Дорогой подвига

Пишет Ян Вал, 05.11.2020 21:46

Дорогой подвига (Горный туризм)От составителя:
В 1985 году группа под руководством Сергея Георгиевича Никольского прошла интереснейшую «пятёрку» на Западном Кавказе. Пять первопрохождений перевалов (Хецквара Западный, Джугутурлючат Главный, Софруджу Южный, Джесарский, Сулахат Южный), найденные траверсы и обходы участков ГКХ, позволяющие миновать по верхам весьма неприятные каньоны, представляющие проблему для групп, идущих маршруты в этом районе, делали поход выдающимся в спортивном отношении. Участниками похода была проведена масштабная работа по восстановлению обелиска на Северо-Каракайском перевале и оборудованию Оборонной тропы на Марухский перевал.

18 января 1986 года в газете «Комсомолец» Валентин Тихонович Гайдучек опубликовал статью об этом походе. Возможно, это последняя из опубликованных статей Валентина Тихоновича.
Приведённый далее текст статьи, написанной для широкой публики, я дополнил выдержкой из отчёта (также за авторством Валентина Тихоновича), думаю, небезынтересной уже непосредственно для аудитории «Риска» и проиллюстрировал фотографиями того похода.

Туристы клуба «Планета» объединения «Ростсельмаш» совершили под руководством С. Никольского сложный поход в честь 40-летия Победы и полувекового юбилея стахановского движения.

Дорогой подвига (Горный туризм)

Минута молчания на Северо-Каракайском перевале

Трасса маршрута пролегала между Клухорским и Марухским перевалами, которые осенью 1942 и зимой 1943 годов стали основными узлами обороны Западного Кавказа, памятниками несгибаемого духа советского Солдата, его преданности Родине.
В жестоких условиях зимнего высокогорья простые парни, комсомольцы и коммунисты, ценою своих жизней остановили хваленых егерей гитлеровской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс».
Внести посильный вклад в увековечение народной памяти о подвиге — было одной из главных задач экспедиции. В состав группы вошли рабочие, инженеры, строители, преподаватели.

Дорогой подвига (Горный туризм)

Перевал Джугутурлючат Главный (в центре)

Ростсельмашевцы, участвуя в чемпионате СССР по горному туризму, сумели в крайне неблагоприятных погодных условиях пройти пять новых перевалов в, казалось бы, давно и хорошо изученном любителями высокогорного спорта районе Домбая. Найден самый простой из известных туристам переход с Чотчинского ледника в долину Хецквары, разведан и осуществлен выход из Южно-Аманаузского каньона на Джессарский ледник и с него — к альплагерю «Алибек», значительно расширяющие туристские возможности района для опытных спортсменов. Но наибольшие впечатления оставило первопрохождение перевала Главный Джугутурлючат с подъемом по 300-метровой скальной стене, устроившим серьезное испытание мастерству и стойкости команды.

Дорогой подвига (Горный туризм)

Ночёвка под ледником Западный Джугутурлючат

Пребывание в труднодоступных уголках Западного Кавказа нельзя было не совместить со сбором научной информации для Ростовского управления гидрометслужбы. Ростсельмашевцы надеются, что привезенные материалы помогут специалистам пополнить сведения о жизни малых ледников южных склонов Главного хребта, уточнить водно-энергетический баланс рек региона.

Дорогой подвига (Горный туризм)

Подъём на перевал Аманауз

Мастер спорта СССР А. Сафронов был в числе первых туристов, обнаруживших осенью 1962 года на Марухском леднике останки, документы, снаряжение защитников перевала. Это послужило толчком для восстановления героической истории упорных боев, одной из неизвестных страниц Великой Отечественной войны. Теперь она хорошо известна по документальной повести В. Гнеушева и А. Попутько «Тайна Марухского ледника». В память о народном подвиге туристы созданного А. Сафроновым клуба «Планета» установили осенью 1966 года обелиск на Северо-Каракайском перевале в верховьях ледника. Штормовые ветры и непогода постепенно разрушали его. Новое поколение ростсельмашевцев заменило обелиск новым, сохранившим прежние элементы конструкции: из чаши, поднятой на треноге, вздымаются к небу красные языки пламени, на мемориальной доске выгравировано:

Дальше было некуда, дальше было небо.
И они встали здесь, чтоб отстоять Землю.
Не спрашивайте имен: ушли в бессмертие Люди!

Дорогой подвига (Горный туризм)

Обсуждение плана работ по оборудованию Оборонной тропы на Марухском перевале

Кажется, совсем недавно побывали мы на Марухском перевале. Но сейчас он неузнаваем: по заданию Всесоюзного штаба походов по местам боевой славы из обелисков и памятных досок, ранее беспорядочно установленных на обширном поле перевала, скомпоновано полукольцо мемориального комплекса, представляющее единый архитектурный ансамбль Памяти.

