Безопасность на виа-феррата. Большая статистика происшествий и смертей на австрийских виа-ферратах за 10 лет (2008-2018).
Недавно попалась на глаза одна свежая статья (вышла в начале года) в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health (IF = 2.9). Посвящена она анализу статистики происшествий (в которые пришлось вмешиваться спасательным службам) за последние 10 лет на виа-ферратах в Австрии. Так как вопрос интересный, а явление начало развиваться и у нас, я решил тезисно привести перевод этой статьи с выводами авторов и своими. Подбные большие обзоры ранее не проводились (не встречал, по крайней мере). Ну а кому не лень почитать на английском, можете сразу тыкать сюда
Прежде всего интересно было узнать, насколько опасны срывы на виа-феррате – по этому поводу мне встречалось доминирующее мнение, что очень опасны. И чуть ли не каждый срыв оканчивается тяжелыми травмами или смертью. На деле все оказалось не совсем так, но обо всем по порядку.
Авторы исследования оценивают количество виа-феррат в Альпах около 1000, при этом многие из них появились не так давно, соответственно с их количеством увеличилось также количество аварий. При этом какого-либо полного обзора и статистки по этому вопросу почти не было (например, есть в Йосемитском национальном парке). Для анализа использовались анонимизированные протоколы австрийского совета по безопасности альпийских горных районов (Austrian Alpine Safety Board), и таких протоколов на сентябрь 2019 у них было 161 855, однако это число включает в себя все виды активностей, связанных с горами – туризм, горные и беговые лыжи, рафтинг, спелеология и т.д., кроме спортивного скалолазания, ледолазания, альпинизма. Конкретно по виа-ферратам из всего этого количества было всего лишь 1684 случая (что чуть больше 1%, это уже обнадеживает). Данные включают: пол, возраст, сложность маршрута, наличие травмы (очень скупо - нет, есть, погиб), причину аварии, тип использованного снаряжения, тип спасательной операции (наземная, воздушная, комбинированная) и погодные условия.
Ближе к делу. Всего за этот период (10 лет) в указанной службе зарегистрирована 1231 авария с участием 1684 человек. Из них 64,8% мужчин и 35,2% женщин – думаю это коррелирует с гендерным составом подобных развлечений в принципе. К сожалению, никакой статистики по этому поводу нет, и составить ее вряд ли реально. Средний возраст попавших в аварию 39 лет, самому младшему 3 (3, Карл!), старшему 82. Интересно, что в группе 20-29 лет в аварии чаще (в 1.6 раз) попадали женщины, а в старших мужчины – в 50-59 лет в 1.4 , в 60-69 лет в 1.6 раз, 70-79 в 2.3 раза. Но опять же - без общего состава всех участников - сложно делать выводы. Спасательные операции примерно поровну разделились между наземными и воздушными, лишь 7,5% комбинированных.
Погода была в основном хорошая, а наибольшее количество аварий происходило, как несложно догадаться, по выходным летом.
Однако, более интересны причины возникновения аварий. Большая часть из них вызвана банальной усталостью и изнеможением на маршруте (42,3%), далее срывы (22,8%) и «блокировка» либо потерялись (17,5%). Если вдруг кто не сталкивался с понятием блокировка – это чисто психологическое состояние, когда человек без травм не может продолжить движение ни в какую из сторон. Вероятно, кто-то видел такое и в классическом альпинизме. Другие более редкие причины в таблице ниже.
Среди неотложных медицинских состояний пару раз встретились анафилактические реакции на укусы ос и один укус змеи (с ними все в порядке в результате). Что более интересно, итого, 57% не пострадали, но им требовалась спасательная операция. В то же время 29% получили травмы, и лишь 3,7% погибли (это 62 человека за 10 лет).
По общему количеству погибших лидируют срывы (47 человек), а если относить к количеству случаев, то опаснее всего отказ снаряжения (смерть в 66,7%), но сами отказы происходят редко – 6 за 10 лет, из них 4 смерти и 2 травмы. Один из случаев, кстати, описывали тут.
Так все-таки срывы очень опасны, раз лидируют по количеству смертей – скажете вы. Но подождите, стоит соотнести это с тем, что использовали сорвавшиеся. А тут полный беспредел. Не использовали ферратный сет (в т.ч. и вообще ничего!) 69 сорвавшихся. В результате пострадало 21, не пострадало 19 и погибло 26! А из 189 использовавших 106 травмировалось, 50 не травмировалось, и 5 погибло. Трое погибло в результате отказа снаряжения во время срыва. Куда делось еще 13 – авторы скромно умолчали (вероятно, нет данных или нельзя однозначно классифицировать). Таким образом, шанс гибели при срыве с ферратным сетом 2,6%, без оного – аж почти 38%. А вот травмироваться успешно удается и так, и так. С сетом даже цифра получилась выше – очевидно, это связано не с тем, что сет опасен, а с тем, что большая часть из травмированных в сете была бы мертвыми без него. Гендерные оценки приведенные в статье считаю малоинтересными, вряд ли стоит их обсуждать. Авторы пишут, что у мужчин риск смерти в 2.5 раз больше, но их итак почти в 2 раза больше в авариях, а во сколько их больше на виа-ферратах в принципе – сказать нельзя. Так что тут можно ошибиться с выводами в духе «водить пьяным безопаснее» - каноничная ошибка с выводом по результатам статистики. Берем 1000 ДТП, из них, условно 900 трезвых участников, 100 пьяных. Таким образом, 90 процентов ДТП совершаются трезвыми. Значит, быть пьяным за рулем безопаснее. В чем тут ошибка – понятно. Но в более неочевидных выборках такие выводы делают сплошь и рядом.
При этом большая часть аварий происходила на подъеме, а траверс оказался внезапно смертоносным
Если рассматривать уровень сложности, то больше всего жертв на легких маршрутах (А, В), и аварий в целом на сложных (C, D). Выводы из этого можно сделать разные.
Что мы имеем, по итогам всего этого безобразия? Общий уровень смертности на виа-ферратах (от числа людей, попавших в аварию) 3.7%. Среди причин, как и ожидалось, доминируют срывы – 47 погибших на около 1000 виа-феррат за 10 лет. Шансы погибнуть при срыве в ферратном сете около 2,6%, без (или страховки вообще) – почти 38%!! И в целом половина всех погибших – срыв без сета (страховки вообще). Оно и понятно, зашкаливающий фактор рывка, куда больше 2, делает свое дело. Ну а полное отсутствие страховки, считай отсутствие мозга, тут уж не помочь.
Внезапно "безопасными" оказались молнии, хотя по этому поводу опять же доминирует мнение – что виа-феррата (железка через всю гору) в грозу суицид. Однако, за 10 лет в Австрии на виа-феррате никто не погиб от удара молнии.
Авторы оценивают риск (6,2 смерти в год) гибели на виа-феррате, как низкий. Особенно если учесть, что в той же Австрии, в среднем, во время походов погибает 110 человек в год, во время занятий альпинизмом и скалолазанием 20, и аж 5 горных велосипедистов. Количество часов, которые люди проводят на виа-ферратах косвенно можно оценить по данным DAV, так как они тоже ведут подобную статистику. И согласно такой оценке, травма происходит раз в 217 000 часов, а смерть раз в 10 000 000 часов.
Так что, используйте сеты проверенных производителей, здраво оценивайте свои возможности, и будет вам счастье!
Спасибо за чтение, а авторам – за проделанную работу. Прошу прощения за возможные опечатки и ошибки.
Да и проблема тут в том, что подавляющее большинство аудитории виа-феррат не имеют с собой ни веревки, ни навыков ее использования - если здраво выбирать маршрут, оно и не нужно. Виа-ферраты популяризированы как "легко и безопасно". А так никто не запрещает.
Веревка всегда полезна, может пригодиться для подстраховки, если напарник захочет с половины маршрута лазанием спускаться. Да и на сложных ферратах для доп страховки в связке тоже не помешает.
Удачи Вам.
Виаферрата может подкупить своей доступностью, но в любом деле есть подводные камни.
да, это в целом так, и только потому что "блокировкой" называют тот феномен, когда ферратист не имеет вообще никаких физических травм, но все равно не обходится без физического компонента, потому что вероятность того что свежий полный сил человек получит "блокировку" несравненно ниже чем вероятность того что блокирован будет человек, уже идущий некоторое время по феррате и соответственно уже "прокачавший" мышцу, то есть мышца уже подустала. впервые о блокировке прочитал 15 лет назад в статье Комбрига о виа ферратах , показалось забавным, особенно сравнение с отцом Фёдором из "12 стульев", но через несколько лет сам попал в точно такую же ситуацию: был всего минут 40 на французской феррате категории примерно "D" (типа "сложная", может быть и выше, точно сейчас не помню) и вдруг понял, что не смогу физически сделать ее до конца. паника, конечно, но почему то думал что позорно с мобилы вызывать помощь (там бы все равно вертушка даже спустить спасателя не смогла бы - ущелье, я под глубоким карнизом), зафиксировался как мог и начал просто глубоко и медленно дышать. потом подгреб какой-то чувак, понял ситуацию, закрепился рядом и стал трепаться со мной за жизнь. только через пару лет до меня дошло что он это делал специально, потому что понял мое положение и начал работать на "успокоение", а так он меня поначалу раздражал, но потом всё же втянул в разговор. отсидели так минут 20, он сказал "давай за мной" и я так и сделал, и без особых проблем закончил маршрут. в общем, как оказалось вроде можно и без вертушки победить блокировку )) кстати, в отчёте немецкого DAV-a за прошлый год написано что число блокировок значительно снизилось в последнем году. пишут осторожно, типа на цифрах одного года сложно давать положительный прогноз и тд.
Недавний пример с молнией - в Польше туристическая тропа была снабжена цепью (это не феррата, просто придержаться в плохую погоду), в которую попала молния. Тропа популярная, поэтому там сотня с ожогами и 3 (или 4) жертвы https://www.imeteo.sk/clanok/aktualne-blesk-zabil-v-tatrach-4-ludi-22-je-zranenych
О случае в Польше я конечно слышал. Думаю роль играет тут то, что феррата это километры троса с сотнями точек крепления (стекания заряда в землю), цепь, вероятно, была куда меньше только на опасном участке.
>>Сейчас известно, что пять человек погибли, около 150 получили травмы различной степени тяжести... Большое количество раненых связано с тем, что после попадания молний, на людей падали камни со скал. По словам одного из очевидцев бури, после удара молний в воздух подлетали камни размером с кулак и больше.
т.е. как мне кажется критическим фактором был таки не удар молнии как таковой, а падение камней, которое он спровоцировал. так как люди были без страховок вообще и скорее всего без касок - то они падали и разбивались, а не умирали непосредственно от прохождения молнии через тело.