На вершину Корженевской. 1986 - 87г

Пишет lorinson, 30.11.2018 14:38

На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

Туристы «Янтаря» неофициально в рамках походов уже сделали в 1974г восхождение на пик Ленина и в 1978г на пик Коммунизма. Еще одна вершина-семитысячник притягивала их взор к себе. Вершина Корженевской - четвертая по высоте вершина Советского Союза (7105 м). Расположена она на северо-западном Памире, в северо-западном отроге хребта Академии наук.
Стремление было пройти красивый маршрут через памирские ледники и перевалы, и в конце маршрута подняться на вершину. Но все не так просто оказалось, как планировали. Памир притягивал к себе своей красотой, величавостью. Свою суровость и грозность он показал не сразу – дал время оценить опасность. Два года попыток. И в 1987 году двое участников все же поднялись на вершину Евгении Корженевской.

А теперь рассказ о том, как это было.

1986 год
19 августа – 19 сентября
Команда: Самойлов Анатолий руководитель, Таякин Валерий, Русский Виктор, Кумейко Дмитрий, Бедарев Юрий, Халиулин Ренат.

Один из простых путей на Центральный Памир начинается из долины реки Муксу, текущей на запад с южной стороны Заалайского хребта. На слиянии рек Муксу и Кызылсу, расположен кишлак Ляхш, где есть аэродром.

Заглянем в записи Валерия Таякина.
21 августа. В Душанбе было очень жарко. Только на следующий день на АИ-2 улетели в Ляхш. Здесь много туристов и альпинистов, все ползут вниз домой. У свердловчан – один погибший, из-за сильного ветра не устоял и сошел с тропы на карниз.
Отправили заброску на поляну Москвина вертолетом за 3 бутылки коньяка. Нас же, с оставшимся грузом, на машине довезли до Иргета, конца дороги.
Рядом находится кишлак Кондоу.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

22 августа. Сегодня поднимаемся со всем грузом, где на каждого вышло по 35-40кг, на перевал Бель-Кондоу. В первый день идти тяжело. Перевал некатегорийный, но достаточно крутой, высота его 3400м.

Поднялись на перевал. На седловине находится перевальный тур. Далее спуск с перевала идет к реке Сугран. Сугран является крупным притоком реки Муксу, прорывающийся к ней через узкую щель в скалах.
Спускались с перевала 2.5 часа, и в лагерь на берегу Суграна пришли только в 9 вечера.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

23 августа. Решили сделать полудневку, восстановиться.
Сегодня наш путь идет вверх по Суграну до ледника Бырс. Тропа в верховье идет по другому берегу реки, через мостик над каньоном, на дне которого ревёт бешеный поток.

Ущелье реки Сугран лесистое. Кроме довольно крупного ледника Сугран, сток в реку дают ледники Бырс, Гюльчат, Шини-Бини, Надежда, Вера. В их верховьях много сравнительно простых перевалов через хребет Петра I и его отроги.
После обеда вышли, перешли через Сугран по навесному мосту, поднялись по тропе на террасу, высотой 3200м, и далее до вечера шли вверх по долине до ледника Бырс.
Фото. Виктор Русский
Фото. Валерий Таякин

24 августа. Позавтракав, собрались и вышли на ледник. Здесь ледник Бырс – сплошная морена, грязь, валуны. Пересекли его за два часа и спустились вниз. А тут геологи сегодня готовятся к отправке, ждут вертолет.
Весь день идем по долине до реки Шини-Бини. Встали лагерем на камнях морены, площадка 4 на 5 метров, где уместили свои палатки.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

25 августа. Сегодня идем вверх по моренам и прижимам реки Шини-Бини. Вышли на ледник. На прохождение первого ледопада достали веревку.

По пути на леднике встретили четырех немцев.
К вечеру устали до предела. Ноги сырые, сегодня дважды переходили речку Шини-Бини.
Кружка горячего молока согрела, придала нам бодрости и подняла настроение. Лагерь на ночлег поставили на камнях.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)
26 августа. Сегодня должны подойти к перевалу Шапак. Высота чувствуется и в голове, и в ногах. Поднимаемся по леднику через трещины. Солнце палит. К обеду прошли все кулуары ледника Шини-Бини, и встали на обед.

В цирк поднялись только в 20 часов, перед нами пик Крупской. Погода начала портиться, пошел снег, но от него светло. Поэтому поднимаемся дальше по леднику.

