Хрустальный пик-2018. Номинация «Человек риска». Ирина Бакалейникова
Вы уже готовы голосовать?
Уже совсем скоро!
А пока читаем о последнем номинанте 2018 года. Встречайте Ирину Бакалейникову!
Ирина Бакалейникова – прима красноярского столбизма, собрав несколько килограммов медалей соревнований по скалолазанию, переключилась с тем же успехом за альпинизм. Мастер спорта по скалолазанию и альпинизму, первый чемпионат России в скальном классе выиграла в связке с Татьяной Кулинич в 2010 в Иркутске. Затем выигрывала с Полиной Галацевич дважды скальный и дважды технический класс. И с тех пор продолжает участвовать в соревнованиях и побеждать с разными напарницами. Лауреат премии «Стальной Ангел».
Расскажи немного о себе и своей семье...
- Я старший преподаватель Сибирского Федерального Университета. На работе прививаю студентам любовь к физической культуре и помогаю осваивать навыки скалолазания. Учу их лазать, чтобы малодёжь влюблялась в спорт, не обязательно соревновательный, а скорее, принимала его как важную составляющую своей жизни.
У меня два сына и две маленькие девчушки, внученьки. Мои сыновья уже выросли, пробовали себя в разных спортивных ипостасях: плавании, маунтинборде, виндсёрфе, горных лыжах, сноуборде, скалолазании, альпинизме, скайраннинге и т.д. И, наконец, понимают, что спорт – неотъемлемая часть жизни современного человека. Спорт помогает развивать инстинкты выживания, позволяет себя чувствовать в социуме более уверенно, придает ощущение внутренней свежести после занятий в зале или на Столбах, например…
Как складывалась твоя судьба от скалолазки до легенды скального альпинизма. При каких обстоятельствах впервые попала на скалы? Когда выиграла первые соревнования?
- Я родилась на дальнем востоке и там уже умудрилась в бухте залезть на скалы, когда мне было 4 года: меня ребята сняли со скалы и привели к маме. Мама просто не поняла, как я оказалась на скале, и не поверила, что я залезла сама.
Моя мама, как все красноярцы, была заядлой столбисткой. Я пыталась выяснить откуда это, поняла, что это какой-то наследственный вирус, который передался детям и внукам. В 11 я пошла на Столбы и в 13 уже практически сбежала из цивильной жизни, променяв ее на природу и скалы.
Одноклассники мне завидовали. Поняли, что я потерянный человек для их социальных интрижек, но это не мешало списывать им у меня математику и периодически объявлять мне бойкот. Но мне очень повезло: шарахаясь с подружкой по Столбам, я встретила своих братьев по крови – парней и девчонок из избы «Эдельвейс», из секции Политехнического института. Мы безумно любили носиться по столбам, лазать в любое время дня и ночи, прыгать сальто в сугробы, дюльферять со скал со страшной скоростью. И, конечно, (это было самое сладенькое!) лазать без страховки.
Расскажи о своей компании на Столбах? Как ты поняла, где твоё место?
- Столбы и горы – самое главное – там люди. Мне повезло я влилась в эту реку с друзьями и все – поплыла! Скалы стали нашим домом. Вечером варили компоты из местных ягод и трав. Росли и ощущали себя причастными ко всей Вселенной. Ночью смотрели на город в огнях. Встречали рассвет. Для детей лучшего нельзя пожелать... И тут тоже социум мощный, приходят люди со своими амбициями, нужно всегда быть в форме и хорошо выглядеть. А еще можно и хорошо, и красиво лазать. Научиться чему-то такому, что у других не очень получается. А по выходным шили и вышивали себе футболки. Вставляли лампасы, а на месте дырок вышивали эдельвейсы.
Звезды так сошлись, что я оказалась практически в центре всего, что происходило в это время на Столбах. Мы жили по три месяца на скалах, ездили в Крым на соревнования. Все лето пока Балезин, Захаров, Лебедев, были в горах, мы скалолазили на Манской стенке, Китайской, Такмак. Бегали по Столбам, и за хлеб и консервы лазали на Перья.
Скалолазные соревнования всегда были на первом месте и даже ограничивали меня в поездках в горы. Но горы жили во мне. Участниками чемпионатов по скалолазанию были известные альпинисты: Коханов, Захаров, Балезин, Першин, Бершов, Туркевич, Маркеловы, Федорова, Пахомова, Грачева... Очень много! И всегда была обстановка «про горы», и песни про горы.
Я потихоньку повыиграв город, край, Россию и Союз, съездила несколько раз на международные соревнования. А потом всё – семья, дети, грянули девяностые. Я тогда шила деткам одежду, потом спортивную для всех – и вот все в эти трудные годы как-то ездили в горы, а я всё время мимо – не могла оставить семью.
С какими воспоминаниями связаны для тебя Столбы? Расскажи какую-нибудь историю. В каких избах на Столбах ты любишь бывать? Какие местные традиции тебе близки?
- Доброжелательность – основная черта в избах. Традицию, благодаря которой я пришла на Столбы, отражает восточная мудрость: нашел ребёнка – накорми и выучи! Ровно так со мной и произошло, меня нашли там и накормили-научили очень многому. У каждой избы своя традиция: там, как в семье, каждый занимается своим делом. Но ворчать о том, что кто-то лазает, а кто-то строит -- такого не было раньше, все вносили свою посильную лепту. Парни смеялись, когда мы на строительство избы, что-то приносили, говорили, что у них в карманах больше груза чем у нас в рюкзаках.
Истории были разные, один раз я упала с катушки, и у меня был синяк, я пошла на вступительные экзамены в Политех, с огромным фингалом под глазом, меня пытали и спрашивали комсомолка ли я и поверили, что синяк – это для комсомолки нормально.
Как ты относишься к тому, что Столбы с годами всё больше обживают? Или там всё ещё удаётся сохранить ощущение пребывания в дикой природе?
- Особо Столбы не обживают, там просто становится как-то уютнее. Чище, меньше мусора. Столбы - это большая школа любви к природе.
Расскажи о своих взаимоотношениях с большими горами. Как жизнь забросила тебя в женский альпинизм? И как ты себя в нём ощущаешь?
Большие горы – это большие горы. Требуется очень много времени, подготовки. Конечно, самое интересное – это стенное восхождение. Иногда на стене может произойти неожиданное потепление и твою палатку заливает водопад, а потом -7 градусов – и на полке лед, можно просто поскользнуться.
Катушки со льдом, это, наверное, самоестрашное. Там некуда ставить точки. В Ергаках, на восхождении не хватало железа и приходилось, возвращаться за железом вытаскивать нижние точки – так пролазить приходится в два раза больше. Железа на самом деле много на тебе висит, но нужен один вид…
По сути, у меня не так много восхождений, но после некоторых месяц приходится приходить в себя. Потому что выкладываться на восхождении приходится на все сто. Пролезать нужно быстро, из-за непредсказуемости природы и погоды в горах. Здорово ощущаю себя в женской двойке на стене: нас в женском альпинизме не очень много. Обожаю технический очный класс, но, к сожалению, женского технического сейчас нет – нет столько женщин, желающих выступать в технике.
Кто был твоими учителями в альпинизме и скалолазании?
Сначала мы одни с подружкой лазали по столбам: и летом, и уже поздней осенью, даже когда на скалах лед появлялся. Но потом встречи с «политехами» в лице Захарова, Балезеена, Ченцова, а также Лебедева и Архипова, которых, к сожалению, нет уже в живых – они нас как-то облекли в форму спортивного лазания. В скалолазании все как-то тренировались, больше на примерах. «Посмотрите, как Балезин километры налаживает ежедневно», а «Захаров бегает даже в дождь по лесу»... Мы быстро перешли на самостоятельные тренировки, но все время «мастера» были рядом.
А чему тебя научили горы?
- Всему, что касается «терпеть» и «молчать, когда трудно». Всему остальному учусь до сих пор. С гор приезжаешь, и происходит долгая и важная адаптация: абсолютно все не так, и приходится приспосабливать себя к этой жизни, где есть работа, начальство, коллеги по работе.
Мне повезло, что снова удаётся возвращаться в горы. Я очень благодарна за это. Альпинизм – не просто этап моей жизни, он поменял и перевернул всё. Просто на 360 градусов. Я побежала в горы, как лошадь, которой открыли ворота. И я там все свои способности реализовала. Жаль что одна осталась нереализованной, но надеюсь, что это дело времени.
Познакомиться с другими номинантами
124
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
"восточная мудрость: нашел ребёнка – накорми и выучи!"
Лучше и не скажешь! Подтверждаю и благодарю Красноярцев.
Наверное лучше и не представить Красноярцев и Ирину Бакалейникову.
Ирина- яркий представитель Красноярских Столбистов в большом мире спорта Скалолазания и Альпинизма в СССР , а ныне и в России.
Очень хорошо знаю её по скалолазанию. Она лидер.
Улыбчивая, энергетически всегда заряженная на победу.
Умная и заводная в связках. Прекрасный друг.
Достойны на номинацию проекта наверное все.
Я уверенно и с уважением голосую за Номинацию Ирины Бакалейниковой.
.....................................................................................................
Редакции- спасибо за прекрасное представление- интервью Ирины.