Первопроход 6А на п. Саук-Джайляу. Экспедиция в двойке.

Пишет alexvit, 26.01.2020 10:00

Микстовое восхождение в двойке:

Алексей Тюлюпо
Антон Кашевник
Ссылка на видео-отчет: https://youtu.be/omod_lsGnPY

Есть в жизни каждого альпиниста какая-то особая гора, которая так въедается в память, что невозможно становится четко определить, когда же началось это самое восхождение.

Для меня такой горой стала Саук-Джайляу Центральная, восхождение на которую завершилось летом 2019 года, по новому маршруту в двойке с Антоном Кашевником. Сам маршрут – наверное, самая красивая и логичная линия из всех, что мне довелось пройти: крутой внутренний угол, залитый льдом, разделяющий весь массив на две равные половины. Взгляд в него упирается сразу, как открывается вид на гору. Для галочки, выдержка из технического отчета:

Первопроход 6А на п. Саук-Джайляу. Экспедиция в двойке. (Альпинизм, дугоба)
Маршрут пройден без ИТО и перил, второй шел с ледовыми инструментами на верхней страховке.

А началось это восхождение, кажется, когда какой-то добрый человек распечатал все подряд шестерки, которые есть в районе Альплагеря Дугоба – даже те, до которых три дня подхода через перевалы. Впрочем, в базе описаний маршрутов фильтрация по времени подхода отсутствует. Как бы то ни было, без этой счастливой случайности, ни я, ни Антон об этом маршруте никогда бы не узнали.

И вот, листая описания маршрутов между инструкторскими сменами, году, наверное, в 2013-м, я наткнулся на описание этого отдаленного района, цирка вершин Саук-Джайляу:

Массив вершины Саук-Джайляу находится в северном отроге Алайского хребта. По высоте массив почти на 1 км превосходит хребет. Цирк, образованный массивом Саук-Джайляу, имеет вид открытой на север подковы. Внутри цирка большое оледенение. Площадь ледника около 5 квадратных километров. Из ледника вытекает река Джинды-су, которая по глубокому каньону стекает в ущелье Сурметаш.

(Из отчета команды Ковтуна В.Г. 1978 года, маршрут на Саук-Джайляу Главный, через Центральную вершину)

Первопроход 6А на п. Саук-Джайляу. Экспедиция в двойке. (Альпинизм, дугоба)

Нельзя сказать, чтобы тогда эта гора как-то особенно отложилась. Скорее, запомнилась по контрасту, поскольку в районе все больше пятерок, а тут что-то такое, интересненькое. В общем, просто взял на заметку.

А потом я как-то привязался к этому альплагерю, к Дугобе. Красиво там и душевно. Инструкторил, пробивал маршруты. Возникла идея как-то оживить район, сделав экспедицию на какие-нибудь сложные заброшенные горы. Тогда и всплыла идея про Саук-Джайляу. Уж очень явно этот массив выделялся на фоне остальных гор района. Но никакой идеи конкретного маршрута тогда еще не было.

Первопроход 6А на п. Саук-Джайляу. Экспедиция в двойке. (Альпинизм, дугоба)Первопроход 6А на п. Саук-Джайляу. Экспедиция в двойке. (Альпинизм, дугоба)Первопроход 6А на п. Саук-Джайляу. Экспедиция в двойке. (Альпинизм, дугоба)Первопроход 6А на п. Саук-Джайляу. Экспедиция в двойке. (Альпинизм, дугоба)

В 2015-м году сначала была экспедиция в разгар лета с Сергеем и Евгением Глазуновыми. Не самый удачный выбор времени года, надо сказать. Поимели весь спектр приключений на свою задницу, от попадания под сель в летний ливень до переправы по обрывкам снесенного поднявшейся рекой моста. Зато, понаблюдал своими глазами, какое разрушительное действие может иметь микс энтропии и бюрократии. Заходили под гору еще по мосту, а уходили по навесной переправе. Еще за год до нашего заезда подняться в ущелье можно было любому местному жителю, и если бы мост снесло тогда, его бы восстановили. А в 2015-м сделали заповедник, перекрыли вход пастухам, и район стал недоступным для всех… Кроме горных туристов и особо отмороженных альпинистов, готовых подходить под маршрут через три перевала. Наш новый маршрут приметил я уже тогда, но летом он не просто простреливался – через внутренний угол сходили целые паровозы льда и скал. Так что, пришлось в тот выход ограничиться скромным скальным первопроходом на боковую вершинку цирка.

В том же 2015-м была осенняя неудачная экспедиция с Антоном. Вариант захода через низовья ущелья отпал по описанным выше обстоятельствам. Почему не получилось с основной целью? В общем, тогда у нас еще хватало наглости планировать первопроход 6А нон-стопом, находясь вдвоем в полной автономке за три дня ходу до цивилизации (для человека с целыми костями). И по дороге сделать для разминки еще один первопроход 5Б. Но уже и хватало мозгов чтобы отказаться от попытки при первых признаках надвигающейся задницы. Впрочем, вопрос о том, стоило ли нам тогда ломить до вершины, не оставлял меня все последующие несколько лет.
Проект подвис, но было понимание, что надо просто вернуться и сделать, имея чуть больший запас прочности. А потом я внезапно завязал с альпинизмом. А год назад, в январе 2019-го так же внезапно развязал. А Антон, оказывается, не сходил этот маршрут с кем-нибудь еще, и сразу согласился добить проект в прежнем составе. Потом было полгода подготовки, волнений, что уже не получится жечь как раньше, и, наконец, начало разминочных восхождений.

После пары простых троек в окрестностях лагеря, которые неуклонно продолжают обрастать шлямбурами и прочим железом, решили попробовать силы на скальной 5Б на п. Двузубка. Наковыряли в учебной части описаний на пол-маршрута и полезли – не спеша, с биваком, чтобы опробовать. Оказалось, не зря: палатка-конвертик, в котором мы и дальше планировали ночевать, оказалась вариантом пригодным разве что для холодной ночевки, после которой надо думать не о продолжении восхождения, а о экстренном спуске. На следующий день все же залезли на вершину в плотном тумане, сориентировались на спуск по GPS и выехали по осыпному кулуару точнехонько к палатке. Мастерство, как говорится, не пропьешь.

Вторая «разминка» - скальная 6А на П. Шаит, до которой от лагеря не меньше двух дней подхода. Это, значит, для отработки предстоящего на главном восхождении горного туризма. Доковыляли, полезли в ночь. Маршрут хоть и называется шестеркой, но, как справедливо написал кто-то на полях отчета второпроходцев, «Где стена?!». Эдакая растянутая веревок на 25 четверка Бе. Зато, вспомнил, как это, работать в ночь, поскольку в этот раз бивак решили не брать и полночи спускались по соседнему ледопаду с проушинами.

Первопроход 6А на п. Саук-Джайляу. Экспедиция в двойке. (Альпинизм, дугоба)

В общем, размялись, почувствовали какую-то уверенность. Отдохнули, собрались, офигели от 30плюс-килограмовых рюкзаков и выдвинулись. Подход к этому маршруту достоен отдельного рассказа. Еще в выход на п. Шаит удалось задружиться с пастуахами. Так что за первый день дошагали через первые два перевала сразу до коша (так называется пастушья хижина в Азии), там и заночевали. А половину следующего дня пожинали плоды дипломатических усилий, приложенных на прошлом выходе: оба рюкзака ехали на осле. Но на перевал пришлось тащить их самим. Ночевка после спуска с перевала – между двух горных озер. Тут-то мы уже начали чувствовать полную автономку. Дело в том, что спутниковый телефон в этот раз раздобыть не удалось, так что было полное ощущение отрыва от всякой цивилизации, какой-то уязвимости. В том смысле, что ужасно расширяется список потенциальных проблем с человеческим организмом, которые могут привести к трагическому исходу – по сравнению даже с такими же условиями в группе-тройке, или если есть хоть какая-то связь.

Весь следующий день – спуск до Тополиной рощи. Это место в долине Арчаканыш, где река разливается на много рукавов, уклон становится почти незаметен, а в пространстве между скальными стенами растет самый настоящий лес. Решили заночевать, сославшись на усталость от спуска… Хотя, мне кажется, что просто это место обладает какой-то притягательной силой.

