Искушение Эльбрусом

Пишет Никита Степанов, 04.12.2019 22:03

Искушение Эльбрусом (Горный туризм)
В 1975-ом, в первом горном походе, которым я руководил, увидел эту вершину и был очарован её величием и кажущейся легкодоступностью.

Будучи хилым и болезненным ребёнком, даже в школе с шестого класса освобождённый от физкультуры из-за порока сердца, мечтал о своей бригантине с алыми парусами. При поступлении в МАИ у меня возникло естественное желание превратиться в мужчину, который будет интересен девушкам, ведь рост 152 и вес 48 их явно не устраивал, а мои гормоны уже рвались из организма наружу. Горные лыжи перестали вдохновлять - хотелось чего-то более серьёзного. Всё решил Его Величество Случай. В 73-ом старший брат рассказал про своих двоих знакомых туристов, которые погибли под ледовым обвалом. «Вот это для мужчин – любителей адреналина» - подумал я, и пошёл записываться в турклуб.

Мне повезло: как раз набирали группу в горный туризм, хотя, в отличие от водного, он еле-еле теплился. Записался вместе с Андрюхой Лебедевым. Сводили нас по Подмосковью, а зимой на Кольский. Весной на Кавказ и поставили на факт: ищи с кем пойдёшь летом, а потом набирай и веди группу сам. Типа: тебя сводили, а следующая твоя очередь. Принципиальных возражений не было – понятно, что если горной секции, как таковой нет, то барахтаться придётся самому. После бурного лета 74-го (https://www.risk.ru/blog/202537[img=313888) пришлось осенью набрать группу и вести её сначала зимой на Урал (https://www.risk.ru/blog/210552), а потом весной на Кавказ.

Выбор пал на Приэльбрусье. Причины были две. Первая меркантильная: как раз праздновалось 30-летие Победы, а это могло сулить бедным студентам, шагающим по местам боёв, поживиться за счёт Спортклуба. И Спортклуб не подвёл, а выделил нам на десятерых аж целых тридцать рублей, то есть по трёшке на брата!!! Вторая подсознательная: меня маниакально тянуло на высоту, а там можно было и в единичке сходить на 4200 м. – «Приют 11».

Тренировки и подготовка пролетели как-то незаметно, и вот мы уже под Чегетом. Меня стал колошматить мандраж - опыта кот наплакал: всего второй сезон в горах. Да и кроки маршрута, которые наверняка рисовал пьяный дальний родственник очевидца, не вызывали доверия. Получалось, что я сам себя, как котёнка схватил за шкирку, и бросил в воду, а теперь сам же буду во всём этом барахтаться.

Но для командира, что главное: держать хвост пистолетом и не подавать вида, что ты ни хрена не знаешь и не умеешь, а когда заблудишься, прикидываться, что идёшь правильно. Слава богу, что первым перевалом был Донгуз-Орун и не найти его мог только слепой или тупой тем более, что в кафе «Ай» нам однозначно махнули рукой в нужном направлении, подкрепив напутственными словами.

Уже после первого перехода ребята погрустнели, поняв, что горы это не хухры-мухры, и не пеше-водочный по Подмосковью.

Искушение Эльбрусом (Горный туризм)

Кое-как добрели до озера Донгуз-Орун-Кёль. Постояли у обелиска защитникам Кавказа. Сделали снимок «на память».

Северный приют Донгуз-Оруна, оказался небольшой, но уютный – несколько комнат, и в одной даже печка. Крыша над головой оказалась, как нельзя более кстати. Хоть и высота-то плёвая, но в первый день всё равно колбасило, да и май месяц лишь календарная весна – на улице мороз. Не спалось. Завтра нужно пройти первый перевал, на который я - салага поведу команду. Это как первое свидание: дрожишь, как осиновый лист и не знаешь: ни что сказать, ни что сделать.

