Что произошло на Канченджанге?

Пишет putnik-kz, 26.05.2019 18:53

«на канчу он поднялся с кислородом»
Что произошло на Канченджанге? (Альпинизм, Нирмал Пуджра, канченджанга, весно 2019 г)

Вступление

Написать этот пост я решил после замечания Лалетиной Елены о том, что на Канченджанге Нирмал Пуджра использовал кислород (см.выше). Я перебрал своё досье и наткнулся на сведения, подтверждающие её замечание.

Вначале я хотел провести актуализацию своего поста. Но пост оказался длинным, даже мне утомительно было его перечитывать (ну и конечно его создавать). Судя по оценкам, короткая и не заслуживающая внимания заметка о саксофонисте привлекла больше читателей, чем объёмная информация о “Project Possible – 14/7”. Нет смысла утяжелять пост дополнительной информацией. Тенденция подачи информации в Интернете идёт по пути сведения текста до минимума и показа картинок (примеры рядом).

Своей короткой дополнительной заметкой мне хотелось бы обратить внимание вникающих и, главное, заинтересованных читателей не на героизм (не побоюсь этого громкого слова) гуркхи, рискующего ради жизни других людей своим амбициозным проектом, деньгами спонсоров, своими деньгами, славой, жизнью членов команды, своей жизнью, наконец. Я хотел бы обратить ваше внимание на безразличие к жизни других людей, пофигизм, всё более и более проявляющийся в коммерческом альпинизме. Опасайтесь попадать в такие ситуации, быть в положении пострадавших. Помощи ждать не стоит, она может быть иллюзорной.

Что произошло на Канченджанге (8568 м)

Индийский альпинист Биплаб Байдия (Biplab Baidya) поднялся на вершину 14 мая вместе с другими участниками экспедиции. Среди них был и альпинист из Чили Родриго Виванко, который поднялся на вершину поздним вечером. Другой индийский альпинист Кунтал Катар (Kuntal Karar) не смог выйти на вершину. На спуске Родриго Виванко пропал без вести, а оба индийских альпиниста выбились из сил и из-за высотной болезни, переохлаждения и снежной слепоты не смогли самостоятельно спускаться вниз. Им пришлось провести ночь в зоне смерти.

Руководитель "Project Possible - 14/7" Нирмал Пурджа и члены его команды Мингма Дэвид Шерпа, Гешман Таманг (Geshman Tamang), обнаружив пострадавших на спуске, отдали им свой кислород и стали транспортировать их к четвертому лагерю. К сожалению, Кунтал умер немного погодя на спуске, а Биплап умер от сердечной недостаточности уже в лагере 4. Оба индийца были частью альпинистской команды из пяти человек из Западной Бенгалии. Два других индийских альпиниста и немецкий альпинист, также пострадавшие от обморожения, эвакуированы из высотного лагеря спасателями.

Информация от Нирмала

"В базу под Канченджангу нас доставили 14 мая в 11 часов. В 13 часов этого же дня мы вышли на восхождение. Несмотря на 5 бессонных ночей и исчерпание сил после восхождения в фатальных условиях на Дхаулагири, 15 мая в 11:19 мы поднялись на Канченджангу.

Спускаясь, на высоте 8450 м, мы натолкнулись на индийского альпиниста (Biplap) с проводником, у них закончился кислород и им была необходима помощь. Мы дали им наш запас кислорода и начали спасработы.

По рации попросили помощи из лагеря 4, по возможности с кислородом. Спустившись на 150 метров, обнаружили очередного альпиниста (Kuntal), оставленного гидом и группой. Альпинисты были клиентами Peak Promotion. Я отдал ему свой кислород и продолжил спасработы. Через какое-то время наш гид Гешман Таманг (Geshman Tamang) также отдал свой кислород. К 14:30 вся моя команда отдала кислород двум спасаемым.

Вы можете себе представить, как трудно проводить спасработы на 8450 м без кислорода. Каждые 15-20 минут по рации мы просили о предоставлении помощи с кислородом.
Каждый раз, когда я звонил, мне отвечали, что ко мне идут трое шерпов с кислородом, но они всё не шли и не шли. Это поставило мою команду под огромную угрозу.

Гешман начал проявлять симптомы HACE (высотный отёк мозга) и почувствовал обморожение стоп. Я отпустил его вниз. Затем мы утратили Кунтала, у нас уже не было кислорода. Ветер усилился, но мы продолжали спасать Биплапа.

