Фоторассказ о походе по Туркестанскому хребту

Пишет SRomanenkov, 24.09.2019 10:32

Фоторассказ о походе по Туркестанскому хребту (Горный туризм, сабах, аксу, ляйляк, каравшин, туркестанский хребет, турклуб маи)
Этим летом команда Турклуба МАИ прошла поход по Туркестанскому хребту.

Районы стараемся выбирать, чередуя активности. После высоты следуют лыжи, а вслед за ними скалы. Так и в этот раз, после зимнего Памира хотелось солнца, скал и зеленых долин. А чтобы было интересней и спортивней, решили включить в маршрут несколько технически сложных препятствий.

В планах было прохождение маршрута вдоль основного хребта с запада на восток и подъем на заметные вершины. Для себя мы их определили, как Сабах (5282) в Ашатской стене, Аксу Сев. (5217) и Блока (5229) в Ляйляке и Пирамидальный (5509) в Каравшине. Планы практически реализовали, по крайне мере все горы пощупали.

Наша команда (слева направо): Дима Прибылов, Артем Жданов, Ваня Артемов, Настя Стаканкина и Сергей Романенков.

Если в 2000х годах многие туристские группы заходили в район с таджикской стороны из долины Зеравшана, то сейчас вектор сместился в сторону Киргизии. Этому способствует простая логистика и минимум документов, нужных для посещения гор.

Сразу по прилету в Ош, отправились в продуктовый гипермаркет, где смогли докупить и тут же расфасовать все недостающие продукты. Выбор уступает московскому только в мясном и колбасном отделах, все остальное здесь есть. У друзей забрали заказанный бензин – калошу (даже для низкого района не нашли в себе сил отказаться от любимых мультитопливных горелок). И отправились на микроавтобусе в Баткенскую область, поселок Узгуруш.

В Узгуруше остановились у гостеприимного Нурдина. Нам предстояло распределить продукты и снаряжение по участкам маршрута и договориться об отправке всего этого добра вьючными животными в разные долины. По отзывам в интернете мы знали, что логистика у Нурдина отлажена четко и волноваться не о чем.

Пакуем и распределяем по заброскам продукты
Несмотря на то, что к подножию Ашатской стены из Узгуруша можно выйти прямо по долине реки Ляйляк, мы от такого варианта начала маршрута отказались. Решили подняться вверх по долине Аксу, проконтролировать заброску на вторую часть маршрута, и уже оттуда через 2 простых перевала выйти в долину Ашата. Путь несколько удлинялся и физически усложнялся, но к восхождению на Сабах (5282) мы должны были подойти с нормальной акклиматизацией.

Вершина Аксу (5355)
Поднявшись вверх по долине реки Аксу, впервые увидели стены Аксу Северной и пика Блока. Вершины произвели сильное впечатление. Я как достал фотоаппарат, так перестал снимать только после заката.

Пик Блока (5229) из долины реки Аксу
В долину Ашата вышли через 2 простых перевала – Урям проходной (1А, 3760) и Ашат (1А, 4130). Через обе седловины, иногда теряясь, идет тропка для вьючных животных. При желании здесь можно идти трекинг налегке.

Долина реки Карасу и вершина Макалу (5022)
На заднем плане массив вершин Искандер — Петроградец — Адмиралтеец
По дороге удалось со всех сторон осмотреть отвесные стены массива вершины Парус. Так как поход только начался и нужно было втянуться, старались не спешить. Свободные вечера проводили за шахматами и обсуждением ниток возможных путей к вершинам.

«Каменная плесень» на фоне стены пика Сабах (5282)
Макро и микро рельеф
На ночевку остановились на песчаном пляже с видом на Ашатскую стену.
В планах было обойти Ашатскую стену с запада через 3 простых перевала и выйти к ЮЗ гребню вершины Сабах.

Связка перевалов Солнечный и Сабах Зап. имеет категорию всего лишь 1Б, но запомнилась протяженным и относительно крутым скальным ребром. Разрушенное ребро хоть и идется без проблем пешком, но после снегопада и на спуск точно возникли бы сложности. Пришлось бы вешать перила.

На леднике Ашат
Западная часть Ашатской стены. Пики Сварог (4960) и Сабах (5282). Справа перевалы Солнечный и Сабах Зап.
На обед и ночевку остановились на леднике под следующим перевалом.

Для подъема на вершину Сабах (5282) выбрали ЮЗ гребень. Здесь до нас никто не поднимался, но были хорошие фотографии и информация о том, что в 2013 году этим путем спускалась команда Ростова, повесив 10 дюльферов.

К основанию гребня Сабаха ведет снежно-ледовый склон перевала Лягаргиф Сев. (2Б, 4780). Перевал простой, а достаточное количество снега позволило подняться на седловину пешком в связках.
На гребне перевала Лягаргиф Сев.
Пообедав, вышли не разведку и предобработку пути подъема на Сабах. Маршрут начинается правее ЮЗ гребня и представляет собой комбинацию наклонных полок и стенок с каминами, залитыми натечным льдом. Провесили 3 веревки в обход нижнего крутого участка и спустились отдыхать.