Впереди у участников экспедиции долгие месяцы перед новым спортивным сезоном. Они заполнятся подведением итогов похода, выступлениями перед молодежью в рабочих и студенческих коллективах, клубах туристов, тренировками.

Состав группы:

Сергей Георгиевич Никольский;
Николай Антонович Билетин;
Валентин Тихонович Гайдучек;
Николай Александрович Козлитин;
Александр Иванович Коротков;
Валентин Иванович Кострица;
Александр Николаевич Сафронов;
Виктор Алексеевич Стрыгин;
Евгений Васильевич Толстых.

Фотографии — Валентин Кострица, Александр Сафронов, Евгений Толстых. Увы, где чья, уже не установить.

Выдержка из отчёта

После успешного похода в 1978 году в районе пика Коммунизма на Северо-Западном Памире с первопрохождениями стены перевала Сюрприз (на подъем) и перевалов Советская Россия (через плато Правды) и Имени 60-летия ВЛКСМ (через Памирское Фирновое плато и пик Парашютистов) группа почти в том же составе, отправлялась в 1980 году на Центральный Кавказ и в 1984 году на Центральный Тянь-Шань. Идея, зало­женные в последних двух походах, были реализованы не полностью. На Кавказе попытка доказать двусторонюю проходимость пройденных груп­пой в 1973-74 г.г. перевалов Белая Незнакомка, Крумкольский провал и Западный Тихтенген путем первопрохождения их с юга была сорвана затяжной непогодой, на Тянь-Шане из-за неожиданно возникшего изме­нения требований к оформлению допуска в пограничную зону, группа прошла запасным маршрутом в районе Терскей — Ала-Тау.
В промежутках между этими походами участники решали индиви­дуальные проблемы повышения спортивного мастерства, работали на областных сборах инструкторов и руководителей походов, участвовали в мероприятиях туристских секций, низовых коллективов физкультуры.
В составе групп Ростовского инженерно-строительного института (ру­ководитель Ю.В. Миргородский), в 1983 и 1984 годах участниками велись поиски новых перевалов в районе Домбая.
Поэтому когда по завершения тянь-шаньского похода было реше­но заявиться в прежнем составе на участие в Чемпионате СССР 1985 года, выбор вариантов перспективных районов был остановлен на Западном Кавказе по следующим причинам:
1. В год 40-летия Великой Победы нужно было заменить основательно разрушенный непогодой обелиск, установленный ростсельмашевцами в 1966 году на Северо-Каракайском перевале. В этом районе достаточно много исторических объектов обороны Кавказа для активизации военно-патриотической работы среди молодежи в свете постановления ЦК КПСС. У некоторых участников была личные мотивы, связанные с по­терей близких в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, появилась возможность делом поддержать инициативу одесситов по оборудо­ванию Оборонной тропы на Марухском перевале и донести народную па­мять о подвигах защитников Кавказских перевалов до туристской об­щественности города и области.
2. В районе Домбая, казалось бы, давно и хорошо изученном туристами и альпинистами, нами были найдены новые перевалы. Их успешное прохождение позволяло бы значительно расширять спортивные возможности Западного Кавказа на участке между Клухорским я Марухским перевалами для опытных групп горных туристов за счет логичного построения линейных маршрутов при сравнительно простой организа­ции как с юга, так и с севера, без захода на территорию Тебер­динского заповедника без необходимости прохождения глубоких и опасных каньонов и крутых травянистых склонов на южной стороне Главного хребта.
Камнем преткновения для ростовских групп на Западном Кавка­зе стал перевал Хецквара, до сих пор никем из них не пройденный. Изучая книгу «Горные путешествия по Западному Кавказу», мы обратили внимание на примечание на странице 146 о возможности более простого пути ближе к вершине Южной Бу-Ульген. Последующие консультации с авторами Е.Б. Арсениным и Н.Д. Бондаревым, ростовчанами Ю.Г. Ильичёвым и В.А. Шемякиным, поделившимися исключительно ценными наблюдениями и материалам, укрепили предположения. Поэтому задача группы состояла в отыскании этого пути при прохожде­нии через Главный хребет из ближайшего к перевалу Хецквара западно­го цирка (перевал Западная Хецквара) до выхода на хорошо известный путь с перевала Бу-Ульген по Бу-Ульгенскому кулуару в долину Хецквары. В дальнейшем оказалось, что этот отрезок пути можно отнести ко 2А категории трудности, а при полном прохождении перевала Западная Хецквара из долины Чотчи в долину Хецквара — не сложнее 2Б.
Для перехода от склона перевала Западная Хецквара к взлету на перевал Школьный необходим довольно глубокий спуск под основание отрога, разделяющего верховья Бу-Ульгенекого кулуара на две ветви: восточную (вдоль Главного хребта, из-под южной стены вершины Южный Бу-Ульген) и западную (вдоль водораздела долин Хецквара и Южный Птыш, из-под ледового купола седловины перевала Бу-Ульген. По ней, собственно, и проходит путь через перевал Бу-Ульген). Возможности безопасных ночевок в этой части кулуара (на случай непогоды или вынужденной задержки в пути) крайне ограничены. Поэтому, при плани­ровании был намечен выход по восточной ветви на Главный хребет за­паднее Южного Бу-Ульгена, с последующим переходом по гребням через перевал Бу-Ульген и ледовый купол на перевал Школьный, что вполне себя оправдало.