И тогда уже самый сильный шерп, которого я знаю, Мингма, начал проявлять симптомы HACE. Мы не могли себе позволить риск очередной жертвы в условиях, когда помощь не подходила, поэтому отослали Мингму вниз.
Спасательную акцию продолжили только Дава и я.

На Канченджанге в этом сезоне было много альпинистов (около 50). Можно было спасти обоих альпинистов, если бы кто-нибудь из них отважился нам помочь. Команде Project Possible потребовалась помощь в этой акции, но она её не получила."

Оригинальный текст из Nirmal Purja MBE: “Project Possible – 14/7”

Не все готовы рисковать жизнью ради жизней незнакомцев.
Уж не знаю, хорошо это или плохо, но, наверное, у тех, кто "мог", но не пошёл, были свои причины не идти.
Я бы лучше напомнил ещё раз тем, кто идёт наверх, что рассчитывать надо только на свои силы, вне зависимости от наличия страховок, заверений оставшихся на базе "мы тебя вытащим, если что" и даже сильных напарников (мало ли что случится с ними самими).
Наверное, в целом я хочу сказать следующее: если не можешь спуститься один и не готов умирать в ближайшее время, не ходи. Пока хочешь жить, ходи туда, откуда сможешь выбраться сам, а лучше - ещё и вытащить того парня.

Целиком согласен с Вами, Smart Ns. Не заметили некоторое несоответствие с фактами в информации Нирмала и СМИ?

Я к тому, что путь подъема и спуска на вершину Канченджанги после лагеря 4 может быть только один (см.фото). Это не бескрайние ледовые поля Нанга Парбат, где можно в непогоду легко проскочить штурмовой лагерь. Невозможно подняться на Канченджангу и заметить погибающих только на спуске. Тем более, что по представленному с вершины видео, можно констатировать, что дул очень сильный ветер, но облачность была высокой, светило солнце. Терзают большие сомнения.

Все кто ходил на высокие горы могут примерить это на себя. Высокие это ближе к 8000...
Что бы он мог сделать в тех условиях. Спустившись только что сверху или проходя мимо кого то?
Большинство кто оказался в это время внизу это клиенты. Гиды отвечали за своих и вопрос к тем гидам чьими клиентами они были.
Очень здорово что он был в хорошей форме и оказался там в это время. И пытался помочь в тех условиях что заслуживает уважения.
Прошу прощения, но все же для меня это больше реклама себя любимого по прошествию времени, ведь он отправил тех кто был рядом вниз, посчитав что для них это опасно. И в тоже время имеет претензии к тем кто внизу, не зная в каком состояние они находились.
И вообще у каждого кто попадал в аналогичную ситуацию есть маленький червячок, а все ли он сделал что бы кого то спасти. И это останется внутри каждого, кто прошел или не поднялся наверх
Как то так

Про червячка точно.

Не увидел рекламы в информации от Нирмала. Сделал то, что смог. И это заслуживает уважения!
А то, что в штурмовом были люди и ни кто не вышел на помощь - так это особенности коммерческого альпинизма. Фактов с каждым годом все больше. Человечность на высоте обесценивается. К сожалению.

И все же это больше похоже на реклама и антирекламу других фирм. Возможно это даже справедливо. Но я это ощущаю как больше рекламу себя и своей фирмы.

Любое восхожждение на 8000 - это попытка суицида. Может, не совсем, если ваша фамилия - Месснер или Урубко, но для прочих граждан - именно так, каким бы самообманом кто ни занимался. Все эти "зоны смерти" - они ведь по-делу, статистика впоне красноречива. Цель такого суицида, если ты не шерпа или прочий гид - банальные амбиции и самолюбование. Они не флаг родины туда водружать ходят. Как в этой толпе самоубийц-нарцисов устроена мораль - понять нормальному человеку сложно Тем более сложно как-то осмысленно обсуждать их поступки в зоне действия их морали.

Для журналистов эти обсуждения - хлеб, древнейшая профессия заставляет, прочим наверное, стоит промолчать. Ибо сами грешны в мыслях.

Если люди хотят суицида, зачем это делать настолько сложно, если можно устроить суицид не выходя из квартиры? Вероятно цель не в этом. Цель в другом, но человек идет к ней, несмотря на опасность. В моем понимании это смелость.

