервые эта беспрецедентная акция состоялась. И это горе, эта трагедия сплотила нас: как китайское правительство, так и российское, наше доблестное министерство по чрезвычайным ситуациям, и китайскую народную армию, и две общественные организации России туристов и слалома, сделали то, что сделали. Я думаю, что все мы можем гордиться этой операцией.
Сергей Минделевич:
Так давайте потом вопросы. Сначала посмотрим эту бочку, можем посмотреть?
Надо заметить, что для вылета спасателей за пределы России необходимо постановление правительства РФ. Можете представить, как быстро все это было сделано без всякой бюрократии.
Значит вот, показывает фильм Дмитрий Марчук, руководитель группы туристов водников, которые были на спас работах в Китае, мастер спорта международного класса.
Дмитрий Марчук:
Никак не могу найти это место.
Сергей Минделевич:
Давайте пока выступит Сергей Панов, президент туристско-спортивного союза России, мастер спорта, расскажет, что надо сделать, чтобы туристские походы не заканчивались столь трагически.
Сергей Панов:
Ну, во-первых, от лица туристской общественности России от более чем 80 организаций региональных спортивного туризма, я хочу выразить благодарность, во-первых, министерству по чрезвычайным ситуациям это МИД, который полностью очень оперативно и своевременно вмешался в ситуацию, и началась операция по спасению. Я хотел бы сказать, что не всегда в нашем обществе встречается так, чтобы чиновники восприняли нужды народа так остро и своевременно. Я могу сказать, что практически каждый час раздавался звонок из Китая, когда работники посольства решали какие-то проблемы, связанные с приемом, размещением, согласовывали с китайской стороной. Я хочу сказать, мы, конечно, очень удовлетворены этим взаимодействием и еще раз большое спасибо. Ну я немножко хочу остановиться на самом движении спортивного туризма. Наше движение официально зарегистрировано в 1895 году как Российское общество туризма. Это движение народное движение, оно основано на менталитете россиян тяге к путешествиям, проявлению героизма, взаимовыручки, испытаний себя. Это движение оформилось более 112лет назад. Ну в советское время, в 30-е годы, движение получило массовое развитие, по инициативе «Комсомольской правды» было созвано совещание в 30-е годы, после которого в городах стали создаваться клубы туристов, секции туристов. С 1949 года система включена в единую спортивную классификацию, и мы получаем разряды мастер спорта, мастер спорта международного класса с 1992года и заслуженный мастер спорта. У нас действует четкая система, есть маршрутно-квалификационная комиссия, которая создана в 30-е годы, более 75 лет уже действует система маршрутно-квалификационной комиссии. Что это такое? Это есть эксперты, они расположены…
Из зала:
А может по теме можно спросить? Ну сколько можно если каждый будет…
Сергей Панов:
Я считаю, что это по теме, потому что мы просто слышим крики, извините. Это есть система, которая существует более столетия. А идет разговор, это все равно что говорить, что человек едет на Эверест восхождение и его называют каким-то проходимцем и экстремалом. Понимаете, есть система, все реки классифицированы, которые в России и зарубежом есть. Известны их сложности, есть требования к участникам, все жесточайшим образом все это проверяется. Я хочу три минуты, но все-таки сказать. У нас много в стране проблем, чтобы повысить безопасность. Первое – это нужна эффективная поддержка работы системы МЧС. У нас до сих пор во многих регионах нет вертолетов, понимаете. Это даже не задача МЧС - это государственной важности. У нас большая страна и если вы хотите, чтобы она была освоена, чтобы люди чувствовали себя хозяевами, путешествовали и знали ее это надо решать. Второй вопрос – вопрос связи. Институт космических исследований разработал систему Коспас-Сарсат - это радиобуй, который посылает сигнал и координаты точки. Эту систему надо внедрять и просить правительство заняться этой системой, она нужна геологам и т.д. Наша система спортивного туризма, она воспитывает кадры, в том числе, для системы МЧС. Большинство работников, которые работают в природной среде, прошли нашу школу. Второе, большинство коммерческих фирм, которые действую сейчас в России, эгида проводников, прошли нашу школу. У нас действует система подготовки, какая проблема. Проблема в том, что с 90-х готов система клубов, которая создана была в советское время разрушена. В Москве из 33 клубов осталось 2 клуба и то благодаря Юрию Михайловичу Лужкову, который ходил в походы и защитил клуб в самые экстремальной ситуации. Ну это тоже не бесконечно, мы живем как на вулкане, понимаете. Центральный российский клуб Медведково все время находится на грани закрытия. Т.е. нужна помощь в создании, восстановлении системы спортивного туризма, который есть. Ведь эта система она обеспечивает безопасность, не только таких как вот эта группа и то встречаются, происходят чрезвычайные происшествия. Но и все путешественники должны иметь определенную культуру и мы должны ее обеспечить. Спасибо за внимание и я надеюсь, что вы нас будете приглашать, когда будет связано с какими-то происшествиями, а лучше не происшествиями, а какими- то хорошими событиями – восхождения и достижения полюсов Земли и т.д.
