Лавинный инцидент на пер. Опасный 28 июля 2019
28 июля около 10.40 утра местного времени группа туристов из г. Новосибирска совершая поход 5к.с. попала в лавину на участке между перевалом Опасный (3А, 5200) и пиком Семёнова (5800). Лавина зацепила всех участников, 2 связки по 4 человека в каждой. В результате схода никто серьёзно не пострадал. Ниже представлено полное описание того что произошло. Надеюсь, данный материал будет полезен будущим горовосходителям.
Дисклеймер: риск как-то уж слишком жмёт фотки, поэтому чтобы было лучше видно на них надо жать средней кнопкой мыши и разглядывать в отдельной вкладке.
Снежная обстановка в районе
Все участники группы были в этом районе впервые. Но по общим ощущениям в этом году снега на хребте Сарыджаз было немного больше чем обычно, хотя и не сильно. Позже альпинисты из МАЛа на Южном Иныльчеке говорили что на пике Победы также больше снега чем обычно, но совсем не максимум.
27 июля
Днём 27го июля группа по плану должна была выйти на перевал Опасный. Но к обеду разыгралась серьёзная непогода, практически ураган и мы были вынуждены остановиться на пурговку в районе скальных останцев на снежном ребре ведущем на перевал Опасный. Погода к вечеру успокоилась только немного.
Ребро на перевал Опасный
28 июля
Проснулись в 5.30, на улице сильный ветер с позёмкой. Готовим завтрак не спеша, идти всё равно не реально на таком ветру. К 8.20 ветер немного успокоился и мы быстро собрав палатки вышли в 8.40. Двигаемся в кошках и связках, снег проваливается не сильно, но местами зафирнован. Снег сухой, подлипа нет. За один часовой переход поднялись наверх ребра и прошли траверсом около 100 метров под перевальный бергшрунд. Погода наладилась. Ещё через пол ходки практически вышли на перевал, на начало “перевальной трубы”. Тут стало видно, что с самой седловины нужно карабкаться по крутому снежному склону. Поэтому было принято уйти траверсом в сторону пика Семёнова немного не доходя перевала после чего подниматься на очередной снежный пупырь по самому пологому пути.
Путь по верхней части ребра на перевал Опасный, 9.12 утра
Вид в сторону Опасного из-под бергшрунда, синим отмечен путь подъёма на пупырь
Седловина пер. Опасный, тупик “трубы” (мульда)
Примерно в 10.40, когда первый участник был приблизительно в 50 метрах от верха пупыря, сошла доска со средней глубиной около метра. Первая связка проехала около 50 метров и задержалась с массой снега на ледовом сераке. Вторая связка перелетела через этот серак и задержалась на склоне на 100 метров ниже проехав около 150ти метров.
Фото съехавшей доски с места остановки первой связки
Вторая связка, вид сверху; на фоне ледник Семёнова (перепад высоты до него ~900 метров)
В результате схода только один участник из первой связки оказался под снегом, торчала только голова. Его быстро откопали. Остальные имели возможность двигаться самостоятельно. Несмотря на только что сошедший склон лавиноопасность оставалась повышенная, т.к. большая масса снега будто держалась чудом на этом сераке и вот-вот могла поехать. Помимо этого видно было что под только что съехавшей доской есть ещё как минимум одна.
Нижняя связка собралась под соседним сераком, а верхняя аккуратно, на цыпочках, спустилась к ним. После этого мы все вернулись на перевал чтобы выдохнуть.
Как выяснилось доска была очень широкая и снег съехал по всей ширине склона.
Вид на лавинный вынос в профиль со стороны “трубы” перевала Опасный
Вид на склон пупыря с ледника Семёнова
Небольшое видео от первой связки
Последствия
Как только мы собрались все вместе мы обсудили ушиб ребра у участника из второй связки. На первый взгляд не показалось что там может быть что-то серьёзное. Но потом самочувствие ухудшилось и пришлось обращаться в страховую компанию чтобы организовать эвакуацию участника.
Дальнейшие действия
В сложившейся ситуации было решено не соваться на эти снежные поля и не соваться на склоны пика Семёнова с аналогичной экспозицией, а обойти намеченный траверс перевалами Баянкольский и Одиннадцати.