Дальше по плану у нас был день наблюдения за маршрутом, который вообще-то полагается проводить под горой. Так что с ночевки в лесу вышли часов в пять утра, и не зря – успели застать намек на оптимальный путь подъема и спуска.

В следующий день напугались туч с утра, хотя можно было и лезть, как стало понятно к обеду. Зато, выспались и на следующий день вышли из лагеря часов в 7. Палатку взяли с собой – так на подходе получилось меньше тащить, да и все равно никаких ультра-лайтовых вариантов типа бивак-заков у нас не было.
Первый день – простая прогулка с 600 м. набора высоты по разорванному леднику. Решили сделать такой подскок, поскольку следующая ночевка просматривалась только еще через полкилометра набора высоты. Надо было или работать нон-стопом, или рисковать оказаться на ключе ночью. В этот раз решили действовать надежно. Ночевка – в ледовой трещине под карнизом. Вроде бы и на стене, а чувствуешь себя в полной безопасности. Приятно.

Второй день начался с победы эстетики над здравым смыслом. Можно было выйти наверх, заложив петлю налево метров 50. Но я знал, что, если полезть от ночевки прямо вверх, получится отличная фотография :-) Дальше было метров 700 скучного льда 75 градусов – под главную изюминку маршрута: ледовая речка течет почти с вершины скального бастиона, но в его основании прерывается крутыми скалами. С биноклем было невозможно понять ни протяженность чистых скал на этом участке, ни пригодность ледовых ручейков для лазания и страховки.

Реальность оказалась вполне благоприятной: полторы веревки постепенно сужающегося ледового потека на скалах, в который бывает можно даже закрутить ледобур. А за ними всего 40 метров скал 5-6 категории, на которых тоже иногда встречались потеки льда, достаточные чтобы воткнуть инструмент. Затем – выход на ледовую речку во внутреннем углу бастиона – широкую настолько, что можно позволить себе даже закладывать зигзаги, чтобы не посыпать напарника льдом. Правда, лед тут оказался бутылочный, а рельеф порой выкручивается до нависания. Уже по темноте выгребли до пригодного для ночевки места. Подготовили площадку под половину палатки из камней и льда, с трудом устроились.

Следующий день – несколько веревок продолжения ледовой речки, выход на гребень и еще веревки три несложного микста до вершины. Интересный с оттуда открывается вид: цирк Саук-Джайляу находится не в верховьях долины и очень сильно поднимается над ней и соседними массивами. Так что стоишь на высшей района, а вокруг все скалы да степь.

Поскольку на вершине были в районе обеда, спустились до второй ночевки, забрали бивак и поехали дальше. Заночевали где-то на уровне берга, в котором останавливались на подъеме. На следующий день начал сыпать снег, погода испортилась. Вернее, нам в тот момент показалось, что немного снега-крупы – это «погода испортилась». Спустились с горы и сразу ушли в долину, в Тополиную рощу. А ночью погода испортилась по-настоящему. Настолько, что со стены над лагерем полетели камни, и я, напуганный опытом прошлой летней экспедиции, вскочил в три часа ночи и предложил собираться.

Этот день возвращения с горы запомнится нам едва ли меньше, чем само восхождение. Начать с того, что сперва надо было перейти реку. По темноте, под снегопадом, босиком. Я, конечно, в курсе, что переправляться вообще лучше с утра, но как же, черт возьми, было холодно. Растерли ноги, обулись и почапали вверх, на первый перевал. По ходу снега становилось все больше. Похолодало настолько, что Антону пришлось переобуться из подходных ботинок в двухслойки.

Первопроход 6А на п. Саук-Джайляу. Экспедиция в двойке. (Альпинизм, дугоба)

Перед перевалом снега было почти по колено, что оказалось особенно неприятно на спуске по крупной осыпи. Первая половина сентября, юг Киргизии, не такие уж большие высоты. Честно говоря, меня это застало врасплох. Если бы возвращались со скального восхождения, теплой одежды было бы меньше, и нам бы пришлось несладко. А так, добрели до коша, переночевали у печки, а на следующий день вкусили горных контрастов – солнце, жара, снега как не бывало. В сопровождении пастушьих собак, вернулись в лагерь.

Так это восхождение закончилось.