Вышел наружу. Мириады звёзд, сверкающих на небе, и полная луна только нагнетали тоску. От дневного куража - не бздеть и не бояться - не осталось и следа. Понял, от чего волки воют на луну – от безысходности и одиночества, а оно здесь особенно ощущалось. Казалось, что цивилизация осталась где-то далеко внизу. Тоже захотелось завыть, но сдержался – боялся ребят разбудить.

Заснуть не смог и поднял всех в половине третьего утра - лавин опасался. Оказалось, что сранья напрасно - снег всё равно не смёрзся, и тропить приходилось по колено. Мандраж прошёл: «вперёд и вверх…». Ощущение того, что мы здесь одни и никого нет кругом, и что мы первые прокладываем путь на перевал, только прибавляло сил.

Перевал встретил нас неласково: ветер и колючий снег обжигали лицо. Но состояние эйфории от этого не уменьшилось: для большинства он был ПЕРВЫй

Искушение Эльбрусом (Горный туризм)

Вернулся дневной кураж, и мы хором посыпались жопслеем вниз, в ущелье реки Накры.

Когда по склону уже стало нельзя ехать, даже отталкиваясь ледорубом как веслом, а штаны окончательно промокли, побрели дальше в пешем строю. Звенящая тишина и девственность снежного покрова, при полном отсутствии каких-либо следов, создавали иллюзию первопроходимства нашей группы.

Вскоре пришло отрезвление. За поворотом долины услышали кукареканье петуха. Неужели глюки?!! Ан нет - невдалеке увидели кош, а рядом с ним таких же мохнорылых туриков в штормовках. Наяву оказалось, что это группа одесситов, которые несли с собой петуха для празднования 1 мая.

Искушение Эльбрусом (Горный туризм)

Начались мои мытарства с кроками. Отбросив скромность и застенчивость в сторону, напрямую спросил, где начинается подъём на перевал Басса, и получил исчерпывающий ответ: трое из них однозначно показали вверх по долине, а трое, так же уверенно махнули рукой вниз. Разгорелся спор. Итогом стала боевая ничья – стороны к консенсусу не пришли. Заинтриговали они меня и поставили в тупик. Но помня устав командира, который не может ошибаться, возвращаться было за падло.

Вежливо отказавшись от праздничного ужина (тем более, что он намечался на послезавтра) и слегка удручённые тем, что мы здесь уже не одни, побрели дальше, частенько перекуривая, чтобы взглянуть на кроки, и понять в какой точке Кавказа мы сейчас находимся.

Когда снег закончился, и кругом уже стояли зеленеющие деревья, понял, что окончательно заблудился, но вида не подал.

Искушение Эльбрусом (Горный туризм)

Побежали с приятелем вниз на разведку – искать мифический Южный приют, от которого должен начинаться подъём на перевал. Бежали долго, но приюта не нашли, зато попали в такие заповедные места, как на картинах Шишкина. С вековых елей свисали до земли пряди мха, а под ними сквозь прошлогоднюю листву и лишайники пробивался белый ковёр из подснежников. Тепло и солнечно. Бабочки порхают, птички поют – рай земной.

Осознав бесполезность поисков, решили передохнуть и возвращаться. Приятель взгромоздился на камень, стоящий на бугре, и принялся фотографировать окрестности, а я спустился к ручью попить и сполоснуть лицо. Встал на коленки, и лакаю себе в удовольствие чистейшую горную воду.

Вдруг спинным мозгом почувствовал - что-то в окружающем мире изменилось. Аккуратно поднял глаза, и волосы на затылке зашевелились. Напротив меня, метрах в пяти, здоровенный бурый медведь занимался тем же самым. Как он меня не заметил – ума не приложу, но мысли уже вихрем кружились в моей голове! Может он покуражиться решил надо мной перед трапезой? Что делать – бежать? А смогу ли – вдруг медвежья болезнь начнётся? И ведь после никто не поверит, что я с медведем почти на брудершафт пьянствовал!