Сергей Минделевич:
Последний выступающий Дмитрий Шпаро, известный путешественник, мы его специально пригласили, он не связан никак с Федерацией туризма Москвы. Но это человек достаточно авторитетный и я думаю не надо его представлять. И я хотел задать вопрос, как по мнению Дмитрия Шпаро вот этот несчастный случай это трагическая случайность, авантюризм туристов-водников, надо ли вообще идти на такие неизведанные маршруты или может стоит ограничиться плаваньем на подмосковной речке?
Дмитрий Шпаро:
Ну, тут все-таки в зале, я так понимаю, кроме журналистов довольно много путешественников и друзей. И я все-таки хотел начать с того, что выразить Андрею глубокое сочувствие в связи с тем, что погибли его товарищи. Я очень хорошо понимаю все твои чувства. Хочу также сказать тоже от всех присутствующих, надеюсь, что это все-таки не отклонение от темы, слова глубокой благодарности Михаилу и Дмитрию и, выйди Андрей на минуточку сюда, пожалуйста. Андрей Легошин, которого знают все во всем мире, потому что это и есть тот человек, руками которого Шойгу осуществляет спасательные работы. Андрей, спасибо тебе, старик огромное. Но и раз мы услышали этот рассказа по поводу того как организовывались, конечно надо сказать от нас всех спасибо Сергею Лаврову и выходит даже Владимиру Путину. Теперь я хотел сказать вот что для чего вообще ребята Сергей Черник и товарищи пошли в такое путешествие, для чего вообще люди идут в такие сложные путешествия. Я их хорошо понимаю, они идут, чтобы установить рекорд. Этого рекорда не было, но, к сожалению, его и нет, но этот рекорд остался как тот предел человеческих возможностей, который должен быть достигнут. Они пошли потому что они являлись первооткрывателями, они пошли потому что они хотели проявить те свои сверхкачества, которые реализуются в этом сверхсложном путешествии. Они могли это сделать, и это ощущение у них внутри, что они могут это сделать, это главный мотив этого великого путешествия. Это тоже самое, что режиссер, который ставит спектакль, который он долго вынашивал, это тоже самое, что великий режиссер ставит фильм, который он долго вынашивал, это все тоже самое и это из творчества, это из возможности личности. Теперь я хочу сказать для чего такие путешествия нужны в мире. Конечно, Земля более менее открыта, хотя мы сейчас слышали, что вот это белое пятно на территории Китайской республики. Но остаются неоткрытыми возможности самого человека. И вот такие люди как Бернар Пикар, который с третье попытки облетает на воздушном шаре вокруг Земли. Или там Мессер великий, которого все знают, который без кислорода поднимается на все десятитысячники. И Черник, он такой же как Пикар и такой же как Мессер потому что он сделал то, что никто не может сделать и мы, на самом деле, глядя на этого человека мы воздаем ему хвалу и понимаем, что мы поем хвалу не конкретно Чернику, а вообще человеку. Ну и я считаю, конечно, что это путешествие оно нужно для всех нас, оно нужно для страны, мы должны этими людьми по-настоящему гордиться. И то, что сейчас говорил предыдущий человек о школе туризма эта школа туризма не может расти если не будет сверхсложных путешествий, понимаете. А когда она не имеет материнской структуры, она тогда не нужна. Ребята должны идти от ступени к ступени, подниматься к тем высотам, к которым интересно подниматься. Спасибо большое.