ЮЗ гребень Сабаха (5282) с перевала Лягаргиф Сев.
Закат над западной частью Туркестанского хребта
Утром вышли на восхождение. Из-за большого количества живых камней на полках приходилось быть осторожными. В основном, лазание несложное с отдельными вертикальными стенками. Они проходились по залитым льдом каминам и щелям. Лидер лез в кошках и с ледовым инструментом.

Восхождение и спуск заняли весь день. В лагерь на перевальной седловине мы спустились уставшие и довольные.

Ашатская стена с вершины Сабаха
Если приглядеться, видна наша палатка на седловине
Спустившись по снежно-осыпному кулуару на ледник Лягаргиф, отправились вдоль южных склонов вершин Ашатской стены к нашему следующему перевалу – Коростылева.

Южная стена Сабаха
Воронка на леднике на пути к перевалу Коростылева
На седловину перевала некогда вел снежно-ледовый кулуар, но сейчас он частично растаял. И перевал Коростылева превратился в скальный. Это сделало его более красивым и интересным. По дну кулуара течет ручей, в нижней и верхней третях взлета стекающий водопадами по гладким плитам. Нижний водопад облезли слева по ходу, верхний — справа. Лазание вертикальное, но не очень сложное. Много рельефа и мест для страховки.
Перила вдоль водопада перед выходом на седловину
Следующим препятствием было запланировано сквозное прохождение стены перевала Урем (3Б*, 4600). Когда мы остановились на леднике, напротив взлета, то не сразу поняли, где перевал. На нас смотрела крутая практически вертикальная стена.
Команда первопроходцев из Уфы, поднявшись на перевал с противоположной стороны через вершину, затратила на прохождение 5 дней. В 2015 году попытку подняться по стене предприняла группа Ильи Михалева. У нас были их фотографии и описание. Тем не менее, мы не ожидали, что перепад стены будет таким большим.

Диме и Насте дали день отдыха, а сами втроем вышли на разведку и обработку маршрута.

Заходить решили по большой полке, справа налево пересекающей нижний бастион. В берге пришлось немного поковыряться, так как толстая снежная шапка над стенкой не давала легко вылезти наверх.

Широкая на вид полка на деле оказалась крутым зализанным снежно-ледовым склоном. Дополнительную сложность создавала необходимость идти по нему горизонтальным траверсом.

Перелезаем бергшрунд
Немного застряли и, провесив 5 веревок, под верхний бастион вышли только к часу дня. По стене полетели отдельные камни, хорошо, что в стороне. Начали думать над вариантами дальнейшего подъема. Стало понятно, что до седловины еще 3-4 ключевых веревки, которые, скорее всего, лазанием пройти не удастся и придется долго ИТОшить. Наметили линию подъема по залитой натечкой вертикальной щели до следующей полки и далее вверх и вправо по камину между стеной и отколом. Выше над камином рельефа видно не было и нависали скальные карнизы.
Посовещавшись, приняли непростое решение начать спуск и отказаться от прохождения перевала. В основном, по соображениям безопасности и из-за нехватки времени. Так как ключевым участком является верхняя часть взлета, мы не имели возможности обработать ее заранее и вполне могли не успеть пролезть взлет с рюкзаками за один день. Мест для ночевки в палатке на стене не было, а сидеть на полочке, спрятавшись от камней – не туристский вариант. Сказалось и то, что подъем осуществлялся в режиме первопрохождения и при неочевидности наличия рельефа и мест для страховки на нависающей стене и отсутствии у команды пробойника, решили не рисковать.

Запасным вариантом был запланирован перевал Охотничий (1Б, 4150), выводящий напрямую в долину Карасу и далее к заброске.
Панорама верховий долины реки Урям
После нескольких дней проведенных в зоне ледников, было приятно снова спуститься в зеленую и теплую долину.

В Ляйляке есть своя вершина Макалу (5022)
Водопад в долине Карасу. На заднем плане Искандер и Петроградец.
Вечер в долине Карасу
Заброску на вторую часть маршрута мы оставили в лагере Ак-Сай Тревел чуть выше слияния рек Аксу и Карасу. У Ак-Сая по всему району несколько палаточных лагерей, расположенных друг от друга на расстоянии дневного перехода. Это позволяет трекерам и клиентам турфирмы путешествовать налегке через простые перевалы.

Нас угостили свежей лепешкой!
Забрав с собой снаряжение и продукты на следующие 18 дней маршрута, вышли в направлении пика Блока. В ближайших планах было подняться на вершину и пройти перевал Блока Западный (3Б, 4950) в ее гребне. И таким образом выйти с юга на гребневой маршрут Будянова на Аксу Северную в обход камнеопасной перемычки.
Стена Аксу на закате
Для подъема на пик Блока выбрали красивую и популярную у альпинистов 5Б Петриченко. Плюс этого маршрута в наличии свежего описания и мест для ночевок в палатке.

Пик Блока (5282) с севера
Стены Аксу Северной (5217) и Адмиралтейца (5090)
Волшебная палочка :)
Остановившись лагерем на традиционных площадках в ходке от начала перевального кулуара Блока Зап., вышли по леднику к перевалу Москальцова (2А, 4580) с тем, чтобы занести и оставить под его восточным склоном заброску на заключительную часть маршрута. По пути полюбовались северными стенами пика Блока.