27 августа. Ночью подморозило. Продолжаем подниматься в связках вверх по леднику, на перевал Шапак. Вылезли на плато 5100м, устроились тут под перевальным взлетом.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

Погода меняется сегодня каждые 5 минут, то солнце и тогда тепло, то идет сильный снегопад. Палатку завалило снегом и похолодало. Лежим и мечтаем о хорошей погоде на завтра. Высота дает о себе знать.

28 августа. Поднимаемся на перевал. Вышли на него в 14 часов.
Фото. За спиной перевал Шини-Бини, вершины Родионова и Ошанина в облаках
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

Ренату плохо, сильная горняшка. И состояние его резко ухудшается. Понимаем, что тут только вниз, для спасения жизни. Юра и Толя взяли все необходимое, и на привязи повели Рената вниз назад. Вперед не получается, так спуск в эту сторону очень опасный. С перевала Рената спускали на веревках уже по темноте. А потом по закрытому леднику шли всю ночь, пока силы были. Ренат в связке шел сам. Но мало что понимал в этот момент.
А мы трое, собрали свои и вещи ребят, и на высоте 5400 м установили палатку.
Рядом с нами, уже два года стоит рюкзак. Как нам сказали, это альпинист одиночка в 1984 году отсюда упал. Рюкзак никто не трогает.
Понимаем, что наши планы в сторону, завтра спускаемся вниз. Как там Ренат? У всех сильное нервное потрясение. Вот такие они – горы и высота.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

29 августа. Встали утром все с больной головой. Облака ушли вниз, и перед нами во всей красе открылась вершина Корженевской. Сортируем продукты, часть оставляем на перевале. Остальное: продукты, снаряжение, фотоаппаратуру, распределили на троих, и пошли вниз обратно на ледник Шини-Бини.
Дима на спуске сковырнулся, но не страшно, только куртку порвал. Спустились на плато, видны веревочные следы наших друзей. Вниз спущена и закреплена веревка. Надели кошки и приготовились к спуску, но увидели на леднике вдали человека, идущего к нам. Сердце аж захолонуло, что с Ренатом? Сели ждать. Это был Анатолий. Что стоило это ожидание. Но все оказалось нормально, Ренату с уменьшением высоты стало лучше.

И у нас ход пошел веселее. Спустились с сыпухи на ледник, и дошли до ночевки нашего больного. Догнал нас и Толя, уже с вещами, оставленными нами на перевале.

30 августа. Утром доели вчерашний ужин и спустились по леднику до палатки с Ренатом. Он чувствует себя лучше, только замкнутый очень.
Фото. Облако на леднике Шини-Бини

31 августа. Идем сегодня вниз до лагеря геологов. Ренат оклемался, но идет полностью разгруженный.
Фото. Таякин Валерий и Бедарев Юрий

1 сентября. Вышли на ледник Бырс и за час его перевалили, вошли в зеленую зону. Лагерь поставили на лужайке под перевалом Бель-Кондоу. Завтра Юра и Толя проводят Рената в Ляхш на самолет, докупят продукты и наше путешествие продолжится впятером, но уже другим путем.

2 сентября. Утром снова идем вверх на перевал Бель-Кондоу. В 16 часов были уже внизу в кишлаке Кондоу. Тут живут три семьи – таджики. Рассортировали вещи, которые можно отправить в Ляхш, попрощались с Ренатом, и он с Толей и Юрой отправились в путь пешком. А мы остановились у Сафара. Вернулись с поляны Москвина три человека из Новосибирска. Сообщили, что наша заброска целая, дожидается нас на Москвина.
Они ушли, а мы втроем стали помогать Сафару, собирать и таскать сено.
Фото. Валерий с домашней куропаткой

3 сентября. Только на следующий день вечером вернулись Юра и Толя. Ренат улетел в Душанбе.
4 сентября. Погода нас балует, но сегодня дымка, горы чуть проглядываются. Собрались и вышли вверх по Муксу. Прошли навесной мост и вечером вышли в кишлак Ходжи-Тоу на высоком берегу Муксу.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

5 сентября. В 30 минутах от кишлака стоит ухоженная мечеть-мазар. Зашли, сфотографировались и дальше без остановки до тросовой переправы через Муксу.
Переправились по тросу, переправили рюкзаки, и снова в путь тропой золотоискателей.
Ночевали в каньоне.

