Пишет Ands, 25.03.2021 11:39

Восхождение на Белуху и пограничная зона — актуальная информация и вариант восхождения со стороны Казахстана (Альпинизм)В данный момент каждый альпинист, совершивший восхождение на Белуху со стороны России по классическому маршруту, является нарушителем пограничного режима. Летом 2020 года пограничники оштрафовали несколько сотен человек, а организаторов восхождений на Белуху оштрафовали на суммы от 300 000 до 800 000 рублей. В иллюстрации к материалу использована фотография Игоря Ожерельева с восхождения на Белуху в 2019 году.

Суть проблемы

Граница проходит на высоте 3315-3320 метров по леднику Менсу до начала подъёма на перевал ББС (Большое Берельское Седло). Так положение границы трактует Пограничное Управление.

Многие считают, что граница проходит по перевалу ББС. Я совершенно согласен, что было бы логично, если бы это было так. Вроде-бы текстовое описание границы тоже указывает на это. Сам считаю, что это было бы правильно. Но следует руководствоваться фактическим материалом - есть карты, есть схемы правонарушений, которые приобщены к делам об административных нарушениях. Они являются юридической доказательной базой. В них граница проходит именно по леднику Менсу, а не по ББС.

По перевалу граница проходит на народных OpenStreetMap, которые редактируют сами же пользователи. И на картах на основе OpenStreetMap. Пограничное управление на эти карты не смотрит, а на местности граница не маркирована.

Давайте наложим многочисленные GPS треки. Специально снабдил схемы указанием на конкретные места на местности: наглядно где находится перевал ББС, где ставят палатки в штурмовом лагере, где пик на котором традиционно оставляют заброску и куда ходят гулять от палаток (ВДВ).

Теперь загадка - где граница?

Смотрим 👇 Линия границы проходит по леднику Менсу.

Маркировка границы на местности отсутствует. Для альпинистов оформляется пограничный пропуск. С этим документом мы имеем право посетить приграничную зону. Но не имеем права приближаться более чем на сто метров к линии границы. Также не имеем права пересекать границу: на леднике нет таможни и КПП. Такое пересечение не соответствует законодательству в области сухопутной границы.

Путешественники десятки лет совершали восхождения на Белуху со стороны России беспрепятственно. В 2020-м восходители столкнулись с ужесточением пограничного режима на Алтае. В начале альпинистов штрафовали на суммы от 2000 до 5000 рублей (18.2 КОАП РФ), но восхождению не препятствовали. Вежливо встречали после восхождения и оформляли нарушение. Пограничники шутили, особенно подкалывали гидов, которые регулярно попадаются. О какой-либо грубости в общении с альпинистами я не слышал. В дальнейшем пограничники совсем перестали пускать на восхождение. Проблемы с границей были ранее, но не носили массовый характер. Кстати, в 2019 году я лично видел белый беспилотник, который пролетел над ББС - не понятно Российский или Казахский...

Восхождение на Белуху и пограничная зона — актуальная информация и вариант восхождения со стороны Казахстана (Альпинизм)Автор фото — Алексей Серов

Как оформляли нарушение

После восхождения альпинистов в горах встречал наряд. В зоне ледников на высоте 3000-3300 метров выписывали повестку явиться на пограничный пост в районный центр — Усть-Кокса.

В Усть-Коксе на пограничном посту альпинистов опрашивали, собирали объяснительные. Ходили слухи, что изымали карты памяти из фотоаппаратов - скачивали фото и видео, но подтвердить не могу. На посту скапливалось много туристов. На подмогу отправляли дознавателей даже из Горно-Алтайска. В пик сезона альпинисты проводили на посту много часов в ожидании своей очереди. Скапливалось сразу несколько туристических групп. После работы по дознанию на месте выдавался протокол. Вместе с ним постановление и квитанция на оплату штрафа с банковскими реквизитами. Знаю, что были туристы, которые отказывались подписывать протокол и обжаловали постановление. На сколько успешно - нет информации. Может кто-то поделиться в комментариях удалось ли обжаловать.