Немного лирики
После всего случившегося хочется попытаться сделать какой-то анализ, хотя, понятное дело, снег, да ещё и на высоте, дело очень сложное и слабо предсказуемое.
Группа подразумевала лавинную опасность на Сарыджазе и имела с собой лавинные ленты. Но данный склон не был оценён как потенциально лавиноопасный и они не были выпущены. На то было несколько причин: путь шёл строго по линии падения воды, небольшая крутизна склона (около 20 градусов), снег утаптывался хорошо в этом месте. Хотя насторожить должны были отрицательная температура и сухой снег.
С момента когда склон осел (с характерным ухающим звуком) и до того как он поехал прошло примерно 2 секунды. Единственное что успели сделать люди это понять что сейчас поедет. Осадка склона произошла “просто так”, в момент когда первый участник отдыхал, а не рубил ступени.
Также хочется отметить разные стратегии поведения участников в лавине:
- Скинуть рюкзак, отцепиться от связки и держаться на плаву
- Попытаться уйти с доски на не едущий снег и там зарубиться
Надо сказать что тот кто выбрал вторую стратегию в данном случае сделал правильнее (по крайней мере в первой связке, т.к. она была ближе к линии отрыва). Так третий участник первой связки смог соскочить с доски и попытался задержаться на подложке. Из-за этого он проехал не так много и вся остальная связка его обогнала. Первый же участник успел скинуть рюкзак, но т.к. хвост связочной верёвки был у него в рюкзаке, то это не сильно помогло. А чтобы выщелкнуться из связки нужно размуфтовать карабин.
Субъективные ощущения участника из второй связки о том что делать в лавине
Уйти с доски не было возможности, но мысль о рюкзаке посещала меня. Я приняла решение не отстегивать его. Мне кажется что оно было правильным. Так как рама рюкзака, да и он сам, хорошо защищает спину от ударов в лавине. Но по ощущениям будь рюкзак более тяжелый (как в начале похода) то он бы сильно тянул “на дно” и отстегнуть его было бы целесообразно. Резюме: не нужно спешить отстегнуть рюкзак, не очень тяжелый может смягчить удары и снизить вероятность повреждений.
Описание полёта от ещё одного участника из второй связки
Я слышал хруст перед сходом лавины: пару раз под ногами довольно громко хрустнуло, секунды через 2, треск, грохот и склон поехал. Никаких шансов выщелкнуться или куда-нибудь зарубиться не было, после того как мы слетели с серака, начало кувыркать вниз по склону. После остановки мы всем составом оценили склон как лавиноопасный. Сверху склон переходил в более пологий и в месте перегиба была трещина + склон был дополнительно нагружен выносом. После остановки мы оказались в разных местах, Семен шел первым, а оказался последним. Выходили наверх осторожно, ступени не делали, впрочем, необходимости в них не было, снег был плотный.
Двое участников из разных связок потеряли по палочке. Одну палку, по-видимому, просто закопало и найти её не удалось. Другая палка лежала на середине доски под сераком и мы не решились за ней лазить, т.к. весь снег был напряжён.
Готовясь к этому перевалу мы ожидали лавинною опасность в основном во время траверса с ребра на перевал, там действительно приходится подрезать склон, хоть и совсем не долго. Но доска лежала на 30 минут позже, на более пологом склоне.
В прошлом году группа Михаила Яценко (1) вышла из перевальной мульды по крутому склону. Я же решил обойти эту стенку по пологому склону, ведь учитывая состояние снега (проваливается и плохо утаптывается) проделывать траншею в вертикальном снегу совсем не хотелось. И проход удобный был прям перед нами!
И ещё. Как только стало понятно что все живы я снял пертчатки и рукой потрогал подложку -- ту, по которой доска поехала. Это шарикообразная гладкая поверхность совсем без шероховатостей. Фото, к сожалению, не сделали. “Глубинная изморозь” -- такое понятие использовал Жора Сальников когда описывал трагедию на леднике Нагела (2). Видимо где-то за месяц до описываемых событий было так: яркое солнце, потом морозная ночь и буран на неделю. Если сделать срез склона, то слой ледяных шариков и воздуха может быть обнаружен. Но не будешь же копать яму в метр каждую ходку?! Увы, никаких рекомендаций тут нет. Тем не менее, надеюсь, наш опыт будет полезен.
Дополнительные фото
Ссылки
1. М.Яценко, поход горый 5ой категории, 2018, http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8765
2. Г.Сальников, Трагедия на леднике Нагела, 2000, http://nmr.nioch.nsc.ru/nagel/
76
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Немного странно ваша логика: "На то было несколько причин: отрицательная температура, сухой снег, путь шёл строго по линии падения воды, небольшая крутизна склона (около 20 градусов)."
- отрицательная температура и сухой снег - никак не говорят о лавинной безопасности
- 20 градусов? Возможно, это там, где вы находились в момент схода? Склон у линии отрыва не выглядит (по фото) на 20 градусов.
- на фото в день подъема видна снежная текстура застругов + снежные флаги, все это, как мне кажется говорит о подветренной ориентации вашего склона (загруженного метелевым снегом).
- подстилающая поверхность возможно, до наступления метели и ветрового переноса, была покрыта кристаллами поверхностной изморози (судя по вашему описанию погоды).
Конечно, все это удобно расписывать сидя дома, куда труднее принимать решения на горе. Желаю дальнейших удачных и безопасных походов и восхождений.
Я изложил не совсем аккуратно. То, что я перечислил это описание склонов а не причин почему мы что-то решили. Оно просто не "щёлкнуло" в том месте, хотя "щёлкнуло" в районе перевальной мульды. Снег был сухой, но не сыпучий, а утаптываемый на этом локальном участке (получается на доске).
Крутизна, ну может там на выходе 25 градусов, посмотрите фото №4.
Эффективность лавинных шнуров вообще штука, казалось бы, уже даже не дискуссионная, а просто даже не имеющая смысла для обсуждения...
Спасибо за отчет, мне кажется, это очень полезно и здорово. Жаль, мало кто так подробно пишет после ЧП, которые счастливо закончились.
Обстоятельства сложились таким образом, что я был у Антона "куратором". Сам в этих местах раньше хаживал, район знаю очень хорошо. Но вот со страховщиками пришлось общаться впервые в жизни (до сих пор бог от них оберегал), и, должен сказать, я остался весьма приятно удивлен качеством получившегося общения.
События для меня развивались так.
28 числа в первой половине дня Антон позвонил мне со спутника. Сказал, что они только что "покатались", без травм, но испытывать судьбу, снова пробуя сквозное прохождение этого перевала, больше не хотят. Спросил совета, как можно оттуда попасть на Сев. Иныльчек наиболее надежно. Оно и правильно. Спусковая сторона этого перевала как раз более лавиноопасна, чем подъемная, где они только что скатились. А сам район такой, что уж ежели снегом завалит, то будет лавиноопасно абсолютно везде. Поговорили, обсудили варианты, что в сложившейся ситуации было бы разумно делать.
Ближе к вечеру в этот же день со спутника пришло СМС, что группа остановилась на ночевку на седловине перевала Баянкольский. Я хорошо знаю, где этот перевал, сам проходил практически через седловину, только не поперек, а вдоль хребта, в тот раз мы траверс делали.
В этот же день в 11 вечера по новосибирскому времени (это +4 часа от Москвы и +2 от Киргизии) снова звонок от Антона со спутника. Говорит, что у участницы, похоже, все-таки есть травма, подозрение на перелом ребра. В связи с чем они активировали страховку, в страховую насчет эвакуации вертолетом сами уже позвонили, передали им мой номер телефона для связи, поскольку спутник свой выключают в целях экономии электричества. Тем самым предупредил, чтобы я был на связи и не удивлялся внезапным звонкам не пойми от кого.
Перед тем мы с Антоном уже обсуждали, как можно было бы оттуда осуществить сход с маршрута своими силами. Это означало бы провожать разгруженного участника своим ходом 2-3 дня по леднику и по ненаселенке. Если и правда перелом ребра, это может быть чревато травмой легкого, мало ли что... короче, группе там на месте виднее, мое дело маленькое - делать, что просят. Кончаем лирическое отступление, поехали по теме.
В час ночи по новосибирскому (это 9 вечера по Москве, 11 вечера в Киргизии) мне звонок со стационарного телефона с московским кодом. В трубке молодой голос:
- Здравствуйте, я Арсений, занимаюсь организацией скорейшей эвакуации пострадавшей участницы, ваш телефон дал Антон, нужна информация...
Спросил, как можно связаться с группой. Я объяснил, что с группой связь односторонняя (т.к. спутник включают на короткое время), им можно только отправлять СМС латинскими буквами. Никакого удивления у Арсения это не вызвало, мой ответ был услышан и понят однозначно.
Вторым пунктом он спросил, знаю ли я местонахождение группы и могу ли сообщить координаты. Я сказал, что знаю это место, но мне надо несколько минут, чтобы открыть гугла и из него координаты зачитать. Предложил, во избежание "испорченного телефона", лучше отправить координаты по СМС или по мэйлу. Арсений послал мне мэйловский адрес, я вогнал ему координаты, а также словесное описание, где это все находится, для удобства пилотов, если они ориентируются на местности визуально.
Минут через 5 Арсений позвонил снова. Я сказал, что только что отправил координаты мэйлом, типа щас придут.
В ходе общения у меня создалось отчетливое ощущение, что ассист абсолютно "в теме", все знает, как надо организовывать такие санрейсы, и похоже, что делает это не в первый раз. Все его несколько звонков были предельно краткими, быстро и четко высказывалось, какая именно требуется информация, при мгновенном взаимопонимании. Короче, мы с ним говорили на одном языке.
На следующий день где-то около 11 утра (НСК) снова позвонил Антон. Сообщил, что их "взяли тепленьких", в результате они уже всей группой находятся в Караколе и сами еще не успели опомниться от столь молниеносной эвакуации. Со своей стороны я уточнил, как они общаются с врачами, ну и все такое. Лады, ситуация стремительно разрулилась, что бы ни было там дальше, но по крайней мере здоровью уже ничего не угрожает.
Около 12 часов снова позвонил Арсений. Сообщил со своей стороны то, что я, правда, уже и так знал от Антона. А именно, что эвакуация успешно завершена, и чтобы у нас тут никто не волновался.
Уточняю: вчера в 9 вечера по Москве ассист еще только брал у меня координаты местонахождения потерпевших. После этого он, вероятно, до позднего ночера висел на телефоне "Аксая" (насколько я понимаю, вертолет был их), страховой, и еще не знаю кого. Сколько времени он сам за эту ночь отдыхал, представляю с трудом. И после всего в 8 утра (по Москве), когда вся работа выполнена, и можно бы "выдохнуть", он не забыл позвонить мне - контактному лицу, потому что, может быть, в Новосибирске еще кто-то не в курсе и волнуется.
Компания-ассист, которая так быстро и результативно сработала, называется "Савитар".
1) ассист Савитар
2) экстремальный спорт / альпинизм / спортивный туризм
3) поисково-спасательные работы + эвакуация вертолетом со вменяемой суммой (почему-то стоит ограничение до 5 тыс уе)
Печалька :(
Может быть, бывалые хакеры подскажут, как хитро страховаться.
Если же 10000 вам мало, то видимо придется индивидуально договариваться со страховой.
Не получилось, вероятно пытаются скинуть на более дешевые ассисты.
Пришел в офис Согласия (не реклама, просто не было альтернативы в моем городе) и мне продали полис с Савитаром.
Офисная тетя повеселила - напечатала полис, прочитал, говорю - где указан риск скалолазание? У нас в системе записано! был ответ. Потом полчаса узнавала,как это вписать в полис.
А страховая компания какая продала полис и вид страховки какой был?
Что в итоге удалось пройти?
И скорость падения была какая?
Места мне знакомые, - знакомые и опасными лавинами, и "спасами" после них... Спасибо.
Мы попали в лавину на день раньше чем новосибирцы. И произошло это под п. Кирова, в 20-30 км южнее перевала Опасный.