Участники экспедиции на К2. Воспоминания и размышления...

Пишет Дед Барадед, 28.02.2021 14:51

Ротар и его правда о K2

от Алессандро Филиппини 28 февраля 2021 г. (отрывки -ДБ)

Анджела Бенавидес опубликовала на сайте Explorersweb интересное интервью со словенцем Томазом Ротаром , который был врачом зимней экспедиции Seven Summit Treks на К2 и который в ночь с 4 на 5 февраля предпринял попытку достичь вершины, когда трое пропавших без вести альпинистов, скорее всего, погибли на горе - Джон Снорри, Мухаммед Али Садпара и Хуан Пабло Мор.

Мы сообщаем полный текст интервью, выделяя жирным шрифтом основные отрывки, те, которые представляют новости или касаются обвинений против организации экспедиции или 10 непальцев, которые провели первое зимнее восхождение на второй горе Земли. Тем более, что подозрения против них действительно серьезные. Слишком тяжело . Помня, что (как сообщалось в интервью) в отношениях с Мингма Гьялдже возникла ржавчина еще в прошлом году , необходимо еще раз подчеркнуть, что 14-15 января Джон Снорри , Мухаммед Али и Саджид Али (автономная экспедиция, который первой прибыла в базовый лагерь) не имела достаточной акклиматизации, чтобы иметь возможность серьезно задуматься о попытке покорения вершины. Они никогда не выходили за пределы лагеря 2. Так что в любом случае они не могли бы следовали за 10 непальцами (не забывая при этом, что Снорри еще и нанял двух операторов и двух высотных носильщиков снимать свое восхождение, но все они еще не достигли базового лагеря ...)

Однако самое страшное обвинение состоит в том, что непальцы могли бы даже ввести в заблуждение других альпинистов, направив их к непреодолимому проходу, знаменитой трещине , а не к обходу, по которому Мингма Г. и его товарищи сумели преодолеть препятствие. Мингма Г. рассказал от огромной трещине в социальных сетях, и широко сообщалось, что 10 непальцев отправились к юго-юго-восточному отрогу , чтобы преодолеть ее. Более того, как вспоминает сам Ротар, Саджид Али также сказал, что знал о трещине, значит, Снорри и Мухаммед Али тоже знали об этом, но они пошли обычным маршрутом.. В этот момент, учитывая отчет Ротара о времени выхода от Л3 (ему предшествовали другие, но он все еще стартовал раньше Снорри - очень медленно - и задолго до Мухаммеда Али), можно подумать, что, вероятно, Снорри и его товарищи были обмануты следами альпинистов, вышедших перед ними с Л3 (как упомянул Mingma G. и сообщил здесь Ротар, на высоте 200-300 метров выше Л3 не было закрепленных веревок , очевидно, в этом не было необходимости). Следуя по следам, Снорри и его товарищи не перешли к маршруту Спероне и остались на ребре Абруцци. Обратите внимание, что трещина была на высоте около 7800 метров (а не 8000, как утверждает Ротар), высота высчитывается из следов треккера Снорри, а также тем фактом, что высота 8000 выше, чем та, на которой встречаются два ребра.

Участники экспедиции на К2. Воспоминания и размышления... (Альпинизм)

В остальном стоит отметить искреннее заявление Ротара о двух неделях, в течение которых альпинисты оставались неподвижными, бездействующими в базовом лагере , прежде чем их охватила «вершинная лихорадка» при объявлении нового окна благоприятной погоды. А потом про то, что они не соблюдали указания руководителя экспедиции. Два определяющих фактора не только для хаотичной ситуации на Л3 из-за недостаточного количества палаток (свои были только у Снорри, Мора и О'Брэди ), но и для физического состояния альпинистов. Некоторые добрались до Л3 после 19:00, и Ротар говорит, что он начал собираться… в 21:00.. Учитывая, что восхождение заняло бы не менее 15 часов (10 непальцев шли так быстро, уже зная, как преодолеть трещину ...), затем около 6-7 часов, чтобы вернуться в лагерь 3, вы можете понять - Какая большая авантюра - думать о вершине, даже не отдохнув достаточное количество часов (учитывая тесноту в палатках). Тем не менее, все они пытались подняться, кроме ирландцев Ханны и Тамары Лангер .

Обратите внимание, что, по словам Саджида, он стартовал с Л3 в полночь, а его отец через два часа, в то время как Снорри уже начал восхождение в 23:30 на 4-й Лагерь, он говорит, что сначала он встретил Снорри, затем, уже идущего вниз, Мухаммеда Али, затем Мора и только последним и «намного позже» Саджид, который уже знал, что у него проблемы с подачей кислорода. Это важная деталь, потому что Саджид сказал, что пытался использовать свой баллон только по совету своего отца, когда они уже были в Бутылочном Горлышке (то есть далеко за трещиной) и, конечно же, вместе...