Когда вернулись, рядом на площадках стояла палатка ребят команды Александра Парфенова. Они, как и мы, на утро планировали подъем на перемычку Блока Зап. и должны были уйти выше по маршруту Петриченко к площадке, называемой “Головка сыра”.
Большой и Малый Искандеры
День рождения в походе!
Звездное небо над Аксу
Сегодня ранний подъем и выход. С рассветом мы у бергшрунда под перевальным кулуаром. Слева круто вверх уходит впечатляющая гранитная стена пика Блока. Ледовый кулуар, сужаясь к седловине, выгнут дугой. Его крутизна, начинаясь с 40 градусов, на последних метрах перед перемычкой доходит до 70.
Лед лезли быстро и уверенно, чуть позади команды Новосибирска. Жизнь осложняла необходимость повторно спускаться и челночить с рюкзаком лидера. Все-таки за спиной продукты и топливо на 11 дней маршрута. На перемычку вылезли около 11:30.
Тройка новосибирцев ушла вверх в направлении “Головки сыра”. А мы поставили лагерь на перемычке и устроили обед. На узкой седловине выложено целых три площадки под палатку.

После обеда вышли на обработку ЮЗ гребня пика Блока. Нижний участок подъема от седловины – ключевой. Для нас он труден еще и тем, что скалы такой сложности на этом маршруте мы еще не лазали, нужно втянуться.
Отвесная стена проходится вдоль щелей в основном с использованием ИТО и с короткими подлазами на отдельных участках.

Сложным местом является косой траверс под карнизик по системе узких щелей вдоль старых гнилых шлямбуров (в старом описании это участок А3). Через четыре веревки вышли к основанию жандарма “Головка сыра”. Здесь станция на новых шлямбурах. Спустились в лагерь, спрямляя веревки.
Лагерь на перемычке
Утром вышли на восхождение. Неприятным сюрпризом стала перебитая оплетка одной из завешенных накануне веревок. Ночью сильно дуло. И, несмотря на то, что веревки специально натянули, это не спасло.

Небо затянуто облаками, но мы, веря в лучшее, вылезли обработанный участок и начали провешивать перила в обход “Головки сыра”. Погода стремительно ухудшилась. Налетели порывы ветра, посыпала снежная крупа, а за гребнем послышались раскаты грома.

Всего минут за 15 скалы залепило снегом. По каминам и внутренним углам потекли снежные ручьи. Началась настоящая пурга, затрудняющая визуальную и голосовую связь. Решили возвращаться в лагерь на седловине.

Лагерь на перевале после снегопада
В палатке сели играть в преферанс. Снегопад продолжался уже отдельными зарядами. Один плюс — за снегом для готовки теперь далеко от палатки можно было не отходить.

Ближе к вечеру спустились новосибирцы и почти сразу ушли вниз. К вершине они вышли раньше и успели до снегопада и грозы проскочить часть гребня. Непогода застала уже наверху и ребята в сложных условиях доработали маршрут.

Гору завалило снегом. Мы решили при любой погоде назавтра к вершине не выходить, а выдержать паузу и дать время снегу растаять.

Жизнь на ограниченном пространстве сложна. С этих пор и до конца погода фраза “сходить в кулуар” приобрела вполне конкретное значение.
Вершины Зеравшанского хребта
Через день снова вышли наверх. Подошли под “Головку сыра” и чуть застряли в залитом льду камине, выводящем на ее вершину. Проблемы возникли с поиском мест для страховки. Но выше, после выхода на гребень, стало проще. Снег здесь уже полностью сошел, а лазание не сложное. Трудности создавали только протяженные участки горизонтальных траверсов по крутым плитам и полочкам.

Гребень выше «Головки сыра»
Пять веревок вдоль гребня, и мы поднялись под вершинную башню к камину, ведущему наверх. Голубое небо стремительно затянуло облаками. Сверху спустился Артем с жалобами на искрящуюся бороду. Совсем рядом начали бить молнии.
Мы, собравшись в понижении гребня, почувствовали себя в относительной безопасности. Но наверх идти страшно. Решили пережидать.

Воспользовавшись кратковременным улучшением, начали подъем вверх по перилам до ниши в скале, но гроза вернулась. После очередной вспышки молнии Артема через карабин от скалы ударило статическим электричеством. Он сбросил железо, и уехал к предыдущей станции по веревке. Гроза ушла, но вокруг несколько минут все еще страшно жужжали камни. Звук напоминал работу трансформаторной подстанции.

Облака временно раздуло, давая нам возможность подняться на вершину. Записки в туре не было, видов тоже, а мы, счастливые, что гроза ушла, начали спуск.

Косые перила на спуске
Вечером возле палатки любовались шикарным закатом.

Панорама в сторону вершины Аксу
Массив нехоженой вершины 5276
Южный склон перевала Блока Зап. представляет собой сочетание полок и отвесных стен. Но вниз не вверх, 6 дюльферов и мы спустились на ледник Тро. Правее нашего пути, на скалах над бергом висит красная веревка. Видимо, первопроходцы не смогли ее сдернуть.

