Кардывач-события до "Спасов"

Пишет Борис Алексеевич Фомин, 17.03.2021 13:50

Михаил Ситник недавно опубликовал очень интересные заметки о событиях, случившихся на Кардываче («Кардывач. Этюд второй. Спасы»). А я инструктор (который «москвич») той группы сухумчан, которую спасали. Прежде всего хочу сказать, что я всю жизнь безмерно благодарен Михаилу и его товарищам- они тогда реально спасли ребят, за которых я отвечал. А сейчас его воспоминания осветили мне всю эту историю с той стороны, которую я знал недостаточно. Надеюсь будет интересно, а главное полезно, рассказать о том, что тогда происходило с нашей группой.

А события развивались так. Мы, два друга-инструктора, пошли с двумя отделениями новичков из Сухуми на Кардывач по 1б. Погода начинала портится, однако мы решили попробовать. Без проблем вышли на перевал и стали думать, что делать дальше. Решили всё же продолжить. Мы полагали, что так как дальше маршрут идёт по простому гребню (1б), то, если что, можно будет вернуться назад. Даже если нет видимости. Сами мы были уже почти КМС и действительно в хорошей форме. А чтобы ребята не потерялись организовали две связки: инструктор + 5 человек. Но примерно через пару часов случилось то, что мы никак не ожидали. Погода не просто резко изменилась- минут за десять взбесилась. Ветер превратился в ураган, что пол беды. А самое главное- на ребятах начал намерзать снег (влажный воздух превращался в снег и уплотнялся как раз на людях). Пара минут- и нарастала плотная корка снега толщиной сантиметров 5-10. Я никогда такого не видел ни до ни после. Так что гребень вот он –иди не хочу. Да вот только ребята на гребне смогут двигаться ещё 10-15 минут и всё! До сих пор у меня в этом никаких сомнений. Надо срочно с гребня вниз. Вот только куда? Особенно всё не просмотришь – видимость 10-20 м. Всё же подвернулся какой-то кулуар, и мы по нему сбросили метров 100 высоты. Стало намного легче, но ещё «не курорт». К сожалению кулуар закончился, и мы вышли на скалы. Они не сложные и не особенно крутые, но для новичков в этих обстоятельствах потребовались перила. Мой друг Виктор был внизу, а я цеплял ребят на скользящий и отсылал их вниз. Часок потеряли, но все благополучно спустились на полку, от которой шёл снежный спуск. Я уже подумал, что всё –основные проблемы закончились. Мой друг подумал тоже самое. И для него всё так и оказалось. Он возглавил свою связку (как местный он ориентировался в этих краях лучше и пошёл первым) и связка пошла вниз. В итоге они благополучно спустились «ногами». Наша же связка должна была идти сразу следом, по их следам (я последним). И тут … Только я сказал ребятам «пошли», как один из моих участников (тот, которого потом «вернули с того света») как будто только и ждал моей команды. Он сразу упал и потерял сознание. Этого мало – у другого начались проблемы с психикой, что было хуже всего. С криками «мы погибаем» он рванул вниз и, насколько мог, стал тащить нас на верёвке вниз по склону. Вот здесь и начались настоящие проблемы для нашей связки. «Активный» товарищ был первым, а я последним – так что добраться до него не было возможности. А главное надо было транспортировать больного, чем я и остальные ребята были заняты. И так в нашей связке: «активный» первым, потерявший сознание вторым. Затем участник, участница и я. Кроме первого, все были вокруг пострадавшего. От первой связки, конечно, следы исчезли за минуту. Ну а кто был первым вы знаете. Так что метров через 200 спуска... Я только хорошо помню, как пострадавший вдруг вырвался из наших рук и улетел. За ним участник, участница и я. Потом сильный рывок и такая картина: я вишу на скалах, а от меня верёвка идет через небольшой камень к участнице, лежащей на полке (обледеневший камень размером с пару кулаков). К счастью она лежала спокойно (большое ей спасибо) и я по верёвке на эту полку выбрался. Помню сильно удивился, что в паре метров от участницы верёвка оборвалась и остальные ребята продолжили полёт. Затем мы пошли вниз по снегу без особых проблем, но медленно (надо было страховать участницу). Где-то через час (а может два) подошли к палатке, куда остальные участники событий уже собрались. Далее всё описал Михаил. Очень жалею, что тогда не удалось с ним и его друзьями встретиться. (Мы всё же продолжили работу на сборах, но уже с другими участниками.)