Я обернулся и заорал что есть мочи: «Валера, снимай!!!» Мишка вскинул голову и окатил меня с ног до головы таким взглядом, что мне тут же захотелось дать ему валидол. Но силы у нас были явно неравны – орал я громче! Медведь развернулся и бросился наутёк вверх по 450 косогору. Из-под его пробуксовывающих задних лап вылетали булаганы и летели в ручей, но в меня он так ни разу и не попал. Не целкий оказался…

На следующее утро подверглись нападению дождя, который не собирался отступать. Решили, что деревянная крыша над головой лучше брезентовой, и к обеду переместились в верхний кош. Через тридцать минут выглянуло солнце.

Искушение Эльбрусом (Горный туризм)

Война - войною, а обед по расписанию.

После трапезы предложил произвести разведку боем. Сопровождать меня вызвался Комиссар. Видно, кто-то из его предков в Гражданскую на такой же должности был. И инстинкт не отпускать командира от себя, чтобы не сбежал и не переметнулся, передался по наследству. Долго лазили по курумнику, скалам и крутым снежникам, пока не поднялись в висячую долину. Долина была перепахана лавинами вдоль и поперёк. Пришлось возвращаться в лагерь без трофеев.

Там уже с нами соседствовали две группы: из Одессы и Челябинска. С одесситами я разговаривать не стал, вспомнив о их двурушничестве, а «железные» челябинские парни вызывали доверие. Они предложили спуститься немного вниз по Накре, и лезть в следующую висячую долину. Аргумент был железный, как и сами парни – где-нибудь, да и перелезете через этот хребет в ущелье Ненскрыры. Против логики не попрёшь, если только на танке.

Утром привели в исполнение вчерашние советы и за пару часов поднялись в соседнюю висячую долину. Глубокий снег к тому времени уже изрядно растопило солнце.

Искушение Эльбрусом (Горный туризм)

Месить снег и соваться на лавиноопасные склоны не хотелось, поэтому опять предстояла разведка. Состав прежний – Комиссар меня ни на шаг не отпускал. Полазили часа три по гребню отрога, увидели какую-то дырь за поворотом долины, которая вроде бы в хребте, и, подгоняемые грозой побежали вниз. За это время ребята изрядно оборудовали лагерь ветрозащитными стенками из снежных блоков, вырыли кухню и туалет. На военном совете решили завтра во чтобы то ни стало перелезать через хребет – сожранные разведками дни не оставляли нам шансов. Отбились в шесть вечера, предвкушая завтра не лёгкий бой, а тяжёлую битву.

Утром поднял ни свет, ни заря – в час ночи. Так рано я никогда больше в жизни на маршрутах не вставал. Но, благодаря усердию дежурных и остальных членов экипажа, вышли только в четыре. Снег за ночь опять не смёрзся полностью, и проваливающийся под нами наст, сильно сбивал дыхание. Наконец то показалась дырь в хребте, которую мы не успели увидеть накануне, и которую сегодня единодушно прозвали Бассой.

Долина была ровной, и лишь последний взлёт вызывал подозрения. Чтобы не будить лихо в виде лавины на 450 снежном склоне, подошли под скалы, и под ними на цыпочках прошуршали на перевал. Семь часов нам пришлось долбать этот наст и снег, пока мы на него не взгромоздились. По отсутствию памятников на перевале, я понял, что мы сильно запилили вниз по долине Накры. Ни фига себе, сказал я себе, а вслух смолчал, чтобы не потерять реноме. На перевале была видна цепочка следов. Сравнил со своими – похожи. Значит это не мой недавний косолапый знакомый, а какое-то двуногое одиночество. Может абрек-охотник? В любом случае нашу компанию увеличивать не хотелось – итак десяток. Мысль, что по горам можно шататься соло раньше не приходила в голову, но тогда в мозгу засела!

Спуск в долину Ненскрыры был несложным, но утомительным. Чтобы наверстать упущенное время, пошли вверх по долине, хотя уже полсуток месили снег. Через час остановились. Кто-то сказал, что здесь есть нарзан – может быть даже я, так как задолбанное за день тело откровенно просилось в кушет. Попытки его найти конечно потерпели фиаско.