Спуск с перевала Блока Западный на юг
Пик Блока (5282) с запада. Видно ребро маршрута Петриченко и путь спуска с перевала
На обед остановились прямо на седловине перевала Аксу Восточный у живописного озера. На наш взгляд, этот перевал, как и соседняя перемычка — Аксу Зап., сейчас непроходимы. Ледовые кулуары все черные от камней.
Из под западных склонов пика Блока нам необходимо было выйти к началу восточного гребня вершины Аксу. Притоки ледника Тро в этом месте разделены скальным отрогом. Место, которое на космоснимках смотрелось как простой перелаз, на деле обрывалось в сторону Аксу протяженным конгломератно – осыпным склоном со скальными поясами. Пришлось обоходить его ниже по долине через седловину 1Б, которую назвали Аксу-Блок.

На ночевку остановились у начала восточного гребня вершины Аксу, на седловине одноименного перевала. Здесь выложено несколько площадок под палатки. Вокруг много мусора, пустых баклашек из под воды и газовых баллонов. Прибрались и все сожгли.

Перед восхождением на Аксу по маршруту Будянова мы порядком волновались. Основной причиной этому было отсутствие не только свежего, но и сколько-нибудь подробного описания. Последние годы маршрут ходили только на спуск. У нас была общая информация, фотография с ниткой от первопроходцев и схема UIAA 1985 года от команды Бориса Коршунова. На схеме фигурировали такие участки, как 70 м, 90-95 градусов, А3. А в интернете удалось найти характеристику маршрута от Павла Шабалина “Очень протяженная комбинированная 5Б. По набору технических трудностей соответствует кавказским шестеркам”. Нас, туристов, вся эта информация немного смущала. Облегчали настрой только обещанные площадки для лежачей ночевки. Решили пробовать.

Наш маршрут на Аксу Северную состоит как бы из двух частей. Сначала идет 800-метровый местами острый скальный гребень с жандармами, затем крутая вершинная башня примерно такой же протяженности.

Маршрут Будянова на Аксу Северную идет по гребню справа и дальше на вершинную башню
В целом, гребень технически относительно несложный, но встречаются отвесные стенки по 15-20 метров и неприятные сильно разрушенные скалы. Ключевым местом здесь является протяженный вертикальный камин. И если лидер, чуть собравшись, нормально вылез участок налегке, то от ребят, поднимавшихся с грузом, периодически долетала нецензурная брань.
К вечеру погода испортилась, да и мы подустали. До основания башни не долезли около 250 метров и остановились ночевать на маленькой полочке над вертикальной стеной, как в гнезде.

Пик Пирамидальный на закате
Утром, пройдя веревку, вылезли на полку под вершиной большого жандарма. Дальше гребень сужался, на нем появлялись снежные надувы и карнизы. Поначалу дальнейший путь был неочевиден, и мы решили разведать и обработать участок налегке. Главной задачей было обойти острый скальный жандарм — палец. Для прохода нашли узкую полочку, пересекающую стену. Местами ее ширина составляла не больше ширины стопы. Получился аттракцион подобный виа феррате над пропастью и захватывающие дух виды.
Прямо под стенами вершинной башни Аксу нашли хорошую площадку как раз под нашу пятиместную палатку. Рядом было сложено несколько пар резиновых галош, тогда как на предыдущей стоянке мы видели трикони.

Артем и Ваня вышли на обработку нижнего бастиона башни, но провесить смогли только 80 непростых метров. Поднявшийся после обеда ветер буквально сдул их со стены.

Вершинная башня Аксу Северной
Вечером было расслабились, настраиваясь на завтрашний штурм. Но рано. Дежурный чуть пролил бензин и тамбур палатки вспыхнул ярким огнем. Пожар быстро потушили, но когда ночуешь на стене, любые подобные приключения оборачиваются потерями. Вниз улетела радиаторная кастрюля и ветрозащита из стеклоткани, а порванную палатку пришлось зашивать.

Ночуем в цирке :)
Заходящее солнце между Петроградцем и Искандером
Панорама в сторону пика Блока
Утром вышли к вершине. Маршрут подъема начинается с монолитной 200 метровой стены с карнизами в верхней половине. Большая часть этого участка проходится лазанием вдоль отличной и удобной для страховки щели. Ее ширина позволяет клинить руки и ноги. Не всегда хватало камалотов, тогда приходилось двигать нужный размер за собой. Самым напряженным участком стало место расширения щели до небольшого раскрывающегося камина, залезть внутрь не получалось и возможности организовать страховку не было. Пришлось собраться и просто пролезть.

Нижний участок стены. Внизу палатка на гребне
Виды вокруг
Выше начинают появляться полочки. Рельеф становится богаче. Поднявшись еще на 100 метров, пересекли главный кулуар, залитый льдом. Сделали это быстро, так как сверху периодически летели камни и куски льда. Через 3 веревки микстового лазания вышли под верхний взлет башни. Он довольно крутой, но технически проще нижнего, здесь много щелей и отколов.
Основной проблемой восхождения было не только залезть сложные участки, а сделать это максимально быстро, чтобы уложиться в световой день. Благодаря слаженной работе команды нам это удалось. В 15 часов были на вершине, в 8 вечера спустились к палатке.
На вершине нашли записку сибирской команды под руководством Ивана Темерева от 2013 года. Снимать не стали, так как свою написать было нечем.

Весь следующий день занял спуск по гребню.

Наша площадка-гнездо под башней Аксу
Адмиралтеец, Петроградец и Искандер с гребня Аксу
Дальнейший наш путь лежал к пику Пирамидальный (5509). Попасть к нему планировали через несколько простых перевалов.

За следующий день мы прошли три перевала: Аксу-Блок (1Б), Машенька (2А) и Тро-Блок (2А). И вышли под перевал А. Блока (2А), за которым нас ждала заброска.

По пути к перевалу Машенька
Все эти препятствия не очень сложные. Где-то пришлось повесить веревку перил, где-то прошли в связках и чуть полазали по скалам. Запомнились не сами седловины, а места, которые их окружали.

Под перевалом Аксу Западный встретили очень живописное ледниковое озеро, подпруженное осыпным гребнем.
За седловиной перевала Машенька нам открылись южные, еще не кем не пройденные, стены пика Блока.
Вдоль южных стен Блока в направлении перевала Тро-Блок
На перевале Тро-Блок в отличном настроении
Из под перевала Александра Блока хорошо смотрятся, расположенные восточнее, вершины Карасу (5309) и Пирамидальный (5509).

Утром тройка ребят вышла за заброской на ледник Ак-Тюбек под перевал Москальцова. Им предстояло пройти перевал Блока (2А, 4398), а затем, через него же вернуться обратно. К обеду группа собралась в лагере и начала спуск в направлении ледника Дукенек.
Чуть ниже обошли безымянную вершину 4818 (в отчете Георгия Сальникова она названа Предблочьем), напоминающую иглу или шпиль. Ее крутые стены смотрятся грандиозно и ждут своих первопроходцев.
Через 2-3 ходки спустились в карман ледника Дукенек. Ограниченный на юге снежной Дукенекской стеной, ледник впечатляет своими размерами.

Панорама верховий долины реки Дукенек (Орточашма)
Сама стена у поворота ледника, немного напоминает Безенгийскую. В ней есть несколько интересных седловин, через которые возможны новые снежно-ледовые перевалы уровня 3А-3Б.
Дальше нам предстояло пройти несложный перевал Визбора (2А, 4500), спустится на ледник Западный Вадиф и сразу подняться на Западное плечо пика Пирамидальный (5509), траверс которого мы собирались идти.
С перевала открылись отличные виды на массив Пирамидального. Последние дни вершину чаще скрывали плотные облака, показывая ее только по утрам. Пирамидальный – высшая точка района, и частая облачность на его вершине это норма.
В целом, по погоде мы отметили, что альпинистские районы Каравшин и Ляйляк расположенные севернее основного хребта и ближе к равнине, гораздо чаще находятся в зоне хорошей погоды, чем вершины в Туркестанском хребте и тем более к югу от него. Например, несколько раз мы наблюдали черное затянутое небо южнее вершины Аксу и голубое над долиной с севера. Такие особенности, по всей видимости, приводят к столкновению воздушных масс в районе вершин Туркестанского хребта и в результате к сильным ветрам. У нас очень прилично дуло на восточном гребне Аксу, а на Пирамидальном мы попали в настоящий ураган.

Вечером не поленился и дошел до края снежного плато Западного плеча Пирамидального полюбоваться его стенами. Стен не увидел из-за плотной облачности, но услышал звуки многочисленных обвалов. И был вознагражден радугой на фоне каравшинских гранитных башен.
Маршрут подъема на пик Пирамидальный по западному гребню начинается с прохождения крутого ледового склона. Над левой центральной частью которого висят большие ледосбросы. Обход их возможен справа вдоль выхода скал. Вживую падения льда мы не наблюдали, но обломки и выносы на леднике говорили о том, что иногда это происходит.

В наш год снега на склоне почти не было, а и без того узкое горлышко между сбросами и скалами подтаяло и еще больше сузилось, по сравнению имевшимися у нас фотографиями.
Подниматься под висящим льдом было страшно, поэтому на склон выше берга вышли правее и ниже кратчайшего пути. Наверх лезли сквозь облака. До “горлышка” провесили 350 метров перил.
Каравшинские вершины с гребня Пирамидального
Выше начинается ключевой участок маршрута. Крутизна склона возросла до 65 градусов, а натечный лед неприятно скалывался линзами. Лидер поднимался с облегченным рюкзаком, часто страхуясь. Здесь настоящее спортивное ледолазание.
Через 150 метров вылезли на наклонную снежную полку, где можно было всем собраться и отдохнуть.

Выше склон поднимается ступенями и за относительно крутыми взлетами следуют выполаживания. Движение в связках требовало аккуратности, так как под ногами практически голый лед.
Вскоре вышли на осыпной гребень. Высота 5270. Рядом нашли две отличные выложенные камнями площадки. Время 14:30, но ни выше по гребню, ни за вершиной, таких удобных мест могло не быть. Поэтому выбрали самую удобную площадку, чуть достроили под 5 человек и поставили палатку.

До вершины Пирамидального от лагеря рукой подать. Но на завтра был запланирован траверс, в этот день подниматься не было смысла.

Вместе с закатом погода резко поменялась в сторону ухудшения. Сильнее растянули палатку и легли спать. Уснуть не удалось. Ветер начал периодически класть дуги. Приходилось их поддерживать. С каждой минутой сила ветра нарастала. В какой-то момент не успели придержать дугу и резким порывом ее положило и сломало. Острым обломком порвало купол палатки. С этого момента вылезли из спальников, начали ремонт и стали непрерывно держать палатку.
Последние вечерние кадры сквозь несущиеся облака. Видно как приближается непогода. На панораме можно найти многие известные вершины от Сабаха до Блока.
Дыру в 70 см заклеили и начали поочередно зашивать. Надели верхнюю одежду и ботинки. Ветер достиг такой силы, что двоим мужикам спинами приходилось постоянно держать стенку палатки, иначе ее начинало сминать. Настиного веса не хватало. В месте поломки дуги примотали стальную ложку. Которую тут же согнуло на 90 градусов, и мы заменили ее напильником.

Вышел на улицу и попытался как-то укрепить палатку снаружи. На небе светила яркая луна, а ниже с огромной скоростью проносились облака. Прижал юбку и дуги крупными камнями, которых вокруг было в избытке. Стало чуть лучше, но все-равно втроем приходилось сидеть вдоль подветренной стороны и держать палатку спинами.

С нетерпением ждали рассвета, надеясь, что с ним погода может измениться. Утром ветер действительно чуть поутих и нам удалось часик вздремнуть после бессонной ночи.

Тем не менее, хорошей погоду назвать было сложно. Продолжало прилично дуть, летел снежок и отсутствовала видимость. Решили собираться и в случае улучшения выходить наверх, в противном – вниз. Палатку сильно потрепало, помимо поломки дуги, оторвало прижатые камнями юбки, порвало тамбур.

Видимость так и не появилась. Условия зимние. Снег и ветер. Приняли решение спускаться по пути подъема. Чуть прошли от места ночевки и начали вешать перила. Было холодно, приходилось отмахивать руки и ноги.

9 дюльферов и мы на Западном плече. Ветер внизу стал тише, появилась видимость. В Каравшин и долину реки Карасу решили спускаться через перевал Вадиф Западный (3А, 4700), на который вышли прямо по гребню через узловую вершину 4931.

Перевал простой и приятный. Крутые снежно-ледовые участки чередуются с пологими полками и короткими ступенями ледопада. Большую часть взлета прошли в связках и к вечеру спустились на ровный лед левого притока ледника Асан–Усен.
Ночью продолжил идти снег и окружающий пейзаж превратился в зимний.

Понимая, что спортивная часть похода закончена, поспешили вниз на травку.

Задний ряд вершин: Котина, 1000 лет крещения Руси, 4810. Передний: Асан и Усен.
Ледник Асан-Усен
Спустились по левому по ходу карману ледника Асан-Усен к озеру у заброшенного рудника. Откуда долго любовались крутыми гранитными стенами каравшинских гигантов.
Пересекли ледник и вышли на тропу. Через пару переходов были уже на поляне рядом с лагерем Ак-Сая.
Лунная ночь в долине Карасу. Слева башня Асана, по центру кадра - Пирамидальный
Жизнь здесь кипит. Компания московских и питерских альпинистов только поднялась и готовилась к следующим восхождениям. Группа трекеров наоборот собиралась вниз.

Утром наконец-то показался пик Пирамидальный. Фотография именно его заснеженных стен рядом со скальной башней Асана несколько лет назад привлекла мое внимание. Тогда я решил в этом районе побывать обязательно.
Из Каравшина нам предстоял двухдневный теркинг через простые перевалы обратно в поселок Узгуруш. Лошадей брать не стали, так как с хорошей акклиматизацией чувствовали силы самим дотащить снаряжение до цивилизации, а продуктов практически не осталось.

Своими рюкзаками радовали встречных трекеров, гуляющих налегке. Несколько раз за спинами слышали: “O! Russian big bag! Strong people!”

Путь из Каравшина в Узгуруш тяжел постоянными сбросами и наборами высоты, но очень красив.
В горах наступила осень и по утрам луга блестели на солнце свежим снежком.
В гостеприимном Узгуруше мы нашли то, о чем мечтает любой турист после месяца в горах – холодное пиво и домашнюю еду.

В заключение, хочу сказать спасибо команде за пройденный маршрут и отличную компанию!

И поблагодарить друзей из Спорт-Марафона (sport-marafon.ru) за поддержку и современное надежное снаряжение!
P.S. Для тех, кому мало картинок, отдельно сделал подборку вершин и стен района http://namvamtuda.ru/2019/09/22/turkistanmount2019/

Вот это ДА!

Полный восторг! Без слов

Фантастично!!!

Наверно, вот тут поправочка нужна: "Северный склон перевала Блока Зап. представляет собой сочетание полок и отвесных стен"? Южный склон же?))

Спасибо! Исправил :)

Если вам интересно - вот так перемычка под Петриченко выглядела в 1992 году))

Очень интересно! Видно как горы меняются. Сейчас такое там сложно представить даже в самый снежный сезон.
Ночевать удобно, но карнизы добавляют острых ощущений при подъеме по кулуару.

Мы в 2015 году подошли под кулуар, который вы, видимо, пер.Аксу Зап. называете. Посмотрели, головы почесали и развернулись. А в 92-ом он был очень даже ходибельный)))

Умопомрачительно, Сергей!

нереально круто!

Восхитительные фотографии и мощнейший маршрут!
А за фразу: Мест для ночевки в палатке на стене не было, а сидеть на полочке, спрятавшись от камней – не туристский вариант. - БРАВО! ;))
Да, печально в таком месте получить такой "подарок" от погоды. Ладно хоть не совсем поломало и порвало... Но хорошо всё то, что хорошо кончается!

Спасибо!
Палатка у нас была не супер крутая (дуги две и они тонковаты), зато легкая и на 5 человек. Несколько лет назад прошли с ней поход по Фанским горам и там она показала себя отлично. Здесь сказался фактор действительно сильного ветра (редкого для такого района и таких высот) и ночевка на продуваемом гребне. А ремонтировать палатки нам не привыкать )) То шатер порвет, то ЦК из лыжных палок в нем сломает. В этом вопросе мы большие специалисты, поэтому выживали по отработанной схеме, спокойно и без напряга :)

Спасибо за отчет! Очень круто!

Фантастика! Сезон сумасшедших маршрутов...похоже, стирается грань между горным туризмом и альпинизмом! Хотя, это вроде уже было...в 30-40вых годах прошлого века, когда альпинизм,туризм и лыжи были как бы одним видом спорта.

Получился своеобразный походный альпинизм.
Мне друг перед сезоном написал: “Вот это вот то что ты называешь "маршрут" я просто не понимаю. Почему бы на гору просто не залезть, а потом район поменять если однообразие не нравится.”
Может быть в чем-то он прав. За сезон совершено множество восхождений, более сложных, чем любое препятствие на нашем маршруте. Но оценивая итоги, понимаешь, что формат выбрали правильный, и нам – участникам он по душе. Да, супер крутых восхождений не сделали. Но посмотрели район, поднялись на интересные вершины. Получился большой поход – экспедиция. 30 дней нон стопом по горам, ежедневно решая свои задачи, любуясь новыми видами, получая новые впечатления. На ту же Аксу взошли благодаря походному формату, обойдя камнеопасный кулуар.
Сложный горный туризм и экспедиционный альпинизм – это уже давно одно и тоже. Только названия разные. И люди, которые занимаются этими активностями часто пересекаются. Например, участник этого похода Артем прошлой зимой с нами ходил в лыжный поход по Памиру, до этого 2 года подряд в составе команды Александра Парфенова зимой ходил альпинистские маршруты 6А на Свободную Корею, прошлое лето провел в большой спелеоэкспедиции. Как ему себя называть не важно, главное, чтобы процесс нравился ))

Отличный рассказ и фото замечательные. По поводу маршрута я уже говорил, но еще и здесь напишу: ваш поход несколько изменяет мои представления о возможном в рамках горного туризма!

Классный маршрут! Очень круто! И фотографии шикарные!

Спасибо, очень интересно и фото как всегда потрясающие!

Красиво, интересно, сложно - спасибо за впечатления!

Материал -просто эталон. Эталон маршрута. Эталон описания. Эталон фоторассказа. Эталон жанра. Эталон такта и скромности.Есть ещё монстры -команды.! Браво!

Эпично!

Отличный поход, поздравляю!! Фото просто супер!!! Жаль, что в очень низком качестве, так и хочется украсть парочку в коллекцию на рабочий стол!

Спасибо!
Фотки сайт сжимает, тут сложно что-то сделать. Напишите мне на почту romanens@mail.ru какие фото вам понравились и я пришлю их в хорошем качестве.

Даже не очень понятно, это описание альп сборов или тур похода. Не слыхал о таких походах. Очень круто!

Какой фотоаппарат использовали? Как он себя показал? Как снимали ночные снимки? Собирали как-то треногу из палок?

Фотки публикуются не резкими. Резкость появляется, когда на них кликнуть. Кривоватый движок у сайта. К сожалению ...

Спасибо!
Использовал полноматричную зеркалку Canon 6D, объектив универсальный 24-105. Ведет он себя отлично. Причем не только сейчас, в летних условиях, но и, например, этой зимой на Памире на ветру и при низких температурах. Основной минус - это вес и размеры. Я с ним через плечо на Аксу лидером лез, так его пару раз в камине так клинило, что я сам туда уже не вмещался. Не очень удобно :)
С собой брал 4 аккумулятора. Обычно, если не смотреть фото на экране, их хватает на месяц в горах даже зимой. Но у нас была компактная солнечная батарея, поэтому проблем с зарядом не возникало.
Для ночной съемки и групповых фото на автоспуске брал с собой легкий штатив. Обычно, когда штатива с собой нет, ставлю фотоаппарат на большой камень или рюкзак. Зеркалка довольно устойчивая.
Чуть позже сделаем видеофильм. Видео снимали на GoPro7. Если раньше экшен камеры давали существенное искажение, то с этой камерой проблем нет. Есть режимы как широкого угла, так и обычного. Крутая стабилизация и отличные цвета. Не нужно ничего потом подтягивать в редакторе. Если раньше брали полноценную тяжелую камеру, то теперь от нее удалось отказаться.