Сергей Минделевич:
Заканчивая выступление. Буквально два месяца назад наши альпинисты, сборная команда страны по альпинизму, совершила то выдающееся восхождение на Гималайский восьмитысячник К-2 по новому маршруту, по которому никто никогда до них не ходил. Вот то, что хотел сделать Черник со своей командой это примерно то же самое, только в водном туризме. Реку Юрункаш никто не проходил и они стали первопроходцами, они хотели стереть это белое пятно на карте водного туризма. И никто не сомневается из нас теперь, что эта река будет в скором времени пройдена туристами, особенно после того как ее показали в пример группы Черника, после того как впервые в истории река была снята сверху, есть фотографии. Теперь мы знаем с людьми, а мы московские туристы будем стараться выходить с предложениями об увековечивании памяти нашего выдающегося первопроходца Сергея Черника, семикратного чемпиона России по туризму. Я не знаю, вообще, ни в каком виде спорта есть ли еще семикратные чемпионы. И мы очень надеемся, что вы нас в этом поддержите. Теперь вопросы.
Агентство Интерфакс, Андрей Карплюк:
Андрей, если можно вопрос к вам. Первый момент, коллега рядом выразил уверенность, что эта река будет пройдена, вы там были. Во-первых, готовы ли вы сами с кем-то уже другим снова отправиться, если да, то видя что там было, вот этот самый печальный момент. Что на ваш взгляд следовало учесть, не знаю, технику там другую как то там усовершенствовать катамараны, ну я так может примитивно выражаюсь, еще что-то чтобы действительно суметь это пройти? И второй вопрос, может это будут неприятные воспоминания, сейчас все говорят, да естественно надежда помогала вот те дни, когда вы там были сами, не знаю, что было самое страшное, чего больше всего боялись голода, холода, как вообще что надо было есть, чтобы как-то поддерживать себя хоть в каком то тонусе, поддерживать в себе здравый ум, вот эту надежду? Спасибо.
Андрей Паутов:
На первый вопрос: сейчас это все довольно известно практически по метрам река доступна и уже может по-другому будет раскладываться маршрут, как чего проходить. Будет, на мой взгляд, гораздо проще. А готовность, если туда люди пойдут, то эти люди будут готовы как бы.
Сергей Минделевич:
Скажи ну ты сам пошел бы или нет?
Андрей Паутов:
Скорей всего нет. Пока еще не знаю точно, но скорей всего не знаю, сложно пока судить. А на второй вопрос: ничего не боялся, уже боятся как бы, ну ты один, единственное ну ты один и все, а так…сам за себя, чего тут уже, ну если чего и было бы. Ни холода, ни голода не боялись, это уже как бы мелочи мне казалось.
Сергей Минделевич:
Нет, вопрос был: как спасти себя в той ситуации, на что обратить внимание, что есть, что пить.
Агентство Интерфакс, Андрей Карплюк:
Чего больше всего опасался в той ситуации?
Андрей Паутов:
Да ничего не опасался, главное, что как бы выжил, вода под рукой, главное, что вода есть, а еда…
Сергей Минделевич:
Вот это все говорит о квалификации людей, которые поплыли, 25 дней выжить и этих людей можно называть горе-путешественниками?
Канал Спорт:
Как я понял, переворот произошел в каньоне, просматривалось ли препятствие, и как осуществлялась страховка?
Андрей Паутов:
Ну в самом каньоне тяжело посмотреть препятствие.
Журналист:
Ну т.е. вы его не видели, да?
Андрей Паутов:
Ну как бы идешь ты в каньоне, несчастный случай происходит, у тебя река поварачивается на 90 градусов и…
Журналист:
Ну т.е. вы не знали куда шли на какое препятствие?
Андрей Паутов:
Идешь по течению, все тебе хорошо идется, у тебя вертикальные стены у тебя река поворачивается на 90 градусов, ты не видишь, что за этим поворотом.
Журналист:
А страховка осуществлялась какая-нибудь?
Андрей Паутов:
Ну мы тандемом шли, два катамарана, взаимостраховка идет
Журналист:
Отвесные стены каньона, можно пойти просмотреть или нельзя пойти просмотреть. Можно поставить страховку?
Андрей Паутов:
Посмотреть нельзя, нельзя остановиться, нельзя причалиться к берегу выйти и просмотреть.
Журналист:
Т.е случись чего, они даже на берег не смогли выйти?
Андрей Паутов:
Вышли же.
Сергей Минделевич:
Дорогие мои, просьба, во-первых, представлять, говорить из какого вы средства массовой информации. Во-вторых, я очень прошу дать возможность журналистам задавать вопросы. Потому что в зале много не журналистов.