Утром погода звенела. После вчерашнего марафона идти никуда не хотелось, и все ловили утренний кайф на спальниках. В полдень с трудом потянулись вверх. Солнце жарило нещадно. Через час дошли до нарзанного источника, про который я вчера трепанул. Долго и вдохновенно пили нарзан. Идти стало ещё тяжелее из-за выпитого и палящего солнца. В половине шестого решили прекратить мазохизм, и встали на ночь.

Опять ранний подъём – в два часа. Сегодняшняя цель – перевал Чипер-Азау, которым мы замкнём наше колечко, и выйдем к месту старта – долине Баксана. Через полчаса наткнулись на памятник, у которого дружно сфотографировались «на память».

Искушение Эльбрусом (Горный туризм)

Раннее утро одарило нас великолепными пейзажами верховьев ущелья Ненскрыры. Снег в лучах солнца искрился мириадами огоньков, а склон был настолько рельефен из-за теней, что вся картина представлялась сказочной.

На перевал вела «слоновья тропа» набитая десятками ног наших предшественников. Да, это не Басса. Уж тут-то я не промахнусь, с гордостью подумал я, но вслух из скромности смолчал.

Снимок «на память» на Чипер-Азау. Думали, что последний

Искушение Эльбрусом (Горный туризм)

Но долг чести перед родным Спортклубом (тридцать рублей), заставил нас и на этот раз сделать снимок «на память» у обелиска, расположенного чуть выше седловины.

Изрядно надоело месить весенние снега Кавказа, и хотелось вниз, в цивилизацию – к холодному пиву и свежей вобле, или хотя бы на травку и солнышко. Поэтому все заторопились вниз и посыпались с перевала, как груши с дерева. Уже к полудню мы прибежали на поляну Азау – излюбленное по тем временам место стоянок туристов.

Часть народу решила отвалить. Их вызвался сопровождать Комиссар. Сцена прощания была душераздирающей. Он ревел у меня на плече белугой, всё время повторяя, а если ты сбежишь, а если ты переметнёшься… Я успокаивал его как мог.
Итак, нас осталось пятеро – тех, кто захотел идти на Приют-11, и мы опять сделали снимок «на память», на этот раз последний. Мы очень любили сниматься «на память» – просто мания какая-то была.

Искушение Эльбрусом (Горный туризм)

Великолепно смотрится со склона Эльбруса влюблённая парочка: Донгуз-Орун (слева) и Накра-Тау (справа). Тогда я и поверить не мог, что седловину между этими вершинами можно пройти, но времена меняются, и Питерцы одолели этот перевал.

В тот май проходила какая-то альпиниада, и на Приют альпинистов было, как сельдей в бочке. Мечта о ночёвке в тёплом домике отпала сама собой.

Пришлось довольствоваться останками старой дизельной. Когда пляжники перестали принимать солнечные ванны, мы поставили внутри палатку, и стали основательно готовиться к ночлегу, ведь на такой высоте все были впервые. Самочувствие было хорошее, но дышалось тяжело. О том чтобы пробежаться или поиграть в футбол, вопрос не стоял, ну совсем не стоял.

Искушение Эльбрусом (Горный туризм)

Как только зашло солнце, погода испортилась. Задул сильный ветер, который рвал и метал всю ночь, стало жутко холодно. Мы залезли в свои спальники, и, дрожа всем телом, пытались уснуть. Не тут-то было! Нас (меня так точно) накрыла горняшка. Такой головной боли я ни до, ни после никогда не испытывал. Башка была как бидон, в котором варили чертям самогон. Казалось, что она раздулась раза в три, и я представил на своём месте Змея-Горыныча. Ведь если три башки болят хором, так это в пору повеситься. Не помогали ни обезболивающие, ни чай с лимоном. Спал ли я в ту ночь? Не уверен. Но судя по ворочанью и постаныванию, остальным тоже было кисло.

