УХОДЯТ МАСТОДОНТЫ...

Пишет Никита Степанов, 28.03.2021 21:12

УХОДЯТ МАСТОДОНТЫ... (Горный туризм)

Арсенин Владимир Васильевич. 10 сентября 1938 года - 23 марта 2021 года.

Вчера на Хованском кладбище похоронили одного из ведущих советских и российских туристов-горников, мастера спорта Володю Арсенина. После окончания Московского инженерно-физического института в 1961 году всю жизнь проработал в институте имени Курчатова. Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, лауреат премии Ленинского комсомола. В горном туризме с 1956 года. Участвовал в руководимом Е. Мироновым первом технически сложном путешествии в районе Клухора - Домбая (1959), в экспедиции Московского клуба туристов в район Тепли - Джимарая (1960), в которой помимо первопрохождения нескольких сложных перевалов были соверше­ны восхождения на Джимарай-хох, Суатиси и другие вершины.Руководил многочисленными исследовательскими походами и экспедициями на Центральном и Западном Кавказе. Группы под его руководством совершили первопрохождения ряда перевалов, в том числе Долла-Кора (1960), Чотча Западный, Миронова (1967), Айлама (1970), Уллу-Марка (1973), Правды, Чотча Восточный .1975). Провел походы по Кольско­му полуострову (горно-лыжные), Уралу, Карпатам, Восточному Саяну, Камчатке, Забайкалью (хребет Кодар), Памиру, Тянь-Шаню. Мастер спорта СССР по туризму с 1977 года. С 1970 года и до последних дней член Московской МКК, в 70 – 80 годы член горной комиссии Всесоюзной федерации туризма и ЦМКК. Награжден почетным знаком ЦСТиЭ «За активную работу по развитию туризма и экскурсий», знаком «Заслуженныйпутешественник России». Автор книг «Горные путешествия по Западному Кавказу» (совместно с Н. Бондаревым и Э. Сергиевским, изд. ФиС, 1968, 2-е изд. дополненное 1976), «От Маруха до Эльбруса» (Москва, изд. И.В. Балабанов, 2003), статей в альманахе "Ветер странствий". Член авторского коллектива перечня "Высокогорные перевалы".

Мне повезло с ним сходить в 79 году в шестёрку по Центральному Кавказу, когда делали первопрохождение, пожалуй, самого сложного перевала - Шхара. Маршрут был сверхтяжёлым, но Володя никогда не терял спокойствия и присутствия духа, что вселяло уверенность во всю команду. Светлая ему память…

УХОДЯТ МАСТОДОНТЫ... (Горный туризм)

1979 год. Центральный Кавказ.

УХОДЯТ МАСТОДОНТЫ... (Горный туризм)1981 год. Западный Кавказ. Володя в центре.

Какая жизнь прожита...можно только позавидовать! Чуть не вся эпоха становления и развития российского спортивного туризма уместилась в судьбе этого замечательного человека. А ведь была ещё и большая наука, о которой мы можем только догадываться...и написанные им книжки, которые помогали нам составлять маршруты и проходить их. Соболезнования и сил родным и близким, памяти о нём--его друзьям...

Я не согласен с вами,Никита...

Эти люди не мастодонты,а вполне осязаемые люди(находящиеся среди нас)Они ждут нашего внимания или хотя бы возможности соприкоснуться с современностью.Именно поэтому меня возмутили слова современного негодяйства о "нищебродах" . Ибо они понимают, какие чмошные козявки в сравнению с предыдущими поколениями.. т.к. их взростило гадское время .

И ведь даже,Вы, не покичились предоствить своё благородство на службу этому полторамиллионству(в виде , а не возьмёте мол и меня в ваш проект .. ну хоть тапочки подметать) . Мне это было не понять :(

Да и Вас понять нельзя - так коряво и сумбурно пишете. Про что и к чему? А по-проще, простыми предложениями - никак?

Undol , кому пишу понимает (уверен на 100%). Если вас интересуют детали пож... https://risk.ru/blog/218992 ...там много интересного и в самом посте и в комментариях . Здесь это не к месту

Мастодонтами я шутя называл Сергиевского, Арсенина и Парфёнова ещё в своём посте про шестёрку на Кавказе Кавказский марафон — Risk.ru. Тогда они нам молодым действительно казались мастодонтами, как по огромному опыту так и по возрасту. Ничего не вижу обидного в этом сравнении.

Никита , читаю все ваши посты с нескрываемым почтением . Спасибо Вам . Подискутировать хочу , но не здесь . Соглашусь с Тётямотя -не понимаем , что теряем . Добавлю... не дорожим ,что имеем.

Очень жаль. Молодые даже не понимают, что теряем. Но - таких Людей невозможно будет забыть. Спасибо за книги.

на последних фотографиях лицо очень доброжелательное
когда о тебе хорошо вспоминают незнакомые люди - это лучшая оценка, наверное

Светлая память замечательному человеку.

Нам в памяти хранить и чаще вспоминать... Мастодонты - железные люди... Ничего не вижу обидного. Для меня они старшие друзья. А то, что они делали в горном туризме в те, уже далекие 60-70 - это же ни с чем не сравнить. И Володя тоже... Земля пухом...

Светлая Память... Соболезную близким.

Светлая память!
Спасибо за книги, которые не то что открыли для меня Западный Кавказ, но очень помогли.
Печально...