Как известно, путь по долине Ойюзец, являющейся западным исто­ком реки Южный Птыш, к Южно-Птышскому леднику и перевалам Птыш и Ацгара преграждает короткий, но труднопроходимый каньон, где на большом протяжении травянистых склонов, круто обрывающихся в каньон, надежная страховка невозможна. Поэтому группа ставила задачу — най­ти обход каньона из цирка Южно-Домбайского ледника по гребням раз­ветвляющегося строга вершины Южный Домбай-Ульген, разделяющего истоки реки Южный Птыш. Пройденный группой Южно-Домбайский обход при полной безопасности значительно экономит время и силы, так как требуемый набор высоты, да еще по простому рельефу, меньше перепада высоты до долины Южного Птыша, и может быть рекомендован группам вклю­чившим в маршрут цирки Южно-Птышского и Южно-Домбайского ледников.
Новый перевал Главный Джугутурлючат параллелен известным пе­ревалам Джугутурлючат и Правда, представляет собой прямой путь из верховий каньона Ацапш-Ацгара на ледник Аманауз и по набору техни­ческих трудностей эквивалентен им.
Перевал Аманауз практически не ходится туристами, т.к. из южного цирка до настоящего времени был известен только один путь в глубокую долину Чхалты по очень опасному, сложному и трудоемкому каньону. В задачу группы входило связать южный цирк с ледником Джесарским, откуда известны более простые пути к Чхалте. Это сделано через перевал Южный Софруджу в ближайшем к массиву Софруджу про­вале южного гребня. Однако, решая основную задачу, этот путь оказался в техническом и тактическом отношения достаточно сложным. Воз­можно, более простым является вариант с переходом через соседнюю к югу седловину на конец языка Джесарского ледника, но группа не смог­ла разведать его до конца из-за непогоды я нехватки времени.
С Белалакайского ледника на юг ведет известный перевал Чхалта-Дзых. Однако для перехода к нему с Джесарского ледника при­ходится преодолевать 400-метровый склон крутых разрушенных скал и протяженные участки крутых травянистых склонов массива Чхалта-Дзых-баши без надежной страховки. Предложенный группой перевал Джесарский — один из самых высоких на Западном Кавказе, имеет среднюю сложность и напрямую связывает Джесарский и Белалакайский ледники.
Перевал Южный Сулахат позволяет совершить прямой переход от Турьего озера к Зеленой гостинице и в долину Аксаута. При этом протяженность ледниковых участков пути значительно меньше, чем при прохождении параллельных перевалов той же трудности Джаловчат и Квадратного. Фактическая сложность перевала оказалась на пол-катего­рии ниже, чем первоначально предполагалось группой, благодаря тому, что при прохождения в скальном поясе был найден осыпной кулуар, упростивший путь.
3. На выбор данного района похода также повлиял интерес, проявленный гляциологической партией Северо-Кавказского управления гидрометслужбы (начальник партии Ю.Г.Ильичев) к получению возмо­жной информация о жизни малых ледников южных склонов Главного хребта, дополняющей данные аэрофотосъемки.
Кроме того, нами учитывались возможности быстрого заезда в район, организация забросок и выезда из района (а значит большие резервы отпускного времени на прохождение собственно маршрута) ожидаемые здесь сравнительно благоприятные метеоусловия в конце августа — первой половине сентября, возможность сравнительно быст­рого выхода в населенные пункты на случай получения необходимой помощи. Всем хотелось также попробовать себя в работе на скальных стенах.
Поэтому в течение года непосредственной подготовки к мар­шруту, попутно с решением вопросов материального обеспечения, сбо­ра информации, консультаций и проработки многочисленных вариантов маршрута и др., повышенное внимание обращалось на изучение мате­риалов по история боевых действий в зоне маршрута, конструирование и изготовление разборного обелиска, мероприятиям по уменьшению ве­са рюкзака на маршруте, особенно на технически сложных участках, закаливанию, технической и Физической подготовке, т.к. было ясно, что большой объем физической работы на стенах придется выполнять в условиях укороченного светового дня, при пониженных температурах, а возможно и в непогоду.
Немалое место на почти еженедельных сборах группы занимала психологическая подготовка по преодолению сложившегося у боль­шинства туристов стереотипного представления о Западном Кавказе, как о районе тепличном, не требующем отточенности техники и такти­ки, большой отдачи моральных и физических сил.
Итоги похода показали, что в основном задачи подготовки решались в нужных направлениях и правильно. Сплоченный в совместных походах в течение многих лет коллектив группы не дрогнул, сумел в крайне неблагоприятных погодных условиях выполнить план воен­но-патриотической работы, гляциологические наблюдения, полностью пройти заявленный маршрут.
Участники группы глубоко благодарны Б.Б. Арсенину, Н.Д. Бондареву, Б.Ю. Попчиковскому, Ю.Б. Гранильщикову, Х. Качкареву, Ю.Г. Ильичёву, Б.А. Шемякину, А.М. Степанюченко, Ю.В. Миргородскому, Ф.Г. Матвеенко и всем другим товарищам, ценными советами и дружеской поддержкой помогшим нам осуществить мечту многих лет.

51


Комментарии:
2

Интересный, познавательный материал. Если мне не изменяет память, этот поход стал призером (3 место среди пятерок?) чемпионата Союза 1985 года. По очень странному стечению обстоятельств, на этот чемпионат я тоже заявлял пятерку, маршрут которой чуть ли не буквально совпал с ниткой Ростовчан, хотя никакой информации о том, что готовится их поход в этот район у меня не было. И идея заявленной нами нитки была та же - пройти от Аксаутов до Чотчи вдоль ГКХ. Район я немного знал. По альплагерям, по двум пятеркам, которыми руководил в этом районе (даже "непроходимый" каньон Ацапш-Ацгары мы с группой прошли в 1981 г.). Так что могу оценить работу, проделанную Ростовской группой, как высококлассную. Ну и особого уважения заслуживает то, что в сложнейшем спортивном мероприятии они смогли найти время и ресурсы, чтобы отдать дань памяти защитникам Родины.


1

Спасибо!
Важное дополнение. Попробую уточнить информацию.
Жаль, конечно, что никто не удосуживается собрать результаты Всесоюзных соревнований/Чемпионатов.
И да, для большинства из нас туризм — не просто путь из точки А в точку Б через препятствия. Особенно для тех, кто дорастает до такого уровня.
P.S. На каждый «непроходимый» каньон найдётся свой упёртый турист.


1

см. Ветер Странствий, №22 - 5 место



3

Август 2020. Все на месте. И обелиск и доски. Ракурс снимка чуть другой, но некоторые доски угадываются, хотя их сейчас побольше стало. На совесть делали, от души. Этим летом на пер.Зап.Аксаут видел обелиск 1969г. - как вчера поставлен. Хорошее время было - и мечталось, и хотелось, и моглось.


0

[дубль]


0

Спасибо! А о состоянии обелисков на Северо-Каракайском и Ложном Чипере Вы что-нибудь знаете?


1

От себя отмечу про Северо-Каракайский перевал
(Kara-Kaja-Scharte, в немецком источнике).
Памятники там по-прежнему имеют место,
и число их также увеличивается.
Так, на 20.09.2007 я там насчитал 23 памятных знака.

Там памятники есть ещё и на возвышении непосредственно севернее перевала.
Один из них установлен примерно на месте нашей миномётной позиции (50-мм).
Как-то удалось его сфотографировать из верховьев долины Кара-Кая, т.е. с востока.
В необычном ракурсе получилось,
обусловленном углом попадания солнечных лучей и
отражения их от мемориальной таблички:
(слева - массив вершины Кара-Кая)


0

Спасибо! А нет ли у Вас случайно фотографий поближе? Волнует текущее состояние обелиска на снимке в статье.


1

Нет, к сожалению, фотографий с самого перевала,
в том числе и обелиска на снимке в статье,
у меня нет.
В 2007 году и ранее у меня фотоаппарата не было,
а с тех пор как обзавёлся "цифровиком" - сам перевал
Северо-Каракайский больше не проходил.


0

Вот-вот. И у нас такая беда. Утверждение о том, что в сети всё есть, неверно.
Видимо придётся заслать гонца...
Спасибо!


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru