Рекордное погружение на задержке дыхания в озере Тонак Цо (Непал)
Высокогорный фридайвинг в Непале (озеро Thonak tsо, 4834 м над уровнем моря).
Погружение с переменным весом (VWT) 22 октября 2019 года.
13 октября 2019 года. Мы снова в Непале.
Несостоявшаяся попытка погружения в глубину c задержкой дыхания в озере Tilicho (24-25 октября 2018 года, https://www.risk.ru/blog/209232) сподвигла нас на возвращение и новую попытку погружения, но уже в другом уголке этой замечательной страны - Thonak tso lake.
О нас:
• Лапшин Михаил
28 лет. Новосибирск.
Член спортивной сборной команды России по подводному спорту (плавание в ластах/апноэ).
• Мирошников Борис
40 лет. Новосибирск.
Фридайвер, подводный охотник.
Участник экспедиции, (http://freediving.ru/ff/instructors/detail.php?ID=178&sphrase_id=2485173; https://www.risk.ru/blog/209232) которая состоялась в июле 2015 года в озере Каракуль (4000м над уровнем моря, Памир).
• Нестеренко Сергей
46 лет. Новосибирск.
Горный турист, альпинист-любитель, фотограф.
Достоверные сведения об озере Thonak tso:
• место расположения - Национальный парк Сагарматха, на 100м выше озера Gokyo tso (Dudh Pokhari), на берегу которого расположена деревня Гокио;
• максимальная глубина 62,4м;
• температура воды в октябре - 6C;
Целями данного погружения в глубину на задержке дыхания были:
• продолжение изучения вопроса реакции организма фридайвера на ныряние в глубину в условиях высокогорных (4000м+) водоемов (первая такого рода экспедиция была проведена нами в июле 2015 года в озере Каракуль (4000м над уровнем моря, Памир);
• изучение возможностей человека;
• популяризация фридайвинга.
Нам удалось заполучить у моего друга Лукина Михаила генератор горного воздуха Hypoxico everest summit 2 и провести акклиматизационную подготовку, которую применяют многие спортсмены и любители со всех уголков планеты, в том числе Олимпийские сборные России и альпинисты. Эта подготовка предполагала педалирование на сайкле с маской, в которую генератором подавался воздух с определенным количеством кислорода.
Что касается какой-либо фармакологической поддержки, то нами перед нынешней поездкой был использован перетертый моралий корень Rhaponticum cartamoides и таблетки с железом Ferrum Lek.
Существовал ряд факторов, на которые необходимо было обратить внимание до и во время поездки:
- недостаточная акклиматизация,
- снижение иммунитета вследствие нагрузок (высота + ныряние),
- переохлаждение общее и дыхательных путей,
- некорректное рассыщение от азота (всплытие после нырка осуществлялось в давление на 40% ниже нормального),
- наличие отеков и простуды, как следствие – невозможность осуществления продувки и погружения.
Оценив все теоретические факторы и предполагаемые риски, в том числе вышеперечисленные, нами были задуманы 2-3 нырятельных дня для постепенного «наращивания» глубины и изучения реакции организма, то есть хотя бы 4-6 нырков.
В открытом доступе в сети Интернет информации о высокогорном фридайвинге не много: купание австрийского фридайвера Christian Redl (в Gyozumpha tso lake на высоте 5200м), рекламирующего своего спонсора (https://youtu.be/J1STXizDrvQ), статическая задержка дыхания в исполнении хорватов в Ice lake (4720м, https://divingalmanac.com/highest-altitude-freedive/), погружение Косты Карлоса в озере Титикака (высота 3812м над уровнем моря) на 60 метров в глубину в моноласте. Но подробностей организации, акклиматизации, пробных погружений Косты и другой информации мы не нашли.
Больше никто на такой высоте в водоемы не погружался, скорее всего. Если б погружался, то, по нашему мнению, в эпоху социальных сетей, достигнутыми глубинами с общественностью б поделился.
Как и в прошлом году про Tilicho, в этом году местные люди утверждали, что озера Гокио священные, купание в них запрещено. В этом году ушли на более высокое 4-ое озеро (Thonak tso), где можно было вдали от посторонних глаз совершить задуманное. Чем могло б для нас закончиться «разоблачение», естественно, никто не сказал и не скажет. Достаточно вспомнить факт очень серьёзного конфликта непальских высотных альпинистов - гидов с признанными грандами альпинизма Симоне Моро и Ули Штеком (https://4sport.ua/articles?id=14523). Факт очень настораживающий, так что – «всё может быть», даже в общении с дружественными и непосредственными непальцами. В Непале, по моему мнению, мало чего-то конкретного и точного. Нация неплавающая, спортивных бассейнов в стране нет. По словам местных гидов: после того, как в прошлом году утонули в Gokyo tso 3 местных жителя, купаться в них запретили.
До озера дотопали на 8ой день, 1ый ходовой день начался с аэропорта Луклы (2827м). Хотелось придерживаться некоего «усреднённого» графика, как обычно ходят этот трек туристы и оставить побольше резервных дней, хотя и понимали, что набор высоты несколько «негуманный».
Погода в нырятельный день как по заказу была солнечной. Получилось переодеться прям под открытым небом, хотя и брали палатку. Штаны, куртка, перчатки, носки, маска. Борис еще использовал ласты для более легкой и быстрой транспортировки буйка в нужное место. Отплыли мы где-то метров на 50-70 от берега, а может и все 100 (в горах расстояние сложно оценить). Это уж наверняка, чтобы при первом же сбросе веревки с донным грузом она размоталась до конца. Подготовка, нырок Бори – я на подстраховке. И наоборот. Метров до 3 солнечный свет еще проникал сквозь толщу воды, потом - полная завораживающая темень и тишина.
Вода особенного грязного серо-зеленого цвета.
Погрузился чуть ниже отметки на тросе – вышло 13 метров. После выныривания – одышка примерно как на равнине, только дыхание и воздух как-то по-особенному ощущались. Словами не передать. Ну и ощущение небольшой эйфории, ведь задуманное получилось! Запланирован был один нырок, поэтому достали груз, полюбовались немного на окружающие горы и вернулись на берег. Не замерзли, благодарили солнце. Кстати, за день до нырка был снег и в последующие дни после нырка, кстати - тоже «нелетная» погода.
Борис во время обратной дороги с нырялки в деревню Гокио почувствовал некомфортное состояние в легких, слабость. Довеском к нагрузке от нырка было доставание веревки с донным грузом. Через 3 часа у него улучшений не было. Во избежание ухудшений нам пришлось спуститься на более низкую высоту для плодотворного восстановления, потому что на высотах близких к 5000 метров, организму вылечиться вряд ли возможно. Медикаменты применялись, но ключевую роль, наверняка, сыграла правильная оценка ситуации и своевременный сброс высоты.
P.S.
Фридайвинг в Новосибирск есть, его не может не быть (с). Г. Василькевич http://naglubine.net.
То ли еще будет.
Я так понял, рекордность погружения состоит в том, что было совершено без акклиматизации для данной высоты.
Хорваты делали статическую задержку дыхания на поверхности.
А мы погружение в глубину с переменным весом.
Поглядите видео.
Время нырка около 40сек.
«Рекордность» скорее состоит в том, что нами первыми было совершено погружение в глубину на такой высоте.