Пишет khomenyuk, 14.04.2021 21:39

Двойка альпинистов Хоменюк Михаил и Набиева Бакытжан 26.08.2019 совершили первопрохождение маршрута по центру Северной Стены (по линии падения воды) пика Университета ИТМО, Заалайский хребет, Памир. На основании представленного отчёта Классификационная комиссия ФАР России присвоила маршруту категорию 4А.

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()Северная Стена

Описание маршрута:

Подходы:от базового лагеря Ачик-Таш двигаться по тропе до моста через реку Ачик-Таш. Перейдя мост, подниматься по ущелью вдоль ручья, впадающего в реку Ачик-Таш прямо у моста.

В верхней части ущелья повернуть вправо на морену и подойти к леднику под центр Северной стены пика Университета ИТМО. Ледник был открыт, команда пересекла его не связываясь.

При наличии снега на леднике рекомендуется пересекать ледник в связке во избежание попадания в трещину. Время подхода команды от БЛ Ачик-Таш под маршрут - 2,5 часа.

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()панорама района с гребня пика Петровского.

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()карта

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()техническое фото 4А

Участок 1:Снежно-ледовый склон, крутизна 20-30 градусов. Крутизна постепенно увеличивается. Протяжённость участка около 350 метров. Одновременное движение в кошках в связке.

Участок 2:Снежно-ледовый склон, крутизна 30-40 градусов. Крутизна постепенно увеличивается. Протяжённость участка около 300 метров. Перейти через бергшрунд по снежному мосту. Далее одновременное движение в связке, на ледорубах на передних зубьях кошек. Подниматься прямо вверх по центру стены, т.о. карнизы с вершинного гребня остаются с правой стороны. Для страховки использовано 2 ледобура. Рекомендуется страховаться чаще, чем страховалась команда.

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()участок 2

Участок 3:Снежно-ледовый склон, крутизна 50-60 градусов. IV+. Протяжённость участка 200 метров; 4 верёвки по 50 метров. Бергшрунд проходится по снежному мосту. Далее попеременное движение на передних зубьях кошек и двух ледорубах. Страховка – 3 ледобура на верёвку, станции на двух ледобурах.

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()участок 3

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()бергшрунд на участке 3

Участок 4:Снежно-ледовый склон, крутизна 65-70 градусов. IV+. Отдельные небольшие участки(по 2-3 м.) до 80 градусов. Протяжённость участка 120 метров; 2,5 верёвки по 50 метров. Попеременное движение на передних зубьях кошек и двух ледорубах. Страховка – 4 ледобура на верёвку, станции на двух ледобурах. Карнизы с вершинного гребня остаются с правой стороны на протяжении всего восхождения.

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()Участок 4, верхняя часть

Участок 5: Снежно-ледовый склон, крутизна от 30 до 20 градусов. Крутизна постепенно уменьшается. Протяжённость участка около 30 метров. Веревка выводит прямо на вершину, верхние 4-5 метров - осыпной склон (мелкая осыпь). Веревка пройдена попеременно без точек страховки, страховка на вершине "через поясницу".

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()вид с вершины

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()Бакытжан(альпклуб МЭИ) на вершине пика Университета ИТМО

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()Михаил( Ak-sai travel)

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()записка на вершине

Из базового лагеря Ачик-Таш Ak-Sai Travel уложились до вершины и обратно за пятнадцать часов: Выход на маршрут из БЛ: 5:00, 26.08.2019 Маршрут начат: 8:05, 26.08.2019 Выход на вершину: 15:34, 26.08.2019 Возвращение в БЛ: 20:00, 26.08.2019

Спуск: По западному гребню ориентировочная сложность 1Б-2А, далее по осыпному склону в долину и по тропе до моста. Есть возможность быстро спуститься в долину по южному мелко-осыпному склону, но в этом случае существенно дальше возвращаться до моста.

Общее впечатление: Приятный, немного продолжительный маршрут. Надёжная страховка. Не лавиноопасно по состоянию на конец августа – снега нет. Практически не камнепадоопасно – за время восхождения нигде ничего не упало. Маршрут пройден при благоприятных погодных условиях.

Спасибо компании Ak-Sai Travel за наше счастливое лето!

P.S: небольшое недоразумение возникло с названием вершины. В первый раз я поднялся на эту вершину 31.08.2017, по маршруту, который впоследствии классифицировали как 3Б, и снял записку датированную 2010 годом. Авторы записки по ошибке назвали вершину пиком Мусы Джалиля. Настоящий пик Мусы Джалиля находится несколько юго-западнее. Но тогда я поверил авторам записки, и думал, что поднялся на пик Мусы Джалиля. Однако, впоследствии выяснилось, что незадолго до нас, 25.07.2017 команда Университета ИТМО совершила первовосхождение на данную вершину:

"А ритуалы, безусловно, есть. Во-первых, на вершине складывается тур (сооружение из камней), а в этот тур закладывается капсула c запиской. В ней мы написали: «Группа альпинистов из Санкт-Петербурга, Университета ИТМО (информационных технологий, механики и оптики), проведя предварительную разведку путей подхода, восхождения и спуска – с севера по Северо-Восточному гребню Северной стены (2015 г.), с севера по Западному гребню Северной стены (2017 г.) и с юга по долинам рек Арын-Джилга и Кокчхур (2017 г.) — совершила первовосхождение на безымянную вершину 4729 м н.у.м. в гребне Ачик-Таш из дол. реки Конок-Джилга по Западному гребню Северной стены. На Западной вершине были 25 июля 2017 г. в 13.00, на восточной в 13.30, выйдя в 7.00 с ночевки под перемычкой Западного гребня. По праву первовосходителей присваиваем вершине наименование "пик Университета ИТМО". Удачи следующим восходителям!»." https://news.itmo.ru/ru/news/6897/

Остаётся непонятным, почему команда ИТМО не нашла записку 2010 года? Почему я нашёл записку 2010 года, и не нашёл записки команды ИТМО?

Рекреационный альпинизм в Ачик-Таше. Пик Университета ИТМО по центру Северной Стены 4А. ()записка 2010

Спасибо за отчёт. Лучше акклиматизироваться активно!

Может не пугать будущих восходителей крутизной склонов? При крутизне склона 60 градусов, если встать прямо, то до склона можно дотянуться горизонтально вытянутой рукой. Вот на этом фото с участка 4, судя по положению тела, крутизна не больше 45 градусов.

Снег и лед обманчивы, кажутся круче, чем есть на самом деле.

Спасибо за комментарий! Возможно, Вы правы. Точных измерений крутизны склона мы не делали. К сожалению, на этом маршруте мы делали очень мало фотографий, и по имеющимся фото оценить крутизну склона достаточно сложно.

Да, эти фото участка 4-"Участок 4, верхняя часть"-после этого следующий короткий участок уже "ложится" - чуть больше половины веревки на вершину.

На ключевом участке было покруче - градус больше, чем на фото с бергшрундом, а там я доставала до склона рукой, и это не ключ. Местами вертикальные стеночки по паре метров. Лез Михаил, я страховала.

Честно говоря, как человек, сходивший с Михаилом этот первопроход, а также как человек, сходивший 3Б Акимова в Ала-арче 3 раза, я не понимаю, почему Акимова - 3Б)). Эта 4а - как 3 Акимова, ну да ладно. Хорошо зашло.

С уважением,

Бакытжан

Акимова 3Б - честная и трудовая, но там ни вертикального ни 80 нет.
Если у вас были стенки - значит круче, наверно.
С хорошим восхождением!

Мне очень часто совершенно непонятно, как присваиваются категории на вершины. Внимательно просмотрел фото на пик Университета по ц. Сев стены и сравнил 4А на Сев. Ушбу... ? Не понял - эти маршруты равноценны?

Я ходил на Северную Ушбу по 4А в 2012 году. Не дошли тогда до вершины метров 100 по высоте из за состояния снега на предвершинном гребне. https://risk.ru/blog/195300

Да, примерно тоже самое, как выход с подушки на гребень. Только на ИТМО подлиннее и покруче.

Да я не альпинист. Возможно Вы и правы по категории 4А на ИТМО. Просто бывает по фоткам не очень понятна крутизна склона и протяженность.

Это точно! Особенно, когда идёшь в двойке и снимаешь на телефон. Бывает сложно выбрать удачный ракурс, отражающий особенности маршрута. А на сложных участках тем более.

фото 36 г. Селла, 3Б.

фото 37 г. Селла, 3Б.

Да, примерно такое в нижней половине маршрута(не в самом начале, разумеется).

Да, понял. По фоткам не всегда понятно.

Можно добавлю замечательные фото п. ИТМО.

итмо1

итмо2

итмо3

итмо4

Больше можно посмотреть здесь- https://vk.com/album-94_219215419

Кстати, когда снег есть там достаточно лавиноопасно, даже в августе...

Замечательный фотоотчёт! Спасибо! Так может быть вы можете ответить на последний вопрос в посте про записку на вершине? Этот вопрос меня беспокоит.

Не смогу, я не из их клуба...просто стало интересно, немного погуглил....

Спасибо!

Это ссылка на маршрут в классификаторе ФАР.