Пишет Дмитрий Антонов, 07.02.2019 21:59

По самому большому катку в мире. Коньковый поход по Байкалу в феврале-марте 2018 (Туризм, ольхон, лед, коньки)

Здравствуйте, уважаемые рисковчане! Февраль – на Байкале снова застыл лёд, и начался короткий (всего 1,5-2 месяца) сезон коньковых походов. В этом году мои планы с Байкалом разошлись. Хочу рассказать, как в прошлом году мы с друзьями в очередной раз прокатились на коньках по Байкалу. Коньковые походы на самом большом катке в мире наш турклуб "Меридиан" открыл в 2014 году, и с тех пор я выбирался туда каждый год, привлекая новых друзей - чтобы открыть и для них очень своеобразный вид туризма.

В 2018 мы побывали на Байкале уже в пятый раз - как всегда, на коньках.

Клип нашей участницы о походе

В 2018 году лёд был очень чистый – от Больших Котов на юге до Ушканьих островов на севере и даже дальше, от западного до восточного берега по всей ширине озера, и только Малое море было сильно заснеженным. Мы рассматривали как минимум три варианта маршрута:

1. Из Сахюрты вдоль восточного берега Ольхона, от Хобоя на север вдоль западного берега до Ушканьих островов, вдоль Святого Носа на юг с выходом в Баргузинский залив и в Усть-Баргузин.

2. После Ушканьих островов бежать на юг к западному берегу и через Малое море в Сарму.

3. После Хобоя сходить радиально на север и по Малому морю уйти в Сарму.

Погода (сильный северный ветер в ключевой день в точке невозврата – мыс Арал на западном берегу напротив Хобоя) и разношёрстная физическая подготовка участников принудили нас идти по третьему варианту, а это минимальный километраж. Запланированный максимальный километраж по 30 и более км в день по хорошему льду оказался для нашей группы слишком напряжённым, и мы снизили нагрузку до 20-25 км в день.

Состояние льда на Байкале 15 февраля, за 10 дней до начала похода

Тем не менее, нашей группе из 9 конькобежцев за 10 дней удалось пройти 236 км, из них 200 км пробежали на коньках при попутном ветре или безветрии, около 5 км шли против ветра, остальное – пешком по льду и суше.

Коньки мы используем треккинговые, или походные – платформы с лезвием и креплениями под любой ботинок, как Isvidda шведского производства, так и самодельные, сделанные пермскими энтузиастами по образцу шведских. Крепления как правило сноубордические – довольно дорогие, но надёжные и удобные. Обувь – треккинговые или горные ботинки с высоким голеностопом.

Самодельные походные коньки

Чтобы проложить оптимальный маршрут по хорошему льду в обход препятствий, мы использовали карту-схему, изготовленную нами на основе космоснимков поверхности льда. Карта представляет собой подложку из свежих космоснимков высокого разрешения (до 10 м) с наложенной на неё топографической векторной основой (OSM), к которой мы добавили на карту интересующие нас объекты, например, стоянки с лесом.

В этот раз мы взяли космоснимки спутника Sentinel-2. Для получения действительно хороших космоснимков ледовой обстановки этого сезона нужно начинать мониторить ресурсы, публикующие свежие снимки, с начала февраля: многие снимки закрыты облаками, может выпасть свежий снег, который сдувается не сразу и не везде, и лучше всего брать состояние льда за несколько дней до похода. На нашей карте ледовой обстановки отлично просматриваются все поля торосов и колобовника, чистые и заснеженные участки, старые и активные становые трещины. Вот как в итоге выглядели карты для нашего похода:

Вкратце расскажу о событиях 10 дней похода.

26 февраля

Бежим из Сахюрты через Ольхонские ворота и затем на северо-восток вдоль восточного берега Ольхона. Лёд отличный, ветра нет, много катающихся из Сахюрты – на коньках, хивусах, квадроциклах. Новички нашей группы – а их у нас шестеро – привыкают к конькам, учатся регулировать крепления, учатся управлять санями, которые на большой скорости обгоняют конькобежца, едут по дуге вокруг, врезаются в препятствия и иногда переворачиваются от резкого толчка в сугроб или торос. Опытные конькотуристы просто получают удовольствие от очередной встречи с бесконечным гладким и прозрачным льдом. Падь Идиба с избушкой проходим мимо – здесь мы ночевали 2 года назад. Ночуем в пади Ташкиней – широкой и пологой. Торосов вдоль берега в этом году немного, мы их легко обошли по ровному льду.