Журналист:
А вам когда произошла первая трагедия, вы наверняка выбрались на берег, зачалились подумать, как быть дальше, рассматривался такой вариант, что просто выйти и ждать на берегу помощи?
Андрей Паутов:
Рассматривались все варианты, но т.к. у нас была еще неделя ходового времени до окончания маршрута и карты, то решили идти до определенного места, чтобы выходить на тропу и подниматься уже выходит к людям. Просто было принято такое решение, а варианты рассматривались многие.
Канал Спорт:
Как вы оказались один, и знали ли что кто-нибудь кроме вас остался жив?
Андрей Паутов:
Остался один потому что после переворота унесло течением. Когда катамаран перевернулся, я видел, что два человека живы еще точно, потому что они остались на катамаране, на перевернутом. После того как я провел 20 дней и вышел из каньона я нашел следы, соответственно я понял, что кто-то живой еще.
Екатерина Макаркова:
Среди чувств, которые вы испытываете есть ли чувство вины, и как бы вы это описали словами? Спасибо.
Андрей Паутов:
Не знаю даже. Даже не вины, а это не назовешь какими-нибудь такими, не знаю даже как ответить на ваш вопрос.
Сергей Минделевич:
Т.е. вы не считаете себя виновным в гибели людей? Я понимаю, вы так формулировали вопрос.
Екатерина Макаркова:
Ну не совсем.
Сергей Минделевич:
Вины перед кем и за что?
Екатерина Макаркова:
Нет, ну вы осознаете сколько сил было потрачено, родственники…
Андрей Паутов:
Все это прекрасно понятно, ну что вы.
Екатерина Никулина, Семейный совет
Скажите пожалуйста, кто принял на себя руководство, после того как вы поняли, что Черника нет в живых? Второй вопрос, что за вещи там были выше четверки раскиданы?
Андрей Паутов:
Ну вопросы как бы все решались коллективно, обсуждались.
Екатерина Никулина, Семейный совет
Обычно ведь есть заместитель руководителя.
Андрей Паутов:
Ну у нас был, Александр, он как бы постарше. Ну все равно, один он не мог все брать на себя, обсуждались все какие-то нюансы, вопросы.
Екатерина Никулина, Семейный совет
Кто принял решение, что вы сплавляетесь дальше?
Андрей Паутов:
Мы коллективно приняли это решение, я же говорил. А вещи остались потому что было очень много вещей, потому что практически все рюкзаки были в этом же улове с катамаранами. И т.к. мы собирались идти пешком дальше, то располовинили аптечку и часть вещей, которые нам просто бы не пригодилась бы, мы оставили на берегу
Наташа Политаева, Спортэкспресс:
Скажите пожалуйста, как планировалось осуществлять связь, были ли средства связи в начале экспедиции и куда они делись потом?
Андрей Паутов:
Ну выходить к людям, так и осуществлять связь. А насчет того что у нас спутниковой связи не было, это скорее вопрос к руководителю, почему это случилось так. А в конце реки там сотовые телефоны ловят.
Из зала:
Вопрос организаторам и тем кто будет планировать экспедиции. Какой основной вывод будет сделан из произошедшего, и что будет учитываться при подготовке следующих экспедиций? Вот Дмитрий Шпаро сказал: мы здесь собрались не для того чтобы сказать туда ходить больше нельзя, открывать надо, покорять вершины необходимо. Но при этом риск всегда есть, но лучше его свести к минимуму. Что учтено уже и что будет учтено при подготовке следующей экспедиции? Спасибо.