Обсуждать ценность чужих целей по-моему тоже не стоит. У каждого свои мечты и идеалы (главное чтобы они другим не мешали и мусор не оставляли). И тем более незачем вешать ярлыки. А то при желании ваш пост тоже можно назвать самолюбованием. Навешали на всех ярлыки, они все такие аморальные, но вы-то конечно не такой. Чем не самореклама? Ни разу не сторонник христианства, но фраза "не судите и не судимы будете" весьма дельная.

Месснер это Месснер, Урубко это другое.

Что бы быть человеком, не обязательно быть Урубко или Месснером.
Сам работаю гидом. Правда, не на 8к, пониже. И такое видел, что в голове не укладывается.
И толпы проходят мимо, а в низу сообщают, что кто-то погибает. И тащишь человека, а он потом предъявляет, что спасатели мародеры и не спустили вещи.
Осадочек, однако..

А чего вы к ним со своим-то аршином? Вы их не понимаете, они - вас. Вы их людьми считаете, они вас - услугой.

skyalp все что вы мне пишите мне знакомо. Это скорее особенность высоты больше 7000.
А для многих 4000 и 5000 метров это уже как кому то за 7000. Поэтому и проходят мимо.
Внизу можно попробывать человека тащить, а там наверху свою тушку ели тащишь. Плюс ответственность именно за своего клиента. И уйдя наверх спасать чужого ты подставляешь своего...
Жестоко

Понятно, что ситуации бывают разные и, что бы судить, надо знать их изнутри.
Я так, в общем, про тенденции высотного коммерческого альпинизма.

skyalp здесь как описывалась и разбиралась ситуация когда чужого клиента выгнали из палатки на 7800. Все объяснялось, что свои клиенты не отдохнут.
Вы думаете что они окажут кому то помощь. В лучше случае только своим.
На 8000 тысячах есть сложившееся мнение, пройти мимо норма.
И согласитесь если вы идете вдоль такой колонны как на фотографии, никто даже не обратит внимание на сидящего "может отдыхает и в общем это не мое дело", так сперва думают клиенты, а потом и гиды

Ситуация с выганным чужим клиентам сильно исковеркана эмоциональными описателями. Не пустили бы его в палатку - выгонять бы не пришлось. Пустили погреться, чужой клиент вошел во вкус и стал требовать, чтобы его и покормили и переночевали, ему же на вершину завтра. В итоге не то, что на вершину - спустится не смог, и без ночевки на 7800. Шерпы, конечно же, виноваты?

Трудно рассуждать о морали, когда имеешь дело с таким вот помутнением разума. Там ведь ни психиатра дежурного, ни полиции не стоит дозором. Это в советских альплагерях без подписи врача выпуска в высокогорную зону не было. Тут - каждый своим гипоксичным умом.

Согласно вот этому источнику события были другими - они поднялись на вершину 15 мая и в целом их было больше, как минимум четверо

Timeline (approximated):

14th May, Night - Five climbers (Sk Sahabuddin, Rudra Prasad Halder, Ramesh Roy, Kuntal Karar and Biplab Baidya) from Bengal were left for the summit from Camp-4.

15th May, Morning - Four climbers (Sk Sahabuddin, Rudra Prasad Halder, Ramesh Roy and Biplab Baidya) have reached the summit.

15th May, 11:19 - Nirmal Purja along with his project possible teammates have scaled Kangchenjunga.

15th May, 14:30 - Purja's team started the rescue mission of Biplab Baidya and Kuntal Karar from an elevation of 8450m and 8300m respectively.

15th May, 15:12 - One member of the Bengal team (possibly Rudra) sent an SOS to his family via GPS device asking for urgent help from an elevation of 8271m.

15th May Night- Purja's team called off the rescue operation due to lack of helps and O2.

15th May, 22:00 - Frostbitten Ramesh Roy brought to Camp-4.

16th May, Morning - Biplab Baidya and Kuntal Karar have died presumably in the early hours due to shortage of supplementary oxygen (as reported by the rescuer Nirmal Purja) leading to HAPE (High-Altitude Pulmonary Edema) on their way back from summit or near summit.

16th May, Evening - Ramesh and Rudra reached Camp-2. Another climber of the same team Sahabuddin has reached the Base Camp.

17th May, 06:30 - Two injured climbers Ramesh Roy and Rudra Prasad Halder have been heli-rescued from Camp-2.

Так вот оно что. А я-то грешил, что Нигмал вначале проскочил на вершину, а потом уже стал спасать погибающих. Сомнения были, что это не так, и они подтвердились Вашей информацией. Фу-х! Спасибо.

Такого рода коммерческие восхождения и отношений "так принято" вызывают в душе свирепый диссонанс!