27 февраля

От пади Ташкиней идём вдоль берега, мимо мыса Ухан. После него уходим в море подальше от берега – чтобы обогнуть большую зону плохого льда в районе пади Одены. Из-за мыса выплывает огромная и красивая гора Жима.

Не успеваем за ходовой день дойти до мыса Ижимей – а где ночевать раньше, чтобы пологий берег и лес, точной информации у нас нет. Внимательно осматриваю берег в бинокль – бежим в 4-5 км от берега вдоль полосы торосов. Смотрим на красивый закат со льда.

Уже в сумерках видим на берегу яркую мигающую точку – похоже, маяк – и лес, который вроде бы спускается к воде. Подошли к берегу в темноте. Берег отвесный, до ровных площадок и леса можно добраться только по крутому распадку. Но все уже слишком утомлены, палатки ставим на льду.

28 февраля

От места ночёвки идём к мысу Ижимей. Прохладное утро. Внезапно лёд тряхнуло – прошёл лёгкий гул и колебание поверхности льда, как при слабом землетрясении, из мелких трещин выплеснулась вода и тут же стала застывать на гладком льду. Странно – обычно льдотрясения бывают в солнечную погоду во второй половине дня, когда лёд перегревается и таким образом с него снимается механическое напряжение.
Два предыдущих дня мы пробегали не менее 30 км – и это очень утомляло группу, вчера вообще пришли на стоянку в темноте. Решаем сократить километраж.

У Ижимея встретили знакомых ребят из турклуба «Другой маршрут» - они пытаются зайти на гору Жима, где мы были в прошлом году. Бежим мимо деревни Узуры – и здесь попадается невероятный участок гладкого льда длиной несколько километров – без единой поперечной полоски торосов, у которой пришлось бы затормозить.

Парадоксально, но чем ровнее и чище лёд, тем быстрее он заканчивается – ведь бежишь по нему на максимальной скорости и день остановиться. Даже с санями можно поддерживать скорость до 10-15 км/час. И мы не пробегаем за день по 100 км только потому, что группа быстро растягивается на километр и более, и надо делать остановки каждые 10-15 минут, чтобы подождать отставших. Да и просто отдохнуть даже самым сильным иногда надо.
Ночуем в заливе Шунтэ. О том, что тут есть пологий берег и стоянки, я случайно узнал из фильма о байдарочном походе вокруг Ольхона. Ведь после Узуров до Хобоя практически весь берег – сплошная и почти вертикальная скальная стена.

1 марта

Из залива идём к Хобою. Как только вышли из ветровой тени берега, задул сильный встречный ветер с северо-востока. Погода пасмурная – и гор по берегам Байкала почти не видно. Едва угадывается контур Святого Носа, до которого всего 60-70 км. Байкальский хребет, высокие вершины которого (выше 2000 м) заканчиваются у мыса Рытого, из-за плотной дымки не виден.
Пару километров идём пешком против мощного ветра. К Хобою не пошли – там торосы и под таким ветром там особо не погуляешь.

От Хобоя ловим коридор чистого льда, тянущийся на северо-запад – теперь ветер дует уже не в лицо, а справа. Пройдя по коридору несколько километров, поворачиваем на запад – и ветер дует практически в спину. Несёмся вперёд как сумасшедшие по гладкому льду с редкими полосками снега, ветер толкает в спину, иногда достаточно толкнуться раз палками – и ветер потихоньку тащит вперёд и тебя, и сани. Мы так быстро пересекли устье Малого моря между Хобоем и мысом Арал, что даже как-то не пофоткали наш забег – да и виден был только лёд, берега тонули в дымке.

Около километра до берега шли по бугристому колобовнику. У чёрных скал с контрастными белыми снежниками в кулуарах пообедали и приняли ключевое решение в походе – отсюда идти не на север, а на юг. Здесь есть сотовая связь, и по прогнозу погоды ближайшие два дня – северный ветер, а идти против ветра холодно, тяжело и некомфортно, а скорость будет минимальной, если вообще не спешимся. Сегодняшнее утро это ещё раз подтвердило.

На юг идём до распадка у мыса Зама. Сегодня день рождения нашей участницы Маши – и вечер проходит особенно весело, с сюрпризами для именинницы и песнями под гитару. Взять гитару в коньковый поход решились впервые – наш ремонтник Семён буквально за неделю до похода придумал, как безопасно везти гитару во вторых санях, жёстко скрепив их с первыми (смотрите фото). Без его изобретения гитару легко можно было бы разбить при падении или перевороте саней.

2 марта

Вчера выпало немного снега, сегодня он уже сдувается, но всё равно тонкий снег лежит на льду – и это тормозит сани. Бежим по следам автомобилей, которые ездят здесь регулярно из Онгурена в Сарму вдоль западного берега. В Малом море в этом году много плохого льда – поэтому мыс Зундук огибаем по длинной дуге, сокращая расстояние по колобовнику.

В награду очередной каток идеального льда напротив залива Каргантэ – при попутном ветре. Всё же вдоль западного берега, как мы поняли по космоснимкам, идёт полоса чистого льда. по которой можно добежать до Сармы. На обед прячемся от ветра в прибрежных кустах. Ночуем в лесу вдали от берега – здесь нет ветра.

3 марта

Идём вдоль берега по хорошему льду. Но встречный ветер - сначала пытаемся ехать, потом устаём и 4 км идём пешком. Обедаем в небольшом распадке, прячась от ветра. У мыса Ото-Хушун с шикарными торосами фотосессия.

На другой стороне Малого Моря едва видны посёлок Хужир и скала Шаманка – там я был уже 4 раза. На ночёвку заворачиваем в длинный залив, встаём в густом лесу рядом с грунтовой дорогой – здесь уже есть старая стоянка.

4 марта

Снова бежим на коньках. Ветер встречный, но слабый, к полудню он исчезает. Солнечно. Обедаем в живописном лиственничном лесу, на фоне ущелья реки Курма.

После обеда бежим к одноимённой деревне, дома которой уже видны вдали. Часть группы надолго отстаёт, фотографируя застывшие в толще льда пузырьки – здесь их очень много, потому что у берег совсем мелко, часто сквозь лёд видно галечное дно. Раз уж самый спортивный вариант нашего похода (с венцом Ушканьких островов) загнулся на сильном ветру, решили расслабиться и поискать в Курме турбазу. Нашли её быстро – уютный дом с большими тёплыми комнатами недалеко от берега, поблизости магазин. И это уже не автономка.

5 марта

Солнечный тихий день. Устраиваем большую радиалку по островам Малого моря – Ольтрек и его два скалистых спутника, Огой с буддийской ступой.

Сокуи на западном берегу Огоя

У ступы, как обычно, много народа – едут и едут на экскурсии из Хужира на буханках, легковушках, квадроциклах. Когда подходили к Огою по снегу, солнце слепило глаза. На обратном пути встретили закат у мыса Уюга.

6 марта

Финальный переход из Курмы до Сармы, где мы заранее забронировали турбазу. Пришли туда в обед, лавируя по льду среди снежных пятен. Домик за 250 руб. оказался чересчур непритязательным.

Ущелье реки Сарма

После обеда покатались по замёрзшей реке Сарме – в нижнем течении она была частично заснеженная, зато за Сарминскими воротами, в ущелье, лёд был чистый. Побегали и попадали на замёрзших порогах и крутых поворотах горной реки. Снова встретили тут друзей из «Другого маршрута».

7 марта

В последний день решили сделать восхождение: поднялись, сколько могли в обход снега, по створке Сарминских ворот на склон Байкальского хребта. Добрались до скалистой точки над глубоким и широким ущельем Сармы чуть выше 1000 м – дальше на хребте лес и глубокий снег.

В обед вернулись на турбазу. Кто-то решил вздремнуть, а мы впятером пошли на завершающее катание на коньках. Увы, последний забег смазался холодным ветром – долго на льду мы не продержались.

Но всё-таки мы уходили с самого большого катка в мире счастливыми. Ведь каждый из нас в душе забрал с собой частицу зимнего Байкала.

P.S. На следующий день по всему Байкалу выпал снег и скрыл почти весь чистый лёд.

А для тех, кому не хватило впечатлений этого краткого рассказа – ссылка на полноценный технический отчёт о нашем походе:

ОТЧЁТ О ПЕШЕМ (КОНЬКОВОМ) МАРШРУТЕ по озеру Байкал (остров Ольхон, пролив Малое море, Байкальский хребет), совершённом в феврале-марте 2018 г.

Полный фотоальбом похода

В нём есть подробные разделы о том, какое снаряжение нужно для конькового похода, какие опасности ждут туристов на льду и более подробное описание нашего 10-дневного маршрута.