К утру боль отпустила, но мороз и ветер не дали разжечь примуса. Я любовался Эльбрусом. Мощь этого великана манила и завораживала! Склоны казались такими простыми, а вершины так близко, что притягивали как магнит. Эльбрус явно меня искушал. В голове созрел план: чёрт с ней с учёбой, как спустимся на Азау, заберу у мужиков снаряжение, бензин, остатки продуктов, и сделаю попытку сходить на гору. Всё-таки один не пятеро – может, найдётся местечко на Приюте? А до поры до времени решил не посвящать в свои планы, а то начнут отговаривать и на кислород давить.

Пожевав всухомятку, отправились вниз. Часа за три дошли до Азау. Грязные по колено - канатки в тот день не работали, и пришлось месить раскисшую глину своими копытами. Когда я озвучил своё намерение, сразу же всё для меня необходимое оказалось на дне рюкзаков, перетряхивать которые они категорически отказались, и все жутко заторопились на автобус. Не знаю, может, оно так и было на самом деле, но обиделся я страшно. Посчитал это за кидалово. Надулся, как сыч, и до Минвод молчал.

После покупки билетов денег на еду почти не осталось. Почему то вспомнилась та тридцатка, которую выделил Спортклуб. Как она сейчас оказалась бы кстати! Но умереть с голоду в СССР – это надо очень постараться! В поезде сердобольные старушки стали закармливать нас «погорельцев» всякими вкусностями. Они вздыхали и охали совершенно искренне думая, что мы недавно в горящую избу заходили. Особым вниманием пользовалась одна из наших дам, которая не снимала с лица повязанную до глаз косынку, и кусочки пищи засовывала под неё. И хорошо, что не снимала - вид её обмётанных лихорадкой губ, мог вызвать подозрение на тяжёлое инфекционное заболевание и панику среди старушек. А кто бы нас тогда кормил? После третьего подхода к столу, меня начало отпускать. Обида прошла. Не зря же говорят: голодный мужик – злой мужик.

Комиссар, встречал нас на перроне в Москве, и пытливым взглядом пересчитал по головам. На душе у него было неспокойно. Он должен был убедиться, что все доехали, и никто не ёкнулся по дороге.

ЭПИЛОГ
Мечта исполнилась лишь через четыре года. Но к тому времени я уже научился не поднимать группу в два-три утра, а спокойно, дождавшись солнышка, медленно и печально начинать собираться. Либо, высунув ладонь из палатки, дождаться пока на неё упадёт пару капелек дождя или снега, и сказать: «Погоды нет ребята. Спим дальше…». Научился ориентироваться по карте и побывал на 6700. Научился летать по ледовым склонам, падать в трещины и уворачиваться от камней. В общем, многому научился.

Чувство обиды на ребят давно сменилось чувством благодарности. В лучшем случае я бы тогда спустился не солоно хлебавши, а в худшем... Из десяти участников того похода, только двое «отсеялись», а остальные ходили и водили «маёвские» группы ещё многие годы, и дошли до шеститысячников и семитысячников.

P.S. 22 июля 2018 года, в мой день рождения, ко мне приехали девять человек из того похода. Время провели великолепно, вспоминая о прошлых подвигах, и думая о новых, но уже без экстрима, а с инвалидной палочкой по Тверской...
Искушение Эльбрусом (Горный туризм)

то есть - группа собралась в полном составе?

Кроме одного, которого я тогда послал на …, сразу по приходе из похода на поляну Азау. Больше он в турклубе не появлялся. Остальные были все как штык!

Да, к сожалению, изредка в походных группах попадаются "залётные".... И не надо стесняться посылать таких подальше, чтобы не портили здоровый климат в коллективе ;)

Вывод ясен - горное Приэльбрусье не пешеводочное Подмосковье. Всё познается в сравнении!
С возвращением, Никита!

Да, спасибо... Донгузорун - первый перевал в моей жизни. Только в 78-м. И чуть позже - в июне. Снега - по пояс. Лезли с Накры, взлет шли часов восемь... На северный приют спустились к темноте. А через месяц, уже в походе 2 к.с., пробежали его же за 2 часа - уже опытные, с акклиматизацией и без снега.