Здесь полезно отметить следующее. Было мерзко, но не мороз (в основном выше нуля). А ребята были одеты не так уж и плохо. Пожалуй, только на гребне такой одежды было недостаточно. А тут потеря сознания и т.п. Т.е. было острейшее проявление горной болезни на 2-х с небольшим км (Кардывач имеет высоту 2970 м). Вот уж был сюрприз так сюрприз. Да и «активный» товарищ, как я теперь уверен, стал таким из-за неё и не имею к нему претензий как человеку. Разгадку я нашёл в книге болгарского альпиниста Маринина. У них в Болгарии наблюдаются подобные случаи. Он объясняет это так. С уровня тёплого моря люди быстро поднимаются на высоту 2-3 км, а тут непогода. Давление падает, и они «поднимаются» ещё на пару км. А если холод и стресс… Так что всё по науке. Знать бы эту науку до того!

Через 7 минут после выхода из палатки. Кардывач Главная 4А

Спасибо за рассказ, а то так и не узнал бы подробностей из-заЗеркалья!

На фото - Кира Мелина, 6-7 мая 1978 года. Ночевка была буквально на промежуточном контрольном туре перед ключевым обходом жандарма. Вот и у нас с Бобом такие участники сделались при спуске с Кардывач-Узловая по 2А.

Боб, привет! Рад тебя услышать на Риске, хоть и виртуально. В Институте тебя давно не видать. До сих пор вспоминаю наше восхождение, не без улыбки, как обогнали команду наших «мастеров» и писали на 5-й Короне записку зелёнкой. :-)

Олег

Самое сложное в этой ситуации было то, что оба парня были очень крупными и физически хорошо подготовлены, а остальные, в основном, девушки. У парня потерявшего сознание спирометрия была 7500, а стандартный абалаковский пояс на нем не сходился.

Нереально повезло...

... или повезло реально ;)

С криками «мы погибаем» он рванул вниз... - жуть! Лишний раз убеждаешься, что психологическая готовность к трудностям намного важнее физической подготовки. Но вот проверить заранее её нет никакой возможности... Или есть?

Поэтому вся советская система Фердинанда Алойзовича стояла на постаменте- от простого к сложному

Погодные условия меняются по собственной системе))

Боря, спасибо!

Я уже в уме написал-было такую же "объяснительную", но до "клавы" руки не дошли, не успел. Это я был вторым инструктором в этой истории. Только мне сдается, это были значкисты и мы их вели на Узловую по 2А. Погода была подозрительная и нам для усиления начальство прицепило двух стрррашных разрядников, Лёху и Верзилова, один здоровеннее другого.

Двойка А там достаточно простая и логичная. Мы благополучно вышли все на вершину, но ввиду продолжающегося ухудшения решили спускаться по 1Б на перевал (первая моя ошибка), который в сторону Кардывач-Главная (не помню, как называется). Я, как местный кадр, пошел первым, впереди первой связки. Однако уже в начале спуска видимость пропала совсем, а ветер - в лицо, стал так лепить снегом, что я снял очки (ношу не снимая с 3-го класса!), а вспомнил про них аж только вечером - не было нужды и возможности. Велел передать по цепочке, чтобы разворачивались обратно на путь подъема по 2А, там все скалки обходятся по снегу слева и ветер будет сбоку.

Ну, развернулись и пошли паровозиком, потихоньку. Вот тут вторая моя ошибка: впереди процессии на спуске в результате разворота оказался Боб, а для него этот район был новый. И мы не "дотянули" до нашего спускового перевала (кажется, Синеозерный или Семиозерный?) совсем немного. Но это "немного" нам добавило очень много проблем.

Скальный сброс там был метров 20-25, не более, не отвесный, вполне пригодный для "спортивного" спуска. Боб всё быстро организовал, навесил перила, а когда я подошел, и сказал ему, что мы "забурились" - то, посовещавшись, мы решили, что обратно переть всю команду вверх на гребень - дороже будет, тем более, что здесь был всё-таки уже не такой кошмар, как наверху.

Я спустился вниз и организовал приём участников, Боб их прицеплял к веревке и отправлял вниз. Все участники, конечно, мёрзли но в контролируемых пределах: здесь уже была возможность помахать руками-ногами и попрыгать-поприседать, к чему я их постоянно понуждал. Контролируя визуально и голосом спуск очередного участника, я вдруг увидел на самом вверху, на краю сброса стоящего Лёху. В майке с коротким рукавом, в грудной обвязке, без штормовки, с открытой курчавой головой, уже хорошенько присыпанной снегом. Он курил сигарету, помахал мне рукой и прокричал, смеясь, что-то ободрительное. Ни фига себе, подумал я, вот это здоровье у амбала!

Приняв почти всех участников-значкистов (кроме одной, по-моему), я прокричал наверх Бобу, что увожу их вниз, в цирк. Тут уже было просто вниз по снегу пешком. Связал их всех веревкой и выпустил вперед кто посмышлёнее: дуй прямо вниз. Сам привязался к концу. На выходе из кулуара появилась видимость, я увидел две палатки в цирке, прямо впереди нас. В это время сверху послышались какие-то крики. Велел своим идти к палаткам, отцепился и пошел обратно вверх.