В дальнейшем (видимо, оценив масштаб проблемы), пограничники перестали пускать на восхождение: был организован палаточный пост на леднике Менсу (3200 м) и альпинистов стали разворачивать без вершины.

Что с другими маршрутами с территории России

Альпинистских маршрутов на Белуху со стороны России много. Альпинистам с подготовкой на уровне II-I разряда по альпинизму есть из чего выбрать. Для организации массовых и коммерческих восхождений со стороны России, на мой взгляд, подходит только классический маршрут, который в данный момент под запретом.

Давайте честно. Большинство альпинистов на Белухе любители, а не профессионалы или спортсмены. Многие не имеют спортивных разрядов и совершают свои восхождения в составе коммерческих групп.

Пик Делоне и вершина Белуха Восточная, автор фото — Алексей Соколов

Схема некоторых маршрутов на Белуху со стороны России

Если у всех участников группы отсутствует технический опыт на уровне ориентировочно II разряда по альпинизму, то я бы не стал рассматривать иные маршруты на Белуху со стороны России, кроме как классический. Я имею опыт неоднократной успешной организации траверса массива Белухи, поэтому сложность маршрутов оцениваю объективно.

Если у вас есть технический опыт на уровне 3Б-4А, то можно осуществить попытку восхождения по гребню через пик Делоне с перевала Делоне. Кратко о маршруте: скальные жандармы, снежный гребень со сбросами от 800 м до 1,5 км, есть снежные карнизы на обе стороны. Протяжённость гребня от перевала Делоне до пика Делоне 1,8 км. Далее от пика Делоне до вершины Белухи ещё 1,4 км. Весь гребень чуть больше 3-х км. Есть пара мест под одну-две палатки.

Как решается проблема

В 2021 году вопрос легализации восхождений на Белуху рассматривается на Республиканском и даже Федеральном уровне.

Нами, а также другими заинтересованными альпинистами, гидами и компаниями, были составлены обращения в государственные структуры разного уровня. Было составлено обращение с проектом создания туристической зоны на г. Белуха с особым режимом посещения (международный пешеходный коридор) для легализации восхождений на Белуху при наличии специального разрешения — пермита. Такое решение подсказывает международный опыт.

Подъём по перилам на перевал Делоне, автор фото — Алексей Серов. Слева от перевальной седловины пик Томских студентов (2А, 2Б). Направо от перевала гребень уходит на пик Делоне.

19 февраля 2021 г. состоялось заседание Совета по стратегическому развитию Республики Алтай. По итогам заседания одно из долгожданных решений — необходимость создания особой туристической зоны на Белухе совместно с Казахстаном для легализации восхождения. Отдельную благодарность мы высказываем Михаилу Юрьевичу Грудинину, руководителю Центра развития Республики Алтай, который дал ход этой инициативе.

На заседании Совета по развитию региона министр природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай Екатерина Поварова отметила, что отсутствие механизма пересечения границы на Белухе препятствует развитию туризма.

Решение по итогам заседания Совета по стратегическому развитию Республики Алтай

Во время визита на Алтай 3 марта 2021 г. премьер-министр Михаил Мишустин озвучил обещание дать поручение МИДу совместно с Ростуризмом принять необходимое соглашение с Казахстаном.

18 марта 2021 г. правительство России сообщило: «По просьбе жителей республики Ростуризму, Минтрансу, МИДу, Минэкономразвития и ФСБ дано поручение до 26 мая проработать с Казахстаном вопрос о пограничном режиме в районе горы Белуха».

О решениях по итогу рабочей поездки в Республику Алтай. Информация с портала правительства России

Мы с нетерпением ждём легализации маршрута восхождения на Белуху со стороны России. Несмотря на это, есть вероятность, что вопрос в 2021-м (а вдруг и в 2022-м?) к лету решён не будет. Межправительственные комиссии — процесс долгий.