6 сентября. Сегодня вышли на реку Хадыр-Шу, и вдоль нее вверх. Долина реки довольно лесистая. Из неё перевалы различной сложности через отроги хребта Петра I дают возможность попасть на ледник Фортамбек. Один из простых перевалов здесь - это снежно-осыпной перевал Курай-Шапак, высотой 4650 метров, ведущий к леднику Шапак, и далее к леднику Фортамбек.
Дошли до зеленой полянки напротив перевала Курай-Шапак 2А и поставили лагерь. Снизу перевал кажется очень крутой.
Фото. По реке Хадыр-Шу

7 сентября. Даже сравнительно простой перевал требует осторожности в выборе пути. Восемь часов поднимались на перевал Курай-Шапак и спускались с него. Сплошная заснеженная сыпуха на крутом склоне. Вечером налетел ветер, пошел снег, пришла гроза. Стало отвратительно и холодно.

8 сентября. А утром встали, небо чистое. Перед нами пик Корженевской. Сегодня нам сначала идти вниз до ледника Фортамбек, а затем вверх до поляны Москвина.
Мимо нашей полянки в 20 метрах прошла черная козлиная семья с козленком. По пути нам встретилась группа вологжан. С одним из них встречались в 1983 году на Таймыре. Они были на пике Коммунизма и сейчас через Курай-Шапак возвращаются домой.
Фото. С друзьями из Вологды
Фото. По валунам через р. Шапак

9 сентября.Утром, пока вода в реке малая, переправились через р. Шапак и вышли на ледник Фортамбек. До обеда шли по рантклюфту, после обеда – через ледник. Он весь изрезан. 2.5 часа ушло, чтобы выйти в ущелье. До поляны Москвина сегодня не дошли, встали в 4-х километрах от нее.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

10 сентября. К часу дня пришли в МАЛ на поляне Москвина. Огромная поляна, вертолетная площадка, два больших камня с обелисками, табличками, памятником Волкову Н.Н. Есть тут и баня, и кухня, летняя столовая и склад. Поляна расположена между ледниками Вальтера и Москвина.

Фото. Ледник Вальтера

Фото. Поляна Москвина

Место красивое – с одной стороны стена хребта Петра Первого с пиками Хохлова, Коммунизма (7495м) и Душанбе, возвышающимися над Памирским Фирновым Плато, с другой – вершина Евгении Корженевской (7105м). Напротив пик МФТИ, рядом пики 50 лет ВЛКСМ (6700м) и Четырех (6259м).
Разобрали нашу заброску. Пообедали, и ребята, передовой отряд, стали готовиться к завтрашнему выходу на Корженевскую. А в планах, оставшихся в лагере – изучать окрестности.
Фото. Прогулка по леднику Москвина

11 сентября. Проводили после завтрака Анатолия и Юрия на Корженеву. Виктор тоже собрал рюкзак, взял примус, еду и ушел на весь день на фотоэтюды.

Мы с Митей занялись лагерем, сушка вещей, дрова, порядок на складе. Сейчас мы хозяева на всей поляне Москвина, сезон закончился.
Вернулся Виктор. Вечером подошли прокопчане, они не пошли на Сулоева.
Ночью где-то близко сошла лавина, воздушная волна тряхнула наш сарай и обсыпала снегом.

12 сентября. Утром солнце, все вершины открыты. Виктор снова ушел после завтрака на фотоэтюды. Для разминки и мы с Митей прогулялись по леднику к пику Четырех.

Юрий Бедарев.
Погода в тот год на Памире в принципе была очень плохая, да и еще сезон заканчивался. Мы понимали, что шансов взойти на Гору немного. После акклиматизационного выхода на 5800 мы с Толей отдохнули один день и с утра пораньше вышли. План был такой: ночуем на 5800,там хорошее и безопасное место. Затем выходим с 2-х дневным грузом на ребро и идем на вершину Корженевской. Ночевать там особо негде: народ обычно с 5800 ходит на гору, и некоторые даже умудряются спуститься на "Пыльную" стоянку. Но не в этот раз. Снега было очень много, приходилось просто чуть ли ни траншею бить.
Фото. Бедарев Юрий