Сергей, в такое мероприятие таскать полнокадровую зеркалку, штатив и еще и солнечную батарею! Это сколько же здоровья надо иметь! И еще и лазать с таким здоровым фотиком первым!

А ещё очень хорошо.ИМХО. Что нет на фотографиях уже надоевших и набивших оскомину селфи. А всё снято в жанре традиционной хроники.

Почти селфи https://www.risk.ru/u/img/311/310636-1200.jpeg :))

Ножки - прелесть!

Сергей, это нечто! комплименты!
Где-то в этих же местах мы "гуляли" в 1992м.
Что-то узнается?

Спасибо! Ваш отчет я видел. По сравнению с 1992 годом район сильно растаял. А перевал Самджон Ложный был нам интересен как путь захода на Аксу с простой снежно-ледовой западной стороны. Но потом участники группы сказали, что это не спортивно и предложили лезть по скалам с востока :)

Что можно сказать, только замечательно!!! Поход , восхождения и все за один выход!!!! Что-то сдается мне альпинист отдыхают в сторонке. Бывал на тех горах. От души поздравляю.

Вот это да! Такие походищи в этом сезоне! Поздравляю!

Интересно, красиво и умно!
Поздравляю!

фантастика. такой набор гор в одном походе . многие альпинисты позавидуют. мы ходили на спуск. одна вершинная башня чего стоит. ребята вы монстры.

Группы Осина и Романенкова сделали, может, лучшие альпинистские экспедиции сезона :) Траверс Эверест-Лхоцзе в планах есть?

***Группы Осина и Романенкова сделали, может, лучшие альпинистские экспедиции сезона***
Та же мысль, но с добавлением в список команды Удмуртии с траверсом Каракола и первовосхождением на в. 4771 (пик Калашникова).

Этот сезон богат на интересные горные походы. Просто не все группы размещают информацию здесь на Риске. Пройдено еще несколько 6рок: группой Михалёва маршрут с большим количеством первопрохождений по Кокшаал-Тау. группой Мартынова по С-З Памиру, группой Шкилева по Терскею. Новосибирцы прошли сильную 5ку по Ю-З Памиру с восхождением на пик Маркса. И я уверен, что не о всех маршрутах знаю.

Сильно!
Рассказ и фотки - огонь!

Пер Коростылева вернулся к первоначальному скальному состоянию. Только в 80-е шапка наползающего ледника была, вероятно, потолще и мокрень захватывала практически всю обозримую ширину седловины, с хорошим водопадом почти по центру.
Никак не ожидал что он будет настолько популярен. Еще большее удивление вызвали фото 90х, на которых скальная стенка на всю ключевую высоту обзавелась шикарным снежно-ледовым галстуком. Вот такие гримасы климата. (Правда еще большее мое охренение вызывали отчеты с прохождением пер.Дарапиоз вост. с зеравшанской стороны полностью по фирну, да еще и с прорубанием карниза на седловине… А и в 70х и в 80х (как и нынче)) Дарапиоз В. со стороны Зеравшана имел чисто скальную стенку без всяких снежных поползновений 90х-2000х)
Ну да возвращение Коростылева в скальный вид как-то больше соответствует смыслу названия – Саня словил свой камень не так далеко отсюда, у пика Кшемыш. Страхующему только пуховку порезало, а Сане - получилось каску вдребезги.

Спасибо. Очень интересно! Посмотрел ваш отчет http://tlib.ru/doc.aspx?id=36549&page=64
Судя по фотографиям оледенения действительно не много.

Мощно и красиво! Всё по делу, без пижонства. Фото шикарны, спасибо за эстетическое удовольствие. Жду с нетерпением фильм.

На одном дыхании! И фотки пересматривать хочется. Даже зарегистрироваться решил, чтобы сказать это (:

!!!

Сделали музыкальный ролик

Очень! Ообенно где водопады и облака... да и всё остальное!

Виктор, спасибо! Большую часть видео и монтаж сделала Настя. И поход прошла здорово и на творчество силы оставались :)

"Долина реки Карасу и вершина Макалу (5022)" Это не Атабековой ли пик, случаем? )

Я взял название с хребтовки района. Не раз встречал различия в названиях одной вершины в туристских и альпинистских описаниях. Это сейчас есть интернет, а раньше, видимо, обмен информацией был плохо налажен.
Вот, что удалось найти:
После Домашней пошли на Орозбекова. Это вершина 5011м в соседнем ущелье реки Карасу. Её в лагере, видимо за острый пик, называли "Макалу". Гора с ущелья Карасу смотрится очень красиво. Через вершину 5011 проходит граница между Киргизией и Таджикистаном.
Источник: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9016

Серёг, поздравляю с очередным мощным походом! Не перестаю восхищаться и удивляться безграничным силам организма и духа!
Думаю мы сейчас пребываем во времени нового дыхания, поколения горного туризма. И это не может не радовать.
Спасибо за отчёт! Это восхитительно!