Томаз Ротарь: Пора рассказать правду о K2

Анжела Бенавидес K2 26.02.2021

Участники экспедиции на К2. Воспоминания и размышления... (Альпинизм)

Томаз Ротар входит в палатку в Л3 после отказа от штурма вершины. Фото: Томаз Ротарь

Томаз Ротар может многое рассказать о своем опыте зимнего К2. Он был тем, кто покинул лагерь 3 - 4 февраля и достиг «непроходимой трещины», которая заставила его вернуться - и, вероятно, спасла ему жизнь. Помимо Саджида Садпара, он был последним, кто видел Джона Снорри, Хуана Пабло Мора и Али Садпара. И он так же страдал той хаотичной ночью в третьем лагере, не имея собственной палатки.

Но это только последний эпизод в череде событий, начавшихся два года назад. «У меня появилось искушение отпустить все и забыть обо всем», - сказал словенский альпинист ExplorersWeb в эксклюзивном интервью. «Однако Джон Снорри дважды спас мне жизнь. Сказать правду - это меньшее, чем я должен ему взамен.

Ротар был одним из немногих альпинистов в базовом лагере в этом году, кто не был новичком в зимнем К2. Прошлой зимой он и Джон Снорри были клиентами экспедиции Мингма Джи на гору.

Горькие воспоминания из 2020 года

«После полутора месяцев совместной работы в прошлом году я могу сказать, что Мингма Джи не тот человек, которому я могу доверять. Наша экспедиция была неожиданно отменена из-за предполагаемой болезни Мингма Джи. Снорри попросил оставить…… хотя бы шерпов, и тогда один из них сказал, что повредил ногу. Фактически, он хромал, когда мы были рядом, но однажды, вернувшись в Скарду, он отлично бегал.

«Я мог часами рассказывать о том, что произошло, но вывод таков: мы заплатили 80 000 евро и не получили никакого возмещения, когда экспедиция была прервана без нашего на то согласия. Там осталась вся закупленная техника, керосин и прочее. Некоторые из них были использованы этой зимой для успеха восхождения Mingma G ».

Джон Снорри и Томаз Ротар в 2020 году. Фото: Apricot Tours

Позже Снорри поделился этой историей в социальных сетях, а Ротар написал свою статью . «Но ничего после этого не произошло», - сказал он.

Год спустя и бывший лидер Мингма Джи, и его клиенты вернулись в зимний K2. Мингма и Снорри были лидерами своих команд, а Ротар присоединился к группе Seven Summit Treks.

«Мингма ничего не сказал о предыдущей экспедиции. На самом деле, я никогда с ним не разговаривал - я поздоровался с ним однажды, когда мы пересекались тропами на горе, и все.

Снорри не участвует в секретном штурме вершины

Ротар утверждает, что Снорри не сказали правду, когда … 14 января он спросил непальских альпинистов в лагере 3, собираются ли они на вершину, и они сказали нет.

«Снорри сказал мне, что разговаривал с Мингма Джи на горе и сказал ему, что они собираются не на вершину, а просто проверить палатки в третьем лагере».

Саджид Садпара узнал об этом на следующий день, когда встретил Сержи Минготе. Но к тому времени, когда Саджид вернулся и сказал Али Садпара и Снорри, было уже слишком поздно присоединяться к штурму. Разочарованные, они спустились из лагеря 2. «Я не могу отделаться от мысли, что, если бы Джон присоединился к непальцам, он, возможно, поднялся бы в тот день и вернулся живым», - сказал Ротар.

На этой неделе Mingma G признал ExplorersWeb, что секретность была конкурентным шагом, чтобы дать непальцам шанс первыми пройти этот желанный саммит. Но Ротар говорит, что секретность сохранялась, несмотря на то, что Мингма Джи настаивал на том, что «как только мы закончим восхождение, для нас не имеет значения, кто поднимется позже».

И еще добавил Ротар: «Когда они вернулись с вершины, информации не было. Никто не поделился фотографиями или информацией о восхождении ».

К2 ночью. Фото: Чханг Дава Шерпа

«Первые фотографии вершины, которые мы увидели, были отправлены нам из дома после того, как непальцы разместили их в социальных сетях», - продолжил Ротар. «У нас не было информации о том, что нас ждет впереди». Примечательно, что они ничего не слышали об огромной трещине, которая в конечном итоге остановила его на высоте около 8000 метров.

Второй выход и хаос в лагере 3

После восхождения непальцев на К2 в течение почти двух недель дул сильный ветер. Никто не покидал базовый лагерь. Альпинисты не проводили акклиматизационные выходы, а SST не проверяли и не носили припасы в лагеря. Но в начале февраля обещание нового погодного окна заставило всех двинуться с места.

«У нас была встреча с Давой и Арнольдом Костером (1 февраля), чтобы детализировать план восхождения», - сказал Ротар. «Он состоял из перехода в Лагерь 1 - 2 февраля, Лагерь 2 - 3 февраля. Затем, 4 февраля, мы должны были перейти в Лагерь 3, отдохнуть, затем продолжить путь к вершине без Лагеря 4. Нам нужно было каким-то образом добраться до вершины. выйти и вернуться, надеюсь, обратно в лагерь 2, как можно раньше 5 февраля, потому что в этот день ветер будет постепенно усиливаться. Это требовало очень быстрого темпа. Я прошел К2 летом, поэтому знаю, что это такое ».

Колин О'Брэди на фоне Джона Снорри. Фото: Элиа Сайкалы

«В результате Костер дал строгие инструкции относительно темпа: те, кто не смог добраться до лагеря 1 за шесть часов, должны повернуть назад; они [не смогли бы справиться] с верхними склонами К2 в такое короткое погодное окно.

«Но несколько человек проигнорировали эту инструкцию. Если бы они этого не сделали, в третьем лагере было бы меньше альпинистов и меньше проблем с палатками.

«Кроме того, мы говорили об Бутылочном Горлышке и особенностях маршрута, но не упомянули ни о каком конкретном препятствии, например о трещине».

Ротар также вспоминает «множество проблем с системами O2, из-за взрыва регуляторов и слишком низкого давления в баллонах». Горелки также работали со сбоями, хотя устройства и смесь бутана и пропана должны были работать при -40ºC ». Однако недостатка в O2 не было, говорит он.

Самый длинный день

4 февраля Томаз Ротарь был полон сил и оптимизма. Он добрался до лагеря 3 около 15:00 в прекрасный день. Впереди него шел Колин О'Брэди, опередивший двух своих шерпов, и Хуан Пабло Мор, который поднимался в действительно хорошем темпе даже без O2.

Незадолго до Л3 он догнал Тамару Лунгер, которая сказала, что ей слишком холодно, чтобы продолжать, и она хотела развернуться. Ротар сказал это Мору, как только он встретил его, и Мор вернулся назад и тщетно пытался убедить Лунгера продолжить.

Участники экспедиции на К2. Воспоминания и размышления... (Альпинизм)

Альпинисты у Черной пирамиды по пути в 3-й лагерь. Фото: Элиа Сайкали.

Шерпы О'Брэди разбили палатку, но не впустили Ротара. «Затем я попросил у Хуана Пабло [Мора] убежище, на что он любезно согласился. В палатке я изо всех сил массировал его ступни, которые сильно похолодали. В конце концов, однако, появилась Тамара - она ​​передумала. И она была партнершей JP, поэтому мне пришлось уйти.

«Я снова попросил войти в палатку О'Брэди, но шерпы не разрешили мне войти. К счастью, американец приказал своим шерпам впустить меня. «Мы не можем оставлять его снаружи умирать», - сказал он. Когда я вошел, внутри было еще шесть человек. Все больше альпинистов и их шерпов прибывали в лагерь после наступления темноты. О'Брэди также обменялся злобными радиосвязями с Базовым лагерем. Должен сказать, что я в долгу перед этим парнем, если не своей жизнью.

«Похожая ситуация произошла в палатке Джона [Снорри], которую он должен был разделить с Али и Саджидом, но в итоге он также поделился с тремя или четырьмя другими людьми. В таких обстоятельствах нельзя выполнять основные дела по подготовке к штурму вершины, такие как смена носков, массаж ног, кипяченая вода для питья и приготовление пищи.

Между лагерем 3 и трещиной

«Тем не менее, мы пошли на вершину. Я вышел из палатки около 9 часов вечера, и я был позже, чем другие члены моей команды, но быстрее: по дороге я миновал Бернхарда Липперта и Жозетту Валлотон с их шерпами. Бернхарду было слишком холодно, а Жозетт сказала, что ее регулятор не работает. Что касается меня, то прикрепленный мне шерпа, Пасанг, сказал, что он боится, что у него обморожение, и он не может пройти дальше лагеря 3. А ноги (моего друга) Ноэля Ханны были слишком холодными, и он решил остаться в лагере 3, поэтому я договорился со его шерпой Темба, что тот пойдет со мной.

«В конце концов, мы были во главе отряда… пока не достигли огромной трещины около 8000 метров. Ночью мы не видели возможности пройти ее. Где-то в 150 метрах справа мы увидели веревку через нее, но веревка определенно была небезопасной; она даже не была натянута. Я поискал лестницу, но ее тоже не было. Я ждал какое-то время, тщетно искал проход. У Тембы тогда были проблемы с его системой O2. Он попытался исправить это, но безуспешно и сказал, что должен вернуться. Через несколько минут, не найдя прохода, я последовал за ним вниз.

Участники экспедиции на К2. Воспоминания и размышления... (Альпинизм)

Маршрут из лагеря 3 при дневном свете. Кадр из видео Ноэля Ханны.

«Вскоре я обогнал Джона Снорри, выглядевшего усталым и медлительным, но решительным. Я объяснил ситуацию, сказал ему, что нет возможности перейти трещину, но он настаивал: «Я постараюсь ее перейти». Тогда я сказал себе, какого черта, повернулся и пошел за ним, обратно к трещине. Я отвел его к месту, где была веревка, и снова не увидел возможности пересечь ее. Я сказал: «Я не могу перепрыгнуть, мне нужно спуститься, удачи». Я оставил его там, дожидаясь его товарищей. Это был последний раз, когда я видел его.

«Спустившись вниз, я встретил Али Садпара, а через некоторое время - Хуана Пабло [Мора] без O2. А много позже - Саджид [Садпара]. В то время на Саджиде не было маски O2, но он сказал мне, что у него проблемы с регулятором. Он попросил меня одолжить, так как я спускался вниз, но мне пришлось отказаться, так как мне все еще нужен кислород.

Участники экспедиции на К2. Воспоминания и размышления... (Альпинизм)

Томаз Ротар, измученный еще в третьем лагере. Фото Лакпы Денди (слева), который поднимался вместе с Атанасом Скатовым

«Я добрался до Л3 и вошел в палатку, где были два шерпа: Лакпа Денди, лазавший со Скатовым, и Пасанг. Они дали мне чаю и ушли в сторону БЛ. Я отдохнул, но затем заставил себя продолжить спуск. По дороге я встретил Антониоса, который рассказал мне о гибели Скатова. В шоке я продолжал спускаться. Я действительно не помню каждый момент, я очень устал. Я вернулся в базовый лагерь ночью. Помню, я сел за стол в обеденной палатке и тут же отключился. Кто-то отвел меня обратно в палатку, потому что я проснулся утром в полной горной одежде и ботинках, но почему-то внутри спального мешка.

«Потом было долгое ожидание, и поиски, и отсутствие новостей. Костер и Дава переживали, потому что не могли связаться с группой восходителей по радио. Дава также извинился за проблемы, возникшие в лагере 3. Дава он шагал по БЛ, прилип к рации, настойчиво звонил и смотрел на гору.

Участники экспедиции на К2. Воспоминания и размышления... (Альпинизм)

Члены экипажа базового лагеря обеспокоены отсутствием новостей от Снорри, Садпара и Мора. Фото: Томаз Ротарь

Выводы

«Отсутствие палаток было серьезной проблемой, как и неисправность систем O2 и горелок. За ночь в лагере 3 мы использовали весь доступный O2, насколько мне известно. И все же, если бы вы спросили меня, смогу ли я снова пройти Seven Summit Treks, я бы сказал, что да. Я поднялся с ними на Канченджангу, и мои впечатления были хорошими.

«Что касается веревок, то, как обычно, на К2 использовались старые и новые веревки, и команда по закреплению веревок использовала иногда новые, а иногда старые. Во время моей попытки восхождения я не видел, что веревки вот-вот порвутся. Конечно, вы принимаете меры предосторожности, такие как пристегивание к более чем одной веревке, а также пытаетесь распределить свой вес не только на веревке, но и на кошках.

«Еще в 2018 году [на K2], после того, как я упал, когда оборвалась веревка, и я сообщил об этом в базовом лагере, команда Гарретта Мэдисона исправила часть маршрута с помощью превосходной ярко-оранжевой веревки Diamond. Эти веревки все еще существуют и по-прежнему прочные - они определенно лучше жестких, но более дешевых корейских веревок, которые обычно используются.

«Чего я не понимаю, так это отсутствия информации о правильном маршруте и его особенностях. С тех пор, как я вернулся, я читал все, что было опубликовано об экспедиции, пытаясь понять, что пошло не так, но до сих пор не понимаю.

«Как все в непальской команде пересекли трещину? Я читал отчеты Мингмы и Саджида, и чем больше я читаю, тем меньше понимаю. Веревки начинались, как сказал Мингма, на высоте 200–300 метров над лагерем 3, но затем он заявляет, что они починили все, включая трещину, которую они каким-то образом пересекли.

«Но маршрут, по которому мы все пошли во время второго выхода, закончился полным провалом. Саджид сказал, что не было веревок, по которым они перепрыгивали через это, но я не могу поверить, что они просто перепрыгнули через эту огромную трещину - они, должно быть, нашли другой проход, хотя я действительно огляделся и не увидел другого выхода. Было, конечно, темно, но я все еще не могу разгадать загадку.

«Может быть, непальцы закрепили две веревки, одну ведущую в тупик, а другую - на вершину?»

«Но затем Саджид сказал, что они знали об этой трещине перед тем, как отправиться на вершину, и все же они следовали тем же маршрутом, что и я. Наконец, если маршрут отклонился от нормальной линии и был ближе к маршруту Чезена, почему мы не были проинформированы? Во время брифинга не было упоминания ни о двух тросах, ни о веревках, ни о каких-либо трещинах.

«Как я уже сказал, меня больше всего смущает общая секретность и недостаток информации, которой мы располагали до начала нашего восхождения. Я жонглирую теориями и возможностями, но, помимо этого, все, что я могу надеяться, это то, что будет проведено дальнейшее расследование неясных аспектов этого восхождения»...

Эмоции и мысли Тамары Лунгер

Алессандро Филиппини 27.02.2021

Участники экспедиции на К2. Воспоминания и размышления... (Альпинизм)

Тамара Лунгер вернулась в Италию несколько дней назад после зимней экспедиции на К2 . Дома, в карантине , она позволила себе общение, которое было не просто пресс-конференцией, а своего рода интервью с самим собой в поисках самых глубоких эмоций и чувств . На самом деле вопросов было немного, а история длинная, болезненная и искренняя. Вот почему мы предлагаем его так, без перерывов, даже если он может показаться фрагментарным. Проследив за эмоциями, вы увидите, что это не так.

«У меня создалось впечатление, что гора направляет свою энергию против нас, так что никто не сможет взойти я на нее. Непальцам, с другой стороны, удалось достичь вершины, но 16 января Сержи ( Минготе, испанский альпинист, заместитель руководителя экспедиции «Семь восхождений на вершину» , ред. ) погиб. Убежден, что 5 февраля трое пропавших без вести достигли вершины, но тем временем Скатов погиб на спуске в тот же день. И Джон Снорри , Мухаммед Али Садпара и Хуан Пабло Мор , чилиец, который стал моим партнером по скалолазанию (Тамара начинала экспедицию вместе с румыном Алексом Гаваном, который сошёл с дистанции после первого выхода, ред ), они так и не вернулись.

«Когда Сержи упал, я был в сорока метрах от того места, где он оказался. Я боялась подойти. Я не хотела, чтобы он страдал, вместо этого он дышал еще час, а мы, хотя мы знали, что с этими очевидными травмами он не может выжить, сделали все возможное, чтобы вертолеты прибыли в ближайшее время . Мы стояли рядом с ним, я держала его за руку, мы с ним разговаривали. Затем потребовалось четыре или пять часов, чтобы подготовить тело и шерпов, чтобы вернуть его в базовый лагерь . Также было душераздирающе складывать его вещи...

«Это может быть моя последняя зимняя попытка . На данный момент я говорю - нет, и, возможно, больше никогда не будет для меня еще одной зимы на восьмитысячнике . Может, пора сделать что-то другое, а не только 8000. Я также чувствую связь с природой в лесу , на горе недалеко от дома. Но я не хочу давить на себя. Я должна придти в себя...

«Для меня было важно вернуться домой, чтобы обнять маму и папу . И на этот раз их объятия не случайно были такими крепкими, как раньше. Я сейчас на карантине, но, к счастью, на природе, потому что вокруг дома леса. Природа помогает мне найти мир с самой собой. Мама сказала мне: «Будем надеяться, что ты не потеряешь веру к Богу». Я очень верю: я этого не теряю. В принципе, я убеждена, что всему происходящему есть причина.

Участники экспедиции на К2. Воспоминания и размышления... (Альпинизм)

«Я встретила женщину, которая сказала мне, что дала бы мне еще год жизни, если я смогу проникнуться женской энергией . На самом деле, я немного походила на мужчину . Когда я была в экспедиции с Симоне Моро , он был весь спокоен и умиротворен, а я наоборот, была очень агрессивна.

«Еще в этой экспедиции мне трижды говорили:« Ты как мужчина ». Раньше, когда мне говорили, я воспринимал это как комплимент . Теперь это меня просто ломает.