Конечно, мы надеемся на скорейшее разрешение ситуации и рассчитываем, что туристический сезон на Белухе состоится. Однако, планы на лето многие верстают уже сейчас. Есть запасной вариант — назовём его план Б.

Массив Белухи со стороны Казахстана. Автор фото — Антон Сергиенко

Восхождение на Белуху в 2021 году со стороны Казахстана

Так как непонятно откроют ли Белуху для восхождений со стороны России в ближайшее время, стоит рассмотреть альтернативу — восхождение на Белуху (4509 м) со стороны Казахстана. Обозначим три важных момента:

1. Ранее со стороны Казахстана дорога подходила практически под ледник Большой Берельский: использовалась для вывоза вольфрамо-молибденовой руды и кварца с 1938 по 1954 годы. На сегодняшний день рудник заброшен. Осталось несколько деревянных строений, куча металлолома и хорошая конная тропа. По конной тропе можно доставить груз к Белухе за один день по зоне леса. Выше водопада Кокколь груз лошадьми можно поднять до «Вертолётки». От неё 10 км до штурмового лагеря на перевале ББС.

В верхнем лагере рудника Кокколь были построены жилые бараки, здание клуба, столовая, склад взрывчатых веществ, кузница, обогатительная фабрика. Ниже в зоне леса у водопада Кокколь располагался нижний лагерь: конный двор, жилые бараки. Автор фото - Валентин Зенков, г. Усть-Каменогорск

На территории рудника Кокколь сохранилось множество предметов быта, металлические остатки дизельной электростанции, остатки грузовика (толи ГАЗ, толи Ford), горнодобывающие инструменты 40-х - 50-х годов. Автор фото - Валентин Зенков, г. Усть-Каменогорск

2. Отправная точка путешествия на Белуху со стороны Казахстана — г. Усть-Каменогорск. Находится в 400 км от начала активной части маршрута (оз. Язевое на высоте 1650 м). Это автомобильная часть маршрута. Далее пешая (или конная) часть маршрута — 37 км, перепад 350 метров. Высокогорная часть маршрута — 17 км, перепад 2500 метров. Из Усть-Каменогорска ходят рейсовые автобусы в Катон-Карагай в 8 и в 11 утра. Далее в заповеднике можно заказать внедорожный транспорт для заброски. Кстати, летом вода в оз. Язевое прогревается — можно купаться. Есть рыбалка — язь. Много отдыхающих.

Гостевой комплекс «Озеро Язевое» Катон-Карагайского национального парка

3. Маршрут на Белуху со стороны Казахстана включает больше перильных верёвок, чем со стороны России. Со стороны России необходимо подниматься по перилам на перевал Делоне 300 метров (6 верёвок). Со стороны Казахстана по перилам нужно подниматься на перевал Большое Берельское Седло. В зависимости от состояния маршрута для подъёма на перевал необходимо провесить 400-700 метров перил (до 14-ти верёвок). Далее на ББС маршруты сходятся и полностью совпадают.

Восхождение на Белуху и пограничная зона — актуальная информация и вариант восхождения со стороны Казахстана (Альпинизм)Озеро Язевое и Белуха

В районе перевала ББС (Большое Берельское Седло) группа выходит на традиционный классический маршрут в штурмовой лагерь на расстоянии около трёхсот метров от линии государственной границы (как эту линию трактуют пограничники).

Схема маршрута от Усть-Каменогорска до озера Язевое. На схеме также видно место начала восхождения на Белуху со стороны России - посёлок Тюнгур. Участок дороги Тюнгур - Инегень в сторону деревни Иня на самом деле не существует, хотя и нанесён на карты.

Восхождение на Белуху и пограничная зона — актуальная информация и вариант восхождения со стороны Казахстана (Альпинизм)Активная часть маршрута на Белуху со стороны Казахстана. Пешая (или конная) часть маршрута — 37 км, перепад 350 метров. Высокогорная часть маршрута — 17 км, перепад 2500 метров.

