Что произошло на Канченджанге?
«на канчу он поднялся с кислородом»
Вступление
Написать этот пост я решил после замечания Лалетиной Елены о том, что на Канченджанге Нирмал Пуджра использовал кислород (см.выше). Я перебрал своё досье и наткнулся на сведения, подтверждающие её замечание.
Вначале я хотел провести актуализацию своего поста. Но пост оказался длинным, даже мне утомительно было его перечитывать (ну и конечно его создавать). Судя по оценкам, короткая и не заслуживающая внимания заметка о саксофонисте привлекла больше читателей, чем объёмная информация о “Project Possible – 14/7”. Нет смысла утяжелять пост дополнительной информацией. Тенденция подачи информации в Интернете идёт по пути сведения текста до минимума и показа картинок (примеры рядом).
Своей короткой дополнительной заметкой мне хотелось бы обратить внимание вникающих и, главное, заинтересованных читателей не на героизм (не побоюсь этого громкого слова) гуркхи, рискующего ради жизни других людей своим амбициозным проектом, деньгами спонсоров, своими деньгами, славой, жизнью членов команды, своей жизнью, наконец. Я хотел бы обратить ваше внимание на безразличие к жизни других людей, пофигизм, всё более и более проявляющийся в коммерческом альпинизме. Опасайтесь попадать в такие ситуации, быть в положении пострадавших. Помощи ждать не стоит, она может быть иллюзорной.
Что произошло на Канченджанге (8568 м)
Индийский альпинист Биплаб Байдия (Biplab Baidya) поднялся на вершину 14 мая вместе с другими участниками экспедиции. Среди них был и альпинист из Чили Родриго Виванко, который поднялся на вершину поздним вечером. Другой индийский альпинист Кунтал Катар (Kuntal Karar) не смог выйти на вершину. На спуске Родриго Виванко пропал без вести, а оба индийских альпиниста выбились из сил и из-за высотной болезни, переохлаждения и снежной слепоты не смогли самостоятельно спускаться вниз. Им пришлось провести ночь в зоне смерти.
Руководитель "Project Possible - 14/7" Нирмал Пурджа и члены его команды Мингма Дэвид Шерпа, Гешман Таманг (Geshman Tamang), обнаружив пострадавших на спуске, отдали им свой кислород и стали транспортировать их к четвертому лагерю. К сожалению, Кунтал умер немного погодя на спуске, а Биплап умер от сердечной недостаточности уже в лагере 4. Оба индийца были частью альпинистской команды из пяти человек из Западной Бенгалии. Два других индийских альпиниста и немецкий альпинист, также пострадавшие от обморожения, эвакуированы из высотного лагеря спасателями.
Информация от Нирмала
"В базу под Канченджангу нас доставили 14 мая в 11 часов. В 13 часов этого же дня мы вышли на восхождение. Несмотря на 5 бессонных ночей и исчерпание сил после восхождения в фатальных условиях на Дхаулагири, 15 мая в 11:19 мы поднялись на Канченджангу.
Спускаясь, на высоте 8450 м, мы натолкнулись на индийского альпиниста (Biplap) с проводником, у них закончился кислород и им была необходима помощь. Мы дали им наш запас кислорода и начали спасработы.
По рации попросили помощи из лагеря 4, по возможности с кислородом. Спустившись на 150 метров, обнаружили очередного альпиниста (Kuntal), оставленного гидом и группой. Альпинисты были клиентами Peak Promotion. Я отдал ему свой кислород и продолжил спасработы. Через какое-то время наш гид Гешман Таманг (Geshman Tamang) также отдал свой кислород. К 14:30 вся моя команда отдала кислород двум спасаемым.
Вы можете себе представить, как трудно проводить спасработы на 8450 м без кислорода. Каждые 15-20 минут по рации мы просили о предоставлении помощи с кислородом.
Каждый раз, когда я звонил, мне отвечали, что ко мне идут трое шерпов с кислородом, но они всё не шли и не шли. Это поставило мою команду под огромную угрозу.
Гешман начал проявлять симптомы HACE (высотный отёк мозга) и почувствовал обморожение стоп. Я отпустил его вниз. Затем мы утратили Кунтала, у нас уже не было кислорода. Ветер усилился, но мы продолжали спасать Биплапа.
И тогда уже самый сильный шерп, которого я знаю, Мингма, начал проявлять симптомы HACE. Мы не могли себе позволить риск очередной жертвы в условиях, когда помощь не подходила, поэтому отослали Мингму вниз.
Спасательную акцию продолжили только Дава и я.
На Канченджанге в этом сезоне было много альпинистов (около 50). Можно было спасти обоих альпинистов, если бы кто-нибудь из них отважился нам помочь. Команде Project Possible потребовалась помощь в этой акции, но она её не получила."
Оригинальный текст из Nirmal Purja MBE: “Project Possible – 14/7”
https://www.facebook.com/NimsPurja/videos/1019092738282225/
Уж не знаю, хорошо это или плохо, но, наверное, у тех, кто "мог", но не пошёл, были свои причины не идти.
Я бы лучше напомнил ещё раз тем, кто идёт наверх, что рассчитывать надо только на свои силы, вне зависимости от наличия страховок, заверений оставшихся на базе "мы тебя вытащим, если что" и даже сильных напарников (мало ли что случится с ними самими).
Наверное, в целом я хочу сказать следующее: если не можешь спуститься один и не готов умирать в ближайшее время, не ходи. Пока хочешь жить, ходи туда, откуда сможешь выбраться сам, а лучше - ещё и вытащить того парня.
Что бы он мог сделать в тех условиях. Спустившись только что сверху или проходя мимо кого то?
Большинство кто оказался в это время внизу это клиенты. Гиды отвечали за своих и вопрос к тем гидам чьими клиентами они были.
Очень здорово что он был в хорошей форме и оказался там в это время. И пытался помочь в тех условиях что заслуживает уважения.
Прошу прощения, но все же для меня это больше реклама себя любимого по прошествию времени, ведь он отправил тех кто был рядом вниз, посчитав что для них это опасно. И в тоже время имеет претензии к тем кто внизу, не зная в каком состояние они находились.
И вообще у каждого кто попадал в аналогичную ситуацию есть маленький червячок, а все ли он сделал что бы кого то спасти. И это останется внутри каждого, кто прошел или не поднялся наверх
Как то так
А то, что в штурмовом были люди и ни кто не вышел на помощь - так это особенности коммерческого альпинизма. Фактов с каждым годом все больше. Человечность на высоте обесценивается. К сожалению.
Для журналистов эти обсуждения - хлеб, древнейшая профессия заставляет, прочим наверное, стоит промолчать. Ибо сами грешны в мыслях.
Обсуждать ценность чужих целей по-моему тоже не стоит. У каждого свои мечты и идеалы (главное чтобы они другим не мешали и мусор не оставляли). И тем более незачем вешать ярлыки. А то при желании ваш пост тоже можно назвать самолюбованием. Навешали на всех ярлыки, они все такие аморальные, но вы-то конечно не такой. Чем не самореклама? Ни разу не сторонник христианства, но фраза "не судите и не судимы будете" весьма дельная.
Сам работаю гидом. Правда, не на 8к, пониже. И такое видел, что в голове не укладывается.
И толпы проходят мимо, а в низу сообщают, что кто-то погибает. И тащишь человека, а он потом предъявляет, что спасатели мародеры и не спустили вещи.
Осадочек, однако..
А для многих 4000 и 5000 метров это уже как кому то за 7000. Поэтому и проходят мимо.
Внизу можно попробывать человека тащить, а там наверху свою тушку ели тащишь. Плюс ответственность именно за своего клиента. И уйдя наверх спасать чужого ты подставляешь своего...
Жестоко
Я так, в общем, про тенденции высотного коммерческого альпинизма.
Вы думаете что они окажут кому то помощь. В лучше случае только своим.
На 8000 тысячах есть сложившееся мнение, пройти мимо норма.
И согласитесь если вы идете вдоль такой колонны как на фотографии, никто даже не обратит внимание на сидящего "может отдыхает и в общем это не мое дело", так сперва думают клиенты, а потом и гиды
Трудно рассуждать о морали, когда имеешь дело с таким вот помутнением разума. Там ведь ни психиатра дежурного, ни полиции не стоит дозором. Это в советских альплагерях без подписи врача выпуска в высокогорную зону не было. Тут - каждый своим гипоксичным умом.
У нас там же на 7300 унесло две палатки. Но осталась от параллельной группы, свезло что их небыло, но думаю что пустили бы без проблем. Тут просто приоритеты
Согласно вот этому источнику события были другими - они поднялись на вершину 15 мая и в целом их было больше, как минимум четверо
http://www.dreamwanderlust.com/news/kangchenjunga-ramesh-and-rudra-heli-rescued-biplab-and-kuntal-dead-on-summit-slopes
Timeline (approximated):
14th May, Night - Five climbers (Sk Sahabuddin, Rudra Prasad Halder, Ramesh Roy, Kuntal Karar and Biplab Baidya) from Bengal were left for the summit from Camp-4.
15th May, Morning - Four climbers (Sk Sahabuddin, Rudra Prasad Halder, Ramesh Roy and Biplab Baidya) have reached the summit.
15th May, 11:19 - Nirmal Purja along with his project possible teammates have scaled Kangchenjunga.
15th May, 14:30 - Purja's team started the rescue mission of Biplab Baidya and Kuntal Karar from an elevation of 8450m and 8300m respectively.
15th May, 15:12 - One member of the Bengal team (possibly Rudra) sent an SOS to his family via GPS device asking for urgent help from an elevation of 8271m.
15th May Night- Purja's team called off the rescue operation due to lack of helps and O2.
15th May, 22:00 - Frostbitten Ramesh Roy brought to Camp-4.
16th May, Morning - Biplab Baidya and Kuntal Karar have died presumably in the early hours due to shortage of supplementary oxygen (as reported by the rescuer Nirmal Purja) leading to HAPE (High-Altitude Pulmonary Edema) on their way back from summit or near summit.
16th May, Evening - Ramesh and Rudra reached Camp-2. Another climber of the same team Sahabuddin has reached the Base Camp.
17th May, 06:30 - Two injured climbers Ramesh Roy and Rudra Prasad Halder have been heli-rescued from Camp-2.