«Я также стремлюсь к тому, чтобы моя чувствительность как женщины была связана с природой , чтобы понять, что это значит для меня. Очень важная вещь в экстремальном восхождении, когда ты знаешь, что в одно мгновение можешь уйти из жизни.

Участники экспедиции на К2. Воспоминания и размышления... (Альпинизм)Tamara-Simone

«На К2 я уже слышал в базовом лагере, что мне не повезет: все для меня было тяжело, сложно. Я была не так мотивирована, как нужно. А потом, когда я добралась до лагеря 3 (7350 м), матрас сдулся и пришлось в нашей крохотной палатке спать в спальном мешке, практически упираясь в лед, это было невозможно... Я уже плохо себя чувствовала, потому что с тех пор, как начала идти с нижнего Л 3 (7000 м, прим. Ред.), меня продолжало рвать. Я намеревалась добраться до Л3, а затем посмотреть, что делать, исходя из того, как у меня будет здоровье. Я была с Хуаном Пабло Мором, который был более акклиматизирован, чем я, потому что он уже спал на 7000 м, а я - один раз на 6600 м (Л2 ). И тогда я была единственной, кто хотел сделать Лагерь 4 ( на 7800 м, ред.), чтобы не приходилось выходить ночью, но когда я сказал это в базовом лагере, все засмеялись мне в лицо: «У нас не будет столько дней с хорошей погодой!». Но для меня это был единственный шанс сделать вершину. У меня не хватило бы душевных сил идти всю ночь при минус 60 градусах и ждать, когда, наконец, придут солнечные лучи, чтобы дать тепло и надежду. Только с Л4 у меня был бы запас сил, даже на возврат. Чтобы в конце концов остановиться на этом и выйти на следующий день. Хуан Пабло сказал, что я убедила его и что он поддерживает идею Л4. Но потом…

«Подойдя к Л3, я почувствовал страх замерзнуть . Я думал, что это моя слабость, но это был широко распространенный страх . Все альпинисты действительно имели такую опасность, потому что вы ничего не можете сделать, чтобы защитить себя. Это жестокая вещь…

Участники экспедиции на К2. Воспоминания и размышления... (Альпинизм)

«Когда я поднималась к лагерю №3, в какой-то момент я сказала себе - достаточно. Я крикнула Хуану Пабло, который уже пришел в лагерь, но он не слышал. Я помахал ему, скрестив предплечья: все!

Но у меня в рюкзаке были вещи, которые ему были нужны. Он спустился ко мне, метров на 100. Я дала ему то, что ему было нужно, и начала спуск. Через 50, может быть, 100 метров я встретила поднимающегося Мухаммеда Али. Было уже поздно, и он мне сказал: «Пойдемте, уже темнеет : одному спускаться не нормально. А потом, если захочешь, попробуем верх ». Я пошла с ним. Но я больше не чувствовала пальцы на ногах, как и до сих пор... В спальном мешке меня ни на секунду не переставала трясти. Было ясно, что я не смогу подняться.

«Я забилась в угол, чтобы не мешать JP в его приготовлениях. Он ушел в полночь . Я спросила его, не хочет ли он веревку и не хочет ли, чтобы я подождала его тут. Он сказал мне - нет. Что мы будем обмениваться сообщениями через Garmins . Я пыталась растопить снег, потому что после всей этой рвоты мне нужно было пить . Мне потребовалось больше часа, чтобы нагреть литр воды. В такой мороз горелка не нагревается. Я пыталась уснуть. Я надела свой высотный костюм, залезла в два спальных мешка, но меня все еще трясло. На рассвете я написала сообщение JP. Он мне так и не ответил. Тем временем все в лагере ругались. Остальных палаток было всего две (на самом деле три, ред.) для всех. Кто-то начал подниматься наверх, но вскоре повернул обратно. Даже Атанас (Скатов, ред.). Он был очень взволнован. Он надел два высотных костюма: снял один и все жаловался, что плохо передвигается. Все нервничали. Они начали спускаться. Я не знала, что мне делать. К настоящему времени было 11 утра. Дава ( шерпа Чханг Дава, руководитель экспедиции «Семь восхождений на вершину», ред. ) сказал, что нужно подняться на вершину к 9 часам, чтобы успеть вернуться до того, как поднимется ветер , но они ушли слишком поздно .

«Верхняя часть горы уже была покрыта (ураганом). Я подготовила все в палатке, когда спустится JP: сухой спальный мешок, горелку со снегом, который нужно растопить, чтобы приготовить воду, потому что при таком холоде потребность в питье еще больше. А потом то же самое, что я сделала и в лагере 1.

