Звездный. Зимние стены Ергак в пятый раз

Пишет Zhigalov Aleksandr, 27.10.2019 13:51

Звездный. Зимние стены Ергак в пятый раз (Альпинизм, ЗимниеСтеныЕргак)

Совсем недавно завершилась наша очередная экспедиция в район Западный Саян, основной задачей которой было восхождение на высшую точку Ергак – пик Звездный, 2265 метров над у.м. по его самой большой стене и по новому никем не пройденному маршруту.
Это восхождение, как и ряд других, проходило в рамках проекта «Зимние стены Ергак». Интересные факты: этот проект мы с Тимофеем организовали 6 лет назад, за это время совершили 4 экспедиции, а эта была юбилейная – пятая!

Про Проект: Зимние стены Ергак (с 2014г).
Цель проекта: Экспедиция в район хребта Ергаки с совершением восхождения на одну из его вершин по новому стенному маршруту в зимнее время года.
Подход осуществляется при помощи лыж или снегоступов. Ночевки в палатках, платформах или снежных пещерах.

Уникальность:
- полная автономность;
- малая группа (от 2-х до 4-х чел);
- восхождение в альпийском (капсульном) стиле:
- новый маршрут не ниже 5А к.т.;
- большая стена;
- период с 1 октября по 30 мая;
- обязательный выход на вершину/ замена записки;
- фото и видео во время всего мероприятия.

Польза:
- развитие зимнего экспедиционного альпинизма в регионе и за его пределами;
- создание новых маршрутов высокой категории трудности для будущих поколений;
- воспитание стойкости и выдержки у молодых спортсменов в реальных условиях;
- открытие новых туристско-альпинистских объектов.

Что дает:
- получение неоценимого опыта работы в зимней экспедиции, который сравним с восхождение на высочайшие вершины Кавказа, Памира, Тянь-Шаня.
- получение навыков восхождения по стенным маршрутам 5А-6А к.т. в зимнее время года.
- получение опыта участия в первопрохождении.
- участие в рамках заочных чемпионатов Федеральных округов и России.

Результат работы:
1. 2014г декабрь – пик Голова Саяна – по Восточной стене (маршрут «Слесарка») - 5Бз кат.тр. (Иванов-Жигалов) – 2-ое место в Чемпионате Сибирского федерального округа.
2. 2015г декабрь - пик Звездный – по «Косинусойде» Северо-Восточной стены – 5Б кат.тр. (Матюшин-Жигалов) - 1-ое место в Чемпионате Сибирского федерального округа.
3. 2016г ноябрь – вершина Черная – по левой части Северной стены – 6Аз кат.тр. (Тимофеев-Иванов-Жигалов) – 5-ое место в Чемпионате России по альпинизму в высотно-техническом классе.
4. 2018г май – пик Голова Саяна – по Западной стене – 5А кат.тр. (Иванов-Ефремов-Жигалов) - 5-ое место в Чемпионате Сибирского федерального округа.

Участники на сегодняшний день:

Иванов Тимофей – 2-ой разряд\ выполнил – КМС
Матюшин Николай - 2-ой разряд\ выполнил – МС
Тимофеев Вячеслав - 1-ый разряд\ выполнил – КМС
Ефремов Максим - 1-ый разряд\ выполнил – КМС
Жигалова Маргарита – 2-ой разряд. Связь с общественностью, координатор.

О том, как это было.

В этом году удивительно теплая погода для осени, такая особенность наблюдается в целом регионе. Поэтому, когда мы приехали на базу Ергаки, было решено – идем без снегоступов. Позже, находясь уже в первом лагере, решили оставить и лавинную лопату. Снег, конечно, есть, как и положено в горах в это время года, но его было очень мало, и за наше время пребывания на стене стало еще меньше.

На заброску к стене у нас ушло два дня. В первый день нам помог поднести часть груза отец Тимофея, Павел Николаевич. Вышли с тур-базы в 11:00 на озере Светлом были в 15:00. Сделали обед и отправились дальше. Перевалили через Видовку, спустились к озеру Золотарное. Прошли вдоль озера и затем подошли к крутому подъему перед перевалом Пикантный. Там и встали на ночевку примерно в 19:00. На пути встречали очень много следов медведей. Снега нет, температура не слишком низкая – поэтому они еще не спят. Такое количество следов жизнедеятельности зверя, иногда создавалось впечатление, что мы обязательно его встретим за следующим кустом или деревом.

Звездный. Зимние стены Ергак в пятый раз (Альпинизм, ЗимниеСтеныЕргак)

Во второй день отправили дядь Пашу домой, сами распихали все наше несметное богатство по рюкзакам и отправились к перевалу. Вес каждого из кулей был порядка 40 кг. Медленно и аккуратно перевалили не самый популярный перевал. Спустились к большому камню, удобному месту для стоянок всех восходителей на Звездный по СВ стене. Установили лагерь АВС, пообедали. На удивление очень хорошая погода. Мыслей лезть в палатку, греться, переодеваться совершенно не было.

После обеда собрали все железо, газ и специально отобранные продукты на восхождение. К слову – в этот раз мы с Тимохой подготовились основательно. Еще дома (на Мраморке) разложили все продукты, газ и прочие необходимые вещи по пакетам, упаковали и сделали надписи на каждом, дабы не тратить время на сортировку в последующем. А теперь осталось только взять пакеты с нужным наименованием (Еда Гора-1, Газ Гора-3) и унести под стену.
Еще раз изучили предполагаемую линию маршрута, выбрали начало и подтащил все необходимое под начало маршрута. В лагерь вернулись к ужину.

Звездный. Зимние стены Ергак в пятый раз (Альпинизм, ЗимниеСтеныЕргак)

Само восхождение прошло отлично. В этот раз не было никаких капризов природы, нештатных ситуаций и прочего другого, что регулярно сопровождало нас в предыдущих мероприятиях. Может быть это опыт, а может быть благосклонное отношение гор к нам.

Большая красивая стена, очень удобное расположение полок. Тактический план мы составляли, находясь дома, зная, где и как мы будем ночевать – примерно так все и прошло, за исключением крайней ночевки, ее попросту не было. Вылезли, опережая свой график.

На протяжении всего восхождения лидер менялся в течение дня, это способствовало такой высокой скорости работы. С утра начинал лезть один, второй подходил по перилам с баулом, в обед оба выходили на большую полку, где предполагалась ночевка, оставляли баул, отдыхали, пили чай и перекусывали, затем менялись. Вечером спускались по обработанным веревкам к вещам, оборудовали место для ночевки и ставили палатку.

О маршруте.
Это линию мне подсказал тренер - Валерий Викторович Балезин, это было еще лет 5 назад. Тогда у меня были немного другие планы. А в последнее время я все чаще начал обращать внимание и на эту стену и на данную нитку.

Как и оказалось – маршрут получился очень логичным. Пожалуй – это последний (крайний) логичный вариант маршрута на этой стене. Дальше только долбежка – пробойник + молоток.
Но и тут, как вы понимаете, без этого не обошлось. Но совсем чуть-чуть. Нужно было соединить логично расположенные отколы на участке 2-3 вместе, которые находились максимально близко друг к другу. Других путей выхода в том месте, к сожалению нет. В результате 3 участка по 5 шагов на скайхуках (всего 15 дырок 6мм) и 2 шлямбура 8мм. И все, больше дырок на маршруте мы не делали, забили еще в двух местах по одному шлямбуру на станциях – там участки, сильно уходящие в сторону, шлямбура для гашения маятников. Еще не смогли выковырять 2 якоря, но это уже для следующих поколений – и ориентир и точка страховки )

Звездный. Зимние стены Ергак в пятый раз (Альпинизм, ЗимниеСтеныЕргак)

В итоге восхождение заняло 4 дня, около 32 рабочих часов. В обед четвертого дня вылезли на вершину Провели там пол часа, насладились видами, естественно фото видео, перекусили и начали спускаться в сторону базового лагеря по этой же СВ стене, но уже по маршруту Ивана Темерева 6А к.т. 2013г. Все станции, которые они сделали тогда на одном спите мы в этот раз усилили вторым шлямбуром со шпилькой 8мм, и кое-где якорем.

Теперь там есть неплохой, безопасный спуск по стене с участками по 60-55 м.
Спустились в 17:00, к лагерю подошли 18:00. Не сильно уставшие, не сильно голодные, но счастливые и довольные.

Звездный. Зимние стены Ергак в пятый раз (Альпинизм, ЗимниеСтеныЕргак)

Утром нас ждал сбор вещей. Определили часть груза, которую мы оставим к лету 2020 года, упаковали, спрятали. Оправились в сторону дома. Рюкзаки были уже гораздо приятнее на подъем.
К 14:00 пришли к Светлому, пообедали. А там уже ноги сами несли в сторону автодороги, машины и цивилизации.

На этой позитивной ноте, пожалуй, закончу свое повествование и хочу подытожить все это мыслью:
Нас затягивает рутина, мы привыкаем к обыденности, перестают радовать вещи, которые совсем недавно приносили столько восторга и счастья, но иногда, чтобы вновь вернуть яркость жизни, вновь начать продуктивно и с удовольствие заниматься своими делами, ценить мгновения, проведенные с любимыми людьми и просто НОРМАЛЬНО жить – нужно взбодриться, выйти из зоны комфорта, выбрать неделю времени, пойти на край света, заглянуть стихии в глаза, хапнуть по полной! Вообщем отформатироваться, и вернуться обратно! Наверное, это еще одна из целей проекта: «Зимние стены Ергак».

Звездный. Зимние стены Ергак в пятый раз (Альпинизм, ЗимниеСтеныЕргак)

Как всегда, выражаем особую благодарность компании RedFox, нашему бессменному спонсору. Мы были спокойны, что наша экипировка выдержит любые погодные условия.
Рюкзаки Makalu 85 отлично подходят для подобных мероприятий. Легкий вес, средний объем и возможность нацепить снаружи столько, что поднять одному потребует дюжину усилий.
Очень порадовали самонадувающиеся коврики Pro mat light. Тепло, компактно, комфортно. Как мы раньше без них ходили?!

Звездный. Зимние стены Ергак в пятый раз (Альпинизм, ЗимниеСтеныЕргак)

Испытали новую модель транспортного баула Big Wall – вещь незаменимая и очень нужная на многодневных стенных восхождениях. Удобная система навески лямок и пояса, поднес под маршрут как рюкзак, затем снял лишнее, утянул, убрал во внутрь, и вот тебе уже большой мешок, который легко волочить по стене, и быть уверенным, что он нигде не зацепится.

Благодарим еще одного участника нашего проекта – Маргариту Жигалову, она все время была рядом с нами, только на телефонной линии, вела по маршруту, передавала информацию с Большой земли, и самое важное – информировала массы о ходе экспедиции онлайн.

Спасибо всем, кто нас поддерживал и желал удачи. До встречи в горах!
Больше фото и информации можно найти группе в соц.сетях:
Мраморка ВК
Мраморка ИНСТ

О ходе экспедиции мы публиковали на наших страницах соц.сетей:
Тимофей
Александр

Видео, трейлер к будущему фильму тут