Корни моего атлетизма. Килиан Жорнет

Пишет Библиотека Спорт-Марафон, 07.08.2020 17:27

Килиан Жорнет в окрестностях города Ондалснес, Ромсдал, Норвегия, за две недели до старта экспедиции на Чо-Ойю и Эверест в марте 2017 года. Фото из книги "Бегущим в гору": Жорди Сарагосса

Этот рассказ ˜из книги Стива Хауса, Скотта Джонстона и Килиана Жорнета «Бегущим в гору», только что вышедшей в издательстве «Библиотека Спорт-Марафон» – яркая иллюстрация того, как Килиан стал собою.

Корни моего атлетизма

Килиан Жорнет
Перевод: Светлана Пянковская
Отрывок из книги «Бегущим в гору. Руководство по тренировкам для трейлраннеров и ски-альпинистов», Стив Хаус, Скотт Джонстон, Кириан Жорнет

Дом, где я рос, окружали горы и леса. До пяти лет я вообще не смотрел телевизор. Когда мы с младшей сестрой не были в школе, мы играли на улице, лазали по деревьям и прыгали по камням. Для ребёнка очень важно максимум времени проводить на улице, в лесу, в снегу и привыкать к горному рельефу.

Мои родители очень любили горы. Отец был горным гидом и придерживался традиционных взглядов на альпинизм; он обучил меня технике, страховке и уважению к горам. Моя мама долгое время занималась альпинизмом и бегом. Она была немного неорганизованная, но очень опытная. В горах она чувствовала себя свободнее, ей нравилось двигаться в стиле «фаст энд лайт».

Когда мне было три года, мы стали семьёй совершать небольшие восхождения. Мы поднимались на беговых лыжах в гору, а родители несли наши горные лыжи для последующего спуска. Так состоялось моё знакомство со ски-альпинизмом. К тому времени, когда мне исполнилось пять, мы уже поднимались на вершины высотой 3000 м и практиковали хождение по ледникам с использованием верёвки, кошек и ледорубов. Примерно в то же время я прошёл и свой первый простой кулуар. На фотографиях тех дней моя каска мне настолько велика, что я похож на гриб.

Когда мне было десять, мы отправились в поход через Пиренеи – сорок дней в пути. Потом мы совершали что-то подобное каждый год. Так я узнал о выносливости, о том, как можно продолжать идти в течение многих дней. К тринадцати годам мама стала брать меня на длительные прогулки в горы, я не всегда брал с собой достаточно еды и питья. Я помню, что однажды шёл целых шестнадцать часов без еды и воды, просто слизывая воду со скал.

Примерно в это же время я начал заниматься скитуром. Я устраивал себе длинные велосипедные заезды и 80-километровые велопрогулки из хижины в хижину, но своего плана тренировок у меня не было. Я также начал заниматься в центре спортивных технологий в Каталонии, и мой тренер каждый месяц присылал мне план, в котором говорилось, что я должен делать ежедневно. Там было два тренера, и на каждого из них приходилось по десять человек. К семнадцати годам я многое узнал об объёмах, интервалах, силе, восстановлении, горных условиях и технике.

Тогда я ещё ходил в школу, поэтому тренировался рано утром или после школы, а потом в середине дня ходил в спортзал или на пробежку. Выходные я посвящал более длительным тренировкам. Иногда я ездил в школу на велосипеде, с лыжами в рюкзаке, после школы проезжал 60 км до тех мест, где был снег, два часа катался на лыжах, а потом ехал на велосипеде домой. В другие дни я бегал до школы и обратно по 25 км в каждую сторону. Мой тренер не раз огорчалась из-за того, что я тренировался слишком много, хотя я пытался убедить её, что езда на велосипеде – это всего лишь способ добраться на тренировку. На самом деле я был по-настоящему одержим.

Я всегда быстро восстанавливался, поэтому легко справлялся с большими объёмами нагрузок. Думаю, это связано с тем, что, будучи ребёнком, я целыми днями играл на открытом воздухе и с трёх лет начал совершать длинные пешие прогулки.

Килиан Жорнет со своей сестрой в Пиренеях. Фото из коллекции Килиана Жорнета / «Бегущим в гору»

В начале каждого года в спортивном центре мы проходили тестирование на VО2max, восстановление и прочее. Сначала я не понимал, что означают эти результаты, но тренер мне объяснила. И мне всегда было интересно понять причины, стоящие за тренировками, например, почему в один день она даёт мне интервальную тренировку, а в другой – тренировку на выносливость. Я спрашивал – для чего делать объёмы, а для чего силовые. Я делал немного больше, чем она велела, но соблюдал интервальные и силовые тренировки, которые она давала. Я спрашивал, а она объясняла.

В семнадцать лет я начал учиться в Университете Фон-Ромё, во Франции. Выбрав спортивное направление, я изучал анатомию и физиологию. Теперь я узнал теорию, лежащую в основе того, что говорила мне мой тренер все эти годы. Тогда я и начал тренироваться. Вначале я составлял понедельный план на целый год. И это хорошо работало, я достигал хороших результатов. Но, по мере того как подготовка к гонкам становилась более автоматической, я перестал планировать так далеко и так детально. Я тренировался больше интуитивно, чувствуя, могу ли я тренироваться ещё или мне нужен отдых, нужно ли приложить больше усилий или меньше. У меня был опыт, чтобы тренироваться, опираясь на свои ощущения, – годы работы с тренером и полученные знания.

Для меня тренировки в горах – это хобби. Иногда я делаю что-то для своих спонсоров, например отдельные путешествия и фотосессии, но тренировки – это не работа. Я отношусь к ним серьёзно, но не настолько серьёзно, чтобы потерять любовь к бегу в горах. ■

Килиан Жорнет называет себя любителем гор. Он любит соревнования, но прежде всего он воспринимает спорт как способ открыть новые пейзажи как вокруг, так и внутри себя.

Стив Хаус, Скотт Джонстон, Килиан Жорнет

Тренируем выносливость вместе с сильнейшими экспертами мира.
Авторы этой книги помогают разобраться в теории и методологии тренировочного процесса, чтобы вы могли использовать их богатый жизненный опыт в собственной практике. Вместо того, чтобы дать вам готовые рецепты тренировок, они учат писать собственный план подготовки к своей главной гонке.
Горный бег, ски-альпинизм, скитур, трейл- и скайраннинг сегодня всё популярнее. Авторы собрали подкреплённые наукой и испытанные спортсменами знания, которые позволят полностью раскрыть ваш потенциал и достигнуть поставленных целей.