«JP вышел, чтобы посмотреть, куда он сможет пройти. Мне он не казался таким уж «замороченным». Он сказал мне: «Саи Тамарита , он меня так называл, самое главное - не вершина, а вернуться к своим детям». Мухаммед Али и Джон Снорри мне показались более «подтянутыми»: для них появление в топ-10 непальцев было пощечиной . Вместо этого JP рассказал мне о своем проекте в Пакистане - стене для скалолазания. Он сказал мне, что мы поедем к нему и что эта маленькая деревушка в мало посещаемой долине, которой он хотел помочь, станет красивой.

«Для Снорри и Мухаммеда Али все было иначе. 14 января они остались на уровне Л2 из-за неблагоприятных прогнозов погоды. Непальцам удалось скрыть свои планы. В лагере 3 их оставили одних, потому что они прислали своего оператора Сандро. Я встретила его и спросила, что они собираются делать, и он ответил: «Я не знаю». Не знаю, действительно ли они собирались подняться на вершину.

«Снорри уже был в K2 годом ранее, с Мингмой Гьялже, и был им очень разочарован. Со второй попытки он хотел продемонстрировать, на что он способен. И Мухаммед Али должен был защищать пакистанскую гордость после успеха непальцев. Я хорошо знала его по Нанга-Парбату и не видела его таким спокойным, как обычно. Тот, кто всегда был открыт, готов пошутить и потанцевать. Их офицер связи сообщил, что когда они были в Л3, они сказали что-то вроде «пойдем на вершину или… на смерть». Или что-то вроде того. Я не знаю. Конечно, давление на Мухаммеда Али было сильным: пакистанцы видели в нем героя , который должен был первым подняться наверх. Так сказал его менеджер.

«Я должна была быть с ними. Мне пришлось подняться с JP, Джоном, Мухаммедом Али и его сыном Саджидом. Мы были командой . По сути, у всех остальных были свои шерпы. Но путь был действительно долгим. Все было намного сложнее, чем когда я летом поднималась на К2. У меня постоянно был кашель , боли в ребрах, боли в животе. Время подъема с одного лагеря на другой зимой было дольше, даже намного, по сравнению с летом. Лед сделал трассу более техничной. Летом часто были красивые трассы , на этот раз мои возможности были на пределе ( из-за наклона и последующего использования кончиков кошек, прим. Ред. ).

Остальные поднимались с логистической организацией Seven Summit Treks . Но палаток было всего две. На самом деле, возможно, это спасло несколько жизней, потому что затем убедило многих отказаться от восхождения.

«Быть ​​одному там жестоко . Интересно, почему я не попросила JP спускаться со мной? Сделать еще один выход? Почему я не настояла? Он сказал мне, что даже если он сделает выход сам, он не оставит меня потом одну. Что, если я захочу покорить вершину, он будет там. Это был JP. Это было сильно. На Л3 он был как дома или в машине. Никогда не видела такой силы...

«Они пошли наверх. Была трещина, которая, как говорят, шириной 2,5 метра и до 3х метров. Говорят, прошли... Я все еще думаю, что это невозможно сделать, особенно на высоте 8000 метров над уровнем моря ( на самом деле около 7800, как указывает треккер Snorri, изд. ). Но они хотели вершины . Я не знаю, что случилось. Говорят, в 19:00 была попытка звонка со спутника. Слишком поздно. Было уже темно. Ветер усилился, возможно, из-за облаков видимости тоже было мало . Я уверена, что если один плохо себя чувствовал, то двое других не оставили его, они не бросили бы его. Или их остановила авария. А при предполагаемых минус 70 градусах вы не сможете выжить, если будете стоять на месте.

« Спуск был для меня очень тяжелым во всех смыслах. Я ушла очень поздно, в 11 или 12 часов. Я знала, что до базового лагеря будет очень долгий путь. Я была одна, поэтому я попыталась идти как можно быстрее, чтобы попытаться догнать остальных. Но вскоре я поняла, что они почему-то сильно тормознули... Действительно, они остановились. Когда я пришла, они сказали: «Атанас упал». Я не поверила. КАК? Я сразу заплакала . Скатов был самым душевным человеком в базовом лагере. После этого все стали намного осторожнее, втройне осторожнее. В карабин также встегивали три-четыре веревки . Нас всех притормозили, чтобы мы не оказались встегнутыми вдвоем на одной веревке. Казалось, гора кричала на меня «убирайся отсюда!». На леднике, после передового базового лагеря я так же потеряла налобный фонарь . Со мной был ирландец Ноэль Ханна . У него был один с очень тусклым светом. Ничего не было видно. В конце концов, лучше было положиться на свет звезд . Никогда не видела их столько. Мы заблудились, вроде вышли, и снова заблудились. Мы не узнавали места. Наконец, в конце концов, мы нашли верный путь. Тем временем позади нас я увидел свет фонаря. Я была уверен, что это Хуан Пабло. Еще я подумала: «Что за призрак?!». Я крикнула ему, - он ответил… Вместо этого я позже узнал, что это был шерпа , но это было похоже на голос JP. Когда стало ясно, что он, Снорри и Мухаммед Али никогда не вернутся, я почувствовал себя почти мертвой внутри.