Николай Рязанский:
Четко сказать сейчас всех выводов, которые будут сделаны из разбора этой трагедии, безусловно, нельзя. Потому что при любом, авиационном там, еще каком-то чрезвычайном происшествии создаются комиссии, которые тщательно работают, тщательно разбираются во всех основных, сопутствующих, прочих причинах и вырабатывают определенные рекомендации. При этом непосредственно причины несчастных случаев, даже если на них комиссия и останавливается, если комиссия грамотная и порядочная, то чаще всего говорится, что такая-то причина с такой-то вероятностью. Т.е. сказать некоторые вещи однозначно мы конечно не сможем. Но к концу ноября наша рабочая комиссия по разбору этого несчастного случая должна выдать предварительную информацию, которую еще более широкие комиссии видимо будут рассматривать. Целый ряд вещей мы уже говорим, вот об этом говорил и Сергей Панов, в частности о коспасовском буе, только я тут хотел поправить, что им занималась не ИКИ, а институт космического приборостроения и занимается уже ни один десяток лет и внедрить эти буи в широкое применение так до сих пор и не может. Что касается связи конечно мы будем настаивать требовать чтобы все брали с собой спутниковые телефоны. Но дорогие друзья со всем знанием дела я вам могу сказать, что спутниковый телефон это совсем не панацея и совсем не та вещь, на которую можно всерьез надеяться, потому что в целом ряде случаев и об этом говорил во всеуслышание министр чрезвычайных ситуаций Сергей Шойгу, что вот у нас ненадежная связь между Хотаном и спасотрядом и нам нужен самолет-ретранслянт, это самой нашей доблестной части Центроспасу МЧС. Ребята, я по образованию сам инженер-радист и я понимаю целый ряд именно принципиальных трудностей со связью из каньона, со спецификой связи из Сяньзань-Уйгурского района Китая. Спутниковый телефон это не из для таких районов неважно Сяньзань-Уйгурский или Верхоянский хребет, где тоже были наши команды и тоже в течение там двух недель спутниковые телефоны там ничего не ловили. Или сейчас там другая группа в Китае, они на 4 дня остались совсем без связи, хотя связь была. Я просто хочу сказать, что требование к связи конечно будет, но быть уверенным в том что связь по спутниковому телефону может 100% обеспечить спасение людей к сожалению нельзя, это надо сознавать.
Дмитрий Шпаро:
Я хотел сказать, что конечно еще не скоро будут сделаны все выводы Вами Николай, но здорово рекомендовать в самые сложные водные маршруты все-таки брать с собой спутниковый телефон и не надо говорить насчет того при каких обстоятельствах они не сработают. Конечно это не на все случаи жизни, но все-таки можно было представить себе такую ситуацию, когда именно этот телефон людей по-настоящему выручил. И поэтому их надо брать обязательно это то, что доступно современному цивилизованному человеку, не надо говорить, что эти спутниковые телефоны не делают у нас в России. Не делают, они продаются в разных других местах. Если вы идете в полярное путешествие, где не принимает одна система, там работает Иридиум, правда Иридиум нельзя ввозить в Россию, но тем не менее все полярные путешественники идут и пользуются Иридиумом и полярные вертолеты летают тоже пользуются Иридиумом и когда мы говорим про буй Коспас-Сарсат и ссылаемся на институт космического приборостроения, что они никак не разработают это тоже не совсем правильно, потому что реально я вам скажу, что в Польше, Германии, Великобритании, всюду этот буй покупается за 400-500 долларов. Если я трачу бешенные деньги для того чтобы снарядить экспедицию в Китай, можно потратить 400 долларов и купить этот буй, так надо было поступить Николай и это бесспорно, и мы это должны рекомендовать самым нашим главным чемпионам, если они идут в путешествие по воде, это у нас не принято, это у нас нет такой традиции, но если они идут в сверхсложное путешествие по воде ребята должны брать с собой спутниковый телефон и должны брать с собой этот буй системы Коспас-Сарсат. Другое дело, что мы должны им помочь, ребята из МЧС могут им помочь, там определенные разрешения нужны, все это можно сделать.
Сергей Панов:
Я хочу сказать, что у нас создано две комиссии одна комиссии по разбору, которую возглавляет Николай Рязанский, председатель московского МКК и комиссия федерации создана для выработки рекомендаций, которые мы хотим обсудить затем рядом ведомств, ведь туризм спортивный затрагивает ряд ведомств это МЧС, Росспорт, Ростуризм, Минприрода и т.д. И поэтому там много вопросов. Первый вопрос это связи между спас службами и путешественниками. В новом проекте правил, который долгое время у нас находится в Росспорте согласованы с МЧС добавки, каждая группа обязана иметь средства связи, но одно дело это написать, а другое дело это реализовать. Конечно, поэтому это и важно нам, чтобы это вышло на государственный уровень эта проблема, то ли МЧС будет предоставлять рации, то ли это будет единый канал связи, по которому можно будет связаться со спасслужбой, то ли это будет Коспас-Сарсат система с радиобуем. Конечно, мы надеемся, что когда-нибудь это у нас в стране появится, потому что есть прогрессы такие что давно уже пора. И сейчас у нас группа пошла в Тибет у них 3 спутниковых телефона, 5 раций, все у них есть и страховка. Второй вопрос страхование, я может не буду поднимать этот вопрос и как единого страхования не было вчера, так и сегодня у нас единой системы страхования в природной среде. И вот мы проводили с Федерацией альпинизма круглый стол в апреле и собирали все ведущие страховые компании и мы просим их пожалуйста предлагайте страховые договора, где они были бы ориентированы на путешественников в природной среде. Потому что, что получается там написано вы обязаны должны сообщить, а бывает такая ситуация, что группа терпит бедствие, выходит уже с маршрута и тогда только можно зафиксировать страховой случай, т.е. это не стандартная ситуация. И мы надеемся, что опять это государственный правительственный подход должен быть система страхования.