Обычно возле Приюта 11 не разрешали ставить палатки и рекомендовали скальную гряду напротив.Там альпинисты создали много площадок,которые потом захватило МЧС и стало брать деньги.Народ начал обживать верхние склоны,вплоть ло Пастухова. А рассказ Никиты очень интересный.

"Через полчаса наткнулись на памятник, у которого дружно сфотографировались «на память»."
В июле 80-го делал "значок" в а/л "Баксан". Шли перевальный поход (перевал Безымянный - перевал Чипер-Азау). Ночевали на каменном бугорке возле этого памятника. С этого места полностью просматривались (простреливались) выходы на оба перевала. Видимо, в этом места была пулемётная точка - под обелиск были сложены ржавые пулемётные диски, и человеческие кости. Когда утром вышли в направлении Чипер-Азау, буквально шли по костям. Что могли - собрали, и сложили под тот-же обелиск. Один из самых печальных и запоминающихся случаев в горах...
Спасибо за рассказ!

и мы в 1975-м прошлись по части вашего маршрута. Приэльбрусье, Накра, Басса (на Бассе гильзы лежали, диски автоматные, еще что-то было собрано, как память о боевых действиях на Бассе), Ненскрера... После смены в альплагерях хотелось еще чего-то, а времени у студентов было много. Эх, другое было тогда время...

77 или 78 год, был там на спорт сборах (горные лыжи), 10 летним пацаном.
Рядом с обелиском нашли 2 гранаты, одну бросали за рынком в лесочке (у нас там палатки стояли), потом разобрали ручку. Слава Богу, не взорвалась.
Вторую еще лучше - привезли самолетом в Москву, и в зале прилета Гриша, вынув ее из рюкзака, гордо показал отцу со словами "СМОТРИ, ЧТО Я ПРИВЕЗ!!!!".

Смотрю, 10 лайков на мой комментарий. Парни, а вы хотели бы лететь в том самолете? Ну OK, не вы, а чтобы ваши женщины и дети в нем летели во Внуково? Мы то балбесы тогда были 8-10 летние :-) А вам что в моем сообщении понравилось, неужели что долетели? Не верю...

Это очень правильная мысль изложена:самый главный и самый важный поход -это первый поход. От того как он пройдёт, в какой атмосфере внутри группы. От действий и характера руководителя зависит всё. И впечатление от первого похода являются главным аргументом для новичка, заниматься ли туризмом дальше.

Привет, Никита. Прочел и вспомнилось.... Спасибо!

Можно было даже не смотреть на автора поста, ведь стиль изложения Никиты уникален и узнаётся с первых строк. Как всегда, прямолинейный, честный, с долей самоиронии, с неизменным юмором. Начинаешь читать и не оторваться до конца. Всегда читаю рассказы Никиты и удивляюсь, как раньше люди ходили :)
Да, первый поход, первое руководство - незабываемые моменты жизни.
Эх, такая тоска нападает, когда читаешь про то, как до распада СССР ходили походы через ГКХ, понимая, что сам ты никогда уже не пройдёшь подобных маршрутов...
Но я рад, что кому-то повезло походить вдоволь полноценно по Кавказу.
Спасибо, Никита, с возвращением!

Какой "вкусный" рассказ! Спасибо!

Никита, поздравляю с возвращением!!

Жги глаголом, (истребляй всякую нечисть!) Твои рассказы - это как глоток свежего, горного воздуха! Рад, что ты снова на сайте!!

Всем спасибо, кто поздравил с моим возвращением! Постараюсь оправдать ваше доверие ко мне.

УРА! Никита вернулся!!!

С возвращением, Никита!!!

Никита, с возвращением Вас, наконец будет что душевное почитать, а не эти "ответы чемберленам" и прочие поливания де**мом друг друга.
В ожидании новых Душевных постов!

С возвращением, Никита!

Однако заждались...добро пожаловать!