Светлая память Владимиру Васильевичу! Туристы-горники МИФИ очень уважали его. А для нас, туристов МИФИ 80-х и 90-х, В.В. был звездой всесоюзного масштаба, а на его знаменитой книжке (в соавторстве с Сергиевский и Бондаревым) Горные походы по Зап. Кавказу выросли многие руководителя 1-3 кс. в нашей секции. А ещё В.В. был очень отзывчивым и внимательным членом Московской МКК. Он был творческой личностью, скромным, как мне показалось при встрече с ним, хотя он уже давно был доктором наук и работал в Курчатовском. Когда я выпускался на 5-ку по Ц-Кавказу в 94-м, ВВ во время телефонного звонка без всяких вопросов сразу пригласил к себе домой, и, закончив с маршрутом и подписав маршрутку, ВВ с большим интересом спрашивал, каким снаряжением мы пользуемся, как ходим, как готовимся. Увидев в списке двойные палатки из каландра, примуса, горелку, коврики из полиуретана и тд, рассказал, как они начинали ходить по Западному Кавказу в 60-х годах, когда примуса даже в альплагерях были единичны (в Алибеке был только один австрийский у крутого инструктора), вместо пуховок - стёганые телогрейки, спальники - ватные, кг так под 2,5-3, а вместо ковриков в палатку и пленки под палатку спали на дровах, которые подкладывали под палатку. Полиэтилен - это вообще редкость. И такие люди-корифеи или мастодонты, как пишет Никита Степанов, ходили спортивно-исследовательские походы 5кс! До сих пор помню прекрасный отчёт их 5-ки 1972 г. в библиотеке на Коммунистической. Уходят корифеи, а мы будем хранить память о них и их делах.

Да, Юра, именно так ! Книжка была любимым моим чтивом в те годы. А еще в МИФИ преподавал его отец, В.Я. Арсенин, теоргруппам Т-факультета что-то из математической физики, в которой он был корифей

Саша, спасибо за сообщение. Не знал, что его отец преподавал в МИФИ

Земля пухом...

Ушёл последний из авторов книги «Горные путешествия по Западному Кавказу», по которой многие из нас начинали свою горную биографию и благодарны написавшим её. Эта и другие книги, написанные Эдуардом Дмитриевичем вместе с его товарищами бережно хранятся в наших библиотеках. Верится, что ещё не одно поколение людей они позовут в увлекательный мир гор.

Мастодонты, Титаны, Пионеры... Наверное можно ещё как-то назвать этих людей, стоявших у начала горного туризма. Важно то, что они сумели передать нам свою любовь к охоте перемены мест. Очень больно, когда они покидают наш мир...

Земля пухом и светлая память...

Мои глубочайшие соболезнования Татьяне... Мне посчастливилось сходить с Володей в горы 7 раз с 1983 по 1991 годы: Центральный Кавказ, Западный Кавказ, Памир, Центральный Тянь-Шань. Последний раз в 1991 в : Кичи Марка, Хаджибей, Аксаут. Это был его последний поход. Западный и Центральный Кавказ знал как свои 5 пальцев. Умнейший, творческий, порядочнейший, скромный человек. Всегда находил оптимальный выход из любого положения. За его спиной мы всегда ощущали себя спокойно. Все у него было продумано до мелочей. Володя и Татьяна были хлебосольными хозяевами и, было время, всегда собирали нас у себя дома после гор... Светлая память о Володе. Покойся с миром...

Я был знаком с В.Арсениным много лет и неоднократно встречался с ним в Москве по разным делам (в основном, у меня были вопросы по подготовке публикаций в моей газете "Вольный ветер"). Осталось о нем мнение как об очень компетентном и опытном туристе и очень скромном человеке.

У меня есть некоторое количество его книг "От Маруха до Эльбруса". Серия путеводителей "Спортивные туристские маршруты". Издатель И.Балабанов, Москва. 2003 г., 224 стр. На последней обложке фото автора и краткий рассказ о нем.

В память о Владимире Васильевиче эту книгу я готов дарить (то есть отдать БЕСПЛАТНО) всем, кто изъявит такое желание и будет у нас покупать в офисе или заказывать с пересылкой по России любые книжки (хоть одну, независимо от ее стоимости). Пока это продлится до 1 июня, если потом останутся книги, такую акцию продлим.

Все вопросы, заказ прайс-листа на книги, дополнительная информация -- ТОЛЬКО по e-mail: v_veter@mail.ru.

Я хочу, чтобы как можно больше людей сохранили память о редкостно достойном человеке.

Земля пухом! Владимир Васильевич консультировал моих родителей перед походами по Гвандре. И мне довелось побывать у него дома и слушать его умные и подробные инструкции. И он всегда делал рисунки от одного взгляда на которые хотелось идти на эти перевалы. "Горные путешествия по Западному Кавказу" это больше, чем просто путеводитель, его лаконичный и отточенный стиль очень хорош. И мне нравилось, что Арсенин описывает виды с перевалов и отмечает особенности каждой вершины. До сих пор гора Куршо для меня это "скальная тюбетейка"! Это было 35 лет назад и виделись мы всего пару раз, но до сегодняшенего дня, с родителями (его ровесниками), я часто вспоминаю об этих встречах. Не буду их расстраивать сей печальной новостью...