Как и планировали, заночевали на 5800.Погода ужас, на горе и внизу никого из альпинистов. Приходилось и эту ситуацию брать в расчет, т.е. помощи однозначно не будет. С утра попробовали по снежной полке выйти на гребень. Снег очень рыхлый и чуть ли не по пояс. От места ночевки до гребня от силы метров 200-300 с очень небольшим подъемом. Мы затратили на это часа 1,5-2. На гребне находиться невозможно - сильный ветер, глубокий снег и ничего не видно. Решение одно и очевидное - надо идти вниз.
Спустились на место ночевки, попили чаю, посидели в палатке с надеждой ,что погода угомонится. К вечеру вроде бы все маленько утихло, и мы решили, что утром посмотрим, что и как. А там либо вверх, либо вниз, хотя оба понимали, что идти нужно только вниз. Утром опять попытались выйти на гребень чисто ради проформы. А потом "чухнули " вниз к своим.

Валерий Таякин.
13 сентября. Погода испортилась, ветер, снег. Ребята должны сегодня идти на вершину, но погода не благопрепятствует.
Ближе к вечеру они возвратились. Дошли до 6200, сделали две попытки и отказались от восхождения. Там снег разгребать ротой, а не вдвоем.
15 сентября. Собрались и отправились в обратный путь.
Фото. Кумейко Дмитрий

1987 год.
20 июля – 14 сентября
Команда: Самойлов Анатолий, Таякин Валерий, Русский Виктор, Бедарев Юрий, Шарапов Вадим, Чернорицкий Александр, Кольцов Андрей

Фото. Шарапов Вадим

Далее рассказ продолжит Вадим Шарапов.
Это было "в те времена далёкие, теперь почти былинные..." когда туризм и альпинизм еще были разделены глубокой пропастью и, находиться одновременно в двух лагерях было невозможно. Почти.
1987 год, вторая попытка взойти на вершину Корженевской. Год назад попытка совместить поход и восхождение была не удачной. Через год решили пойти на чисто альпинистский вариант, то есть главной и единственной целью стала Гора.
Фото. Пик Евгении Корженевской 7105м

Путь к вершине Корженевской по самому популярному маршруту, ребру Цетлина, удобнее начинать из Пыльного лагеря, расположенного на морене ледника Москвина.
Забросились вертолётом на Пыльный 3900м. Легко, удобно, быстро, но сопряжено с головными болями. В самом прямом смысле - горняшка. Поболели, пошли знакомиться, общаться. А пообщаться было с кем. Не так давно вышла книга "Эверест 82" и несколько участников той экспедиции во главе с Ивановым, сейчас были в лагере, вполне доступные для вопросов, да и просто общения. Обустроились, пообщались, обсудили последние новости МАЛа. Вон французы - парашютисты прыгнули с пика Воробьёва. Красиво парят. У них это типа акклиматизации, вообще-то они хотят с Корженевы прыгнуть. Но сначала туда надо залезть, так же как и нам.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

Так что пора выходить наверх, надо набирать высоту. Рюкзаки не в пример туристскому походу, мы с такими дома в поход выходного дня ходим. Тропа набита, фирн, торить не надо, благодать. Вот он, какой альпинизм-то оказывается.
Фото. Виктор Русский

Эта лёгкость впоследствии сыграла с нами злую шутку. В походе идёшь по долинам с тяжёлым рюкзаком, потеешь, скрипишь, как потёртое седло, корячишься по сыпухе на некатегорийный перевал. Но, когда выходишь на ледопад по стенке троечного перевала, ты уже в такой форме, что прёшь, как танк. А тут неделю назад мы были в Душанбе, сидели в чайхане и вот уже подходим к пяти тысячам. Высоту набрали очень быстро, пару ночёвок и мы в лагере на 5800. Ночуем, болеем и спускаемся вниз на Пыльный.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

Внизу опять благодать, погода, виды, грохот Трамплинного. Ребята из клуба МГУ строят "сад камней". Вертолёт взлетает слишком близко к их лагерю и постоянно валит палатки. Пришлось им отгонять его каменными скульптурами. Американцы и ленинградцы во главе с Ефимовым сегодня улетают на Фортамбек на Сулоева.

Спустились на Москвина в МАЛ. А тут сверху спустили вниз три трупа харьковчан, погибших в лавине на гребне пика Коммунизма. Лагерь притих после этого. https://4sport.ua/news?id=15145

Пару дней отдохнули в лагере, скучно, пора опять наверх.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

Небольшой совет собираем: ещё один выход на акклиматизацию или уже идём на Корженевскую? Группа у нас была семь человек. Одного потеряли в Джергитале.