Как хорошо что тогда не было интернета, РИСКа и все мы били терпимее друг к другу.
Сейчас уже давно размазали бы за плохое плохую подготовку маршрута, плохое ориентирование, и многое чего нашли бы. А сейчас читаем, улыбаемся и получаем удовольствие.
Так и хочется сказать нынешним нам всем, современным....... будьте терпимее.

Спасибо! На фоне некоторых последних публикаций - как глоток чистого воздуха.

Нынче вспомнилась вдруг "единичка"
По весенним глубоким снегам...
Дневников моих старых страничка
Из походов по синим горам.

Вот они боевые отчеты,
Что на полке храню много лет...
А ведь в эти далекие годы
Дал горам я священный обет...

И листая альбом фотографий,
Мой маршрут, в общем очень простой...
Вспомнил снова я детские страхи,
Когда всё это было впервой...

Непривычная роль командира.
Из сомнений сплошная стена.
Но нельзя уронить честь мундира...
Если что, то и спросят с меня.

Как китайская грамота кроки,
С черной линией главных хребтов.
И не как не найти мне дороги
Средь вершин в пелене облаков.

Горы, горы, волшебные горы,
Под ногами искрящийся снег.
Снова будут короткими сборы
И уйдем к перевалу чуть свет.

Вот и наше последнее фото...
Гордо поднят в руке ледоруб.
А спускаться с небес неохота.
Только знаем, внизу - уже ждут.

На губах расцветает "малярка"
Нос облупленный гордо вперед...
Он во мне отложился так ярко,
Первый, самый любимый поход....

Не в обиду другим, очень рада снова "встретиться" с таким знакомым стилем изложения событий. Как я понимаю, мое мнение по этому вопросу не единичное, с чем я и поздравляю всех Рисковчан.
Многие, наверняка, прочитав рассказ, вспомнили себя "в подобной шкуре", да и описанные ситуации с завидной периодичностью случаются не только с новичками, но и с опытными группами. Горы не меняются и успешно испытывают свои методы на всех, невзирая на регалии, проверяя их "на слабо".
Не каждому дано откровенно признаться в своих переживаниях, сделанных когда-то ошибках и полученных, благодаря этому, уроках. Главный и наглядный результат этого: общая фотография полного (или почти полного) состава группы того, все еще незабываемого, первого руководства. С чем я тебя, Никита, и поздравляю!

С возвращением! Одни из немногих авторов на риске, посты которого читать одно удовольствие.

s_a_n, 06.12.2019 11:11 Новый
УРА! Никита вернулся!!!

С возвращением, Никита!!! --- подписываюсь тремя руками! ))

Никита, ура, вы снова здесь!!

Вот что значит выход на свободу после отбывания наказания! Каждому вспомнилось свое и мне тоже. Хорошо у вас было со снарягой - абалаковские рюкзаки второй модели. А в нашем турклубе даже через четыре года после вашего похода такое добро не сыскать было - ходили с рюкзаками раннего типа (то еще мучение) или шили сами.
Хороший рассказ, добрый. Всколыхнуло что-то такое, что, казалось, быльем поросло. И стихотворение в комментариях отличное - просто на музыку просится, да к костру.

тоже на снарягу обратил внимание - и ледорубы в единичке, и перкальки)) каски только не углядел)) Ох уж эти единички "зю"))

Никита навеяло...

"В тот день шептала мне вода:
Удач всегда...
А день... какой был день тогда?
Ах да - среда!.."
(с) Горная лирическая. (В.С.В.)

4 декабря 2019г...среда однако...

Ни грамма самолюбования и понтов. Все по-честному. Вымирающий вид рассказчика в нашем деле. И этот человек был забанен. Симптоматичненько.)

Хорошо!

Никита, прекрасный рассказ, незабываемые впечатления. Хорошо, что ты вернулся на Риск! Будем ждать твои новые посты. Горы и люди...

Спасибо, Никита!
Как свежо написано, совершенно не чувствуется "пелена" прошедших с той светлой, юной поры лет.
Это воспоминания событий прошедших через сердце, ибо иначе это "кино" из памяти так ярко не вытаскивается.