Нижняя граница облачности была довольно резкая. Вдруг вижу, справа от меня метрах в 20-30 появляется из облака Лёха, в том же "обмундировании", бежит, вихляясь и скаля зубы, вниз. За ним по снегу тащится обрывок верёвки. - Стой! - кричу ему. Повернулся посмотреть вверх и тут... С небольшого 3-4м скального горбика прямо на меня выкатывается бревном прямо мне в руки ... - Верзилов! Глаза открыты, прямо в них - снег...

Я его не подниму, куда там! Склон всё ещё крутой, можно тащить волоком, тащу за обрывок его верёвки. Привязал к Лёхиному обрывку, кричу: - Вперёд, зараза, тащи к палаткам! - Вот мы с Лёхой его и припёрли. Это я начал тогда кричать, типа: - Мужики, у нас авария! Помогите!

Да, Виктор.... Дела давно минувших дней. Каждый по своему вспоминает: кто что запомнил. Действительно, парень был в одной футболке.

Получается странный парадокс: подвели и чуть сами не загнулись именно те, кто должен был безусловно повысить надежность и безопасность мероприятия! (правда, один из законов Мэрфи так и гласит: первой выходит из строя система защиты :-). Шутки шутками, а эта загадка не дает мне покоя всю оставшуюся жизнь :=(. Может быть, Лёха отдал свои теплые вещи кому-то из участников/участниц? - не видел, не знаю, но на него это было бы очень похоже.

Было ясно, что своими силами нам не управиться, нужна подмога. Связи нет. Надо бежать. Наших участников благодетели (спаси их, Господи!) поят чаем, наши два страдальца пристроены по палаткам. Для меня решение было очевидным - бежать должен я. За это меня потом очень сильно ругали на разборе, типа, нужно было отправить кого-то из палаток, а самому остаться с участниками. Мне такая мысль тогда даже и в голову не пришла, да и сейчас сильно сомневаюсь в правильности такого решения. Опытный инструктор (Боб) при участниках был, вся возможная на тот момент помощь была обеспечена (спасибо Мише и ребятам!). У меня доминировало мнение, что нужно там, у палаток, держать наготове как можно больше крепких мужиков для очень вероятной транспортировки пострадавшего (Лёху я таковым тогда не считал).

Это всё крутилось очень быстро. Взял с собой, опять-таки, смышленого участника, мы максимально разгрузились и - побежали вниз. Не по тропе (длиннющий и вилючий траверс), а прямо по дну долины, напрямик - в тот год это было возможно, я это знал. Где-то на середине пути до поляны Авадхара, мы увидели справа от нас поднимающуюся по тропе двойку, они были от нас метров 300-400 вверх по склону. Я стал им орать что есть мочи, типа: - Наверху авария, идите в цирк на подмогу! - Они постояли (вышли на связь по рации? ветер был от нас, мы их не слышали), одели мешки и пошли наверх, а мы побежали дальше вниз. И уже на дороге, ниже последнего моста встретили наш "абхазский" спасотряд во главе с незабвенным Славой Коростылёвым (царство ему Небесное!). Собственно, не отряд, а разведгруппу. Доложил Славе обстановку и ... расслабился. Каюсь. Вот здесь моя третья, главная и постыдная ошибка в этой истории. Слава выслушал, развернул свою компанию (наверное, был неподходящий состав) и погнал их бегом на базу (мы тогда размещались в самом пансионате Авадхара) собирать спасы.

Я ДОЛЖЕН был отсюда ВЕРНУТЬСЯ туда, в Кардывачский цирк, к палаткам. Два-три (ну, налегке чуть поменьше) часа подъема, после таких передряг, вымотанный, взмокший, полуодетый, без воды и еды, в одиночку (а с кем?), и уже темнеет, и какой с меня там будет толк... Это всё предо мной предстало ... и я - смалодушничал, отступил. Постоял-постоял, да и поплёлся по дороге вслед за ними на базу.

Две эти картинки временами ярко всплывают предо мной: смеющийся Лёха в майке, весь в снегу, ходит по краю утёса высоко надо мной и Верзилов, как бревно, у меня на руках с неморгающими глазами...

Если бы... Если бы нам не прицепили этих двух амбалов, мы с Бобом, скорее всего, завершили бы это восхождение относительно благополучно. Ну помёрзли, потрудились, ну поволновались, попереживали, - ну а как? - это горы, всё-таки. Послали бы кого-нибудь (угадайте кого) вперёд для связи и снятия контрольного срока - не в первый и не в последний раз. Да, погода была едва ли не наихудшая в моей практике, разве что однажды на Эльбрусе, зимой, но там состав участников был! - молодежный резерв сборной ЦС ФиС. И то - чудом выкарабкались. Неплановая ночевка на склоне, в "памирке", в ней все 11 (одиннадцать) участников, один примус и перекус из сухофруктов - и это уже был кайф после 18 часов на кошках по бутылочному льду, ни сесть ни встать, да еще с какими приключениями ... Но это уже совсем другая история.

Виктор, дорогой, здравствуй. Наши рассказы несколько отличаются. На разборе рассказы участников отличались ещё больше. Должно быть сильные были впечатления! Но теперь об отличиях в наших "показаниях". 1. Было это на маршруте 1б или 2а, с новичками или значкистами, были ли мы на вершине или нет - каюсь, не помню. Прошло столько лет, а это как-то мне показалось не важным и я подзабыл. 2. Но хорошо помню как мы рассчитывали на гребень 1б - посему и рискнули. И этим гребнем всё таки попользовались. 3. Хорошо также помню, что с гребня срочно спускаться было мое решение (или, если кому угодно, ошибка), а не потеря ориентира. Уверен решение правильное. Вспомните, что скоро случилось уже там, где выживать было много легче. По крайней мере не было такого "облепления" снегом. А технически реализовать такой спуск мы были готовы, что и подтвердилось. 4. По твоему и моему рассказу, после спортивного, было две связки. Но по твоему рассказу складывается впечатление, что во второй были только я и участница. Далее "я прокричал наверх Бобу, что увожу их вниз, в цирк". То есть, ребята извините, но я вас бросаю в условиях, когда ВИДИМОСТЬ БЫЛА 5-10м (только "на выходе из кулуара появилась видимость"), а следы исчезали за доли минуты. При этом я ещё был "наверху". (Конечно ты подзабыл - такой грубой ошибки ты допустить не мог.) Потом мы с участницей по-твоему вообще куда-то делись. Более того, складывается впечатление, что в первой связке ты был со всеми кроме нас двоих, в том числе с пострадавшими Лёхой и Гнездиловым. Которые с обрывком верёвки потом оказались выше тебя, хотя ты и был последним. (Думаю ты всё же был первым, иначе бы не допустил такого разрыва связок.) Так что настаиваю на своей версии: все собрались после спортивного, ребят поделили пополам, твоя связка пошла первой по договорённости, в нашей НЕОЖИДАННО Гнездилов вырубился, а Лёха стал "активным", связки разошлись, срыв нашей, обрыв верёвки, Лёха с Гнездиловым долетели до тебя, мы с участницей задержались на скалах и с другой частью верёвки спустились "ногами" до палаток. Там все и встретились.

Насчёт Эльбруса. Попадал в похожую ситуацию. Там было холоднее, но много легче- воздух не был таким влажным и не облепляло. Ну а насчёт видимости и переметания тропы похоже. Так что поаккуратнее и на Эльбрусе.

А о каких маршрутах на Кардывач Узл. идёт речь? Ориентация по сторонам света. 1б или 2а не о чём не говорит. Тем более маршрута 2а на этой вершине нет.

2А слабенькая(может уже и раздели) на Кардывач Узл. по Ю.З. отрогу (Кутехеку) от п. Синеозерный.

1Б с Ю.В. по ГКХ с перевала между Кардывач Гл. и Узл.

А, не вы упали в обморок на построении в АУСБ " Алибек" ??

Чтобы Боб рухнул - невероятно! Вот он сметану с бараньим жиром перепутал при закупке для сборов. Да. это было. )

Боря, дорогой, тут спорить о мелких деталях - смешно. Это точно были значкисты по 2А. А новичков мы с тобой через пару дней прекрасно сводили на Анчхо, ты вспомни!

Когда я писал, что спустились со сброса почти все участники, я имел в виду именно "учебный" состав группы, т.е. значкистов. Знаешь, ты меня натолкнул здесь на вот какую интересную мысль: ПРИЧИНА всей этой истории и наша с тобой (или только моя) здесь ГЛАВНАЯ ВИНА, что мы (или только я) НЕ посчитали Лёху и Верзилова за УЧАСТНИКОВ! А оказалось, что им тоже нужна была и наша помощь и наше внимание. Инструктор ДОЛЖЕН отвечать за ВЕСЬ состав группы, независимо от разряда, комплекции и прочих свойств участников.

Кто снимал перила со сброса - ты сам, или поручил нашим "амбалам" - я не помню, а скорее всего и не видел. Когда внизу собрались ПОЧТИ все участники (т.е. почти все ЗНАЧКИСТЫ), я их повёл вниз одной связкой. И это мы с тобой согласовали. С тобой оставались оба "амбала" и один или два значкиста - вот и всё! Что у вас случились дальше - я не мог видеть.

Уважаемые Prof и Борис Алексеевич Фомин! Написал обоим вопрос в личку. Посмотрите, пожалуйста.