Взорвался примус, и Андрюха с ожогами 70% на санитарном самолёте в Душанбе, где профессор Ким спасал его.
У Виктора небольшой ожог на ноге, но он с нами. Осталось в команде шесть человек.
Фото. Таякин и Русский

Фото. Чернорицкий Александр

Трое молодых и трое "старых". Все уже были достаточно хорошо подготовлены технически, но старички уже походили, имели в активе серьёзные походы, а молодёжь рвалась в бой. Какая тут акклимуха, "вперёд и вверх"! В общем, выходим на восхождение. По снегу градусов 45-50 поднимаемся на вторую ночёвку на 5800, ставим лагерь. Рядом французы, которые хотели на парашютах с Корженевской спуститься, но из-за непогоды не взошли.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

И тут я обнаруживаю, что оставил в базе пуховку. Стыдно, обидно, но делать что-то надо. Опять небольшой совет. Валера Таякин говорит, что он вообще-то и снизу посмотрит, как мы лезем, и порадуется за нас. Отдаёт мне пуховку и собирается вниз. Спасибо Андреич! Прочитал недавно на Риске, что он в походе по Якутии вообще без рюкзака оказался, так что Валера один-один. Русский с Чернорицким тоже вспомнили, что они в отпуске и вся команда старшего поколения повернула назад к уюту базового лагеря.

Мы втроём двинули вверх на 6100. Вечером Юра Бедарев начал жаловаться на озноб. Ночью поднялась температура. Утром стало ясно, что дальше вверх он идти не может. Пару дней назад, на Москвина, он стоял и слушал рассказы кого-то из эверестовцев, мёрз, но отойти за пуховкой не захотел. Вот результат.

Анатолий повёл его вниз, а я остался один ночевать на 6100. На следующий день подошли инструктора с МАЛа. У них смена заканчивалась, и они уже для себя в очередной раз пошли на Корженеву. Руководил Лёша Корень, который когда-то в Томске лазил с нашими ребятами, так что пообщались очень хорошо. Затем прошла группа уральцев, с которыми пару лет назад тут же на Памире встречались. Вообщем, много знакомых можно встретить, если высоко залезть.
Фото. Самойлов Анатолий

Самойлов Толя поднялся в лагерь где-то в обед, и мы решаем сразу же подниматься на вершину. Очередная ночёвка на 6300, и рано утром, почти ночью, выходим. Уральцы ночевали чуть выше, инструктора уже спускались. Ветер дует, тропа есть, кислорода нет. Технически маршрут несложный, если бы пару километров вниз, то и разговоров бы не было. А так было тяжеловато.

Вот что значит, поленились ещё пару выходов наверх сделать. Или колечко через пару перевалов.
Гора близко, рюкзаки пустые, чего тут рассусоливать. С погодой повезло, всё было отлично, просто пришлось потерпеть.
На вершину Корженевской. 1986 - 87г (Горный туризм)

Тур там не на самой вершине, а на последних выходах скал. А до вершины ещё метров 300, с небольшим набором по снегу. Выходишь к туру, там уже сидят мужики, поздравляют, и тебе надо заставить себя ещё эти 300 метров по снегу барахтаться. Голосочек сладенький поёт, что ты и так уже на вершине. Вот же тур, там записка, в ней написано, что это пик Евгении Корженевской 7105м. А другой голос говорит, что потом всю жизнь будешь врать, что был на горе, а сам-то не дошёл. Вот эта мысль и гнала эти 300 метров. Вершина! Сегодня 9 августа 1987г.

На Горе Толя заставляет меня вскинуть руки в победном порыве, но они не вскидывались, да и не до фото мне тогда было. Вниз, в лагерь, горячего чаю или лучше коньяка. Всё это, конечно, попозже было. Но потом, уже в Душанбе вдруг ощутил, что мало. Всё-таки поход за сотню километров, 5-6 хороших перевалов, вот тут ты наелся. А одна вершина, пусть и семитысячник - это мало. Хотя для послужного списка иметь в активе семитысячник гораздо круче, чем очередную горную пятёрку. Ну, это тогда, тридцать лет назад. А сейчас я наших "старичков" понимаю, сам такой. Мы же в отпуске!