Dovrefjell: ПэВэДэшечка в краю овцебыков

Пишет Murat, 11.04.2019 20:45

Dovrefjell: ПэВэДэшечка в краю овцебыков (Путешествия, горы Норвегии, Snøhetta)
Прошедшим августом сделал усилие и вырвался (хотя бы и на неполных 3 дня) из цикла "дом-работа-дом".

Куда идти было, по большому счету, всё равно. Ключевыми критериями при выборе направления стали удобная логистика, непредсказуемость местной погоды (как следствие, доступность «приютов самообслуживания/без обслуживания», что это за зверь поясню ниже) и природная лень.
«Покурил» ut.no, решил, что район Dovrefjell вполне подходит под мои запросы (и возможности). А еще стало любопытно, что это такое: Snøhetta (2286) – «самая высокая вершина Норвегии без учёта тех, которые расположены в массиве Jotunheimen» :)
Вариант поезд + местный shuttle-bus полностью утроил по времени и относительно – по цене. Минус дешевого варианта ж/д билетов (покупаемых заранее, и чем раньше, тем дешевле) в их невозвратности. Следовательно, невозможно подстроиться под погоду. А погоде наплевать: и на обстоятельства, и на прогноз.
Ночевать в палатке под дождем в одиночку не хотелось (старею, наверное). Поэтому решил: будет хороший прогноз – пойду по варианту ночевки в палатке. А будет дождь – дотопаю до хижины Reinheim, устроюсь «в тепле и уюте».

Залил в телефон оффлайн-карты и GPS-треки, сел утречком в паровоз в сторону Trondheim, к обеду доехал до ж/д станции Hjerkinn. Там пересел на shuttle-bus до хижины Snøheim (автобус привязан по времени к поездам в обоих направлениях).
Тут нужна важная ремарка по логистике, на случай, если кто-то решит размяться в этих же краях. Между станцией и хижиной 13 км по прямой, местность относительно ровная, приличная грунтовка по которой и следует автобус. Может показаться заманчивым – для тех, кто путешествует на личном авто – попробовать доехать, или оставить машину и пройти пешком. НО!!! Эта местность – между станцией и хижиной – бывший полигон норвежской армии. С не очень понятными границами, но вполне очевидным КПП на дороге. Ходить пешком и ездить кому-либо там официально не разрешается! Только транзитом, и только на автобусе.
Слезайте, граждане, приехали… (с) Snøheim. Огляделся. Н-да, «хижина»: все удобства, ресторан, цены (негуманные).
Dovrefjell: ПэВэДэшечка в краю овцебыков (Путешествия, горы Норвегии, Snøhetta)
Но горами это назвать вообще-то сложно. То ли сырты, то ли тундра. Искомая вершина в облаке.
фото
Протестировал четырехзвездочный WC, подхватил рюкзак и вперед! Погода так себе – облачка, прохладно. Пойду в сторону хижины Reinheim, всё равно заход на «западный гребень» с той стороны. Тропа промаркирована красной буквой Т (как и все туристические маршруты в Норвегии). Примерно на полпути пошел дождь – значит, судьба ночевать в хижине.
Dovrefjell: ПэВэДэшечка в краю овцебыков (Путешествия, горы Норвегии, Snøhetta)
Нужно, наверное, описать разновидности хижин/приютов Den Norske Turistforening (Норвежской Туристической Ассоциации). Есть «хижины с обслуживанием» (Betjente hytter) – это по-сути горные отели с удобствами и питанием. К таким относится вышеупомянутый Snøheim. Вариант попроще – «хижины самообслуживания» (Selvbetjeningshytter). Это куда я сейчас пришел. Далее следует «хижина без обслуживания» (Ubetjent), и совсем уж «emergency shelter» (Nødbu). Кроме последнего случая, всегда нужно платить (и немало).
«Так вот какой ты... приют DNT»
Захожу, навстречу появляется смотритель хижины – мужчина весьма в годах. Показал где что, предложил располагаться. Выглядит хижина изнутри вот так (снимал на следующий день, когда все разошлись):
Жилая «каюта» (или кубрик, если хотите)
Сушилка с печкой
«Кают-компания»
Кухня
Dovrefjell: ПэВэДэшечка в краю овцебыков (Путешествия, горы Норвегии, Snøhetta)
Все ухожено, чисто. И при этом на все 100% самообслуживание (в том числе приборка, таскание воды из речки и т.п.). Смотритель только присматривает за порядком. Я с ним разговорился на следующий день: он волонтёр, как и все другие подобные. Какая-то денежная выплата предусмотрена, но это реально ниже нижнего (по норвежским меркам, разумеется). Но при этом на казенном коште (еда, проживание). Работа по типу вахтовой – приезжает на несколько недель в сезон.
Смотритель – рядом с хижиной на лавочке.
Вечером за ужином собралась интернациональная компания трекеров. Рассказывали, кого в какие горы заносило: и в Эфиопию, и в Новую Зеландию…
Утро. Оставил в хижине основную массу барахла и побежал налегке наверх. Обернулся, полюбовался окрестностями.
Dovrefjell: ПэВэДэшечка в краю овцебыков (Путешествия, горы Норвегии, Snøhetta)
И дальше по камушкам вверх да вверх. Вышел на столбовую дорогу. Это не фигура речи – в качестве вешек стоят настоящие металлические столбы.
И вниз
И вверх
Dovrefjell: ПэВэДэшечка в краю овцебыков (Путешествия, горы Норвегии, Snøhetta)
Там, где примыкает тропа со стороны Snøheim, закончилось одиночество. Люди идут хоть и не колоннами, но весьма обильно. Многие – семьями, с детьми и собаками. Вот и вершина, к сожалению, обезображенная фаллической бетонной антенной и вертолетной площадкой. (Фотографировал специально так, чтобы не разрушать эстетику гор этими цивилизационными артефактами.)
Snøhetta – массив из 4х вершин: Vesttoppen (Западная), Hettpiggen, Midttoppen (Средняя) и Stortoppen (Главная). На Vesttoppen ведет такой же пешеходный подъем прямо от Snøheim. А дальше для траверса, как пишут, уже требуется лазание (что, в общем-то, видно на фото). Я же сейчас поднялся на Stortoppen по вост. склону. На север уходит пешеходный, но довольно узкий гребень, простой вариант траверса. Может когда-нибудь получится прогуляться. Но точно не сейчас – сдует.
[тут будет видео! когда залью куда-нито]
Snøhetta считается одной из лучших обзорных точек, поскольку возвышается одиноким пупырём. Но не при этой погоде (хорошо хоть не дождь).
А по дороге назад опять распогодилось.
Dovrefjell: ПэВэДэшечка в краю овцебыков (Путешествия, горы Норвегии, Snøhetta)
Вернувшись в хижину, с удивление обнаружил, что там никого! Только смотритель. И тихий ясный вечер.
Наутро двинул вниз, на станцию Kongsvoll. И примерно на полпути, прямо на тропе наткнулся на местную достопримечательность – стадо овцебыков.
Я не то чтоб сильно робкий, но решил последовать многочисленным печатным и непечатным рекомендациям – не подходить ближе, чем на 200 м. Поэтому фото только издалека (зум).
Dovrefjell: ПэВэДэшечка в краю овцебыков (Путешествия, горы Норвегии, Snøhetta)
Финальная точка похода – симпатичный станционный домик.
В этот же момент закончился дождь и Dovrefjell подарил немного солнца – чтобы погреться и подсушиться перед поездом.
Вот что получилось в итоге:
Oslo – ж/д станция Hjerkinn
местный автобус (shuttle-bus) Hjerkinn – хижина Snøheim
хижина Snøheim – хижина Reinheim (GPS трек)
Reinheim – Snøhetta – Reinheim (GPS трек)
Reinheim – ж/д станция Kongsvoll (GPS трек)
ж/д станция Kongsvol – Осло

P.S. Пишут, что район Dovrefjell-Rondane также хорош для разных зимних активностей: лыжных походов, скитура и ледолазания.
P.P.S. В высоком разрешении обычные фото не грузятся - сервер пишет PHP Error. А панорамы - без проблем.