Журнал Рюкзак:
Аналогичных спасательных работ не было, это действительно была уникальная спасательная операция, а вот когда были на реке: вы предполагали, что вас будут спасать, были уверены, что вас будут спасать или понимали что рассчитывать надо только на себя?
Андрей Паутов:
Не у меня было предположение, что будут спасать, а когда увидел первые вертолеты, я даже не знал, что это за вертолет спасательный не спасательный, вот это спасение, наверное. Надежда такая была.
Сергей Лагода, Федерация спорта, чемпион страны по водному туризму:
Расход уровня воды выше каньона, где вы перевернулись?
Андрей Паутов:
В районе 100 кубов.
Сергей Лагода, Федерация спорта, чемпион страны по водному туризму:
В районе 100 кубов. Ну, уровень не сильно зверский. И второй вопрос уже к Сергею Минделевичу. Как вы считаете, если маршрутно-квалификационная комиссия включит в состав МЧС, конкретно чтобы не было разборов, это правильно или неправильно?
Сергей Минделевич:
Я думаю неправильно. Несколько лет назад в МЧС уже был разработан такой проект взаимодействия с туристскими группами. Этот проект давал колоссальные возможности МЧС по запрету, по совершенно пустяковому поводу, запрета путешествий, любых путешествий. В результате у нас огромное количество групп обходило бы спасателей, не регистрировалось бы и в результате количество несчастных случаев еще бы возросло. Маршрутная комиссия это общественная организация из высококвалифицированных туристов. В составе МЧС в каждом регионе, в каждом их подразделении просто нет такого количества опытных людей по всем видам туризма.
Сергей Лагода, Федерация спорта, чемпион страны по водному туризму:
Я просто хотел сказать, чтобы этих людей включили в состав МЧС. Они из вас же наберут соответственно специалистов, но они буду иметь финансирование, зарплату, наконец, отвечать будут за свои слова, в том числе и в уголовном порядке, тогда это будет правильно.
Журналист:
Вы должны были выйти 2-го числа, а самолет вылетел 11-го. Можно ли сократить как-то оформление всей этой документации, чтобы не было этой бюрократии. Хотя в принципе вы сказали, что сработано все быстро, все-таки 9 дней было потеряно. Но вот если, не дай бог, повторится такая ситуация можно будет быстро все решить?
Николай Рязанский:
Можно я поначалу отвечу. Контрольные сроки группы, в соответствии с их заявкой, и которые были установлены с днями запаса, были 5-го сентября. Другой вопрос, что когда их не встретил этот китаец Саша, который по сути дела был не гидом-проводником, а трафик менеджером, он сразу отзвонил нам, потому что он ни одну группу нашу забрасывал, и мы сразу начали дергаться.

54


Комментарии:
3
Это вы сами расшифровывали? Титанический труд! Спасибо!

2
Да. Пожалуйста.

0
Спасибо, огромная работа.

0
Спасибо всем. Работа огромной важности. Но остался осадок что операция уникальная и самет стран проходит непостоянно.

-2
а почему у них не было НАЗ спички нож ракета?

0
Друзья, если есть возможность,поправьте пожалуйста прямую речь Николая Рязанского. В начале расшифровки его выступления есть такая фраза. "Это эмоции, дальше чистая тавтология". В фильме "Юрункаш. Хроника трагедии" есть небольшой лайф этого выступления. Там чётко слышно, как Рязанский говорит "фактология". Ну, и в контексте "фактология" выглядит вполне логичной. Тавтология - это необоснованный повтор, а с этой аудиторией Николай Рязанский беседует впервые.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru