Видели ночь. История о почти суточном забеге на коньках по льду Байкала.
https://www.strava.com/activities/2154568146
Февраль 2019. Вечер пятницы. Нормальные люди, сидя на диванах, приникли к «экранам голубых телевизоров» в ожидании футбола и «Поля чудес», а тихоходный фургончик «Рено Кенга» с Виталей за рулём и тремя пассажирами неспешно плетётся по Качугскому тракту в сторону острова Ольхон.
Пассажиры – это мы: Юра Галачьянц, Тёма Чешуин и я. Конечно же, мы ненормальные. Кому может прийти в голову мысль выходить в конькобежный поход на ночь глядя, когда за бортом -30, а впереди – сотни километров льда в трещинах и торосах.
В районе переправы выезжаем на лёд. Через несколько километров съезжаем с размеченной трассы и направляемся в сторону пролива Ольхонские Ворота . Юра — опытный турист, это была его идея сделать закладку с термосами в районе пролива, чтобы не тащить лишнюю тяжесть на себе, а обойдя Ольхон, получить приз в виде двух литров горячего чая на брата. Виталя нервничает – ночью трещины внутри льдин кажутся опасными. Мы подбадриваем, хотя мне и самому не очень всё это нравится. Наконец тормозим, выбегаем из машины, переобуваемся в лыжные ботинки, утрамбовываем рюкзаки, а Юра тем временем уже успевает спрятать нашу закладку.
Скорее в тёплую машину, и уже быстрее и уверенней по накатанному следу – в Хужир. Через час в свете фар наконец вырисовывается знаменитая скала Шаманка. Ночь. 2:45. Всё, здесь мы прощаемся с Виталей и его автомобилем, дальше – своим ходом. Фотография нашей бравой компании на старте, и поехали.
План простой: обогнуть остров Ольхон и по западному берегу Байкала постараться до конца дня доехать до Листвянки. Или докуда хватит сил.
Первые километры идём осторожно. Привыкаем к тяжёлым рюкзакам, темноте, к холоду. Мне через тонкие штаны морозец прижигает ляжки, у Юры свежеподмороженные щёки напоминают о себе, Артём сетует на замёрзшие кисти рук. Постепенно увеличиваем скорость, всё приходит в норму. Тепло, километры летят незаметно, переговариваемся на ходу, шутим, идём то вместе, то рассыпаемся в разные стороны. Самый резвый в нашей компании – Артём. Он то уносится далеко вперёд, то мелькнёт фонариком справа, то оказывается слева. Спортсмен. Мы едем помедленней, но тоже неплохо. Скорость держим в районе 20 км/ч.
Слева по ходу движения идёт на закат луна. Чем она ближе к земле, тем становится больше и всё сильнее наливается оранжевым цветом.
Чтобы не устать, мы должны регулярно есть. Договорились, что останавливаться на перекус будем через каждые 30 км. Первые 30 км пролетели незаметно. Остановка. Накрываем поляну. Поляна огромная. У нас бутерброды и чай. Луна совсем низко над горизонтом. Красиво, но скоро она опустится за горизонт, и мы окажемся в кромешной тьме. Фотографируем луну, и снова в путь.
От Хужира до Хобоя «Хивусами»-судами на воздушной подушке, и УАЗиками накатана дорога. Она проложена по самым чистым полям льда, ехать – одно удовольствие. Никаких проблем с ориентированием. Незадолго до того, как мы доехали до Хобоя, луна наконец окончательно ушла за горизонт. Теперь темноту нарушают только звёзды и наши фонари. Колонны Хобоя угадываются в их свете и снова тают в мраке. Поворот, дорога закончилась.
Следующие часа полтора – то самое, ради чего был затеян этот поход. Полированный лёд, чёрное небо. Отсюда до восточного берега Байкала десятки километров, горизонт ничем не закрыт. Звёзды словно лежат на льду. Вся существующая поверхность планеты сжалась до нескольких десятков метров – куда добивает свет фонаря. Кажется, что этот пяточек, выхваченный светом, и небо над ним неподвижны, и странные, инопланетные фигуры товарищей на самом деле остаются на месте, только узор трещин движется под нами, как изображение на мониторе. Тишину нарушают только шипение льда под нашими коньками. Что-то, напоминающее первые прочитанные в детстве фантастические рассказы о других планетах, всплывает на краю сознания. Голова идёт кругом. Как мои товарищи понимают куда ехать? И скорость приличная. Хорошо, что я не один. Одному было бы одиноко и жутковато.
Наткнулись на след мотоцикла с коляской. Теперь всё понятно. Идём по следу. Вот и огоньки Узур засветились справа. Наваждение окончательно покинуло сонную голову.
Долго гадали, что за оранжевое пятно светится слева. То ли это стоп-сигнал автомобиля, то ли светится оранжевая палатка таких же сумасшедших, как мы, фотографов. Самая невероятная версия: это Марс, или другая планета. Между тем оказались зажаты с одной стороны берегом, с другой – грядой торосов. Перекусили и начали потихоньку выбираться через завалы ледяных глыб. Пока выбирались, оранжевое пятно поднялось выше и стало обычной звездой. Чуть ярче других.
Ну, тут темнота начала отступать, к Жиме уже можно и отключать свет. Рассвет встречаем под мощные крики моего тёзки.
Настроение отличное. Сейчас рванём! Но не вышло. Теперь километров двадцать самого поганого льда. Зубодробильный колобовник, торчащие кулачки льда, прыжки через трещины и торосы. Юра виртуозно справляется со всем этим – обруливает, прыгает, объезжает. Мы с Артёмом пытаемся не отстать. Плохой лёд никак не кончается. В какой-то момент я даже подумал: а не снится ли мне всё это? Бывают такие тяжёлые сны, когда что-то делаешь-делаешь, и конца и края этому нет.
Нет, не сон! Наконец выбрались и помчались к Ольхонским Воротам, где нас дожидаются термоса!
Опять фотографируемся, сообщаем смс друзьям, где мы. За спиной 130 км, время ещё только 11 утра. Тепло, солнечно, безветренно. Благодать! Здесь сделали большую остановку на полчаса. В закладке, кроме чая, лежат кое-какие съестные ништяки, среди которых недоеденные утром макароны по-флотски в пластиковом контейнере. Макароны замёрзли, стали совсем деревянными. Артём не растерялся, залил их горячим чаем. Дружно смеёмся – русский турист всегда найдёт, где заварить «Доширак»).
Отдохнули хорошо, но время идёт, нужно спешить. Опять набираем скорость. Ветер слабый попутный. Кстати, за всю дорогу не было встречного ветра. Или штиль, или попутный. Лёд хороший, всё видно. Непонятно, какие трудности я мог испытывать здесь неделю назад, хоть бы и в темноте. Артём вырвался на просторы, мы с Юрой с трудом успеваем за ним. Как выяснилось позже, каждый из нас опасался, что тормозит группу, поэтому старались ехать побыстрей. Без Артёма на этом этапе мы бы точно скинули скорость на пару километров в час. Вывихнутое три месяца назад плечо уже позволяет толкаться палками, но в полную силу опасаюсь. Накатили унылые мысли. Думаю, Юра – навигатор. Артём задаёт темп. А я вроде как обузой получаюсь. Конечно, идея похода моя, и своим примером я показал, что ничего сложного нет в заездах на 200 и больше километров, но на этом польза от меня заканчивается.
Тут и там виднеются следы конькобежцев и велосипедистов «Ледового Шторма». Гонка началась прошлым утром, солнце и ветер ещё нескоро затрут следы. Замечаем несколько фигур конькобежцев. Быстренько догнали, на наш вопрос откуда и куда едут, молодой парень прямо так и ответил: оттуда – ткнул пальцем в сторону Ольхона, и туда – жест в сторону Бугульдейки. «И ещё с нами едет дедушка 60-ти лет, которого никому не догнать!» – это их слова. Вскоре встречаем возвращающегося к своей компании «дедушку». Ба, да это же Гена Милославский. Опять встретились на Байкале. Это уже традиция.
Лёд, конечно, хороший, но всё чаще кто-нибудь из нас то разложится, попав ногой в тонкую трещину, то залетит ногами в воду по колено, то, запнувшись на «безе», смачно рухнет на лёд. Артём набил шишку на лбу, я чуть не выщелкнул пару зубов. А в остальном всё хорошо.
Решили срезать угол Бугульдейки по следу «Хивуса». Солнце светит прямо по курсу сверху и дублируется отражением льда. Рябь от отражения настойчиво бьёт в глаза, раздражает. Пришлось надевать очки, хотя уже чувствуется приближение вечера. В Бугульдейке стоят вышки сотовой связи, у нас зазвонили телефоны. Серёга с Валерой и Ваней утром выехали из Листвянки навстречу нам. Где-то час назад они были здесь, но не дождались и повернули в сторону Голоустного (кстати, накатали за день под 200 км!). Слышу, как Юра говорит, что и мы приедем ночевать туда же. Вообще, мне эти слова не понравились, ведь план – идти до Листвянки, а сейчас открылось второе дыхание, бежится легко, и ветер попутный усилился. Но спорить не стал – сперва нужно добраться до Голоустного, а там видно будет.
Очередной перекус у Песчанки. Солнце уже зашло, небо и лёд наполнились бирюзовыми и оранжевыми оттенками. Пора опять надевать фонари. Яркая луна висит высоко в небе, ориентироваться легко. Фонарики нужны только для безопасности.
Снова ночь. Как быстро пролетел день! Но усталости совсем нет. Едем очень быстро. Луна, тёплый и чистый лёд, попутный ветер – всё на нашей стороне.
Вот и дельта Голоустной. С момента старта прошло 18 с половиной часов, за это время преодолено 290 километров. Совсем рядом – манящие огни турбаз. Где-то там сейчас наши друзья, там ребята с «Ледового Шторма», у них сейчас праздник. Собравшись с духом, начинаю агитировать товарищей всё-таки дойти до намеченной цели – до Листвянки. Доводы такие: во-первых, выполним поставленную задачу, во-вторых, уже сегодня окажемся дома, и завтрашний день можно пустить на полезные дела, в-третьих – зачем вторгаться на чужой праздник, чужую гонку? Кому мы там нужны? (Хотя и сам не совсем верю в последний аргумент.)
В общем, уговорил. Вижу, что мои друзья немного разочарованы, но вида не подают. Достаём телефоны. Артём звонит Мише в Иркутск, чтобы он к 12 ночи приехал забрать нас из Листвянки , я звоню Сергею, чтобы не ждали нас в Голоустном. Оказывается, Саня Букатич уже час сидит в «Хивусе» на берегу, ждёт нас. Нужно предупредить и его, чтобы не ждал.
В трубке взволнованный радостный и слегка пьяный голос Саши: «Парни, вы где?»
А, что писать! Есть запись телефонного разговора. Послушайте её, и поймёте, что шансов у нас не осталось)) https://www.youtube.com/watch?v=r2b99wyKd9w&feature=youtu.be&fbclid=IwAR2BsQwuAIrxyymhqPfXTDxjMpBjEgIqnc_1TfcuKRj-NNajfBtnOVajf9Q
Саша встречает нас на берегу. Как здорово видеть его таким весёлым и полным энергии! Показывает, в какой дом идти, хватает, несмотря на наши возражения, наши коньки и палки. Заходим. Тишина. И вдруг нам начинают хлопать. Прямо как в американском кино). Неудобно, но приятно. Кругом знакомые глаза, лица, голоса.
За стол. Соляночка, сало, и даже грамм 70 коньяка, несмотря на завязку. Потом баня, и опять – чай, разговоры. И наконец спать.
Жалею ли, что не дошёл в тот день до Листвянки – нет, не жалею. Друзья и такая встреча гораздо важнее рекордов. А рекорды? Будут ещё рекорды, нужно оставить место и им.
Команда Нереальные Лоси, утро после финиша.