Некоторые карты, например, народная Open Street Map рисуют границу по перевалу ББС. Раньше мы так и считали. Однако пограничники руководствуются тем, что граница проходит по леднику Менсу, как это указано на картах Google. Именно такое расположение границы указано в документах, которые просят подписывать пограничники на въезде в Усть-Коксинский район во время информирования о том куда ходить можно, а куда нельзя. В материалах об административных правонарушениях есть схемы нарушения. Там граница проведена также по леднику Менсу. Пограничники неоднократно указывали на то, что ББС — это территория Казахстана. Если так, то для маршрута на Белуху со стороны Казахстана это плюс.

На мой взгляд, более логичным было бы расположение границы по перевальной седловине, но пограничникам виднее ;)) Будем опираться на материалы дел. Тем более, это соответствует картам Google.

Формально группа не имеет права доходить последние сто метров к туру с координатами 49°48′25.44″N 86°35′23.67″E.

Линия границы на вершине Белухи и сто метровая полоса местности (примерно) вдоль границы на вершине в сторону Казахстана (цирк Белухинского перевала)

А вот как выглядит линия границы на картах Google и сто метровый радиус вокруг вершины: на картах Google граница смещена в сторону и вершина целиком на территории Казахстана. Я не отрицаю, что граница проходит по вершине — это логично, но неточностей много.

Въезд в Казахстан для граждан России в связи с COVID-19

С 21 сентября 2020 года посещение Казахстана разрешено для Россиян в том числе и в туристических целях через авиасообщение.

Чтобы попасть в Казахстан, нужно предоставить отрицательный ПЦР-тест. При наличии теста карантин не требуется. Заграничный паспорт не нужен. Граждане РФ могут находиться в РК до 30-ти дней без регистрации по Российскому паспорту.

Пропуска и разрешения для восхождения со стороны Казахстана

Для нахождения в пограничной зоне со стороны Казахстана необходимо оформлять пропуск. Можно оформить на https://egov.kz/cms/ru или на заставе, но чтобы оформить через интернет необходимо быть гражданином Казахстана и иметь электронно-цифровую подпись. Или найти такого гражданина, который подаст на вас заявку на пропуск. Поэтому проще оформить через туристическую компанию в Усть-Каменогорске. Местные турфирмы предлагают такую услугу.

Ещё нужен пропуск в Катон-Карагайский национальный парк. Оформляется в лесничестве. Или в Катон-Карагае. Нужно оплатить использование тропы и места под палатки в национальном парке.

Восхождение на Белуху и пограничная зона — актуальная информация и вариант восхождения со стороны Казахстана (Альпинизм)Стенд «Тропа Белая Берель» на кордоне нацпарка. Фото - Антон Сергиенко

Усть-Каменогорские турфирмы предлагают отдельно услуги по оформлению пограничных пропусков и пропусков в национальный парк. Сам нацпарк предлагает услуги по местам размещения, аренде лошадей и по заброскам до озера Язевое. У них же домики для размещения, если потребуется. Прайс есть на сайте.

У местных отдыхающих район озера Язевое пользуется популярностью. Из Усть-Каменогорск уходят рейсовые автобусы в Катон-Карагай в 8 и в 11 утра.

Восхождение на Белуху и пограничная зона — актуальная информация и вариант восхождения со стороны Казахстана (Альпинизм)Настилы под юрты у вертолетной площадке. Эти настилы хорошо видно с маршрута восхождения на Белуху из цирка Белухинского перевала. Наверняка, если вы ходили на Белуху в хорошую погоду, то задумывались что это за ровные крыши домов прямо под Белухой ;) С высоты 4000 метров это действительно выглядит, как крыши строений. Автор фото - Антон Сергиенко

У ледника Большой Берельский со стороны Казахстана расположена вертолётная площадка, установлены деревянные настилы под большие палатки или юрты.