«Я очень благодарна за то, что встретил столько красивых людей. И я вижу, как многому меня научила гора в моей жизни. Моя вера заставляет меня поверить, что ничего не происходит случайно. Даже по отношению к семьям людей, которым пришлось уйти ... Вера сделала меня настолько сильной, что я принимаю это. Больше ничего не поделаешь. Жизнь так драгоценна

«Я была очень рада за шерпов, за их успех. Несмотря на то, что Серджи погиб в тот день, я пошла к ним, чтобы поздравить их. Многие обморожены. Даже Нирмал Пурджа : его ноги опухли от обморожения.

«Непальцы заслужили успех. Они работали как звери. Они много раз переходили между различными лагерями, чтобы нести веревки и снаряжение с нижних лагерей на верхние. И даже в этом последнем рывке они поднялись в лагерь 4, чтобы проложить маршрут, затем спустились в Л3, чтобы отдохнуть, а затем отправились на вершину посреди ночи. Я надеюсь, что и они в будущем заинтересуются другим видом альпинизма. Даже в Пакистане есть альпинисты, которые хотят расти и заниматься К2, но молодым людям все еще требуется много тренировок , они сильно отстают от непальцев. К несчастью для них, потеря Мухаммеда Али серьезна: он был образцом для подражания. Вдохновение для многих. Отличный друг .

«Пять лет назад, как раз в эти дни, я была с ним, Симоне Моро и Алексом Чиконом . Я взошла на вершину Нанга Парбат* .

« Сравнивать нелегко , но К2 - гора гораздо более жестокая, чем Нанга Парбат. Я думала, что до Л4 это будет не так уж и сложно. Вместо этого на К2 уже в базовом лагере у нас в палатке было уже 35 градусов мороза . А это была температура в лагере 4 на Нанга. Я сказала себе: «Что происходит?». А потом на Ребре Абруцци продолжалось падение камней, даже больших. Они прошли очень близко. А также кусочки льда : всегда нужно было быть очень осторожным.

«Лагерь 3 находится на уровне Лагеря 4 Нанги, но там все было красиво. Да, восхождение на Нанга было трудным, но я была счастлива. На каждом шагу открытие: гора приглашала меня подняться. А потом нас было четверо, а в лагере 3 К2 было слишком много людей. Было сильное волнение. Была настоящая « вершинная лихорадка ». Были люди, которые, по прогнозам всего на два дня благоприятной погоды, думали, что можно попытаться взойти на вершину. Чтобы сделать это за несколько часов, нужно быть монстрами : даже Килианом Джорнетом!

«Я хотела исключить себя из всей этой лихорадки, которая заставляет тебя нервничать. В этих невыносимых и трудных условиях то, что делает вас счастливым, заставляет вас сопротивляться. Если это не приносит счастья, лучше поменяться. Вы никогда не должны делать это, чтобы доставить удовольствие другим ... "

* Что касается годовщины первой зимы Нанга Парбет, 26 февраля 2016 года, Тамара тогда написала в своих социальных сетях: «Еще пять лет назад счастье было рука об руку со страхом смерти! Но мне повезло в 2016 году на Нанге так же, как и в этом году на K2, и теперь я здесь, чтобы рассказать вам об этом. Несмотря ни на что, я подтверждаю себе, что выбор, который я сделал в 2009 году, заняться альпинизмом на большой высоте, для меня правильный, я ни о чем не жалею, даже о самых сложных моментах! И я благодарю каждого человека, который был со мной за часть моего пути и заставил меня прожить невероятные моменты. Симоне Моро, Алекс Чикон и Али Садпара поздравляют с зимним восхождением на Нанга Парбат в этот день пять лет назад и до свидания, Али ».

Участники экспедиции на К2. Воспоминания и размышления... (Альпинизм)

Тамара Лунгер и некоторые изображения из K2: мы видим ее в горе к Л1 (фото Гавана), в палатке с Сержи Минготе и Хуаном Пабло Мором (в центре) и в базовом лагере с Мингмой Давидом, Гельже, Нирмалом Пурджей и Мингма Гьялдже.

Источник - https://explorersweb.com/; http://alpinistiemontagne.gazzetta.it/, интернет