Восхождение на Белуху и пограничная зона — актуальная информация и вариант восхождения со стороны Казахстана (Альпинизм)Белуха Западная, Белуха Восточная и пик Делоне. Автор Фото - Антон Сергиенко

Вариант графика по дням для восхождения на Белуху со стороны Казахстана

1 день. Заброска Усть-Каменогорск - Озеро Язевое. Верхом на коне можно в этот же день перейти до урочища Серсенбай, но мы не будем торопиться и заночуем на озере Язевое.

2 день. Переход озеро Язевое - урочище Серсенбай. Верхом на коне возможно сразу перейти в Нижний Лагерь.

3 день. Переход урочище Серсенбая - Нижний Лагерь у водопада Кокколь.

4 день. Нижний Лагерь - ледник Большой Берельский. Подготовленная группа может сразу подняться на верхнюю подушку под кулуар выходящий на перевал Большое Берельское Седло пройдя ледопад. На ледопаде может потребоваться перильная верёвка (10-20 метров). Возможно, потребуется организация переправы через трещину. Однако мы рассматриваем неспешный график, поэтому остановимся на леднике.

5 день. Снежно-ледовые занятия при необходимости.

6 день. Акклиматизация и провешивание перил в кулуаре на перевал Большое Берельское Седло (возможно до 14-ти верёвок). Ночевка на подушке под перевалом Большое Берельское Седло. Подготовленная группа может подниматься на перевал без предварительного провешивания перил.

7 день. Переход от верхней подушки до штурмового лагеря (перевал Большое Берельское седло). Проходить кулуар следует «по холодку» - набор высоты 600 метров. Установка штурмового лагеря.

8 день. Восхождение. Берельское седло - Вершина Белухи (радиально) - Берельское седло.

9 день. Запасной день на случай плохой погоды

10 день. Перевал Большое Берельское седло - ледник Большой Берельский. Подготовленная группа может сразу спуститься до Нижнего Лагеря у водопада Кокколь, но мы не торопимся — заночуем на стоянках у озера на леднике.

11 день. Ледник Большой Берельский - Нижний Лагерь у водопада Кокколь. Отдых.

12 день. Нижний Лагерь - Озеро Язевое.

13 день. Озеро Язевое - Усть-Каменогорск.

Предлагаемый маршрут спортивная группа может сократить до 8-9 дней.

Восхождение на Белуху и пограничная зона — актуальная информация и вариант восхождения со стороны Казахстана (Альпинизм)Водопад Кокколь

Что посмотреть у подножия Белухи со стороны Казахстана?

Во время похода восходители пройдут трек по Катон-Карагайскому национальному парку по маршруту «Тропа Белая Берель». Можно посетить Бухтарминское водохранилище, увидеть реки Бухтарма и Белая Берель. Посетить водопад Язевой, озеро Язевое, урочище Серсенбай, водопад Кокколь, озеро Тёплое, ледник Большой Берельский. Если после восхождения останется время или запасные дни не будут использованы можно посетить:

— Озеро Кокколь,

— Озёра Равновесия («Живое» и «Мёртвое»),

— Гора Панорамная,

— Заброшенный горнодобывающий рудник («музей» под открытым небом),

После восхождения отдохнуть в комфорте можно в санатории Рахмановские Ключи и посетить озеро Рахмановское — нужно ехать 20 км от деревни Караайрык (Язёвка) в северо-восточном направлении.

Восхождение на Белуху и пограничная зона — актуальная информация и вариант восхождения со стороны Казахстана (Альпинизм)На подходе к Белухе со стороны Казахстана. Автор фото — Valentinas Kabasinskas

Катон-Карагайский национальный парк, Восточный Казахстан

Маршрут восхождения на Белуху со стороны России и нюансы организации я уже как-то описывал пару лет назад в этой статье.

Несомненно маршрут со стороны Казахстана интересный и достойный для посещения. Он более привлекателен для тех, кто уже совершал попытку восхождения со стороны России. Или для тех, кто уже был у подножия Белухи на Аккемском озере, чтобы не повторять один и тот же путь.

Теперь хочется обратиться к сообществу. Думаю, многим будет интересен результат опроса 👇

Вы бы выбрали маршрут восхождения на Белуху со стороны Казахстана для восхождения на Белуху? Или только маршрут со стороны России?

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в опросе

Так. Прочитал. Весь текст не покидало странное ощущение что меня к чему то подводят. В конце ожидал увидеть явную рекламу какой-нибудь конторы или же ссылку на ресурс. Но нет.

Автору спасибо (если это не копипаст). Мне очень понравилось, все четко и по делу! Фотки классные, описание внятное и текст хороший!

Благодарность за своевременную информацию. Крайне обидно, что наши власти по собственной тупости обрубают развитие собственных окраин и выводят деньги за рубеж, но куда деваться...

Не пойму, зачем весь этот геморрой? Зачем лезть туда, где российские власти тебе не рады? Езжайте туда где таких проблем нет, надо только конца пандемии и открытия границ дождаться. Гор что-ли в мире мало? Алтай, Кавказ - это не для россиян!

Андрюша, а сходить через Катунь и Геблера никак?

Женечка )) давно хочу и с радостью схожу, когда будет много свободного времени. Твой отчёт читал вчера. Можно организовать туда заброску продуктов и снаряжения на лошадях? Сколько дней займёт восхождение с учётом того, что выходить придётся тем же путём? В Казахстан не уйдёшь и не зайдёшь с его территории.

Маршрут безумно красивый! Но, к сожалению, долгий и без конного сопровождения. В описании я ориентировался не на горных туристов, а на альпинистов, которые предпочитают забрасывать грузы в базовые лагеря.

ну если хочется взойти на Гору, то грузы на себе - это всего лишь дополнительное условие. Альпинизм он ведь еще и экспедиционный бывает!

как мне кажется, выше Кучерлинского тропа уже слабо пригодна для лошадей + перевал 1Б, где лошадям будет сложно спустится. Мы подходили под Геблера 5 дней

Женя и слава богу, что не хотят коммерсанты там идти. Пусть хоть с той стороны столпотворения не будет. Кстати если все же (вдруг, хоть и не верится) подпишут документ по взаимному пересечению границы в районе горы Белуха, казахстанцы будут ходить не через ББС, а как и раньше они ходили- через лед. Геблера.

Показать комментарий

Автор не брался писать о ГУЛАГах.

Показать комментарий

кому интересно, вот описание описание пусть давнишнего восхождения на Белуху через Геблера

Приятная маленькая экспедиция, я бы там погулял.

Был как то на острове Мотуа в Курильской гряде. Рядом с ним островок Топоркова. Меня удивило количество земляных сооружений. Все в окопах и блиндажах метров через 40-50 по кругу. Я такого не видел нигде... Все вырыто в ручную.(если найду выложу фото, снимал с маяка, правда в тумане) Кстати их очень хорошо видно в Яндекс карте, подивитесь. Я не представляю сколько надо было людей, что бы это все вырыть, в том скальном грунте. Как кто то из местных сказал, все кто не мог рыть топились рядом, там глубина сразу начинается, до 8000. Это я о лагерях, только японских. Я был почти на всех островах там. Везде очень добротные фортификационные сооружения и дороги. Которые конечно построили трудолюбивые Японцы.

Время было дурацкое. ГУЛАГи были и у Японцев и у Американцев и у... А поминаете почему то только СССР и Россию. Поминать ведь нас НЕ СТЫДНО, это в ТРЕНДЕ.

Марат, вот! Я тоже добавил себе в планы сходить туда! Пост мотивирующий!

Спасибо за статью. Есть контакт хоть одной турфирмы в Казахстане, которая сможет сделать пропуск в погранзону отдельно от полного пакета услуг? Не уверен, что такая существует.

Тема Белухи поднимается за последние полгода уже третий или четвертый раз, оно и понятно лето ближе, коммерсанты волнуются.

Вроде все по делу написано

Покоробила фраза …Граница проходит на высоте 3315-3320 метров по леднику Менсу до начала подъёма на перевал ББС (Большое Берельское Седло). Так положение границы трактует Пограничное Управление…

Пограничники не трактуют, они руководствуются законом. Давайте заглянем туда. Есть «Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе…» подписан и ратифицирован в 2005г. К нему есть приложение с описанием точных точек прохождения границы. Откроем его:

От точки 1408 граница идет в общем северо-северо-восточном направлении по гребню безымянного хребта через высоты с отметками: 2019,0; 2513,1; 2601,1; 2610,2; 2964,3; 3262,2 и 3191,4 на протяжении 26,4 км до точки 1409, расположенной на г. Белуха в центре геодезического пункта с отметкой 4499,6.

От точки 1409 граница идет в общем восточном направлении по гребню Катунского хребта через высоты с отметками: 3851,0; 3972,4; 3217,0 и 3186,3 на протяжении 15,7 км до точки 1410, расположенной в 8,5 км юго-западнее геодезического пункта с отметкой 3558,1.

От точки 1410 граница идет в общем южном направлении по гребню безымянного хребта через высоты с отметками: 2694,6; 2837,5; 3021,7 и 2928,9 на протяжении 13,3 км до точки 1411, расположенной в центре геодезического пункта с отметкой 3052,1.

К сожалению карту с точками не нашел видимо ДСП. Но написано…Государственная граница между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (далее - граница), описанная ниже, нанесена сплошной линией красного цвета на Карту государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан масштаба 1:100 000 (далее - Карта). Все расстояния, приведенные в настоящем Описании, измерены по этой Карте с точностью до 0,1 км.

Т.е. используем километровку Генштаба. С ней все точно совпадает. Да конечно коробит небольшая дуга вверх после Белухи, линия хребта идет ниже. Можно нанести на космоснимок, будет немного по другому. Но суть не меняется при восхождении – ПЕРЕСЕКАЕТСЯ госграница. Привожу схему Вадима Ляпина , там линия нанесена точно по хребту.

Дискуссия о прохождении границы в районе Белухи достойна отдельного обсуждения. Тут ещё разбираться и разбираться. Согласен, что по логике и текстовому описанию следует провести её по верхней линии хребта. Логично. Вроде бы так и должно быть.

Михаил, давай ещё раз посмотрим на карту. Специально наложил многочисленные GPS треки - наглядно видно где находится перевал ББС, где ставят палатки, где пик на котором оставляют заброску (ВДВ). Где нарисована граница? Граница проведена по леднику Менсу в начале подъёма на ББС.

topo_1k_500m_A4_м

bing_sat_passes_200m_A4_2

Beluha

По перевалу граница проходит на народных OpenStreetMap, которые редактируют пользователи. И на картах на основе OpenStreetMap. Ещё раз смотрим где проходит линия границы. Специально наложены GPS треки, указана привязка к конкретным объектам на местности.

Добавлю схемы в статью.

Марш_восх

Просто для информации, маршруты.

Ёжики плакали, кололись, но продолжали есть кактусы!

Эта тема актуальна для всех приграничных туристических и альпинистских районов России. Пора инициировать официальный запрос от федераций туризма, альпинизма в правительство на тему доступа спортивных групп на вершины ГКХ и других горных районов. А также групп водного туризма на приграничные реки Карелии. Решение этой проблемы приведет к развитию инфраструктуры в данных районах, росту занятости местного населения и т.д. А если еще и разрешить восхождения для иностранцев (Кавказ для них "Терра инкогнита" уже больше 30 лет) какой будет приток валюты....

Вот горнолыжный курорт построить с гостиницами, это инфраструктура и деньги для региона!
а туристы с палатками никому нафиг не нужны и реальных денег не приносят.
ИМХА, бестолку писать в ФСБ и Министерство..... А может даже и лучше, когда в правительстве про "дикий туризм" поменьше вспоминают и не пытаются регулировать. В данном конкретном случае всё получилось и слава богу, а на уровне всей страны - утопия. имха опятже

Вот да, а то заурегулируют как детский туризм, к примеру. В рамках парадигмы люди вторая нефть и этих можно обложить данью, счастье, что о них, пока, просто не думают.

Воображаемую линию можно пересечь только в воображении

воображаемая линия в воображении погранцов может сыграть злую шутку с вашим свободным временем: оно внезапно может стать несвободным

Со стороны Казахстана ещё жестче там 20 км зона и разрешение за 3 месяца для иностранцев, в Ускамане надо брать.

Тоже мне новость:( С точки зрения пограничников, а шире госаппарата РФ, если бы дорогие россияне(тм) передохли наконец, то вздохнули бы с облегчением.
Разумно сразу полагать что Алтай и Кавказ, а так же и многие другие места, не для россиян, и плясать от этого.

Граница между Казахстаном и Россией в районе Белухи проведена по водоразделам. Соглашение предусматривает истоки Катуни (и ледник Геблера) отходит в Российскую зону, а Берель - Казахстану.

Для обоснования демаркационной линии тупо подняли гляциологические схемы, по которым и провели границу по линии пик Сапожникова-пик Сухова-пик Берельский-Вост.Белуха-пер.Белухинский-в.Раздельная-пер.ТКТ- гребень раздела л.Геблера\л.Берельский

Основной вопрос - почему ледовую подушку между п.Берельским и пер.ТКТ отнесли к верховьям ледника Берельского, а не верховьям ледника Менсу

В августе 1937г группа альпинистов Алексеев, Мездриков, Белов с ледника Геблера перевалили на л.Берельский, затем в тумане поднялись на пер.ББС. В условиях плохой видимости с перевала ББС пошли в лоб по гребню, взошла на пик, которому дала название Берельский (с л.Б.Берельский до вост. плато Вост.Белухи поднимались в полном тумане, разглядев в разрывах километровый! сброс на север и помня шикарные виды с Берели прорисовали прохождение Катунского хребта через п.Сухова-п.Берельский- В.Белуха); а не через п.Сухова-пер ТКТ-Раздельная-В.Белуха. С той поры так и пошло, включая проведенную «по водоразделу» границу с Казахстаном.

п берельский схема 1937г

Экпедиция Казаковой 1953г поправила хребтовку, перенеся пройденный в 1937г пик Берельский с обрыва на ледник Берельский (куда его поставили первопроходцы), на свое законное место, оставив название данное в 1937 году.

Это положение в 60-70е годы закрепили гляциологи Томска, отнеся эту огромную ледовую камеру к системе ледника Берельский, а не л.Менсу.

Ну а те кто линию границы проводил, готовя демаркацию - те тупо схемы гляциолога В.Ревякина и положили в обоснование границ. В 80е годы спорил с ним об этом деле - но все кандидатские и докторские уже были защищены за 15 лет до того разговора

Подробнее - тут https://risk.ru/blog/205348

Сейчас обсуждать эту тему (линия границы) бесполезно. Есть договор + карта и его текст (см.выше) никто переделывать не будет.

обсуждать эту линию разделения - растаскивать по углам то что нас объединяет.
надо делать так чтобы эта линия ничего не значила для нас, ни идеологически ни организационно. чтобы границы были снаружи а не внутри Содружества.

Вы в кандидаты уже записались на выборы? :)

Смотрю, тема еще в апреле заглохла. А я на следующий год собрался на Белуху. Что слышно с возможностью с Казахстана?

С Казахстана ходят, водят клиентов, через ББС. Система налажена. Основная сложность- попасть в Казахстан, за адекватную цену.